Помните фантастический киносюжет про прикованного к инвалидной коляске спецназовца, которыйс помощью чудес техники переселился в тело физически совершенного аватара? Директор ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования» Игорь Котов уверен, что разработанная под его руководством группой педагогов-единомышленников и уже действующая интернет-программа помощи детям с ограниченными возможностями во многом материализует этот сюжет.
Наверное, как и всякое сравнение, такое уподобление жизни киносказке хромает, но то, что уже сделано и еще планируется сделать энтузиастами центра дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, на самом деле почти фантастично.
Дед Мороз с Интернетом в мешке
Глядя, как на схематическом настенном изображении нашей губернии зажигаются лампочки, невольно задумываешься над тем, что слова «свет» и «просвещение» одного корня. Каждый огонек обозначает населенный пункт, куда в дом ребенка-инвалида проведен Интернет. О том, как вдруг оживает деревня, когда туда привозят компьютерное оборудование и протягивают оптоволоконную связь, - разговор особый. Но всё по порядку.
- В конце декабря 2009 года нашему учреждению было поручено достаточно ответственное дело – создание регионального ресурсногоцентра дистанционного образования детей-инвалидов Новосибирской области, - рассказывает Игорь Котов. - Данный проект – один из самых крупных в Российской Федерации и реализуется практически на территории всей страны. Разница в том, кто по какой модели работает. Наше государственное учреждение имеет лицензии и аккредитацию, соответственно мы в большей степени, чем другие, готовы вдохнуть в этот проект жизнь. Немаловажно и то, что у нас слаженная команда. К примеру, мой заместитель Анатолий Филиппович Головач раньше работал деканом института заочного образования аграрного университета, имеет ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук, и я думаю, этот опыти знание сельской глубинки для него как для руководителя регионального ресурсного центрадистанционного образования – большое подспорье. Задача наша с 2009 по 2013 годы – включить в процесс обучения 290 детей-инвалидов. Согласно модели, которую выбрала наша область, в сеть должны входить населенные пункты из любых самых удаленных концов региона. Я знаю, что ряд субъектов Федерации пошел по другой схеме, охватывая только районные центры или крупные города. У нас в дистанционное обучение включены дети всей нашей необъятной области. Иреализуя этот проект, ещё раз убеждаешься – насколько она необъятна…
Каждый из зажжённых огней на карте губернии – это целая история. Казалось бы, ну что такого – поставить компьютерное оборудование в село или деревню, где живет в семье, а не в доме инвалидов нуждающийся в помощи ребёнок. Но это событие обрастает массой запоминающихся подробностей. Детский психолог, соискатель кандидатской степениИгорь Котов настраивает выездную бригаду на то, чтобы всё прошло без стрессов для ребенка, родителей, односельчан. Но всё равно обстановка всякий раз складывается волнующая.
Анатолий Головач вспоминает, как привезли компьютер пареньку, который до этого уже имелпопулярный ник в Интернете, как однажды представителю Областного центра образования пришлось наряжаться Дедом Морозом, как девочка, прикованная к инвалидной коляске, радовалась, когда засветился монитор и она увидела на экране изображение, и как её родители суетились, приглашая дорогих гостей угоститься пельменями. Еще бы не радоваться, еще бы не суетиться – не каждый день приезжают из областного центра в глубинку с такими дорогостоящими подарками. Но при всех игровых моментах речь о серьёзной образовательной системе с самым современным лицензионным обеспечением.
Отдельного внимания заслуживает достаточно мощный, разработанный Областным центром образования интернет-портал. Это и есть интернет-школа – ресурс, на котором учатся дети, вовлеченные в этот проект. И если по состоянию здоровья эти ребятишки не могут посещать общеобразовательные учреждения, то свои учебные часы они получают внутри дистанционной школы. При этом каждому из них предоставляется возможность приобрести знания и навыки, которые позволят им почувствовать себя нужными обществу.
Пространство для полета
Во время интернет-моста с губернатором Василием Юрченко глава администрации Новосибирскойобластимог убедиться, что те 10 миллионов рублей, которые были израсходованы из областного бюджета на создание дистанционной сети для этих ребятишек,плюс к 30 миллионам федеральных денег, были потрачены не зря. И сами дети, и их родители почувствовали, что они отнюдь не забыты окружающим миром – будь то руководство области или педагоги.
