Лента новостей

Все новости

Популярное

Способны ли наши вузы готовить креативных людей?

 Мария Пашкова


 

MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Инновации на вырост

MsoNormal<#two#>>Среди модных слов нашего времени термин «инновация» занимает не последнее место. Инновации проникли везде, все о них слышат, все употребляют это слово, часто всуе – что говорить, если инновационного подхода требуют даже от методичек для детского сада. Пена пройдет, суть останется: внедрение нового, без которого невозможно движение вперед.

MsoNormal<#two#>>Как раз нового, инновационного подхода сегодня в первую очередь ждут от молодых: студентов, аспирантов, кандидатов наук.

MsoNormal<#two#>>Сибирским вузам есть что показать на международном форуме «Интеррра». В НГТУ действуют не отдельные группы разработчиков, а целый бизнес-инкубатор. В геодезической академии собираются представить ряд проектов в рамках молодежной школы «Технологически решения EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>XXIEN-US<#two#>> века». Со своими программами выступят НГУ, НГАХА, Сибстрин…

MsoNormal<#two#>>Правда, есть одно «но» - доляmso-spacerun: yes<#two#>>  участия молодых разработчиков в проектах пока не столь велика. Не то чтобы научные руководители им не доверяли, просто считают, что студенты должны сначала выучиться и лишь потом приступать к настоящему делу.

MsoNormal<#two#>>- Мы даем ребятам отличные базовые знания, - поясняет Галина Ткачева, начальник Центра инженерно-геодезических систем и технологий СГГА, -потом, уже на производстве, молодые люди получают опыт, присматриваются, начинают вносить рационализаторские предложения, их усовершенствования патентуют и внедряют на предприятиях. Это то, что называется поступенное обучение. Я не говорю, что у нас не привлекают студентов для выполнения договорных работ, но они все-таки «на подхвате» у старших.

MsoNormal<#two#>> 

MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>В науку – со школьной скамьи

MsoNormal<#two#>>Если во времена плановой экономики от вуза требовалось только дать молодому человеку хорошее образование, то сегодня задача куда сложнее. Альма-матер должна еще и научить будущего специалиста адаптироваться в рыночных условиях. Как лучше применить полученные знания, как выгоднее продать свою продукцию и себя как специалиста. И тут одними рефератами, курсовыми и лабораторными работами не обойтись. Необходимы специализированные структуры, где молодежь могла бы применить свои знания и первые умения непосредственно на практике.

MsoNormal<#two#>>Структур таких достаточно много. В девяти новосибирских вузах существуют центры развития инновационных компетенций. В геодезической академии созданы две молодежные творческие мастерские, еще одна, совместная мастерская объединила будущих архитекторов и строителей. В госуниверситете, НГТУ и СибГУТИ работают бизнес-инкубаторы. Появляются COLOR: red<#two#>>технологические площадки вузов на базе предприятий города.

MsoNormal<#two#>>LINE-HEIGHT: 115%; mso-bidi-font-size: 14.0pt<#two#>>Как считает заместитель COLOR: black; mso-bidi-font-style: italic<#two#>>руководителя департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, начальник отдела высшего и дополнительного профессионального образования Марина Ананич, должна быть создана сетевая инновационная инфраструктура региона, как это сделано, например, в Финляндии. Причем обучать настоящих профиmso-spacerun: yes<#two#>>  надо начиная с довузовского возраста, примерно как воспитывают будущих танцовщиков и музыкантов, тех, чье образование требует многолетней подготовки. Чем инноваторы хуже?

MsoNormal<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Путь получается прямой: от центра развития творческих способностей, через школу к вузу. А на базе высших учебных заведений создавать технопарки, где фундаментальные знания студенты могли бы применить на практике, - считает Ананич.

MsoNormal<#two#>>По ее мнению, у нынешних новосибирских студентов невысокий уровень проектного и стратегического мышления, слабые креативные способности, минимальное знание финансовых инструментов и не хватает маркетингового взгляда на происходящее. Диагноз неутешительный, но вылечить можно: воспитать в молодых людях «технопарковое мышление». Термин только на вид устрашающий, на деле все проще: человек должен понимать, что предлагать, кому и по какой цене.

MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Каждому вузу - по технопарку

MsoNormal<#two#>>Мыслить «по-технопарковски» возможно только в технопарке. Хорошо, если бы в вузах еще существовали фирмы по осуществлению научно-COLOR: #333333; LINE-HEIGHT: 115%; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>> коммерческой деятельности.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN-BOTTOM: 13.5pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt<#two#>>COLOR: #333333; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>В середине июля Государственная Дума приняла закон о возможности создания малых предприятий в вузах. Эти структуры будут на практике использовать результаты интеллектуальной деятельности преподавателей и студентов – компьютерные программы, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы. То есть зарабатывать на интеллектуальной собственности. mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>Другой вопрос, когда это закон по-настоящему начнет действовать. ВCOLOR: #333333<#two#>>едь после принятия его на федеральном уровне и издания распоряжений и директив самим вузам необходимо внести определенные изменения в свои уставы, а это тоже требует времени.

MsoNormal<#two#>>Как считает проректор НГУ Сергей Нетесов, фирмы при вузах станут реальностью не раньше чем через год-полтора:

MsoNormal<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Мы недавно утверждали Устав НГУ в Москве, пункт о коммерческих фирмах у нас вычеркнули: пока нет закона, не может быть никаких производственно-научных компаний. Теперь закон принят, и мы, конечно, подадим документы на переоформление Устава, но срок рассмотрения нового пакета – от трех месяцев до полугода. Потом время потребуется на утверждение документации, в итоге мы сможем создавать фирмы в лучшем случае к концу 2010 года.COLOR: #333333; LINE-HEIGHT: 115%; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>

MsoNormal<#two#>>COLOR: #333333; LINE-HEIGHT: 115%; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>- Не надо забывать и про лицензии на виды деятельности, которые должны быть у вновь возникающих малых предприятий, - добавляет проректор СГГА Владимир Середович. – Для получения таких документов необходимо иметь в первую очередь соответствующую материальную базу. На оформление такой лицензии тоже потребуется время.mso-spacerun: yes<#two#>>                                  mso-spacerun: yes<#two#>>                                  

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN-BOTTOM: 13.5pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN-BOTTOM: 13.5pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Сэкономить на бренде

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN-BOTTOM: 13.5pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN-BOTTOM: 13.5pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt<#two#>>COLOR: #333333; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>Как рассказал Владимир Середович, в идеале новый закон позволит совместить преимущества коммерческого предприятия и сильные стороны госучреждения:

MsoNormal<#two#>>COLOR: #333333; LINE-HEIGHT: 115%; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - У частного предприятия гораздо больше свободы, ведь вузы не могут даже самостоятельно что-либо купить – только через тендер. И расчеты акционерное общество может проводить оперативнее, в то время как вуз обязан рассчитываться только через РКЦ. Но у вузов есть иные преимущества: поскольку мы готовим квалифицированные кадры, эти кадры можно привлекать для работы на таких предприятиях. Кроме того материальная база образовательных учреждений куда лучше, нежели база вновь созданного МП.

MsoNormal<#two#>>Сегодня самое трудное для вуза – найти заказчика. По хоздоговорной деятельности университеты осуществляют определенные работы, но доля сотрудничества молодых – студентов, аспирантов, не так уж и велика.

MsoNormal<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Среди договорных работ, которые выполняет архитектурно-строительный университет, только 10 процентов проводятся с участием молодежи, - посетовал проректор НГАСУ Юрий Сколубович. – Я думаю, что здесь нужна целенаправленная политика: например, объявляют какой-либо городской или областной конкурс – почему не внести в условия его проведения обязательное участие молодежи в разработках? На уровне вуза мы задействуем молодежь, но университет не может обеспечить должный уровень вознаграждения и широкое поле для творческой реализации.

MsoNormal<#two#>>Например, строительный университет и архитектурная академия совместными силами создали молодежную творческую мастерскую. Студенты под руководством Евгении Кетовой выполнили дизайн-проект для детского дома № 2. Стоимость работ – около 200 тысяч рублей, материальное поощрение за проект выплатил вуз.

