Лента новостей

Все новости

Популярное

В школах с инклюзивным образованием на равных учатся обычные и «особые» дети

 

Для того, чтобы поддержать образовательные учреждения, где дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды учатся вместе с обычными школьниками, был разработан региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Проект стартовал в августе 2011 года в 35 школах региона, из которых 26 расположены в районах области и 9 – в Новосибирске. В марте в рамках Международной образовательной выставки «УчСиб-2012» были подведены его промежуточные итоги.
Как заявила во вступительном слове заместитель директора областного центра диагностики и консультирования детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Татьяна Абакирова, за время, прошедшее с начала реализации проекта, удалось сформулировать критерии, по которым можно оценивать, как идет процесс. В их числе – общее количество детей, наличие кадров для выполнения поставленных задач, развитие индивидуальных образовательных маршрутов для особых учеников.
Татьяна Абакирова сообщила, что на сегодняшний день в проекте участвует 706 детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Из них 451 учится в районах области и 255 – в новосибирских школах. 68 процентов детей уже прошли медико-психологическую комиссию и получили рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
С особыми учениками работают 485 педагогов. Однако даже при таком количестве не удается обеспечить кадровые потребности всех школ. Так, заниматься с логопедом может лишь около половины детей, участвующих в проекте, с педагогом-дефектологом – около трети. Зато психологов хватает почти на всех, а потребность в социальных педагогах удовлетворена полностью. Более чем в половине школ, реализующих модель инклюзивного образования, в этом учебном году зарплата педагогов выросла на 10 и более процентов.
Участники совещания поделились с коллегами накопленным опытом, рассказали о достижениях своих подопечных, перечислили основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться.
– В нашей школе учатся 32 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – рассказала директор школы № 4 Болотнинского района Оксана Рябцева. – Это составляет 7 процентов от общего числа учеников. Мы уделяем большое внимание не только обучению, но и социализации таких детей. Специально для этого разработанная программа называется «Мы вместе». Ребята наравне с обычными учениками участвуют в общешкольных мероприятиях, занимают призовые места: первое место в конкурсе на самую нарядную снежную фигуру, третье место на конкурсе инсценированной песни, недавно «особая» девочка стала лучшей в конкурсе чтецов.
По словам Оксаны Рябцевой, самое главное – это сломать стереотипы, годами копившиеся у педагогов, выработать новый взгляд на ученика.
В Ново-Воскресенской средней школе Черепановского района к работе по инклюзивной модели стараются привлекать как можно большее количество социальных партнеров по всем направлениям. Налажено тесное сотрудничество с различными профильными НИИ, благотворительными фондами, Домом культуры, библиотекой. За победы в конкурсах в рамках приоритетного национального проекта по внедрению инновационных программ в последние несколько лет школа получила около 3 млн рублей, что позволило существенно обновить материальную базу.
– Мы придерживаемся точки зрения: чем больше людей участвует в процессе, тем лучше, – говорит директор школы Вера Ложкова. – Воспитываем детей всем миром. На балансе школы находится детский сад, где их уже берут под наблюдение, и, когда приходит время идти в первый класс, мы уже знаем о ребенке достаточно много, чтобы определить то направление, которое приведет к успеху. Практика показывает, что это правильный подход. Ребята делают большие успехи. Так, девочка из четвертого класса получила на соревнованиях разного уровня по теннису уже три кубка, Мальчик-пятиклассник стал капитаном хоккейной команды. Есть и другие примеры.
По словам Веры Ложковой, большое внимание в школе уделяется трудовому обучению – мальчики получают профессию столяра, девочки – швеи. Есть договоры с профессиональными училищами, согласно которым выпускники 9 класса с ограниченными возможностями продолжают образование там. В течение трех лет за их судьбой пристально следят педагоги школы, чтобы точно знать, как трудоустраиваются ученики.
– Нашей школе очень повезло, – мы стали участниками национальной программы «Доступная среда», – поделилась с коллегами директор школы № 177 Дзержинского района Ирина Сысоева. – В ее рамках мы получили средства и на привлечение узких специалистов, и на укрепление материально-технической базы, Кроме того, наши специалисты проходят дистанционные курсы повышения квалификации – также благодаря программе.
Но во многих других школах кадровая проблема остается одной из самых острых. В школе № 1 Кыштовского района сетуют на то, что лишь единицы учителей имеют специальную подготовку, нет возможности привлечь специалиста-дефектолога. По словам директора школы № 1 Каргатского района Владимира Денисова, в школе из 26 педагогов только пять прошли переподготовку. В школе № 2 Чистоозерного района соотношение похожее – повысить квалификацию смогли шесть из 27 педагогов, на большее не хватает средств. Помочь решить эту проблему могли бы выездные курсы переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих по инклюзивным программам, но пока для этого нет финансовой возможности.
В числе других названных педагогами проблем – низкая скорость Интернета, слабость материально-технической базы, нехватка учебников по коррекционным программам.
Тем не менее, как подчеркнула Татьяна Абакирова, можно констатировать, что за достаточно короткое время школы смогли приступить к реализации проекта и получить первые промежуточные результаты. Она также отметила, что пока школы с инклюзивным образованием есть не во всех районах Новосибирска и области:
– Сегодня у нас не охвачены Северный, Усть-Таркский, Маслянинский, Колыванский и Кочковский районы, в областном центре нет таких школ в Кировском, Октябрьском и Железнодорожным районах. В перспективе хотелось бы, чтобы они появились в каждом районе, а в более отдаленном будущем – по три на район. Они должны стать центрами, где любой педагог из любого образовательного учреждения мог бы получить необходимые консультации и рекомендации.
