MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>В конце апреля в Москве прошла третья Неделя образования, которую проводят государства – члены ШОС, под девизом «Образование без границ». Марина Ананич была участницей этой встречи, на которой обсуждались организационные моменты создания университета ШОС.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Марина Ивановна, давайте с самого начала – что такое университет ШОС?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Фигурально говоря, это наш ответ Болонскому процессу. Если Болонский процесс охватывает в основном страны Запада и Россию, а с недавних пор и некоторые государства СНГ, то университет ШОС объединяет 53 вуза из пяти стран – членов Шанхайской организации. Это 16 российских вузов, 10 – Китая, 10 – Казахстана, 6 из Киргизии, остальные из Таджикистана. Узбекская сторона пока не участвует, также как и страны-наблюдатели.COLOR: red<#two#>>
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>Университет ШОС – проект очень интересный, COLOR: black<#two#>>можно сказать, мега-проект. Интересный с точки зрения интернационализации образования, с точки зрения развития мобильности студентов и преподавателей, наконец – с точки зрения самой инновационной структуры. Ведь сетевой университет – это не здание, не некая единая организация с общим руководством. Это образовательная система, объединенная общими целями, общими подходами, возможностями взаимодействия, общим представлением о качестве обучения, системой оценок, взаимозачетов, кредит-часов и так далее. Нам это тем легче сделать, что в проекте участвуют страны постсоветского пространства, и у нас в образовании много общего.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Разумеется, на конкурсной основе. Учитывались и материальная база, и профессорско-преподавательский состав. Представлены пять направлений – информационные технологии, энергетика, нанотехнологии, экология и регионоведение. Понятно, что, если из всего российского образовательного пространства выбраны всего 16 вузов, то конкурс был достаточно серьезный. И особенно приятно, что в этом списке есть и два новосибирских университета – НГУ с Ай-Ти технологиями и НГТУ с энергетикой.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- А почему не нанотехнологии? Ведь и в НГУ, и в НГТУ есть научно-образовательные комплексы, где ведутся исследования по нанотематике.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- «Нано» – тема модная, и ее предлагают многие. Поэтому мы рады, что выбрали свою нишу. На такую специализацию, как энергетика, решится далеко не каждый университет. Между тем в НГТУ это направление представлено на очень серьезном уровне. А если возникнет возможность и необходимость, никто не помешает нам в будущем расширить выбранную специализацию.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>Что касается нанотехнологий, то они у нас развиваются и вне УШОС. Мы финансировали разработку магистерских программ, олимпиады, вплотную работаем с предприятием-работодателем – под конкретные проекты, сейчас рассматривается вопрос о целевой контрактной подготовке студентов для наноиндустрии.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- А что дает участие в программе УШОС конкретному студенту?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Пока что предполагается только вариант магистратуры и аспирантуры. В рамках сетевого университета ШОС молодой человек может выбрать по своей специальности COLOR: black<#two#>>несколько вузов: год проучиться в одном, еще год – в другом, пятый семестр – в третьем и так далее. Обучение ведется на русском или китайском, впоследствии, скорее всего, будет использоваться еще и английский язык, поскольку университет ШОС намерен интегрироваться в мировое образовательное пространство.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Не будет ли это одностороннее движение? Не окажется ли Россия в позиции своего рода образовательного донора? Наверняка студенты бывших советских республик будут стремиться в наши вузы, но с трудом можно себе представить, что магистранты из НГУ решат продолжить свое образование, например, в Киргизстане.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- А что в этом плохого? Понятно, что страны СНГ хотят повысить уровень образования своих молодых специалистов, и мы в рамках наших соглашений можем им в этом помочь.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>Приведу один пример. Узбекистан пока проекта сетевого университета сторонится, но буквально в ближайшие дни у меня состоится встреча со студентами из этой страны, которые хотят поучиться нанотехнологиям. На родине у них не хватает ни оборудования, ни научных руководителей, поэтому они готовы сами оплатить свой приезд и получить соответствующую подготовку в наших вузах.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>А наши студенты – магистранты технического университета и НГУ – имеют возможность в рамках УШОС в течение года отучиться в вузах Москвы или Санкт-Петербурга, да и в любом из пяти десятков университетов, объединенных сетевым проектом.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- В чем организационное или, может быть, идеологическое отличие проекта УШОС от Болонского процесса?