Лента новостей

Все новости

Популярное

За обучение сельских ребятишек новосибирским спецклассам будут доплачивать

 

На встрече с директорами школ, победивших в конкурсе на право открыть специальные классы с углубленным изучением математики, физики и химии, Виктор Толоконский озвучил несколько новых предложений, касающихся работы таких классов. В частности, он объявил, что продляет срок набора талантливых ребятишек до 20 июня и разрешает школам расширить перечень профильных специализаций. К уже имеющимся химии, физике, математике Толоконский предложил добавить еще какую-нибудь естественнонаучную дисциплину – например, биологию. Таким образом, спецклассов в Новосибирской области окажется уже не 18, как предполагалось, а больше. Особое внимание губернатор обратил на то, что одной только профильной подготовки для обучения будущих физиков, химиков и математиков недостаточно, нужно повышать общей уровень и культуру образования. - Формируя спецкласс, мы должны понимать, что это особый социум. Здесь должны по-другому изучаться иностранные языки, предметы общей культуры, здесь должна быть другая активность детей в научном творчестве, в спорте, в самодеятельности. Спецкласс – это лицо школы, показатель, по которому мы будем определять качество работы учителей и директора, - заявил губернатор. В качестве примера Толоконский привел случай, которому стал свидетелем в первой гимназии. Когда сотрудники немецкого консульства пришли вручать школьникам сертификаты о хорошем знании языка, оказалось, что победителями стали учащиеся математического класса. - Не гуманитарного, не еще какого-то, а математического, - подчеркнул глава области. - Это было мне и приятно, и тревожно одновременно. Потому что талантливый математик, свободно владеющий иностранным языком, - это кандидат на отъезд за границу. Но, как бы то ни было, я понимаю, что нельзя искусственно тормозить развитие ребенка, он должен максимально раскрыть свои способности и таланты. В своем выступлении перед директорами образовательных учреждений губернатор особенно настаивал на том, чтобы они не ограничивали набор в спецклассы только своими учениками, но обязательно приглашали ребят из других школ, в том числе из сельских. - Пусть это будет хотя бы 10-20% от общего числа учащихся спецклассов. Есть результаты олимпиад и конкурсов, есть информация из районных отделов образования, есть шефские связи. Воспользуйтесь этим. Не хотелось бы на первых порах вводить обязательный норматив, просто прошу творчески и ответственно подойти к этому процессу. Думаю, мы найдем дополнительный стимул для школ, чтобы они были материально заинтересованы принимать детишек «со стороны», - пообещал губернатор. Виктор Толоконский подчеркнул, что обучение в специализированных классах требует от преподавателей особых подходов и инновационных методик. Воспитание талантов предполагает большую долю индивидуальных занятий и создание условий для целостного развития личности. - Фигурально выражаясь, физика, химия и математика, - это, скорее, форма. А новые подходы, новые методики – содержание образования. Мне видится, что количество детей в классе должно быть не более 25, но и не менее 20. Понятно, что с 25-ю учениками по многим предметам работать сложно, поэтому мы, закладывая повышенный норматив финансирования, предполагали, что количество учебной нагрузки будет выше, чем по обычным часам, что эти классы будут делиться на подгруппы. Этот же норматив учитывает индивидуальные занятия, индивидуальный подход, факультативы, посещение лабораторий, учебных баз университетов и так далее. Наверняка школам придется приобрести дополнительное учебное оборудование, поэтому постараемся каждому классу помимо норматива выделить еще дополнительные средства. Пока я решение не подписал, но мы готовы дать по миллиону рублей на оснащение этих классов оборудованием. Мне бы очень хотелось, чтобы вы попробовали построить индивидуальную траекторию развития для каждого ребенка. Чтобы создать ему условия – для занятий спортом, музыкой, художественным творчеством, для развития еще каких-то навыков и способностей, - выразил пожелание губернатор. В целях такого развития, считает глава областного правительства, можно использовать площадки других образовательных заведений – спортивные школы, музыкальные школы, школы искусств. И здесь, по мнению губернатора, большая роль отводится организующему началу районных и городского