14 вузов страны, в том числе НГУ, в октябре этого года получили статус Национального исследовательского университета и по 250 миллионов рублей от Минобрнауки на покупку оборудования и развитие образовательной программы. Что реально изменилось в жизни НГУ? Какие дополнительные возможности открылись перед вузом и как ими воспользоваться? На эти вопросы попытались вчера ответить участники круглого стола, организованного школой лидеров НГУ-Интел.
Ректор НГУ Владимир Собянин отметил несколько важных отличий исследовательского университета от обычного вуза:
- Во-первых, это интеграция образования и науки, во-вторых, обучение студентов по собственной программе университета, в-третьих, обязательно должны работать преподаватели-исследователи. К тому же мы живем с вами в условиях рыночной экономики, и без бизнеса исследовательский университет работать не может.
При этом Владимир Собянин особо подчеркнул, что все эти признаки были присущи НГУ задолго до присвоения статуса.
По словам начальника информационно-аналитического управления Томского политехнического университета Сергея Могильницкого, получение престижного статуса в ТПУ считают одной из основ дальнейшего развития.
- Статуса НИУ мы добились согласно заложенной нами стратегии развития. Полученные деньги для нас не главное, они составляют лишь 7% от общего бюджета вуза. Главное – это возможность более качественной подготовки студентов и развития инновационного бизнеса при университете, - заявил Могильницкий.
Как поможет статус повышению качества образования и созданию малых инновационных предприятий – еще вопрос. Университеты по-прежнему продолжают заниматься научно-исследовательской работой, обучением студентов, выполнением коммерческих заказов. Пока что приходится сделать вывод, что, кроме дополнительного финансирования и смены вывески, качественно новых возможностей вузы не получили. Что именно должно измениться, не понимает, похоже, и сам Владимир Собянин, и его коллеги - ректоры российских НИУ.
Еще один участник круглого стола депутат Госдумы Илья Пономарев, выступавший в качестве эксперта, высказал мнение, что на сегодняшний день исследовательские университеты своей роли не выполняют.
- На самом деле нужно заниматься не перекрашиванием вывесок, а сохранением и удерживанием позиций, и при этом добавлять новые функции в работе исследовательских университетов. А именно – создание реальных коммерческих проектов, - отметил депутат Госдумы.
Таким образом, для того, чтобы университеты реально заработали в новом статусе, нужна иная законодательная база, а это звено на данный момент не проработано.
Немаловажное замечание высказал в ходе разговора и заместитель председателя СО РАН Михаил Эпов.
- Все университеты за границей стали исследовательскими в результате развития, у нас же вузы на этот статус назначаются, - отметил Михаил Эпов
Депутат Госдумы Илья Пономарев весьма критично настроен по отношению к самой идее разделения вузов на «статусных» и «всех остальных».
- Создание федеральных и национальных исследовательских университетов – это не способ развивать вузы, а способ "опустить" остальные учебные заведения, - категорически заявил Илья Пономарев. – Теперь все новые возможности будут предоставляться в первую очередь вузам со статусом НИУ.
В результате дискуссии никто так и не смог конкретно ответить на вопрос, что же, в конце концов, означает этот престижный статус и как теперь изменится жизнь вуза, студентов, преподавателей. Участники круглого стола, поняв, что зашли в тупик, предложили встретиться еще раз и обсудить проблему более детально.
14 вузов страны, в том числе НГУ, в октябре этого года получили статус Национального исследовательского университета и по 250 миллионов рублей от Минобрнауки на покупку оборудования и развитие образовательной программы. Что реально изменилось в жизни НГУ? Какие дополнительные возможности открылись перед вузом и как ими воспользоваться? На эти вопросы попытались вчера ответить участники круглого стола, организованного школой лидеров НГУ-Интел.
Ректор НГУ Владимир Собянин отметил несколько важных отличий исследовательского университета от обычного вуза:
- Во-первых, это интеграция образования и науки, во-вторых, обучение студентов по собственной программе университета, в-третьих, обязательно должны работать преподаватели-исследователи. К тому же мы живем с вами в условиях рыночной экономики, и без бизнеса исследовательский университет работать не может.
При этом Владимир Собянин особо подчеркнул, что все эти признаки были присущи НГУ задолго до присвоения статуса.
По словам начальника информационно-аналитического управления Томского политехнического университета Сергея Могильницкого, получение престижного статуса в ТПУ считают одной из основ дальнейшего развития.
- Статуса НИУ мы добились согласно заложенной нами стратегии развития. Полученные деньги для нас не главное, они составляют лишь 7% от общего бюджета вуза. Главное – это возможность более качественной подготовки студентов и развития инновационного бизнеса при университете, - заявил Могильницкий.
Как поможет статус повышению качества образования и созданию малых инновационных предприятий – еще вопрос. Университеты по-прежнему продолжают заниматься научно-исследовательской работой, обучением студентов, выполнением коммерческих заказов. Пока что приходится сделать вывод, что, кроме дополнительного финансирования и смены вывески, качественно новых возможностей вузы не получили. Что именно должно измениться, не понимает, похоже, и сам Владимир Собянин, и его коллеги - ректоры российских НИУ.
Еще один участник круглого стола депутат Госдумы Илья Пономарев, выступавший в качестве эксперта, высказал мнение, что на сегодняшний день исследовательские университеты своей роли не выполняют.
- На самом деле нужно заниматься не перекрашиванием вывесок, а сохранением и удерживанием позиций, и при этом добавлять новые функции в работе исследовательских университетов. А именно – создание реальных коммерческих проектов, - отметил депутат Госдумы.
Таким образом, для того, чтобы университеты реально заработали в новом статусе, нужна иная законодательная база, а это звено на данный момент не проработано.
Немаловажное замечание высказал в ходе разговора и заместитель председателя СО РАН Михаил Эпов.
- Все университеты за границей стали исследовательскими в результате развития, у нас же вузы на этот статус назначаются, - отметил Михаил Эпов
Депутат Госдумы Илья Пономарев весьма критично настроен по отношению к самой идее разделения вузов на «статусных» и «всех остальных».
- Создание федеральных и национальных исследовательских университетов – это не способ развивать вузы, а способ "опустить" остальные учебные заведения, - категорически заявил Илья Пономарев. – Теперь все новые возможности будут предоставляться в первую очередь вузам со статусом НИУ.
В результате дискуссии никто так и не смог конкретно ответить на вопрос, что же, в конце концов, означает этот престижный статус и как теперь изменится жизнь вуза, студентов, преподавателей. Участники круглого стола, поняв, что зашли в тупик, предложили встретиться еще раз и обсудить проблему более детально.
Новосибирский госуниверситет: статус получен – что дальше?
 Алексей Кошляков