Концепция профильного обучения была принята в нашей стране в 2002 году. И к настоящему моменту около половины школ Новосибирской области могут предложить учащимся один или несколько разных образовательных профилей. В идеале же на профильное обучение должны перейти практически все общеобразовательные учреждении, как в областном центре, так и в сибирской глубинке. По прогнозам, в нашей области это случится еще лет через пять.
- Профильное обучение – это не просто углубленное изучение отдельных предметов, это путь социализации личности, - подчеркнул ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, чл.-кор. РАО, доктор педагогических наук Василий Синенко.
Цель нового подхода – вооружить молодого человека знаниями, максимально соответствующими его склонностям и возможностям. Во главу угла поставлен принцип индивидуализации образования. Если в советской школе для всех детей, вне зависимости от способностей, была одна-единственная общая программа и ко всем предъявлялись одни и те же требования, то при профильном обучении для каждого ребенка должен разрабатываться свой индивидуальный образовательный маршрут. Выпускника таким образом готовят не к поступлению в вуз, а «к будущей профессии, к жизненной борьбе, к конкуренции, которую ему придется выдерживать после школы». Так выразился в своем докладе доктор педагогических наук, доцент Виктор Гаргай.
Самыми популярными профилями из тех, что выбирают ученики, являются физико-математический, социально-экономический и информационно-технологический. Мало востребованы естественнонаучные специальности и практически совсем не пользуется спросом технологический профиль. Эта картина полностью отражает и предпочтения абитуриентов в выборе вузов и факультетов.
Кроме того, по результатам мониторинга, который на протяжении трех лет проводился в нашей области, наблюдается явный рост количества монопрофильных школ и сокращение многопрофильных. «Это печальная тенденция, - говорили участники конференции, - таким образом возможность выбора для ученика – главное преимущество новой системы – теряется».
Решить эту проблему может развитие сетевого партнерства между школами – своего рода кооперация с объединением ресурсов и «взаимообменом» учащихся. Особенно это актуально для сельской местности, где одно образовательное учреждение просто по объективным причинам не может обеспечить старшеклассникам достаточный выбор специализаций. Однако сегодня лишь 16 школ (из почти четырехсот, где введено профильное обучение) действительно реализуют сетевой учебный план. Лишь около 500 школьников Новосибирской области могут пользоваться «сетевыми» благами. Эти цифры привел в своем выступлении кандидат социологических наук, доцент Дмитрий Метелкин.
Школы имеют возможность устанавливать партнерские связи не только «по горизонтали» - друг с другом, но и «по вертикали» – с вузами, что они делают достаточно охотно. А вот «дружить» с ссузами никому пока в голову не приходило. Такую «дружбу» предложил впервые присутствовавший на подобном совещании представитель системы профтехобразования.
- Когда-то в советские времена действовали так называемые межрайонные учебно-производственные комбинаты. Возродить эти структуры сегодня уже вряд ли получится, но можно попробовать создать нечто подобное на базе начального и среднего профобразования, - высказал идею председатель Совета директоров образовательных учреждений системы СПО области, директор Авиационного колледжа Андрей Брикман.
Как пояснил Брикман, сегодня работодатели предъявляют куда более высокие требования к выпускникам ссузов, и начальную профподготовку ребята могли бы получать уже в школе, выходя из ее стен специалистами первого-второго разрядов. Это тоже могло бы стать отдельным профилем – рабочая, технологическая специализация.
А пока, что бы там ни декларировалось в концепции, профильное обучение нацелено в основном на то, что выпускник, окончив школу, будет поступать в вуз. Но вот парадокс: меньше половины старшеклассников выбирает для ЕГЭ свои профильные предметы. Что тому виной? Недоработка педагогов? Разочарование в полученной специализации? Или отсутствие возможности выбрать то, что хочется? На эти вопросы специалистам еще предстоит ответить.
Когда концепция профильного обучения была еще в стадии разработки, предполагалось, что оно должно стать альтернативой системе репетиторства и всевозможных платных подготовительных курсов. Поскольку требования школы и вуза часто не совпадают, такие «буферные» структуры были необходимы. Теперь как будто бы необходимость в них опала. Но способны ли учителя в профильной школе действительно заменить вузовских репетиторов? Хватает ли им квалификации? Пока и этот вопрос участники конференции могли только задать – ответа у них нет.
Есть и другие вопросы. Индивидуализированное обучение с учетом интересов и способностей каждого ребенка требует куда больших финансовых вложений, чем «всеобщее и равное» среднее образование. Достаточно ли школа получает средств для организации такого обучения?
Вводя профильное обучение, авторы идеи предполагали, что это позволит снизить нагрузку на школьников и улучшить показатели здоровья детей и подростков. Однако ничуть не бывало. Почему, несмотря ни на что, медики продолжают приводить удручающие данные по детскому сколиозу, близорукости хроническим заболеваниям?
И наконец – вопрос, который задал Виктор Гаргай. По оценкам западных социологов, современному человеку за жизнь придется от 8 до 12 раз сменить сферу деятельности. Мир так непредсказуем, а перемены в обществе и экономике настолько стремительны, что неизвестно, какая профессия будет востребована через пять-десять лет. И тогда – есть ли необходимость в профильном обучении? Может, мы с этой идеей уже отстали от времени? И нам придется вновь вернуться к политехнической школе, где давались бы основы всех наук – используй потом какие хочешь?
Но это уже вопрос будущего. А пока, судя по масштабным планам новосибирских педагогов и областного департамента образования, профильное обучение у нас будет только развиваться, чтобы к 2013-2014 годам выйти на стопроцентный охват всех общеобразовательных школ региона – от областного центра до сибирской глубинки.