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- В проекте постарались учесть все недостатки, которые выявились после подписания Болонских соглашений – ведь никакой инновационный процесс не может проходить беспроблемно. Там каждый вуз определяет свою судьбу, поэтому не совсем понятно, как в конкретном случае конкретный студент может реализовать свою индивидуальную образовательную траекторию – например, попасть в Сорбонну.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>Нашему проекту всего два года, но участники продвинулись во взаимодействии гораздо дальше, чем «болонские» коллеги. Потому что сразу ограничились пятью определенными специальностями и сразу остановились на магистратуре. Ведь магистранты – люди, как правило, уже взрослые, мотивированные, четко знающие, чего они хотят и как этого добиться.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>Одним словом, мы задали нашему проекту более строгие рамки, более суровые ограничения, поэтому он имеет больше шансов быть реализован и в более короткий срок.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- COLOR: black<#two#>>Планируется уже в сентябре этого года. Сейчас работают группы – представители вузов, которые готовят министрам документы. Когда министры стран-участниц их подпишут, определятся с квотами, с правилами взаимного или одностороннего обмена, тогда можно будет проект запускать. Пока многое находится в стадии обсуждения: на какой финансовой основе будет происходить этот обмен, что собой представляет общая система оценок, как будут отбирать студентов для участия в проекте – вопросов множество.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- И часть из них должна обсуждаться в рамках Саммита университетов на «Интерре-2010»?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Да, предполагается, что все 53 вуза – участника проекта пришлют на саммит свои команды. Планируются научные конференции по пяти заявленным направлениям и много других мероприятий. И мы надеемся, что встреча министров государств – членов ШОС тоже пройдет в рамках «Интерры». Переговоры об этом уже ведутся. Я как раз на Неделю образования в Москву привозила презентацию нашего международного молодежного форума – всем очень понравилось. Понравилось, что серьезные вопросы развития инноваций можно обсуждать не только в зале, но и на различных неформальных дискуссионных площадках и даже сидя на траве.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Значит, министры пяти стран будут обсуждать вопросы взаимодействия в рамках УШОС сидя на травке?
FONT-SIZE: 12pt<#two#> sans-serif=<#two#><#two#> tahoma=<#two#><#two#> ar-sa=<#two#><#two#> roman=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>- Может быть. Почему бы и нет? «Интерра» покажет!
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>В конце апреля в Москве прошла третья Неделя образования, которую проводят государства – члены ШОС, под девизом «Образование без границ». Марина Ананич была участницей этой встречи, на которой обсуждались организационные моменты создания университета ШОС.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Марина Ивановна, давайте с самого начала – что такое университет ШОС?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Фигурально говоря, это наш ответ Болонскому процессу. Если Болонский процесс охватывает в основном страны Запада и Россию, а с недавних пор и некоторые государства СНГ, то университет ШОС объединяет 53 вуза из пяти стран – членов Шанхайской организации. Это 16 российских вузов, 10 – Китая, 10 – Казахстана, 6 из Киргизии, остальные из Таджикистана. Узбекская сторона пока не участвует, также как и страны-наблюдатели.COLOR: red<#two#>>
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>Университет ШОС – проект очень интересный, COLOR: black<#two#>>можно сказать, мега-проект. Интересный с точки зрения интернационализации образования, с точки зрения развития мобильности студентов и преподавателей, наконец – с точки зрения самой инновационной структуры. Ведь сетевой университет – это не здание, не некая единая организация с общим руководством. Это образовательная система, объединенная общими целями, общими подходами, возможностями взаимодействия, общим представлением о качестве обучения, системой оценок, взаимозачетов, кредит-часов и так далее. Нам это тем легче сделать, что в проекте участвуют страны постсоветского пространства, и у нас в образовании много общего.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Разумеется, на конкурсной основе. Учитывались и материальная база, и профессорско-преподавательский состав. Представлены пять направлений – информационные технологии, энергетика, нанотехнологии, экология и регионоведение. Понятно, что, если из всего российского образовательного пространства выбраны всего 16 вузов, то конкурс был достаточно серьезный. И особенно приятно, что в этом списке есть и два новосибирских университета – НГУ с Ай-Ти технологиями и НГТУ с энергетикой.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- А почему не нанотехнологии? Ведь и в НГУ, и в НГТУ есть научно-образовательные комплексы, где ведутся исследования по нанотематике.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- «Нано» – тема модная, и ее предлагают многие. Поэтому мы рады, что выбрали свою нишу. На такую специализацию, как энергетика, решится далеко не каждый университет. Между тем в НГТУ это направление представлено на очень серьезном уровне. А если возникнет возможность и необходимость, никто не помешает нам в будущем расширить выбранную специализацию.