По словам Владимира Николаевича, сегодня нельзя утверждать, что негосударственный сектор образования находится в неравном положении по отношении к государственному: и у того, и у другого есть в правовых положениях свои плюсы и минусы. В связи с этим политика уравнивания в правах проводится, как в изменении положения государственных и муниципальных, так и в изменении положения негосударственных образовательных учреждений. В соответствии с изменениями, внесенными в федеральные и областные законы по негосударственным образовательным учреждениям, частные школы сегодня финансируются так же, как и любое другое муниципальное учреждение, - за счет субвенции, отпускаемой на реализацию общеобразовательных программ. «Однако финансирование осуществляется при условии, что эти учреждения аккредитованы - тем самым частные школы подтверждают свою программу, которую реализуют в соответствии с федеральным государственным стандартом», - уточнил заместитель руководителя департамента. В своем пояснении он отметил, что если частная школа реализует тот же самый учебный план, что и государственная, то она вправе получать ежегодное финансирование по нормативу, уставленному на одного ученика, и направлять эти средства на оплату труда, сокращая тем самым размер родительской платы. Родительские средства, в свою очередь, идут на оплату условий, аренды, содержания помещений, каких-то дополнительных услуг, предоставляемых по желанию заказчика, в том числе продленный день, 3-4-разовое питание и другое. Дополнительные средства, привлекаемые от родителей, оговариваются в договоре.
«Негосударственное образовательное учреждение более самостоятельное в своей финансовой деятельности – оно может иметь счета в любой кредитной банковской организации, самостоятельно формировать объем и направления расходования средств. Бюджетное образовательное учреждение - государственное и муниципальное – такой самостоятельности не имеет. Однако реформа бюджетных учреждений, которая ожидается с 2011 года, позволит им выйти из этих жестких рамок бюджетного финансирования и тем самым приблизиться к той самостоятельности, которая есть у негосударственного учреждения», - сказал В.Н.Щукин.
Он акцентировал внимание на взаимодействии негосударственных образовательных учреждений с органами управления образованием территорий, на которых они находятся: «Частные школы входят в систему образования области и играют в ней очень важную роль. Они готовы удовлетворять специфические потребности родителей – заказчиков образовательных услуг, которые муниципальной или государственной школе удовлетворить в массовом порядке было бы проблематично. Например, православные родители хотели бы, чтобы их дети учились и воспитывались в православной среде. Как известно, спрос рождает предложение. В результате, у нас появились две негосударственные православные гимназии, Еврейский лицей, католическая начальная школа. Помимо этого, уже есть информация о том, что в Новосибирской области зарегистрирована первая мусульманская школа».
По мнению В.Н.Щукина, представление о том, что частная школа – это элитное образование, давно уже ушло: «Здесь, может быть, более щадящий режим, более комфортные условия, к примеру, ребенок имеет возможность находиться в школе на протяжении всего дня и выполнять домашнее задание. Кроме того, частные школы могут предоставлять услуги, связанные с социальной реабилитацией, включающую работу с логопедом, педагогом-психологом».
По данным Владимира Николаевича, в настоящее время в Новосибирской области - 14 частных школ - первые из них появились в начале 90-х годов и с того времени стабильно работают. В то же время, есть учреждения, которые появлялись как общеобразовательные школы, а потом изменили направления в своей деятельности. К таким относится ныне действующее негосударственное дошкольное образовательное учреждение, которое раньше было частной школой «Станислава». Поскольку спрос на общеобразовательные услуги этого учреждения был ниже, оно вынуждено было изменить направление в своей деятельности и организовать услуги по дошкольному воспитанию, которые оказались востребованы. То же самое произошло и со школой - детским садом «Вивере», где также отказались от общеобразовательных программ и реализуют только дошкольное образование.
Главной проблемой частных школ В.Н.Щукин считает отсутствие собственного помещения: «Как правило, негосударственные школы пользуются арендой. Поскольку арендуемые помещения используются ими по назначению, в частности, помещение бывшего детского сада, муниципалитет идет навстречу, заключая долгосрочные договора».