MsoNormal<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Мы можем делать такие проекты достаточно недорого, - продолжает Юрий Сколубович, - наши студенты еще не имеют громких имен, так что за бренд переплачивать не придется. Какие-то социальные, не требующие больших затрат заказы они вполне могут выполнять.

MsoNormal<#two#>> 

MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Инноватор «на заказ»

MsoNormal<#two#>>Один из параметров инноватора нового времени, которого сегодня необходимо воспитывать, - компетентностный подход. Такой подход у человека можно выработать, если со студенческой скамьи он научится выполнять конкретные задачи конкретного заказчика. По сути, компетентностный подход и есть ответ на заказ профессиональной сферы, и требует развития определенных личностных качеств.

MsoNormal<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Мы должны научить студентов жить в рынке, - убежден Юрий Сколубович, - чтобы они смотрели не только в завтрашний, а в послезавтрашний день, чтобы они ориентировались на развитие фирмы, несмотря на любые кризисы.

MsoNormal<#two#>>Выводить экономику Новосибирской области на инновационные рельсы предстоит нынешним школьникам, студентам, аспирантам. От того, насколько им хватит знаний, умений и опыта, зависит многое. А энтузиазма и веры в свои силы хватает уже сейчас.

MsoNormal<#two#>>- Молодые люди стали частыми гостями в моем кабинете, - поделился вице-губернатор Геннадий Сапожников. – Не так давно пришли с идеей организовать специальную молодежную венчурную ярмарку на площади Ленина. Пусть они еще не вполне понимают, что «ярмарка» - это только название, на самом деле отношения разработчика с венчурным инвестором – дело совершенно не публичное. И никакая ярмарочная атмосфера, тем более атмосфера площади, для контактов такого характера не подходит. Важно другое: молодежь стремится реализовать свой потенциал, и мы – преподаватели, власть должны им помочь сориентироваться, научить, как более эффективно это сделать.


 

MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Инновации на вырост

MsoNormal<#two#>>Среди модных слов нашего времени термин «инновация» занимает не последнее место. Инновации проникли везде, все о них слышат, все употребляют это слово, часто всуе – что говорить, если инновационного подхода требуют даже от методичек для детского сада. Пена пройдет, суть останется: внедрение нового, без которого невозможно движение вперед.

MsoNormal<#two#>>Как раз нового, инновационного подхода сегодня в первую очередь ждут от молодых: студентов, аспирантов, кандидатов наук.

MsoNormal<#two#>>Сибирским вузам есть что показать на международном форуме «Интеррра». В НГТУ действуют не отдельные группы разработчиков, а целый бизнес-инкубатор. В геодезической академии собираются представить ряд проектов в рамках молодежной школы «Технологически решения EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>XXIEN-US<#two#>> века». Со своими программами выступят НГУ, НГАХА, Сибстрин…

MsoNormal<#two#>>Правда, есть одно «но» - доляmso-spacerun: yes<#two#>>  участия молодых разработчиков в проектах пока не столь велика. Не то чтобы научные руководители им не доверяли, просто считают, что студенты должны сначала выучиться и лишь потом приступать к настоящему делу.

MsoNormal<#two#>>- Мы даем ребятам отличные базовые знания, - поясняет Галина Ткачева, начальник Центра инженерно-геодезических систем и технологий СГГА, -потом, уже на производстве, молодые люди получают опыт, присматриваются, начинают вносить рационализаторские предложения, их усовершенствования патентуют и внедряют на предприятиях. Это то, что называется поступенное обучение. Я не говорю, что у нас не привлекают студентов для выполнения договорных работ, но они все-таки «на подхвате» у старших.