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>Что касается нанотехнологий, то они у нас развиваются и вне УШОС. Мы финансировали разработку магистерских программ, олимпиады, вплотную работаем с предприятием-работодателем – под конкретные проекты, сейчас рассматривается вопрос о целевой контрактной подготовке студентов для наноиндустрии.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- А что дает участие в программе УШОС конкретному студенту?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Пока что предполагается только вариант магистратуры и аспирантуры. В рамках сетевого университета ШОС молодой человек может выбрать по своей специальности COLOR: black<#two#>>несколько вузов: год проучиться в одном, еще год – в другом, пятый семестр – в третьем и так далее. Обучение ведется на русском или китайском, впоследствии, скорее всего, будет использоваться еще и английский язык, поскольку университет ШОС намерен интегрироваться в мировое образовательное пространство.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Не будет ли это одностороннее движение? Не окажется ли Россия в позиции своего рода образовательного донора? Наверняка студенты бывших советских республик будут стремиться в наши вузы, но с трудом можно себе представить, что магистранты из НГУ решат продолжить свое образование, например, в Киргизстане.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- А что в этом плохого? Понятно, что страны СНГ хотят повысить уровень образования своих молодых специалистов, и мы в рамках наших соглашений можем им в этом помочь.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>Приведу один пример. Узбекистан пока проекта сетевого университета сторонится, но буквально в ближайшие дни у меня состоится встреча со студентами из этой страны, которые хотят поучиться нанотехнологиям. На родине у них не хватает ни оборудования, ни научных руководителей, поэтому они готовы сами оплатить свой приезд и получить соответствующую подготовку в наших вузах.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>А наши студенты – магистранты технического университета и НГУ – имеют возможность в рамках УШОС в течение года отучиться в вузах Москвы или Санкт-Петербурга, да и в любом из пяти десятков университетов, объединенных сетевым проектом.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- В чем организационное или, может быть, идеологическое отличие проекта УШОС от Болонского процесса?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- В проекте постарались учесть все недостатки, которые выявились после подписания Болонских соглашений – ведь никакой инновационный процесс не может проходить беспроблемно. Там каждый вуз определяет свою судьбу, поэтому не совсем понятно, как в конкретном случае конкретный студент может реализовать свою индивидуальную образовательную траекторию – например, попасть в Сорбонну.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>Нашему проекту всего два года, но участники продвинулись во взаимодействии гораздо дальше, чем «болонские» коллеги. Потому что сразу ограничились пятью определенными специальностями и сразу остановились на магистратуре. Ведь магистранты – люди, как правило, уже взрослые, мотивированные, четко знающие, чего они хотят и как этого добиться.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>Одним словом, мы задали нашему проекту более строгие рамки, более суровые ограничения, поэтому он имеет больше шансов быть реализован и в более короткий срок.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- COLOR: black<#two#>>Планируется уже в сентябре этого года. Сейчас работают группы – представители вузов, которые готовят министрам документы. Когда министры стран-участниц их подпишут, определятся с квотами, с правилами взаимного или одностороннего обмена, тогда можно будет проект запускать. Пока многое находится в стадии обсуждения: на какой финансовой основе будет происходить этот обмен, что собой представляет общая система оценок, как будут отбирать студентов для участия в проекте – вопросов множество.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- И часть из них должна обсуждаться в рамках Саммита университетов на «Интерре-2010»?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Да, предполагается, что все 53 вуза – участника проекта пришлют на саммит свои команды. Планируются научные конференции по пяти заявленным направлениям и много других мероприятий. И мы надеемся, что встреча министров государств – членов ШОС тоже пройдет в рамках «Интерры». Переговоры об этом уже ведутся. Я как раз на Неделю образования в Москву привозила презентацию нашего международного молодежного форума – всем очень понравилось. Понравилось, что серьезные вопросы развития инноваций можно обсуждать не только в зале, но и на различных неформальных дискуссионных площадках и даже сидя на траве.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#>>3<#two#>>- Значит, министры пяти стран будут обсуждать вопросы взаимодействия в рамках УШОС сидя на травке?
FONT-SIZE: 12pt<#two#> sans-serif=<#two#><#two#> tahoma=<#two#><#two#> ar-sa=<#two#><#two#> roman=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>- Может быть. Почему бы и нет? «Интерра» покажет!