- Мывтянули в орбиту проекта 89 школ, - рассказывает Анатолий Головач. - И те педагоги, которые живут в Чулыме, Сузуне, Каргате, Барабинске, - они все работают у нас. Внутри нашего проектатолько на данный момент учатся 165 детей, работают 64 педагога. А с первого сентября будет задействовано уже 265 детей и 164 педагога. В этом году мы планируем присоединить к имеющейся уже сети Кыштовский, Чистоозёрный районы… Любопытно, что в деревнях, куда мы проводим оптоволоконный кабель, начинает оживать инфраструктура. Ведь подводя канал связи, мы смотрим, работает ли вдоме, где живёт наш ребёнок, канализация, есть ли водоснабжение? Мы в Чулымский район протянули интернет-кабель в такую деревню, где никогда никакой вообще связи не было. Мы «Газель» туда трактором тащили, чтобы оборудование поставить…
Психолог Игорь Котов знает, насколько важно человеку, ограниченному в движениях, ощутить себя в своеобразном свободном полёте. Возможности переживать подобного рода состояния предоставляет Интернет.«Главное, чтобы был сохранным интеллект, тогда мы можем дать возможность ребенку почувствовать себя вполне компенсировавшимся в виртуальном пространстве», - расшифровывает свою аналогию с сюжетом «Аватара» директор центра.
На портале, на который региональный ресурсный центр имеет авторские права, - более 120 курсов, разработанных по заявкамдетей. Среди основные разделов менюможно увидеть даже «Дистанционную летнюю площадку», куда можно заходить, чтобы и в каникулы не скучать…
- В общем организационном принципе присутствует некий прототип модели «Моя школа - весь мир», - поясняет Игорь Котов. - У нас один ребёнок, один комплект оборудования, один педагог. Но в то же время к проекту подключены и тьюторы, и методисты, и учителя.
К слову сказать, дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями предоставляет шанс проявить свою креативность и педагогам. Здесь есть простор для поиска и эксперимента. Сегодня те, кто вовлечен в этот педагогический проект, всерьёз задумываются о том, чтобы помимо обязательных общеобразовательных дисциплин давать детям навыки, необходимые для литературного, художественного творчества, занятий музыкой. Ведь часто человек, обделенный природой в чём-то одном, одарен в другом, и среди детишек с ограниченными возможностями есть такие, кто сочиняет стихи, замечательно поет, великолепно рисует.
- Особый плюс – это то, что внутри данного проекта мы не только обучаем ребятишек психологической устойчивости, - продолжает директор центра, - но и прививаем им навыки работы в системе новых информационных технологий. И это не только программа «скайп». Мы сотрудничаемс американской компанией-разработчиком «Амванет», ее генеральный директор - наш земляк из Академгородка, уже в течение 20 лет проживающий в США. Их разработки тоже предоставляют нам достаточно широкие возможности. Мы в любой момент можем подключать к общению до 200 человек и проводить школьные интернет-собрания. Мало того, что мы ставим полный комплект оборудования ребенку, позволяем выбрать ресурс, создать индивидуальный учебный план, но к тому же еще в каждую квартиру – точечно, до учителя, до ребёнка – проводим бесперебойный канал связи.
Вот почему даже в самые отдаленные населенные пункты, где не мечтали о том, что к ним придёт Интернет, благодаря государственному контракту, заключённому с Ростелекомом, подводится устойчивый канал связи. А уже благодаря этому каналу связи внутри деревни, посёлка либо районного центра развивается инфраструктура - и телефонизация, и ай-пи телефония, и интернет- телевидение.
Может быть, такой путь решения социальных проблем глубинки чем-то и напоминает извилистые пути варяг в греки, но что есть, то есть…
Тьютор и компьютер
Старое доброе английское слово «тьютор» (tutor) неожиданно оказалось созвучным с понятием, казалось бы, совершенно из иного ряда. В истории педагогики, в России с английскими тьюторами, проводникамииндивидуального обучения, можно сравнить разве чтоописанных Пушкиным в «Евгении Онегине»гувернёров, ходивших за молодым дворянином. А вообще-то феномен тьюторства, как сообщает Википедия, связан с историей европейских университетов и берет свое начало из Оксфорда и Кембриджа.
В применении к дистанционному обучению тьютор – это педагог, разрабатывающий индивидуальную программу для своего подопечного. И здесь диапазон творческого поиска поистине безграничен. Ведь если у ребёнка нет рук, то надо продумать, каким образом он может управлять мышью, к примеру, с помощью подбородка. В этой школе преодоления закаляются и ученики, и учителя. Умный педагог не забудет напомнить своему обделенному от природы зрением ученику, что и Гомер, и переводивший его Гнедич были слепыми. Прикованному к инвалидной коляске могут служить примером для подражания советский летчик Маресьев и американский президент Рузвельт – один лишившийся ног, другой оставшийся полупарализованным после полиомиелита. Для дистанционного же обучения главное – научиться «ходить» в Интернете.