Для того, чтобы поддержать образовательные учреждения, где дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды учатся вместе с обычными школьниками, был разработан региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Проект стартовал в августе 2011 года в 35 школах региона, из которых 26 расположены в районах области и 9 – в Новосибирске. В марте в рамках Международной образовательной выставки «УчСиб-2012» были подведены его промежуточные итоги.
Как заявила во вступительном слове заместитель директора областного центра диагностики и консультирования детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Татьяна Абакирова, за время, прошедшее с начала реализации проекта, удалось сформулировать критерии, по которым можно оценивать, как идет процесс. В их числе – общее количество детей, наличие кадров для выполнения поставленных задач, развитие индивидуальных образовательных маршрутов для особых учеников.
Татьяна Абакирова сообщила, что на сегодняшний день в проекте участвует 706 детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Из них 451 учится в районах области и 255 – в новосибирских школах. 68 процентов детей уже прошли медико-психологическую комиссию и получили рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
С особыми учениками работают 485 педагогов. Однако даже при таком количестве не удается обеспечить кадровые потребности всех школ. Так, заниматься с логопедом может лишь около половины детей, участвующих в проекте, с педагогом-дефектологом – около трети. Зато психологов хватает почти на всех, а потребность в социальных педагогах удовлетворена полностью. Более чем в половине школ, реализующих модель инклюзивного образования, в этом учебном году зарплата педагогов выросла на 10 и более процентов.
Участники совещания поделились с коллегами накопленным опытом, рассказали о достижениях своих подопечных, перечислили основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться.
– В нашей школе учатся 32 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – рассказала директор школы № 4 Болотнинского района Оксана Рябцева. – Это составляет 7 процентов от общего числа учеников. Мы уделяем большое внимание не только обучению, но и социализации таких детей. Специально для этого разработанная программа называется «Мы вместе». Ребята наравне с обычными учениками участвуют в общешкольных мероприятиях, занимают призовые места: первое место в конкурсе на самую нарядную снежную фигуру, третье место на конкурсе инсценированной песни, недавно «особая» девочка стала лучшей в конкурсе чтецов.
По словам Оксаны Рябцевой, самое главное – это сломать стереотипы, годами копившиеся у педагогов, выработать новый взгляд на ученика.
В Ново-Воскресенской средней школе Черепановского района к работе по инклюзивной модели стараются привлекать как можно большее количество социальных партнеров по всем направлениям. Налажено тесное сотрудничество с различными профильными НИИ, благотворительными фондами, Домом культуры, библиотекой. За победы в конкурсах в рамках приоритетного национального проекта по внедрению инновационных программ в последние несколько лет школа получила около 3 млн рублей, что позволило существенно обновить материальную базу.
– Мы придерживаемся точки зрения: чем больше людей участвует в процессе, тем лучше, – говорит директор школы Вера Ложкова. – Воспитываем детей всем миром. На балансе школы находится детский сад, где их уже берут под наблюдение, и, когда приходит время идти в первый класс, мы уже знаем о ребенке достаточно много, чтобы определить то направление, которое приведет к успеху. Практика показывает, что это правильный подход. Ребята делают большие успехи. Так, девочка из четвертого класса получила на соревнованиях разного уровня по теннису уже три кубка, Мальчик-пятиклассник стал капитаном хоккейной команды. Есть и другие примеры.
По словам Веры Ложковой, большое внимание в школе уделяется трудовому обучению – мальчики получают профессию столяра, девочки – швеи. Есть договоры с профессиональными училищами, согласно которым выпускники 9 класса с ограниченными возможностями продолжают образование там. В течение трех лет за их судьбой пристально следят педагоги школы, чтобы точно знать, как трудоустраиваются ученики.
– Нашей школе очень повезло, – мы стали участниками национальной программы «Доступная среда», – поделилась с коллегами директор школы № 177 Дзержинского района Ирина Сысоева. – В ее рамках мы получили средства и на привлечение узких специалистов, и на укрепление материально-технической базы, Кроме того, наши специалисты проходят дистанционные курсы повышения квалификации – также благодаря программе.
Но во многих других школах кадровая проблема остается одной из самых острых. В школе № 1 Кыштовского района сетуют на то, что лишь единицы учителей имеют специальную подготовку, нет возможности привлечь специалиста-дефектолога. По словам директора школы № 1 Каргатского района Владимира Денисова, в школе из 26 педагогов только пять прошли переподготовку. В школе № 2 Чистоозерного района соотношение похожее – повысить квалификацию смогли шесть из 27 педагогов, на большее не хватает средств. Помочь решить эту проблему могли бы выездные курсы переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих по инклюзивным программам, но пока для этого нет финансовой возможности.
В числе других названных педагогами проблем – низкая скорость Интернета, слабость материально-технической базы, нехватка учебников по коррекционным программам.
Тем не менее, как подчеркнула Татьяна Абакирова, можно констатировать, что за достаточно короткое время школы смогли приступить к реализации проекта и получить первые промежуточные результаты. Она также отметила, что пока школы с инклюзивным образованием есть не во всех районах Новосибирска и области:
– Сегодня у нас не охвачены Северный, Усть-Таркский, Маслянинский, Колыванский и Кочковский районы, в областном центре нет таких школ в Кировском, Октябрьском и Железнодорожным районах. В перспективе хотелось бы, чтобы они появились в каждом районе, а в более отдаленном будущем – по три на район. Они должны стать центрами, где любой педагог из любого образовательного учреждения мог бы получить необходимые консультации и рекомендации.