Все эти вопросы стали темой подробного обсуждения за круглым столом, организованным порталом «Сибкрай.ru» и министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, прошедшем в Ивент-центре «Манхеттен».
Больше самостоятельность — больше ответственность
Выделенные области средства должны быть своевременно и правильно освоены, — на этом сделал особый акцент в своем выступлении заместитель председателя комитета областного Законодательного собрания по культуре, образованию, спорту и молодежной политике Евгений Подгорный. Он отметил:
- Выделив деньги на повышение зарплаты учителей из регионального бюджета, мы дали школам возможность использовать федеральные средства именно на модернизацию: приобретение оборудования, пополнение библиотечных фондов, развитие школьной инфраструктуры, программы энергосбережения, развитие дистанционного образования. И все эти процессы действительно идут, мы имеем возможность в этом убедиться в ходе многочисленных поездок по районам области. По их результатам мы смело можем утверждать: программа очень нужная. Но, конечно, в первую очередь ее важность и нужность должны оценить педагоги.
Исполняющий обязанности министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Александр Флек напомнил: реально на решение задач развития материальной базы школ направлено не 380 миллионов, выделенных из федерального бюджета собственно на реализацию проекта, а гораздо больше:
- Это и финансирование приобретения школьных автобусов (52 мы уже купили, закупки продолжаются), и программа «Школьное окно» (замена всех школьных окон на пластиковые), на которую выделено 200 миллионов рублей из регионального и муниципальных бюджетов, и миллиард рублей на ремонт школ. Кроме того, есть и вопросы, связанные с дистанционным обучением, с оплатой интернет-трафика, с повышением скорости этого трафика там, где она не отвечает современным требованиям. Нужно обновлять автобусный парк, решать проблемы безопасности. Все это требует дополнительных затрат.
Что же касается повышения зарплаты педагогов, то здесь, как разъяснил и.о. министра образования, необходимо знать ряд нюансов, без учета которых трудно понять в целом механизм этого процесса. Он напомнил, что заработная плата учителей в регионах довольно существенно разнилась. В некоторых из них она отставала от средней зарплаты в целом по региону более чем на 30 процентов, - в таких субъектах Федерации повышение должно составить 30 процентов. Но это совсем не означает, что учителя там будут получать больше, чем в нашем регионе, где этот показатель равен примерно 24 процентам. Так, если в Алтайском крае средняя зарплата учителя составляла около 9 тысяч рублей, то, увеличившись на 30 процентов, она составит примерно 12 тысяч. А в Новосибирской области средняя цифра — около 18,8 тысяч рублей.
Александр Флек также подчеркнул, что речь идет именно о средней зарплате, и эти данные совсем не означают, что все учителя будут получать именно означенную сумму. Он напомнил, что с 2007 года образовательные учреждения перешли на нормативное финансирование и получили большую финансовую самостоятельность, в рамках которой осуществляется и распределение средств, выделенных на повышение оплаты труда педагогов.
- Распределение осуществляется школами самостоятельно, но с непременным условием: зарплата должна зависеть от качества работы педагога, - особо отметил Александр Флек. - А большая самостоятельность подразумевает и большую ответственность. Деньги в школы пришли. Теперь остается справедливо распорядиться этими средствами и обеспечить конечный результат — повышение качества услуг образовательных учреждений.
