Лента новостей

Все новости

Популярное

Новосибирские школьники узнают о толерантности за счет уроков литературы

 Светлана Фролова

Как известно, в 2009 году, после встречи с руководителями традиционных конфессий, действующих в РФ, президентом было дано поручение правительству ввести в средних общеобразовательных школах курс по основам религиозных культур. В октябре 2009 года было издано соответствующее распоряжение правительства, в котором министерству образования было поручено разработать содержание такого курса и начать апробацию. Тогда, вместе с 18 субъектами РФ, Новосибирская область включилась в этот проект. В этом году таких субъектов России уже 21. Предполагалось, что родители могут выбрать модуль, по которому их ребенок будет обучаться в школе. Модулей в этом курсе 6 – основы православной, буддистской, иудейской, исламской культур, основы светской этики и основы мировых религиозных культур. - Первый этап апробации начался с 1 апреля 2010 года, - рассказывает начальник управления общего образования министерства образования Новосибирской области Владимир Щукин. - В Новосибирской области в нем приняло участие около 22 600 учащихся. Из них около 13,6% выбрали основы православной культуры, 13% – основы мировых религиозных культур, основы светской этики – 73%. По окончании учебного года родители могли сменить выбранный модуль. Но такой возможностью воспользовались не многие. Количество обучающихся по модулю «Православная культура» увеличилось на 170 человек, где-то на 160 – уменьшилось количество обучающихся «Основам светской этики». Порядка десяти школьников присоединилось к изучающим курс «Основы мировых религиозных культур». В течение первой четверти пятиклассники завершили изучение этого курса. Сейчас мы ведем работу по организации второго этапа апробации, который начнется после зимних каникул, в третьей четверти. На втором этапе изучение курса будет происходить третью и четвертую четверть – по одному часу в неделю. Прошлый учебный год четвероклассники обучались по два часа в неделю. По словам Владимира Щукина, сделано это было для того чтобы уменьшить нагрузку на школьников. - За это время повысилась квалификация учителей, – говорит директор центра культурологического и религиоведческого образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) Наталья Попова. - В марте месяце было обучено 1286 учителей. К этому курсу положительно (87% участников) отнеслись администрация, родители, учащиеся, и учителя. В ходе апробации был проведен опрос на тему «В чем вы видите положительное значение введения курса?» По данным исследования, расширение кругозора детей видят 49% опрошенных, духовное и культурное развитие детей отметили 27%, повышение нравственности детей – 24%, воспитание культуры межнационального общения и уважение к культурным и религиозным традициям народов России – 20%. Все опрошенные отметили укрепление связи ребенка и родителя. Впрочем, на вопрос «В чем вы видите риски введения курса?», опрашиваемые ответили так: дополнительная нагрузка на школьников – 40%. , принудительное навязывание веры и религии – 10%, обособление школьников по мировоззрению и национальной принадлежности – 11%, опасность формирования формального отношения к религии и вере отметили 10%. Также в районах отмечали проблему разного мировоззрения самих членов семей. Ведь часто внутри семьи есть люди, принадлежащие к различным религиям. А это, по мнению кураторов курса, зачастую, очень мешает родителям адекватно выбрать модуль обучения для их ребенка. Более того – многие родители первой волны апробации не знали для чего вводится этот предмет, какое у него содержание, и кто будет его преподавать. Сейчас родители более осведомлены. По словам Натальи Поповой, никаких протестов и недовольств в ходе апробации отмечено не было. А на будущий год каждая семья еще и получит справочник, чтобы родители понимали, что это за курс, как он работает, и «как работать в связи с этим с ребенком». - Главное – это широкое информирование общественности о том, что этот курс носит просветительский культурологический характер, – считает Владимир Щукин. - Он не направлен на распространение каких-то идей. Это светский курс. Но не рано ли в четвертом классе говорить о религии? - Наоборот это очень здорово! - уверена Наталья Попова. - Потому что 5, 6, 7 класс – это подростковый возраст. А современный ребенок часто в этом возрасте не обладает понятийным аппаратом – не знает, что такое «добро» и «зло», «счастье», что такое «дружба». А вот Владимир Щукин считает, что курс для начальной школы достаточно сложный: - И проблема тут даже не в содержании. Ведь никто не ставил задачу донести до ребенка какие-то философские категории, чтобы дети оперировали ими, рассуждали о жизни и смерти. Главное, чтобы ребенку было интересно. И чтобы он мог понять, что люди разные, есть разные культуры. Основная задача его – воспитательная. Он направлен на духовно-нравственное воспитание, на формирование способности жить в согласии с другими народами, понимать и чувствовать другого человека, учить жить в обществе. - То есть семья сейчас функции по воспитанию уже не выполняет? – поинтересовался корреспондент Сибкрай.ru - Понимаете, иногда родители не могут научить ребенка толерантности. Для этого нужен очень обширный материал, - подытожил Владимир Щукин.