управлений образования. При этом Виктор Толоконский предостерег директоров и преподавателей от того, чтобы излишне перегружать учеников спецклассов. - Создайте им комфортные условия. Чтобы не было излишней психологической нагрузки на ребенка, когда он все время будет что-то не успевать. Как специалисты, вы лучше меня понимаете, что имеет значение не столько временная нагрузка, сколько эмоционально-психологическая. Если мы обеспечили ученику психологически комфортные условия, пусть даже он занят 8-10 часов в день, то это будет только в радость. Если мы плохо организовали, то за два-три часа не только ребенка, но и взрослого можно эмоционально убить неэффективностью, хаосом и неразберихой, - пояснил свою мысль губернатор. По словам Виктора Толоконского, сегодня в области примерно 30 процентов школ перегружено и мечтают о пристройках, еще 30 процентов пустуют и не знают, чем бы занять площади, и только около 40 процентов работают с нормативной загрузкой. - Директора моего поколения, думаю, прекрасно помнят, что 10-15 лет назад у нас учеников было гораздо больше, чем сейчас, и мы спокойно с этим справлялись. Когда я начинал работать мэром города, в Новосибирске было 240 тысяч школьников, сейчас 120 тысяч – вдвое меньше. Причем школ никаких не закрывали. Откуда же перегрузка, и как с этим бороться? Я никогда не приму решение, чтобы вы детей прогоняли из школы. Но что касается новых наборов – как в первые классы, так и в другие – там нужно очень взвешенно подходить и целый ряд задач решить, чтобы перегрузки не было. Напоследок губернатор еще раз подчеркнул, что придает реализации идеи специализированных классов очень большое значение и готов со своей стороны всячески этому способствовать. - Я убежден, что это системный проект, который позволит нам продвинуться по многим направлениям. Мы обязательно примем дополнительное решение по повышению квалификации педагогов. Те, кто будет работать в этих классов, получат быстрее и вне очереди все категории и необходимые статусы. Мы заключим специальные соглашения с университетами, они будут энергично вам помогать. Я уверен, университетам предстоит пройти такой же путь, какой школа уже прошла, – уменьшить контингент и повысить качество обучения, - выразил убеждение Виктор Толоконский.
На встрече с директорами школ, победивших в конкурсе на право открыть специальные классы с углубленным изучением математики, физики и химии, Виктор Толоконский озвучил несколько новых предложений, касающихся работы таких классов. В частности, он объявил, что продляет срок набора талантливых ребятишек до 20 июня и разрешает школам расширить перечень профильных специализаций. К уже имеющимся химии, физике, математике Толоконский предложил добавить еще какую-нибудь естественнонаучную дисциплину – например, биологию. Таким образом, спецклассов в Новосибирской области окажется уже не 18, как предполагалось, а больше. Особое внимание губернатор обратил на то, что одной только профильной подготовки для обучения будущих физиков, химиков и математиков недостаточно, нужно повышать общей уровень и культуру образования. - Формируя спецкласс, мы должны понимать, что это особый социум. Здесь должны по-другому изучаться иностранные языки, предметы общей культуры, здесь должна быть другая активность детей в научном творчестве, в спорте, в самодеятельности. Спецкласс – это лицо школы, показатель, по которому мы будем определять качество работы учителей и директора, - заявил губернатор. В качестве примера Толоконский привел случай, которому стал свидетелем в первой гимназии. Когда сотрудники немецкого консульства пришли вручать школьникам сертификаты о хорошем знании языка, оказалось, что победителями стали учащиеся математического класса. - Не гуманитарного, не еще какого-то, а математического, - подчеркнул глава области. - Это было мне и приятно, и тревожно одновременно. Потому что талантливый математик, свободно владеющий иностранным языком, - это кандидат на отъезд за границу. Но, как бы то ни было, я понимаю, что нельзя искусственно тормозить развитие ребенка, он должен максимально раскрыть свои способности и таланты. В своем выступлении перед директорами образовательных учреждений губернатор особенно настаивал на том, чтобы они не ограничивали набор в спецклассы только своими учениками, но обязательно приглашали ребят из других школ, в том числе из сельских. - Пусть это будет хотя бы 10-20% от общего числа