Лента новостей

Все новости

Популярное

Новосибирские училища больше не готовят сантехников

 Светлана Антонова

Этой теме был посвящен пресс-тур, организованный на базе профессионального лицея № 60 в Новосибирске, который проходил в рамках международного инновационного форума «Интерра». Пресс-тур был организован Агентством информационного развития "Столица Нск". На учебных производственных площадках образовательного учреждения для наглядности журналистам были продемонстрированы технологии и оборудование, как полувековой давности, так и нынешнего времени. К примеру, в лабораторной мастерской санитарно- технических вентиляционных систем учащиеся лицея закрепляют полученные знания путем сборки и разборки современных душевых кабинок, ванн, джакузи, биде, писсуаров. Самого специалиста, получившего навыки работы с таким оборудованием, теперь называют не сантехник, как раньше, а монтажник санитарно-технического оборудования. Советский образ сантехника также остался в прошлом, как и устаревшая чугунная ванна, поставленная в мастерской в качестве отживающего свой век экспоната. Кирзовые сапоги, неопределенного цвета спецовка ушли давно в прошлое: щетина и легкий запах перегара. Монтажники санитарно-технического оборудования выглядят по-современному: стильная опрятная форма, трезвый взгляд, твердая уверенная рука, хорошее настроение, ведь их работа оплачивается вполне достойно. Как, впрочем, и у сварщиков. По словам выпускника лицея, теперь уже профессионального электросварщика Евгения Петринина, его профессия сейчас более чем востребована, особенно в строительной отрасли. «В среднем месячная зарплата получается в пределах 30-35 тысяч», - говорит он, уточнив, что с учетом дополнительных подработок, она может достигать и 45 тыс. рублей. Мастерская электросварщиков лицея оборудована с учетом последнего слова техники. Здесь, как и на современном промышленном производстве, на смену громоздким и энергоемким электросварочным агрегатам пришли компактные, легкие и бесшумные приборы. Маски электросварщика теперь снабжены не обычным черным стеклом, через которое было невозможно контролировать начало процесса сварки, а стеклом – хамелеоном, позволяющим без проблем сконцентрироваться на работе. Новое оборудование позволяет проявить максимум творчества. К примеру, такое приспособление как плазмарез, появившееся в мастерской лицея совсем недавно, дает возможность научиться даже фигурной резке по металлу. Как сообщила участникам пресс-тура директор лицея Людмила Михайловна Хомутова, все новое оборудование для своих производственных мастерских лицей, который действует как автономное образовательное учреждение, приобрел на собственные средства. «Только в нынешнем году на эти инновации лицей потратил 789 тыс. рублей», - уточнила директор. По ее словам, эти деньги были заработаны оказанием дополнительных платных услуг, в частности, стилистов-парикмахеров, которых готовят в этом же лицее. Инновации в их работе участникам пресс-тура продемонстрировали также в специально оборудованных помещениях. Сначала при помощи инсценировки журналистам напомнили, как выглядели несколько десятков лет назад «совковые» привокзальные парикмахерские, а потом показали зал современного салона красоты, где наряду со стрижками и укладками можно воспользоваться услугами по визажу, моделированию ногтей, боди-арту. Кстати, представителям СМИ была предоставлена уникальная возможность оценить качество работы начинающих мастеров, сделав по желанию, в ходе пресс-тура стрижку, прическу, макияж или художественную роспись по телу. После экскурсии по лицею обсуждение вопросов внедрения инноваций в системе профессионального образования продолжилось на брифинге с участием заместителя руководителя департамента образования Новосибирской области Владимира Николаевича Щукина, а также производственного партнера лицея № 60, представителя ООО «Сибпромвентиляция-С» Владимира Ивановича Гусакова. В.Н.Щукин рассказал журналистам о наиболее важных этапах модернизации системы начального и среднего профессионального образования в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования Новосибирской области. Он отметил, что первые постановления администрации Новосибирской области и губернатора, направленные на модернизацию этой сферы, появились еще 5 лет назад. Затем они нашли продолжение в реализации нацпроекта. Так, с 2007 года в приоритетный национальный проект «Образование» включено направление «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологических производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего образования». Задача данного направления – преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентноспособных предприятий. Результатом реализации инновационных программ учреждений профессионального образования в рамках нацпроекта будет создано 5 ресурсных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации высококвалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных предприятий Новосибирской области. По словам заместителя руководителя департамента образования, в ходе реализации нацпроекта с 2008 года учреждения системы профессионального образования переведены на новую систему оплаты труда, направленную на поощрение учреждений и руководителей, которые достигли лучших результатов. В числе основных критериев оценки работы – набор учащихся, качество подготовки, трудоустройство обучающихся. Вторым