Что касается контроля за частными школами, то, по словам заместителя руководителя департамента, это входит в сферу деятельности финансового департамента, который вправе проверить в них целевое использование средств. «Контроль основной деятельности частных школ осуществляется при помощи определенных государственных процедур: лицензирование, государственная аккредитация, аккредитационная экспертиза, которые применяются и в отношении других образовательных учреждений. Все проверки должны быть согласованы в соответствии с утвержденным планом. Могут быть и выездные внеплановые проверки по обращениям граждан – если поступают сигналы о нарушении закона», - уточнил В.Н.Щукин.
В настоящее время на территории Новосибирской области функционирует 31 негосударственное образовательное учреждение: 14 общеобразовательных учреждений (в том числе 6 ОУ с дошкольными группами); 17 дошкольных образовательных учреждений, которые решают социально значимые проблемы, связанные с воспитанием и образованием детей дошкольного и школьного возраста.
В 14 негосударственных общеобразовательных учреждениях («Аврора», «Таланъ», «София», «Начало», «Эврика», «Наша школа», «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского», «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия», «Веритас-М», «Ор-Авнер», «Католическая школа», «Экселенс-С», «Юнион», «Экология и диалектика г. Бердска) обучаются 1200 учащихся. В том числе в 6 негосударственных школах открыты дошкольные группы- 240 детей.
В 17-ти негосударственных дошкольных образовательных учреждениях (г. Новосибирск - «Свеча», «Акварель», «Вивере», «Станислава», «Кораблик», православный детский сад во имя архистратига Михаила; муниципальные районы области- 9 д/с ; 2 д/с ОАО «Российские железные дороги») воспитываются – 1727 детей.
Кроме того, во всех негосударственных образовательных учреждениях есть группы подготовки к школьному обучению (дети 6-7 лет).
Информация предоставлена департаментом образования Новосибирской области.
Фото с портала http://director.edu54.ru
По словам Владимира Николаевича, сегодня нельзя утверждать, что негосударственный сектор образования находится в неравном положении по отношении к государственному: и у того, и у другого есть в правовых положениях свои плюсы и минусы. В связи с этим политика уравнивания в правах проводится, как в изменении положения государственных и муниципальных, так и в изменении положения негосударственных образовательных учреждений. В соответствии с изменениями, внесенными в федеральные и областные законы по негосударственным образовательным учреждениям, частные школы сегодня финансируются так же, как и любое другое муниципальное учреждение, - за счет субвенции, отпускаемой на реализацию общеобразовательных программ. «Однако финансирование осуществляется при условии, что эти учреждения аккредитованы - тем самым частные школы подтверждают свою программу, которую реализуют в соответствии с федеральным государственным стандартом», - уточнил заместитель руководителя департамента. В своем пояснении он отметил, что если частная школа реализует тот же самый учебный план, что и государственная, то она вправе получать ежегодное финансирование по нормативу, уставленному на одного ученика, и направлять эти средства на оплату труда, сокращая тем самым размер родительской платы. Родительские средства, в свою очередь, идут на оплату условий, аренды, содержания помещений, каких-то дополнительных услуг, предоставляемых по желанию заказчика, в том числе продленный день, 3-4-разовое питание и другое. Дополнительные средства, привлекаемые от родителей, оговариваются в договоре.
«Негосударственное образовательное учреждение более самостоятельное в своей финансовой деятельности – оно может иметь счета в любой кредитной банковской организации, самостоятельно формировать объем и направления расходования средств. Бюджетное образовательное учреждение - государственное и муниципальное – такой самостоятельности не имеет. Однако реформа бюджетных учреждений, которая ожидается с 2011 года, позволит им выйти из этих жестких рамок бюджетного финансирования и тем самым приблизиться к той самостоятельности, которая есть у негосударственного учреждения», - сказал В.Н.Щукин.