Из городской школы — в сельскую
В то же время регламентированное в рамках проекта увеличение зарплаты — далеко не единственная возможность повышать благосостояние педагогов. О том, как можно привлекать в школу дополнительные средства, рассказал директор лицея № 9, член Общественной палаты РФ Георгий Филимонов:
- Понятно, что бюджет любого образовательного учреждения формируется по нормативу, поэтому задача каждой школы — повышать свою конкурентоспособность, делать все для того, чтобы как можно больше учеников стремились попасть именно сюда. В таком случае и денег школе будет выделяться больше. Кроме того, в Новосибирской области есть замечательная возможность участвовать в проектах, запущенных нашим министерством — например, в проекте по созданию специализированных классов. Победители получают вполне ощутимые деньги: нормативное финансирование на спецкласс в три раза больше по сравнению с обычным классом лицея или гимназии, которые, в свою очередь, получают на 40 процентов больше, чем класс обычной средней школы. Есть и другие проекты: создание систем качества образования, сетевой школы, - все это дает возможность привлечь дополнительные средства и за их счет еще больше увеличить зарплату педагогам. Например, у нас в лицее с использованием всех ресурсов в этом году мы смогли ее поднять в среднем на 43 процента. Так, ведущий учитель математики, работая на полторы ставки, у нас получает 55 тысяч рублей, - я считаю, это вполне достойная хорошего педагога зарплата.
В новых условиях конкурентоспособность школ становится одним из важнейших рычагов для привлечения средств. Принято считать, что это понятие может относиться преимущественно к лицеям и гимназиям, в крайнем случае — к центральным школам Новосибирска. Оказывается, это совсем не обязательно, что доказала на своем примере школа № 19 села Раздольное Новосибирского района, куда стремятся определить своих детей не только местные жители, но и горожане. Ради того, что бы дети учились здесь, они готовы возить их сюда из Новосибирска. Чем так привлекает эта школа? На этот вопрос ответил ее директор Александр Дудкин:
- Действительно, у нас обыкновенная средняя школа, не гимназия, не лицей. Более того, мы находимся рядом с городом, и у нас были серьезные основания опасаться того, что наши ученики могут перейти в новосибирские школы. Поэтому мы поставили перед собой задачу: сделать все для того, чтобы этого не случилось. Сегодня у нас построено новое здание, есть школьный транспорт, котельная, столовая. Создан квалифицированный стабильный педагогический коллектив. И к нам все чаще стали приводить детей, территориально не относящихся у нашей школе. Сейчас их число составляет 20 процентов от общего количества учеников, из них примерно половина — горожане. А стало больше детей, - стало больше и денег. Мы в этом году существенно увеличили стимулирующий фонд, довели его до 30 процентов, повысили зарплату учителям, сегодня максимальная цифра — 38 тысяч рублей. Не думаю, что кто-нибудь из наших педагогов захочет искать себе новое место.
Детей много — денег мало?
Однако, как выяснилось, не всегда конкурентоспособность школы является гарантией высокого благосостояния ее учителей. Оживленную дискуссию вызвало выступление учителя истории школы № 207 Татьяны Маницкой, которая рассказала:
- Наша школа вполне конкурентоспособна, - у нас учатся более 1700 детей. Почти 70 процентов фонда оплаты труда уходит на зарплату педагогов. Кроме того, в этом учебном году введен третий час физкультуры, а средств не добавили. Плюс переподготовка педагогов, оплата первых трех дней больничного, повышение зарплаты техперсонала до прожиточного минимума. В результате стимулирующий фонд у нас составляет всего 10 процентов. Вот и получается, что школа конкурентоспособна, у нас работают педагоги высочайшей квалификации, а говорить о стимулировании мы не можем. Поэтому существует реальная опасность оттока учителей.
Первым прокомментировал это выступление Александр Флек, сразу категорически обозначив свою позицию:
- С директором вашей школы я буду разговаривать отдельно. Почему всего 10 процентов? Вы установили у себя уравниловку, загоняете всех в одни рамки, просто не давая возможности людям хорошо зарабатывать. В крупном образовательном учреждении зарплату можно поднять разными путями: увеличить фонд оплаты, сократить лишний персонал, поднять наполняемость классов, есть и другие механизмы. Учитель, в классе которого 25 человек, может получать достойную зарплату, если средства не будут отвлекаться на администрацию, обслуживающий персонал, ряд других моментов. Средств, которые вы сегодня получаете, вполне достаточно для того, чтобы в школе все было в лучшем ви
Не поняли сложившейся в школе № 207 ситуации и коллеги. Директор Бердской школы-интерната «Лицей-интернат № 7» Ирина Мануйлова отметила:
- Школа, в которой учатся 700-800 детей, уже рентабельна. А если их 1700, как у вас, то ваш запас прочности должен быть вдвое выше. Считаю, это ваша внутренняя недоработка.