- Мы постарались задействовать в проекте тех педагогов, которые сами много общаются в Интернете, - говорит Анатолий Головач. - Интернет, конечно большое болото, в котором легко утонуть. И прежде чем туда направлять ребенка, надо хорошо продумать систему фильтрации информации…
- Мы предоставляем возможность обучения и родителям, и педагогам, и детям, - добавляет к сказанному Игорь Котов. – Всё это происходит в рамках заказанных ими учебных программ. Мы их разрабатываем под ребятишек, с учетом индивидуальных потребностей каждого, подсоединяем устойчивый канал связи, устанавливаемсовременное оборудование. Сейчас мы занимаемся техническими заданиями следующего года, поскольку на следующем этапе намерены подключить 100 детей и 100 педагогов – и соответственно обучить 100 детей и 100 преподавателей работе с техникой. Причем не только детей, но и их родителей – тоже 100 человек! Потому что через ребёнка информационными технологиями овладевают мамы и папы, которым тоже приходится включаться в учебный процесс. Конечно, есть и определенные моменты, которые требуют совершенствования. Последнее совещание, проходившее в Москве, хорошо показало, что у каждого региона имеются определённые особенности, свои наработки - плюсы и минусы. И коль скоро в проекте задействованы серьёзные федеральные деньги, есть и серьёзное внимание со стороны проверяющих органов в расходовании данных средств…
Есть и еще один аспект работы программы дистанционного обучения – аспект, о котором, возможно, даже не задумывались ее создатели и который выходит за рамки заложенных в нее задач. Потому что под действие программы попадают не только те, для кого она предназначена. Наполненная светом добра и сострадания, она создает вокруг себя определенную эмоциональную атмосферу. В психологии это называется катарсисом. Не исключено, что справившийся со своим недугом ребенок, который добьется успехов (а детям, задействованным в этой программе, открыта дорога и в вузы), увлечёт своим примером тех, у кого на месте руки, ноги и нет никаких неизлечимых болезней.
Современный пример тому –гитарист и певец Тони Мелендез. Музыкант родился без рук – его мать во время беременности принимала стероиды. Но сегодня на его выступления набиваются полные залы, и слушатели на концерте рыдают и смеются, открывая для себя заново – что такое поистине безграничные возможности не сдавшегося человека.
Помните фантастический киносюжет про прикованного к инвалидной коляске спецназовца, которыйс помощью чудес техники переселился в тело физически совершенного аватара? Директор ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования» Игорь Котов уверен, что разработанная под его руководством группой педагогов-единомышленников и уже действующая интернет-программа помощи детям с ограниченными возможностями во многом материализует этот сюжет.
Наверное, как и всякое сравнение, такое уподобление жизни киносказке хромает, но то, что уже сделано и еще планируется сделать энтузиастами центра дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, на самом деле почти фантастично.
Дед Мороз с Интернетом в мешке
Глядя, как на схематическом настенном изображении нашей губернии зажигаются лампочки, невольно задумываешься над тем, что слова «свет» и «просвещение» одного корня. Каждый огонек обозначает населенный пункт, куда в дом ребенка-инвалида проведен Интернет. О том, как вдруг оживает деревня, когда туда привозят компьютерное оборудование и протягивают оптоволоконную связь, - разговор особый. Но всё по порядку.
- В конце декабря 2009 года нашему учреждению было поручено достаточно ответственное дело – создание регионального ресурсногоцентра дистанционного образования детей-инвалидов Новосибирской области, - рассказывает Игорь Котов. - Данный проект – один из самых крупных в Российской Федерации и реализуется практически на территории всей страны. Разница в том, кто по какой модели работает. Наше государственное учреждение имеет лицензии и аккредитацию, соответственно мы в большей степени, чем другие, готовы вдохнуть в этот проект жизнь. Немаловажно и то, что у нас слаженная команда. К примеру, мой заместитель Анатолий Филиппович Головач раньше работал деканом института заочного образования аграрного университета, имеет ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук, и я думаю, этот опыти знание сельской глубинки для него как для руководителя регионального ресурсного центрадистанционного образования – большое подспорье. Задача наша с 2009 по 2013 годы – включить в процесс обучения 290 детей-инвалидов. Согласно модели, которую выбрала наша область, в сеть должны входить населенные пункты из любых самых удаленных концов региона. Я знаю, что ряд субъектов Федерации пошел по другой схеме, охватывая только районные центры или крупные города. У нас в дистанционное обучение включены дети всей нашей необъятной области. Иреализуя этот проект, ещё раз убеждаешься – насколько она необъятна…
Каждый из зажжённых огней на карте губернии – это целая история. Казалось бы, ну что такого – поставить компьютерное оборудование в село или деревню, где живет в семье, а не в доме инвалидов нуждающийся в помощи ребёнок. Но это событие обрастает массой запоминающихся подробностей. Детский психолог, соискатель кандидатской степениИгорь Котов настраивает выездную бригаду на то, чтобы всё прошло без стрессов для ребенка, родителей, односельчан. Но всё равно обстановка всякий раз складывается волнующая.