Как известно, в 2009 году, после встречи с руководителями традиционных конфессий, действующих в РФ, президентом было дано поручение правительству ввести в средних общеобразовательных школах курс по основам религиозных культур. В октябре 2009 года было издано соответствующее распоряжение правительства, в котором министерству образования было поручено разработать содержание такого курса и начать апробацию. Тогда, вместе с 18 субъектами РФ, Новосибирская область включилась в этот проект. В этом году таких субъектов России уже 21. Предполагалось, что родители могут выбрать модуль, по которому их ребенок будет обучаться в школе. Модулей в этом курсе 6 – основы православной, буддистской, иудейской, исламской культур, основы светской этики и основы мировых религиозных культур. - Первый этап апробации начался с 1 апреля 2010 года, - рассказывает начальник управления общего образования министерства образования Новосибирской области Владимир Щукин. - В Новосибирской области в нем приняло участие около 22 600 учащихся. Из них около 13,6% выбрали основы православной культуры, 13% – основы мировых религиозных культур, основы светской этики – 73%. По окончании учебного года родители могли сменить выбранный модуль. Но такой возможностью воспользовались не многие. Количество обучающихся по модулю «Православная культура» увеличилось на 170 человек, где-то на 160 – уменьшилось количество обучающихся «Основам светской этики». Порядка десяти школьников присоединилось к изучающим курс «Основы мировых религиозных культур». В течение первой четверти пятиклассники завершили изучение этого курса. Сейчас мы ведем работу по организации второго этапа апробации, который начнется после зимних каникул, в третьей четверти. На втором этапе изучение курса будет происходить третью и четвертую четверть – по одному часу в неделю. Прошлый учебный год четвероклассники обучались по два часа в неделю. По словам Владимира Щукина, сделано это было для того чтобы уменьшить нагрузку на школьников. - За это время повысилась квалификация учителей, – говорит директор центра культурологического и религиоведческого образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) Наталья Попова. - В марте месяце было обучено 1286 учителей. К этому курсу положительно (87% участников) отнеслись администрация, родители, учащиеся, и учителя. В ходе апробации был проведен опрос на тему «В чем вы видите положительное значение введения курса?» По данным исследования, расширение кругозора детей видят 49% опрошенных, духовное и культурное развитие детей отметили 27%, повышение нравственности детей – 24%, воспитание культуры межнационального общения и уважение к культурным и религиозным традициям народов России – 20%. Все опрошенные отметили укрепление связи ребенка и родителя. Впрочем, на вопрос «В чем вы видите риски введения курса?», опрашиваемые ответили так: дополнительная нагрузка на школьников – 40%. , принудительное навязывание веры и религии – 10%, обособление школьников по мировоззрению и национальной принадлежности – 11%, опасность формирования формального отношения к религии и вере отметили 10%. Также в районах отмечали проблему разного мировоззрения самих членов семей. Ведь часто внутри семьи есть люди, принадлежащие к различным религиям. А это, по мнению кураторов курса, зачастую, очень мешает родителям адекватно выбрать модуль обучения для их ребенка. Более того – многие родители первой волны апробации не знали для чего вводится этот предмет, какое у него содержание, и кто будет его преподавать. Сейчас родители более осведомлены. По словам Натальи Поповой, никаких протестов и недовольств в ходе апробации отмечено не было. А на будущий год каждая семья еще и получит справочник, чтобы родители понимали, что это за курс, как он работает, и «как работать в связи с этим с ребенком». - Главное – это широкое информирование общественности о том, что этот курс носит просветительский культурологический характер, – считает Владимир Щукин. - Он не направлен на распространение каких-то идей. Это светский курс. Но не рано ли в четвертом классе говорить о религии? - Наоборот это очень здорово! - уверена Наталья Попова. - Потому что 5, 6, 7 класс – это подростковый возраст. А современный ребенок часто в этом возрасте не обладает понятийным аппаратом – не знает, что такое «добро» и «зло», «счастье», что такое «дружба». А вот Владимир Щукин считает, что курс для начальной школы достаточно сложный: - И проблема тут даже не в содержании. Ведь никто не ставил задачу донести до ребенка какие-то философские категории, чтобы дети оперировали ими, рассуждали о жизни и смерти. Главное, чтобы ребенку было интересно. И чтобы он мог понять, что люди разные, есть разные культуры. Основная задача его – воспитательная. Он направлен на духовно-нравственное воспитание, на формирование способности жить в согласии с другими народами, понимать и чувствовать другого человека, учить жить в обществе. - То есть семья сейчас функции по воспитанию уже не выполняет? – поинтересовался корреспондент Сибкрай.ru - Понимаете, иногда родители не могут научить ребенка толерантности. Для этого нужен очень обширный материал, - подытожил Владимир Щукин.