Георгий Филимонов подчеркнул, что к директорам школ сейчас должны предъявляться особые требования: если раньше во главе учреждения вставал лучший учитель, то теперь главным критерием должно стать умение вести эффективный менеджмент. Именно это, на его взгляд, отсутствует у руководства школы № 207.
Молодым — достойная зарплата
Привлечение в школы молодых, способных, талантливых педагогов — одна из основных задач, стоящих перед школами. И смена экономических условий должна этому способствовать, надеются директора школ. Сегодня зарплаты молодых учителей, педагогов начальных классов, все меньше разнятся с тем, сколько получают более опытные специалисты, учителя-предметники. Как рассказала учитель начальных классов новосибирской школы № 28 Олеся Вахрушева, работающая первый год, те 18 тысяч рублей, которые она получает, складываются не только из ведения уроков и проверки тетрадей, но и из работы с детьми во внеурочное время, которой она уделяет большое внимание. Занятия в группе продленного дня, театральный кружок — это дает весомую прибавку к основной зарплате. Коллега Олеси Ирина Кузнецова, работающая второй год в школе № 19 села Раздольное, на своем опыте удостоверилась: молодой учитель может зарабатывать не меньше, чем опытные педагоги со стажем. Во всяком случае, в ее школе для этого созданы все условия, действует положение о стимулирующем фонде, и если работать, принимая во внимание все его критерии, можно получать вполне достойную зарплату.
Ирина Мануйлова уверена, что молодых педагогов можно и нужно стимулировать:
- Школа заинтересована в том, чтобы они к нам пришли. И поскольку у них пока нет категорий, которые дали бы возможность повысить им зарплату, в течение первых трех лет работы мы доплачиваем молодым специалистам 50 процентов от базового оклада. Я знаю, что многие другие школы тоже так делают. А через три года они сдадут на категорию, и получат прибавку уже за это.
Возврат к тарифным ставкам — абсурд
Каждая школа сегодня имеет полное право самостоятельно распоряжаться выделяемыми средствами. Как именно это происходит? Педагоги разных школ поделились своим опытом.
Директор новосибирской средней школы № 28 Геннадий Мурашов подчеркнул, что дифференциация зарплат — неотъемлемая часть работы школ в условиях рынка, дающая возможность стимулировать качество труда педагогов.
- Раньше за все, что делал учитель, он получал постоянную тарифную ставку, не имея никакой возможности повлиять на свое благосостояние, - напомнил он. - Теперь у нас по решению коллектива создан специальный фонд оплаты труда, в который включаются выплаты за дополнительную работу, за классное руководство, за проверку тетрадей, за работу с родителями, за подготовку семинаров и конференций. Мы сейчас создаем цифровую школу, участвуем в проектах «дневник.ру», «электронный журнал». Учителя активно работают по этим проектам и получают дополнительные выплаты.
Ирина Мануйлова рассказала о том, как распределяются средства в школе, которой она руководит:
- Мы, как и большинство наших коллег, делим фонд оплаты труда на базовый и стимулирующий в соотношении 70 к 30. Далее базовая часть делится примерно в той же пропорции на оплату труда учителей и всех прочих сотрудников. Таким образом, учителя всегда оказываются в приоритете. Дифференцированный подход школа может осуществлять посредством увеличения стоимости часа или через стимулирующие выплаты. У нас ситуация нестандартная: часть денег мы направили на увеличение стоимости часа, но оставили и стимулирующие выплаты. Стоимость часа мы подняли за счет того, что наша школа вошла в проект «дневник.ру», и каждый педагог теперь набивает свои базы данных. Это колоссальная работа, ее нужно делать все время, и чтобы поощрить людей за нее, мы повысили стоимость часа. Сегодня у нас минимальная зарплата за 18 часов — около 12 тысяч рублей, максимальная — 33890. Все люди работают по-разному. Мы ушли от уравниловки, и об этом даже вспоминать не нужно. Возврат к тарифным ставкам — абсурд, это сегодня просто невозможно.