Анатолий Головач вспоминает, как привезли компьютер пареньку, который до этого уже имелпопулярный ник в Интернете, как однажды представителю Областного центра образования пришлось наряжаться Дедом Морозом, как девочка, прикованная к инвалидной коляске, радовалась, когда засветился монитор и она увидела на экране изображение, и как её родители суетились, приглашая дорогих гостей угоститься пельменями. Еще бы не радоваться, еще бы не суетиться – не каждый день приезжают из областного центра в глубинку с такими дорогостоящими подарками. Но при всех игровых моментах речь о серьёзной образовательной системе с самым современным лицензионным обеспечением.
Отдельного внимания заслуживает достаточно мощный, разработанный Областным центром образования интернет-портал. Это и есть интернет-школа – ресурс, на котором учатся дети, вовлеченные в этот проект. И если по состоянию здоровья эти ребятишки не могут посещать общеобразовательные учреждения, то свои учебные часы они получают внутри дистанционной школы. При этом каждому из них предоставляется возможность приобрести знания и навыки, которые позволят им почувствовать себя нужными обществу.
Пространство для полета
Во время интернет-моста с губернатором Василием Юрченко глава администрации Новосибирскойобластимог убедиться, что те 10 миллионов рублей, которые были израсходованы из областного бюджета на создание дистанционной сети для этих ребятишек,плюс к 30 миллионам федеральных денег, были потрачены не зря. И сами дети, и их родители почувствовали, что они отнюдь не забыты окружающим миром – будь то руководство области или педагоги.
- Мывтянули в орбиту проекта 89 школ, - рассказывает Анатолий Головач. - И те педагоги, которые живут в Чулыме, Сузуне, Каргате, Барабинске, - они все работают у нас. Внутри нашего проектатолько на данный момент учатся 165 детей, работают 64 педагога. А с первого сентября будет задействовано уже 265 детей и 164 педагога. В этом году мы планируем присоединить к имеющейся уже сети Кыштовский, Чистоозёрный районы… Любопытно, что в деревнях, куда мы проводим оптоволоконный кабель, начинает оживать инфраструктура. Ведь подводя канал связи, мы смотрим, работает ли вдоме, где живёт наш ребёнок, канализация, есть ли водоснабжение? Мы в Чулымский район протянули интернет-кабель в такую деревню, где никогда никакой вообще связи не было. Мы «Газель» туда трактором тащили, чтобы оборудование поставить…
Психолог Игорь Котов знает, насколько важно человеку, ограниченному в движениях, ощутить себя в своеобразном свободном полёте. Возможности переживать подобного рода состояния предоставляет Интернет.«Главное, чтобы был сохранным интеллект, тогда мы можем дать возможность ребенку почувствовать себя вполне компенсировавшимся в виртуальном пространстве», - расшифровывает свою аналогию с сюжетом «Аватара» директор центра.
На портале, на который региональный ресурсный центр имеет авторские права, - более 120 курсов, разработанных по заявкамдетей. Среди основные разделов менюможно увидеть даже «Дистанционную летнюю площадку», куда можно заходить, чтобы и в каникулы не скучать…
- В общем организационном принципе присутствует некий прототип модели «Моя школа - весь мир», - поясняет Игорь Котов. - У нас один ребёнок, один комплект оборудования, один педагог. Но в то же время к проекту подключены и тьюторы, и методисты, и учителя.
К слову сказать, дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями предоставляет шанс проявить свою креативность и педагогам. Здесь есть простор для поиска и эксперимента. Сегодня те, кто вовлечен в этот педагогический проект, всерьёз задумываются о том, чтобы помимо обязательных общеобразовательных дисциплин давать детям навыки, необходимые для литературного, художественного творчества, занятий музыкой. Ведь часто человек, обделенный природой в чём-то одном, одарен в другом, и среди детишек с ограниченными возможностями есть такие, кто сочиняет стихи, замечательно поет, великолепно рисует.