MsoNormal<#two#>> 

MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>В науку – со школьной скамьи

MsoNormal<#two#>>Если во времена плановой экономики от вуза требовалось только дать молодому человеку хорошее образование, то сегодня задача куда сложнее. Альма-матер должна еще и научить будущего специалиста адаптироваться в рыночных условиях. Как лучше применить полученные знания, как выгоднее продать свою продукцию и себя как специалиста. И тут одними рефератами, курсовыми и лабораторными работами не обойтись. Необходимы специализированные структуры, где молодежь могла бы применить свои знания и первые умения непосредственно на практике.

MsoNormal<#two#>>Структур таких достаточно много. В девяти новосибирских вузах существуют центры развития инновационных компетенций. В геодезической академии созданы две молодежные творческие мастерские, еще одна, совместная мастерская объединила будущих архитекторов и строителей. В госуниверситете, НГТУ и СибГУТИ работают бизнес-инкубаторы. Появляются COLOR: red<#two#>>технологические площадки вузов на базе предприятий города.

MsoNormal<#two#>>LINE-HEIGHT: 115%; mso-bidi-font-size: 14.0pt<#two#>>Как считает заместитель COLOR: black; mso-bidi-font-style: italic<#two#>>руководителя департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, начальник отдела высшего и дополнительного профессионального образования Марина Ананич, должна быть создана сетевая инновационная инфраструктура региона, как это сделано, например, в Финляндии. Причем обучать настоящих профиmso-spacerun: yes<#two#>>  надо начиная с довузовского возраста, примерно как воспитывают будущих танцовщиков и музыкантов, тех, чье образование требует многолетней подготовки. Чем инноваторы хуже?

MsoNormal<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Путь получается прямой: от центра развития творческих способностей, через школу к вузу. А на базе высших учебных заведений создавать технопарки, где фундаментальные знания студенты могли бы применить на практике, - считает Ананич.

MsoNormal<#two#>>По ее мнению, у нынешних новосибирских студентов невысокий уровень проектного и стратегического мышления, слабые креативные способности, минимальное знание финансовых инструментов и не хватает маркетингового взгляда на происходящее. Диагноз неутешительный, но вылечить можно: воспитать в молодых людях «технопарковое мышление». Термин только на вид устрашающий, на деле все проще: человек должен понимать, что предлагать, кому и по какой цене.

MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Каждому вузу - по технопарку

MsoNormal<#two#>>Мыслить «по-технопарковски» возможно только в технопарке. Хорошо, если бы в вузах еще существовали фирмы по осуществлению научно-COLOR: #333333; LINE-HEIGHT: 115%; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>> коммерческой деятельности.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN-BOTTOM: 13.5pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt<#two#>>COLOR: #333333; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>В середине июля Государственная Дума приняла закон о возможности создания малых предприятий в вузах. Эти структуры будут на практике использовать результаты интеллектуальной деятельности преподавателей и студентов – компьютерные программы, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы. То есть зарабатывать на интеллектуальной собственности. mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>Другой вопрос, когда это закон по-настоящему начнет действовать. ВCOLOR: #333333<#two#>>едь после принятия его на федеральном уровне и издания распоряжений и директив самим вузам необходимо внести определенные изменения в свои уставы, а это тоже требует времени.

MsoNormal<#two#>>Как считает проректор НГУ Сергей Нетесов, фирмы при вузах станут реальностью не раньше чем через год-полтора:

MsoNormal<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Мы недавно утверждали Устав НГУ в Москве, пункт о коммерческих фирмах у нас вычеркнули: пока нет закона, не может быть никаких производственно-научных компаний. Теперь закон принят, и мы, конечно, подадим документы на переоформление Устава, но срок рассмотрения нового пакета – от трех месяцев до полугода. Потом время потребуется на утверждение документации, в итоге мы сможем создавать фирмы в лучшем случае к концу 2010 года.COLOR: #333333; LINE-HEIGHT: 115%; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>

MsoNormal<#two#>>COLOR: #333333; LINE-HEIGHT: 115%; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>- Не надо забывать и про лицензии на виды деятельности, которые должны быть у вновь возникающих малых предприятий, - добавляет проректор СГГА Владимир Середович. – Для получения таких документов необходимо иметь в первую очередь соответствующую материальную базу. На оформление такой лицензии тоже потребуется время.mso-spacerun: yes<#two#>>                                  mso-spacerun: yes<#two#>>                                  