По мнению Георгия Филимонова, распределение средств должно производиться максимально прозрачно. Он рассказал коллегам, как этого добиваются в лицее № 9:
- При переходе на новую систему оплаты труда с коллективом была проведена огромная работа. Специальное положение, над которым трудился весь коллектив, определило, как, по каким критериям будет распределяться стимулирующий фонд. Поскольку распределение должно быть прозрачно и максимально объективно, к этому процессу привлекается весь коллектив. Поэтому всегда известно, сколько всего денег имеется в наличии, как они распределены, кто сколько получил и за что. Сам учитель тоже должен принимать участие, объективно оценивать себя. Как показала наша практика, механизм самооценки у педагогов работает очень эффективно. Далее то, как работал каждый учитель, оценивает специальная комиссия. Выводится средняя цифра в баллах, которые потом переводятся в реальные деньги.
Разговор не мог не коснуться и участия в процессе модернизации тех, кто больше всех заинтересован в его результатах — родителей школьников. Везде ли они являются активными участниками школьных преобразований? Во многих школах есть попечительские советы, которые могут активно влиять на финансовые процессы. Но нередко их участие превращается в пустую формальность. Председатель попечительского совета новосибирской гимназии № 1 Раиса Салмина рассказала:
- Когда примерно год назад комиссия проверяла нашу гимназию, меня вызвали и задали вопрос, действительно ли это моя подпись стоит под протоколами, где зафиксировано, как распределяется стимулирующая часть выплат. Я ответила, что, конечно, моя, ведь я председатель совета. А когда я, в свою очередь, поинтересовалась, откуда такой вопрос, мне ответили, что наша школа — не первая, где проводится проверка, и зачастую родители знать не знают, что где-то стоят их подписи. То есть ряд образовательных учреждений спустили участие родителей на тормозах, обошлись без него. Конечно, и сами родители тоже должны быть активнее. Ведь сегодня обо всех механизмах, которые влияют на работу школы, можно узнать в интернете. Как только в сети выложили информацию по новой системе оплаты труда, все сразу об этом узнали. И вот тут должен возникнуть вопрос: а может, и нам принять участие в этом процессе? Например, написать заявление с просьбой поощрить нашего классного руководителя, или педагога, ведущего у наших детей кружок. Родители могут реально влиять на процесс.
Подводя итог обсуждению, участники круглого стола единодушно отметили: процесс модернизации должен продолжаться, и огромную роль в нем будут играть сами школы, получившие большую финансовую самостоятельность. В их распоряжении сегодня есть все рычаги, которые позволяют эффективно использовать поступающие средства, повышать качество образования и стимулировать педагогов работать все лучше и лучше.
Комплекс мер по модернизации образования был определен в мае этого года постановлением правительства РФ «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования». На реализацию комплекса мер по модернизации общего образования Новосибирской области было выделено из федерального бюджета 380 миллионов рублей. В свою очередь, из регионального бюджета направлена такая же сумма — 380 миллионов рублей — на повышение фонда зарплаты учителей. В итоге по сравнению с I кварталом 2011 года фонд оплаты труда учителей увеличился на 24,1 процента. Если в начале года средняя заработная плата учителя в Новосибирской области составляла 14863 рубля, то в сентябре 2011 года эта цифра достигла 18860 рублей, в то время как средняя зарплата по экономике в области — 18568 рублей.