условием, которое должно изменить экономические отношения в системе профобразования, он назвал перевод учреждений этого профиля с 1 сентября текущего года на нормативное финансирование. Уже издано соответствующее постановление администрации Новосибирской области, в соответствии с которым устанавливается норматив на реализацию программ среднего и начального профобразования. От него будет зависеть фонд заработной платы, обеспечение реализации образовательных программ», - отметил Щукин. Третьим условием для внедрения инноваций он назвал перевод образовательных учреждений в статус автономных. В настоящее время подписано 10 постановлений по 10 образовательным учреждениям начального и среднего профобразования по переводу их в статус автономных. «Если бюджетное учреждение профобразования может рассчитывать только на финансирование из бюджета, то с получением статуса автономного у него появится больше возможностей для инициатив и предпринимательства. Оно сможет заработать дополнительные средства на реализацию востребованных образовательных программ», - отметил Щукин. По его словам, областной бюджет сегодня не в состоянии всех обеспечить. Этому должна способствовать инновационная система дуального обучения, созданная образовательным учреждением совместно с работодателем. Как показывает опыт, эффективность подготовки высококвалифицированных кадров сегодня не возможна без предприятия – работодателя. Такое взаимодействие, в частности, было установлено и отработано у профессионального лицея №60 и ООО «Сибпромвентиляция-с». По словам В.И.Гусакова, работодатель как никогда заинтересован сегодня в высококвалифицированных рабочих кадрах, поэтому активно принимает участие в образовательном процессе, внося свои предложения по корректировке процесса обучения, присутствуя при защите дипломов, на конкурсах профессионального мастерства. В течение двух лет вносят предложения по корректировке учебного процесса с учетом появления на производстве новых технологий. «Возродилось на предприятии некогда забытое наставничество. К практикантам прикрепляется мастер-наставник. Эта работа ему дополнительно оплачивается из средств предприятия в размере 10% от основного заработка», - уточнил Гусаков. Он также сообщил, что выпускники лицея, пришедшие после окончания учебы на предприятие, уже успешно участвуют в строительстве объектов областного значения. С их участием построено два спорткомплекса в двух поселках области. В свою очередь, директор лицея Л.М.Хомутова дополнила, что все учебные планы лицей в обязательном порядке согласует с работодателем, а «профессиональные качества выпускников отрабатываются в процессе производственной практики и общения с наставниками». При этом практиканты получают заработную плату от предприятия.
Этой теме был посвящен пресс-тур, организованный на базе профессионального лицея № 60 в Новосибирске, который проходил в рамках международного инновационного форума «Интерра». Пресс-тур был организован Агентством информационного развития "Столица Нск". На учебных производственных площадках образовательного учреждения для наглядности журналистам были продемонстрированы технологии и оборудование, как полувековой давности, так и нынешнего времени. К примеру, в лабораторной мастерской санитарно- технических вентиляционных систем учащиеся лицея закрепляют полученные знания путем сборки и разборки современных душевых кабинок, ванн, джакузи, биде, писсуаров. Самого специалиста, получившего навыки работы с таким оборудованием, теперь называют не сантехник, как раньше, а монтажник санитарно-технического оборудования. Советский образ сантехника также остался в прошлом, как и устаревшая чугунная ванна, поставленная в мастерской в качестве отживающего свой век экспоната. Кирзовые сапоги, неопределенного цвета спецовка ушли давно в прошлое: щетина и легкий запах перегара. Монтажники санитарно-технического оборудования выглядят по-современному: стильная опрятная форма, трезвый взгляд, твердая уверенная рука, хорошее настроение, ведь их работа оплачивается вполне достойно. Как, впрочем, и у сварщиков. По словам выпускника лицея, теперь уже профессионального электросварщика Евгения Петринина, его профессия сейчас более чем востребована, особенно в строительной отрасли. «В среднем месячная зарплата получается в пределах 30-35 тысяч», - говорит он, уточнив, что с учетом дополнительных подработок, она может достигать и 45 тыс. рублей. Мастерская электросварщиков лицея оборудована с учетом последнего слова техники. Здесь, как и на современном промышленном производстве, на смену громоздким и энергоемким электросварочным агрегатам пришли компактные, легкие и бесшумные приборы. Маски электросварщика теперь снабжены не обычным черным стеклом, через которое было невозможно контролировать начало процесса сварки, а стеклом – хамелеоном, позволяющим без проблем сконцентрироваться на работе. Новое оборудование позволяет проявить максимум творчества. К примеру, такое приспособление как плазмарез, появившееся в мастерской лицея совсем недавно, дает возможность научиться даже фигурной резке по металлу. Как сообщила участникам пресс-тура директор лицея Людмила Михайловна Хомутова, все новое оборудование для своих производственных мастерских лицей, который действует как автономное образовательное учреждение, приобрел на собственные средства. «Только в нынешнем году на эти инновации лицей потратил 789 