- Особый плюс – это то, что внутри данного проекта мы не только обучаем ребятишек психологической устойчивости, - продолжает директор центра, - но и прививаем им навыки работы в системе новых информационных технологий. И это не только программа «скайп». Мы сотрудничаемс американской компанией-разработчиком «Амванет», ее генеральный директор - наш земляк из Академгородка, уже в течение 20 лет проживающий в США. Их разработки тоже предоставляют нам достаточно широкие возможности. Мы в любой момент можем подключать к общению до 200 человек и проводить школьные интернет-собрания. Мало того, что мы ставим полный комплект оборудования ребенку, позволяем выбрать ресурс, создать индивидуальный учебный план, но к тому же еще в каждую квартиру – точечно, до учителя, до ребёнка – проводим бесперебойный канал связи.
Вот почему даже в самые отдаленные населенные пункты, где не мечтали о том, что к ним придёт Интернет, благодаря государственному контракту, заключённому с Ростелекомом, подводится устойчивый канал связи. А уже благодаря этому каналу связи внутри деревни, посёлка либо районного центра развивается инфраструктура - и телефонизация, и ай-пи телефония, и интернет- телевидение.
Может быть, такой путь решения социальных проблем глубинки чем-то и напоминает извилистые пути варяг в греки, но что есть, то есть…
Тьютор и компьютер
Старое доброе английское слово «тьютор» (tutor) неожиданно оказалось созвучным с понятием, казалось бы, совершенно из иного ряда. В истории педагогики, в России с английскими тьюторами, проводникамииндивидуального обучения, можно сравнить разве чтоописанных Пушкиным в «Евгении Онегине»гувернёров, ходивших за молодым дворянином. А вообще-то феномен тьюторства, как сообщает Википедия, связан с историей европейских университетов и берет свое начало из Оксфорда и Кембриджа.
В применении к дистанционному обучению тьютор – это педагог, разрабатывающий индивидуальную программу для своего подопечного. И здесь диапазон творческого поиска поистине безграничен. Ведь если у ребёнка нет рук, то надо продумать, каким образом он может управлять мышью, к примеру, с помощью подбородка. В этой школе преодоления закаляются и ученики, и учителя. Умный педагог не забудет напомнить своему обделенному от природы зрением ученику, что и Гомер, и переводивший его Гнедич были слепыми. Прикованному к инвалидной коляске могут служить примером для подражания советский летчик Маресьев и американский президент Рузвельт – один лишившийся ног, другой оставшийся полупарализованным после полиомиелита. Для дистанционного же обучения главное – научиться «ходить» в Интернете.
- Мы постарались задействовать в проекте тех педагогов, которые сами много общаются в Интернете, - говорит Анатолий Головач. - Интернет, конечно большое болото, в котором легко утонуть. И прежде чем туда направлять ребенка, надо хорошо продумать систему фильтрации информации…
- Мы предоставляем возможность обучения и родителям, и педагогам, и детям, - добавляет к сказанному Игорь Котов. – Всё это происходит в рамках заказанных ими учебных программ. Мы их разрабатываем под ребятишек, с учетом индивидуальных потребностей каждого, подсоединяем устойчивый канал связи, устанавливаемсовременное оборудование. Сейчас мы занимаемся техническими заданиями следующего года, поскольку на следующем этапе намерены подключить 100 детей и 100 педагогов – и соответственно обучить 100 детей и 100 преподавателей работе с техникой. Причем не только детей, но и их родителей – тоже 100 человек! Потому что через ребёнка информационными технологиями овладевают мамы и папы, которым тоже приходится включаться в учебный процесс. Конечно, есть и определенные моменты, которые требуют совершенствования. Последнее совещание, проходившее в Москве, хорошо показало, что у каждого региона имеются определённые особенности, свои наработки - плюсы и минусы. И коль скоро в проекте задействованы серьёзные федеральные деньги, есть и серьёзное внимание со стороны проверяющих органов в расходовании данных средств…
Есть и еще один аспект работы программы дистанционного обучения – аспект, о котором, возможно, даже не задумывались ее создатели и который выходит за рамки заложенных в нее задач. Потому что под действие программы попадают не только те, для кого она предназначена. Наполненная светом добра и сострадания, она создает вокруг себя определенную эмоциональную атмосферу. В психологии это называется катарсисом. Не исключено, что справившийся со своим недугом ребенок, который добьется успехов (а детям, задействованным в этой программе, открыта дорога и в вузы), увлечёт своим примером тех, у кого на месте руки, ноги и нет никаких неизлечимых болезней.
Современный пример тому –гитарист и певец Тони Мелендез. Музыкант родился без рук – его мать во время беременности принимала стероиды. Но сегодня на его выступления набиваются полные залы, и слушатели на концерте рыдают и смеются, открывая для себя заново – что такое поистине безграничные возможности не сдавшегося человека.