учащихся спецклассов. Есть результаты олимпиад и конкурсов, есть информация из районных отделов образования, есть шефские связи. Воспользуйтесь этим. Не хотелось бы на первых порах вводить обязательный норматив, просто прошу творчески и ответственно подойти к этому процессу. Думаю, мы найдем дополнительный стимул для школ, чтобы они были материально заинтересованы принимать детишек «со стороны», - пообещал губернатор. Виктор Толоконский подчеркнул, что обучение в специализированных классах требует от преподавателей особых подходов и инновационных методик. Воспитание талантов предполагает большую долю индивидуальных занятий и создание условий для целостного развития личности. - Фигурально выражаясь, физика, химия и математика, - это, скорее, форма. А новые подходы, новые методики – содержание образования. Мне видится, что количество детей в классе должно быть не более 25, но и не менее 20. Понятно, что с 25-ю учениками по многим предметам работать сложно, поэтому мы, закладывая повышенный норматив финансирования, предполагали, что количество учебной нагрузки будет выше, чем по обычным часам, что эти классы будут делиться на подгруппы. Этот же норматив учитывает индивидуальные занятия, индивидуальный подход, факультативы, посещение лабораторий, учебных баз университетов и так далее. Наверняка школам придется приобрести дополнительное учебное оборудование, поэтому постараемся каждому классу помимо норматива выделить еще дополнительные средства. Пока я решение не подписал, но мы готовы дать по миллиону рублей на оснащение этих классов оборудованием. Мне бы очень хотелось, чтобы вы попробовали построить индивидуальную траекторию развития для каждого ребенка. Чтобы создать ему условия – для занятий спортом, музыкой, художественным творчеством, для развития еще каких-то навыков и способностей, - выразил пожелание губернатор. В целях такого развития, считает глава областного правительства, можно использовать площадки других образовательных заведений – спортивные школы, музыкальные школы, школы искусств. И здесь, по мнению губернатора, большая роль отводится организующему началу районных и городского управлений образования. При этом Виктор Толоконский предостерег директоров и преподавателей от того, чтобы излишне перегружать учеников спецклассов. - Создайте им комфортные условия. Чтобы не было излишней психологической нагрузки на ребенка, когда он все время будет что-то не успевать. Как специалисты, вы лучше меня понимаете, что имеет значение не столько временная нагрузка, сколько эмоционально-психологическая. Если мы обеспечили ученику психологически комфортные условия, пусть даже он занят 8-10 часов в день, то это будет только в радость. Если мы плохо организовали, то за два-три часа не только ребенка, но и взрослого можно эмоционально убить неэффективностью, хаосом и неразберихой, - пояснил свою мысль губернатор. По словам Виктора Толоконского, сегодня в области примерно 30 процентов школ перегружено и мечтают о пристройках, еще 30 процентов пустуют и не знают, чем бы занять площади, и только около 40 процентов работают с нормативной загрузкой. - Директора моего поколения, думаю, прекрасно помнят, что 10-15 лет назад у нас учеников было гораздо больше, чем сейчас, и мы спокойно с этим справлялись. Когда я начинал работать мэром города, в Новосибирске было 240 тысяч школьников, сейчас 120 тысяч – вдвое меньше. Причем школ никаких не закрывали. Откуда же перегрузка, и как с этим бороться? Я никогда не приму решение, чтобы вы детей прогоняли из школы. Но что касается новых наборов – как в первые классы, так и в другие – там нужно очень взвешенно подходить и целый ряд задач решить, чтобы перегрузки не было. Напоследок губернатор еще раз подчеркнул, что придает реализации идеи специализированных классов очень большое значение и готов со своей стороны всячески этому способствовать. - Я убежден, что это системный проект, который позволит нам продвинуться по многим направлениям. Мы обязательно примем дополнительное решение по повышению квалификации педагогов. Те, кто будет работать в этих классов, получат быстрее и вне очереди все категории и необходимые статусы. Мы заключим специальные соглашения с университетами, они будут энергично вам помогать. Я уверен, университетам предстоит пройти такой же путь, какой школа уже прошла, – уменьшить контингент и повысить качество обучения, - выразил убеждение Виктор Толоконский.