тыс. рублей», - уточнила директор. По ее словам, эти деньги были заработаны оказанием дополнительных платных услуг, в частности, стилистов-парикмахеров, которых готовят в этом же лицее. Инновации в их работе участникам пресс-тура продемонстрировали также в специально оборудованных помещениях. Сначала при помощи инсценировки журналистам напомнили, как выглядели несколько десятков лет назад «совковые» привокзальные парикмахерские, а потом показали зал современного салона красоты, где наряду со стрижками и укладками можно воспользоваться услугами по визажу, моделированию ногтей, боди-арту. Кстати, представителям СМИ была предоставлена уникальная возможность оценить качество работы начинающих мастеров, сделав по желанию, в ходе пресс-тура стрижку, прическу, макияж или художественную роспись по телу. После экскурсии по лицею обсуждение вопросов внедрения инноваций в системе профессионального образования продолжилось на брифинге с участием заместителя руководителя департамента образования Новосибирской области Владимира Николаевича Щукина, а также производственного партнера лицея № 60, представителя ООО «Сибпромвентиляция-С» Владимира Ивановича Гусакова. В.Н.Щукин рассказал журналистам о наиболее важных этапах модернизации системы начального и среднего профессионального образования в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования Новосибирской области. Он отметил, что первые постановления администрации Новосибирской области и губернатора, направленные на модернизацию этой сферы, появились еще 5 лет назад. Затем они нашли продолжение в реализации нацпроекта. Так, с 2007 года в приоритетный национальный проект «Образование» включено направление «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологических производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего образования». Задача данного направления – преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентноспособных предприятий. Результатом реализации инновационных программ учреждений профессионального образования в рамках нацпроекта будет создано 5 ресурсных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации высококвалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных предприятий Новосибирской области. По словам заместителя руководителя департамента образования, в ходе реализации нацпроекта с 2008 года учреждения системы профессионального образования переведены на новую систему оплаты труда, направленную на поощрение учреждений и руководителей, которые достигли лучших результатов. В числе основных критериев оценки работы – набор учащихся, качество подготовки, трудоустройство обучающихся. Вторым условием, которое должно изменить экономические отношения в системе профобразования, он назвал перевод учреждений этого профиля с 1 сентября текущего года на нормативное финансирование. Уже издано соответствующее постановление администрации Новосибирской области, в соответствии с которым устанавливается норматив на реализацию программ среднего и начального профобразования. От него будет зависеть фонд заработной платы, обеспечение реализации образовательных программ», - отметил Щукин. Третьим условием для внедрения инноваций он назвал перевод образовательных учреждений в статус автономных. В настоящее время подписано 10 постановлений по 10 образовательным учреждениям начального и среднего профобразования по переводу их в статус автономных. «Если бюджетное учреждение профобразования может рассчитывать только на финансирование из бюджета, то с получением статуса автономного у него появится больше возможностей для инициатив и предпринимательства. Оно сможет заработать дополнительные средства на реализацию востребованных образовательных программ», - отметил Щукин. По его словам, областной бюджет сегодня не в состоянии всех обеспечить. Этому должна способствовать инновационная система дуального обучения, созданная образовательным учреждением совместно с работодателем. Как показывает опыт, эффективность подготовки высококвалифицированных кадров сегодня не возможна без предприятия – работодателя. Такое взаимодействие, в частности, было установлено и отработано у профессионального лицея №60 и ООО «Сибпромвентиляция-с». По словам В.И.Гусакова, работодатель как никогда заинтересован сегодня в высококвалифицированных рабочих кадрах, поэтому активно принимает участие в образовательном процессе, внося свои предложения по корректировке процесса обучения, присутствуя при защите дипломов, на конкурсах профессионального мастерства. В течение двух лет вносят предложения по корректировке учебного процесса с учетом появления на производстве новых технологий. «Возродилось на предприятии некогда забытое наставничество. К практикантам прикрепляется мастер-наставник. Эта работа ему дополнительно оплачивается из средств предприятия в размере 10% от основного заработка», - уточнил Гусаков. Он также сообщил, что выпускники лицея, пришедшие после окончания учебы на предприятие, уже успешно участвуют в строительстве объектов областного значения. С их участием построено два спорткомплекса в двух поселках области. В свою очередь, директор лицея Л.М.Хомутова дополнила, что все учебные планы лицей в обязательном порядке согласует с работодателем, а «профессиональные качества выпускников отрабатываются в процессе производственной практики и общения с наставниками». При этом практиканты получают заработную плату от предприятия.