MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Следует признать, что российская система образования в новых условиях экономического и социального развития столкнулась с целой совокупностью системных вызовов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Первое. Стало очевидным несоответствие сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям общественного развития и запросам экономики.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Второе. Общество не удовлетворяет качество образования и рост доли слабых преподавателей.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Третье. Образование перестало быть механизмом «социального перемешивания и социального лифта».
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Наконец, российская система образования потеряла конкурентоспособность на глобальном рынке.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Именно система образования сегодня выступает в качестве социального раздражителя. Родители считают, что школа перегружает детей занятиями, востребованность которых сомнительна. Субъекты профессионального образования уверены, что школа не обучает полезным умениям и социальным компетенциям. Общество в целом полагает, что школа слабо воздействует на формирование ценностей подрастающего поколения. И важно в этом случае дать «ответ», причем такой, который ожидает общество и который устроит все заинтересованные стороны.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Общественные запросы к образованию были сформулированы в долговременной концепции социально-экономического развития России до 2020 года, где указывалось, что стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современного общества. Более того, для достижения такой цели сегодня сложились уникальные возможности.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>В исследованиях, проведенных Новым сибирским институтом в последние годы, была предпринята попытка «смоделировать» портрет поколений, которым предстоит обеспечить инновационное развитие России. Конечно, особый интерес представляет поколение начала нового века: 2000–2020 годов. Условия социализации этого поколения были чрезвычайно разнообразными:
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l0 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>большой выбор новых технологий;
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l0 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>резкий переход от одного типа развития к другому (подъем–кризис);
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l0 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>конкуренция;
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l0 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>интенсификация коммуникаций;
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l0 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>активные изменения образовательной системы и т.д.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Но именно в таких условиях формируется готовность к инновациям, самостоятельность, коммуникабельность и независимость. Следует признать, что сложившиеся для этого поколения условия удивительно продуктивны именно для воспитания инноваторов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Следующее поколение, рожденное к концу первого десятилетия (2010–2030 годов), будет совсем другим, поскольку его социализация пойдет в иных условиях. Это время кризиса, социально-психологического напряжения, маргинализации, консервации коммуникаций, формирования солидарностей разного типа, борьбы за лидерство и т.д. Возможно, оно тоже будет успешным, но это будет успех другого типа, потому что у него будут формироваться иные характеристики. Это поколение может быть способным к мобилизации, но неспособным к принятию самостоятельных решений, а значит, неспособным к инновациям. Хотя, конечно, это лишь модель поколения, и еще есть шанс изменить его потенциал. И для решения этой задачи нужен другой учитель.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Главное условие формирования современного учителя – новый характер развития экономики. Этот характер определяется:
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l1 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>многократными, зачастую непредсказуемыми изменениями технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l1 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>максимальной гибкостью и нелинейностью организационных форм производства и социальной сферы;
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l1 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>включением процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l1 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>опорой на талант, креативность и инновационность человека как важнейшего ресурса экономического и социального развития;
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l1 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>сменой основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Отсюда жесткие запросы инновационной экономики к результатам образования. Новой экономике нужна массовость креативных компетентностей и массовая готовность работников к переобучению в течение всей жизни. Но такие качества возникнут только при резком увеличении возможностей выбора образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта. А это, в свою очередь, требует нового регулирования образовательного рынка: государство уже не может контролировать качество образовательных программ. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, представляемой участникам рынка, а главными субъектами регулирования становятся профессиональные сообщества – учителя, преподаватели – и потребители – ученики, родители, работодатели.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Но это означает, что у педагога должна возникнуть совершенно несвойственная ему сегодня совокупность качеств.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Во-первых, он должен приобрести новый тип профессиональных характеристик. Учитель должен быть исследователем, воспитателем, консультантом и руководителем проектов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Во-вторых, педагог должен стать новым типом «общественного человека»: с развитым культурным воображением, имеющим мотивацию к инновационной деятельности, открытым к взаимодействию, включенным в систему других социальных институтов таких, как гражданское общество, политические партии, культура, спорт и т.д.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>И, наконец, у него должен сформироваться новый тип общественной роли. Педагог должен стать участником общественной экспертизы развития всей системы социальных институтов, лидером общественного мнения. И, самое главное, именно на его плечи должна лечь роль организатора солидарностей разного типа, то есть идеолога современного общества.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Каковы механизмы формирования такого типа учителя? Можно назвать два базовых:
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l2 level1 lfo3<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>обязательное, постоянное согласование интересов трех основных субъектов образования (учащиеся и их семьи, профессиональные сообщества педагогов и работодателей);
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: justify; mso-list: l2 level1 lfo3<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#> courier=<#two#><#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>3<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>> FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>многообразие форм и содержания образования, поливариантность программ и такая же широкая вариативность образовательных траекторий обучающихся.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Надо учесть, что становление современного учителя будет происходить в принципиально иных, чем мы сегодня имеем, условиях. Будет происходить последовательная селекция педагогического корпуса, ускоренное замещение неэффективных педагогов и адресная поддержка эффективных и перспективных учителей. В России начнет формироваться новая модель рынка труда. Поскольку возрастет возможность получения оплаты за результат, а не за «часы», то сюда придут работники других профессий. Отсюда начнется снижение доли «герметичных» учебных заведений, они будут все более открытыми и конкурирующими, очень часто друг с другом. А это потребует нового менеджмента и самих учебных заведений, и системы в целом.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>И все это уже заложено в известном российскому обществу проекте «Наша новая школа». Надо только помнить, что это лишь первый рубеж длинной дороги формирования современного учителя и качественного образования.