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN-BOTTOM: 13.5pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN-BOTTOM: 13.5pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Сэкономить на бренде

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN-BOTTOM: 13.5pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN-BOTTOM: 13.5pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt<#two#>>COLOR: #333333; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>Как рассказал Владимир Середович, в идеале новый закон позволит совместить преимущества коммерческого предприятия и сильные стороны госучреждения:

MsoNormal<#two#>>COLOR: #333333; LINE-HEIGHT: 115%; mso-bidi-font-size: 14.0pt; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-fareast-language: RU<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - У частного предприятия гораздо больше свободы, ведь вузы не могут даже самостоятельно что-либо купить – только через тендер. И расчеты акционерное общество может проводить оперативнее, в то время как вуз обязан рассчитываться только через РКЦ. Но у вузов есть иные преимущества: поскольку мы готовим квалифицированные кадры, эти кадры можно привлекать для работы на таких предприятиях. Кроме того материальная база образовательных учреждений куда лучше, нежели база вновь созданного МП.

MsoNormal<#two#>>Сегодня самое трудное для вуза – найти заказчика. По хоздоговорной деятельности университеты осуществляют определенные работы, но доля сотрудничества молодых – студентов, аспирантов, не так уж и велика.

MsoNormal<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Среди договорных работ, которые выполняет архитектурно-строительный университет, только 10 процентов проводятся с участием молодежи, - посетовал проректор НГАСУ Юрий Сколубович. – Я думаю, что здесь нужна целенаправленная политика: например, объявляют какой-либо городской или областной конкурс – почему не внести в условия его проведения обязательное участие молодежи в разработках? На уровне вуза мы задействуем молодежь, но университет не может обеспечить должный уровень вознаграждения и широкое поле для творческой реализации.

MsoNormal<#two#>>Например, строительный университет и архитектурная академия совместными силами создали молодежную творческую мастерскую. Студенты под руководством Евгении Кетовой выполнили дизайн-проект для детского дома № 2. Стоимость работ – около 200 тысяч рублей, материальное поощрение за проект выплатил вуз.

MsoNormal<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Мы можем делать такие проекты достаточно недорого, - продолжает Юрий Сколубович, - наши студенты еще не имеют громких имен, так что за бренд переплачивать не придется. Какие-то социальные, не требующие больших затрат заказы они вполне могут выполнять.

MsoNormal<#two#>> 

MsoNormal<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Инноватор «на заказ»

MsoNormal<#two#>>Один из параметров инноватора нового времени, которого сегодня необходимо воспитывать, - компетентностный подход. Такой подход у человека можно выработать, если со студенческой скамьи он научится выполнять конкретные задачи конкретного заказчика. По сути, компетентностный подход и есть ответ на заказ профессиональной сферы, и требует развития определенных личностных качеств.

MsoNormal<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Мы должны научить студентов жить в рынке, - убежден Юрий Сколубович, - чтобы они смотрели не только в завтрашний, а в послезавтрашний день, чтобы они ориентировались на развитие фирмы, несмотря на любые кризисы.

MsoNormal<#two#>>Выводить экономику Новосибирской области на инновационные рельсы предстоит нынешним школьникам, студентам, аспирантам. От того, насколько им хватит знаний, умений и опыта, зависит многое. А энтузиазма и веры в свои силы хватает уже сейчас.

MsoNormal<#two#>>- Молодые люди стали частыми гостями в моем кабинете, - поделился вице-губернатор Геннадий Сапожников. – Не так давно пришли с идеей организовать специальную молодежную венчурную ярмарку на площади Ленина. Пусть они еще не вполне понимают, что «ярмарка» - это только название, на самом деле отношения разработчика с венчурным инвестором – дело совершенно не публичное. И никакая ярмарочная атмосфера, тем более атмосфера площади, для контактов такого характера не подходит. Важно другое: молодежь стремится реализовать свой потенциал, и мы – преподаватели, власть должны им помочь сориентироваться, научить, как более эффективно это сделать.