Он акцентировал внимание на взаимодействии негосударственных образовательных учреждений с органами управления образованием территорий, на которых они находятся: «Частные школы входят в систему образования области и играют в ней очень важную роль. Они готовы удовлетворять специфические потребности родителей – заказчиков образовательных услуг, которые муниципальной или государственной школе удовлетворить в массовом порядке было бы проблематично. Например, православные родители хотели бы, чтобы их дети учились и воспитывались в православной среде. Как известно, спрос рождает предложение. В результате, у нас появились две негосударственные православные гимназии, Еврейский лицей, католическая начальная школа. Помимо этого, уже есть информация о том, что в Новосибирской области зарегистрирована первая мусульманская школа».
По мнению В.Н.Щукина, представление о том, что частная школа – это элитное образование, давно уже ушло: «Здесь, может быть, более щадящий режим, более комфортные условия, к примеру, ребенок имеет возможность находиться в школе на протяжении всего дня и выполнять домашнее задание. Кроме того, частные школы могут предоставлять услуги, связанные с социальной реабилитацией, включающую работу с логопедом, педагогом-психологом».
По данным Владимира Николаевича, в настоящее время в Новосибирской области - 14 частных школ - первые из них появились в начале 90-х годов и с того времени стабильно работают. В то же время, есть учреждения, которые появлялись как общеобразовательные школы, а потом изменили направления в своей деятельности. К таким относится ныне действующее негосударственное дошкольное образовательное учреждение, которое раньше было частной школой «Станислава». Поскольку спрос на общеобразовательные услуги этого учреждения был ниже, оно вынуждено было изменить направление в своей деятельности и организовать услуги по дошкольному воспитанию, которые оказались востребованы. То же самое произошло и со школой - детским садом «Вивере», где также отказались от общеобразовательных программ и реализуют только дошкольное образование.
Главной проблемой частных школ В.Н.Щукин считает отсутствие собственного помещения: «Как правило, негосударственные школы пользуются арендой. Поскольку арендуемые помещения используются ими по назначению, в частности, помещение бывшего детского сада, муниципалитет идет навстречу, заключая долгосрочные договора».
Что касается контроля за частными школами, то, по словам заместителя руководителя департамента, это входит в сферу деятельности финансового департамента, который вправе проверить в них целевое использование средств. «Контроль основной деятельности частных школ осуществляется при помощи определенных государственных процедур: лицензирование, государственная аккредитация, аккредитационная экспертиза, которые применяются и в отношении других образовательных учреждений. Все проверки должны быть согласованы в соответствии с утвержденным планом. Могут быть и выездные внеплановые проверки по обращениям граждан – если поступают сигналы о нарушении закона», - уточнил В.Н.Щукин. Частные и государственные школы должны быть равноправными
 
В настоящее время на территории Новосибирской области функционирует 31 негосударственное образовательное учреждение: 14 общеобразовательных учреждений (в том числе 6 ОУ с дошкольными группами); 17 дошкольных образовательных учреждений, которые решают социально значимые проблемы, связанные с воспитанием и образованием детей дошкольного и школьного возраста. В 14 негосударственных общеобразовательных учреждениях («Аврора», «Таланъ», «София», «Начало», «Эврика», «Наша школа», «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского», «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия», «Веритас-М», «Ор-Авнер», «Католическая школа», «Экселенс-С», «Юнион», «Экология и диалектика г. Бердска) обучаются 1200 учащихся. В том числе в 6 негосударственных школах открыты дошкольные группы- 240 детей. В 17-ти негосударственных дошкольных образовательных учреждениях (г. Новосибирск - «Свеча», «Акварель», «Вивере», «Станислава», «Кораблик», православный детский сад во имя архистратига Михаила; муниципальные районы области- 9 д/с ; 2 д/с ОАО «Российские железные дороги») воспитываются – 1727 детей. Кроме того, во всех негосударственных образовательных учреждениях есть группы подготовки к школьному обучению (дети 6-7 лет). Информация предоставлена департаментом образования Новосибирской области. Фото с портала http://director.edu54.ru