Концепция профильного обучения была принята в нашей стране в 2002 году. И к настоящему моменту около половины школ Новосибирской области могут предложить учащимся один или несколько разных образовательных профилей. В идеале же на профильное обучение должны перейти практически все общеобразовательные учреждении, как в областном центре, так и в сибирской глубинке. По прогнозам, в нашей области это случится еще лет через пять.
- Профильное обучение – это не просто углубленное изучение отдельных предметов, это путь социализации личности, - подчеркнул ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, чл.-кор. РАО, доктор педагогических наук Василий Синенко.
Цель нового подхода – вооружить молодого человека знаниями, максимально соответствующими его склонностям и возможностям. Во главу угла поставлен принцип индивидуализации образования. Если в советской школе для всех детей, вне зависимости от способностей, была одна-единственная общая программа и ко всем предъявлялись одни и те же требования, то при профильном обучении для каждого ребенка должен разрабатываться свой индивидуальный образовательный маршрут. Выпускника таким образом готовят не к поступлению в вуз, а «к будущей профессии, к жизненной борьбе, к конкуренции, которую ему придется выдерживать после школы». Так выразился в своем докладе доктор педагогических наук, доцент Виктор Гаргай.
Самыми популярными профилями из тех, что выбирают ученики, являются физико-математический, социально-экономический и информационно-технологический. Мало востребованы естественнонаучные специальности и практически совсем не пользуется спросом технологический профиль. Эта картина полностью отражает и предпочтения абитуриентов в выборе вузов и факультетов.
Кроме того, по результатам мониторинга, который на протяжении трех лет проводился в нашей области, наблюдается явный рост количества монопрофильных школ и сокращение многопрофильных. «Это печальная тенденция, - говорили участники конференции, - таким образом возможность выбора для ученика – главное преимущество новой системы – теряется».
Решить эту проблему может развитие сетевого партнерства между школами – своего рода кооперация с объединением ресурсов и «взаимообменом» учащихся. Особенно это актуально для сельской местности, где одно образовательное учреждение просто по объективным причинам не может обеспечить старшеклассникам достаточный выбор специализаций. Однако сегодня лишь 16 школ (из почти четырехсот, где введено профильное обучение) действительно реализуют сетевой учебный план. Лишь около 500 школьников Новосибирской области могут пользоваться «сетевыми» благами. Эти цифры привел в своем выступлении кандидат социологических наук, доцент Дмитрий Метелкин.
Школы имеют возможность устанавливать партнерские связи не только «по горизонтали» - друг с другом, но и «по вертикали» – с вузами, что они делают достаточно охотно. А вот «дружить» с ссузами никому пока в голову не приходило. Такую «дружбу» предложил впервые присутствовавший на подобном совещании представитель системы профтехобразования.
- Когда-то в советские времена действовали так называемые межрайонные учебно-производственные комбинаты. Возродить эти структуры сегодня уже вряд ли получится, но можно попробовать создать нечто подобное на базе начального и среднего профобразования, - высказал идею председатель Совета директоров образовательных учреждений системы СПО области, директор Авиационного колледжа Андрей Брикман.
Как пояснил Брикман, сегодня работодатели предъявляют куда более высокие требования к выпускникам ссузов, и начальную профподготовку ребята могли бы получать уже в школе, выходя из ее стен специалистами первого-второго разрядов. Это тоже могло бы стать отдельным профилем – рабочая, технологическая специализация.
А пока, что бы там ни декларировалось в концепции, профильное обучение нацелено в основном на то, что выпускник, окончив школу, будет поступать в вуз. Но вот парадокс: меньше половины старшеклассников выбирает для ЕГЭ свои профильные предметы. Что тому виной? Недоработка педагогов? Разочарование в полученной специализации? Или отсутствие возможности выбрать то, что хочется? На эти вопросы специалистам еще предстоит ответить.
Когда концепция профильного обучения была еще в стадии разработки, предполагалось, что оно должно стать альтернативой системе репетиторства и всевозможных платных подготовительных курсов. Поскольку требования школы и вуза часто не совпадают, такие «буферные» структуры были необходимы. Теперь как будто бы необходимость в них опала. Но способны ли учителя в профильной школе действительно заменить вузовских репетиторов? Хватает ли им квалификации? Пока и этот вопрос участники конференции могли только задать – ответа у них нет.
Есть и другие вопросы. Индивидуализированное обучение с учетом интересов и способностей каждого ребенка требует куда больших финансовых вложений, чем «всеобщее и равное» среднее образование. Достаточно ли школа получает средств для организации такого обучения?
Вводя профильное обучение, авторы идеи предполагали, что это позволит снизить нагрузку на школьников и улучшить показатели здоровья детей и подростков. Однако ничуть не бывало. Почему, несмотря ни на что, медики продолжают приводить удручающие данные по детскому сколиозу, близорукости хроническим заболеваниям?
И наконец – вопрос, который задал Виктор Гаргай. По оценкам западных социологов, современному человеку за жизнь придется от 8 до 12 раз сменить сферу деятельности. Мир так непредсказуем, а перемены в обществе и экономике настолько стремительны, что неизвестно, какая профессия будет востребована через пять-десять лет. И тогда – есть ли необходимость в профильном обучении? Может, мы с этой идеей уже отстали от времени? И нам придется вновь вернуться к политехнической школе, где давались бы основы всех наук – используй потом какие хочешь?
Но это уже вопрос будущего. А пока, судя по масштабным планам новосибирских педагогов и областного департамента образования, профильное обучение у нас будет только развиваться, чтобы к 2013-2014 годам выйти на стопроцентный охват всех общеобразовательных школ региона – от областного центра до сибирской глубинки.
Более половины выпускников не выбирают профильные предметы для ЕГЭ
 Ирина Ким