Лента новостей

Все новости

Популярное

Урок через километры

 Константин Антонов

Наш самовар, вперед лети!

— Это наши самовары, старенькие, но надежные, — показывает странные сооружения в подвале школы ее директор Ольга Пономарева.

«Самовары» — это котлы со списанных давным-давно паровозов, которые теперь обогревают все четыре здания сокурской школы № 19. Железнодорожники построили ее «хозспособом» после войны, что называется, из того, что было, — прямо в двух шагах от Транссиба. Внутри школьной ограды есть еще одно «историческое» здание — 1896 года постройки — из крепкой лиственницы. «Еще лет сто простоит», — говорит директор, словно пытаясь нас в чем-то убедить. Причина такой настойчивости стала понятна чуть позже, когда зашел разговор об участии ее школы в проекте «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области».

Сельской школе сегодня приходится конкурировать за «живые души» — от количества учеников зависит ее судьба. А вдруг еще вздумают закрыть учебное заведение из-за ветхости стен? Приходится также поддерживать стабильность коллектива — в село сейчас мало кого заманишь, да и существует мнение, что в сельских школах учат хуже.

— Мы во всех проектах и грантах участвуем, коллектив у нас сильный, творческий, — продолжает Пономарева. — Я коллег постоянно убеждаю: мы не должны просто держаться на плаву, мы должны постоянно быть впереди, иначе конкуренцию не выдержим.

Те образовательные учреждения, которые не выдержат конкуренции или не справятся с обстоятельствами (объективным процессом снижения количества учащихся или отсутствием педагогических кадров, например), могут быть закрыты. Впрочем, они уже сейчас закрываются. Школе № 19 это не грозит, а вот в небольших селах процесс уже идет. Но при этом возникает другая проблема: детей, живущих в сельской местности, надо учить, а как это организовать учебу, если на расстоянии «пешеходной доступности» нет образовательных учреждений?

— У нас порядка 60 процентов учителей в таких школах предпенсионного или пенсионного возраста, молодежь туда не едет. Педагоги вынуждены вести по несколько предметов, а требования к образованию у родителей и детей возрастают. Сказывается и снижение численности учеников. Например, в селе Новый Порос всего один ребенок школьного возраста, — добавляет начальник управления образования администрации Мошковского района Николай Королев. — Поэтому дистанционные формы обучения сейчас востребованы, это ко всему прочему еще и возможность сохранить село.

Общее количество населенных пунктов и поселений в Мошковском районе — 60, а вот средних школ — 15, основных — 10. Есть деревни, где открыты только начальные классы, а в некоторых нет даже и этого. После окончания начальной или основной школы детям приходится отправляться за знаниями в соседние крупные села или райцентр.

Эту несправедливость и призван устранить «сетевой» проект, который ставит следующие задачи: во-первых, предоставить равный доступ к полноценному образованию разным категориям учащихся; во-вторых, вовлечь в образовательное пространство учащихся удаленных населенных пунктов; в-третьих, обеспечить школьникам выстраивание индивидуальной образовательной траектории; и наконец, дать возможность для участия в образовательном процессе преподавателям различных учреждений — тогда ученик мошковской школы сможет, например, записаться в класс к известному городскому новосибирскому учителю.

 Попали в сеть

Эксперимент в рамках пилотного проекта в Мошковском районе решили провести на базе четырех школ. В сеть попали школа № 19, сокурская средняя школа, основные школы села Барлак и поселка Емельяновский. В барлакской, например, обучаются 55 детей, а в емельяновской — 40. Обеспечить такое количество учеников опытными физиками и лириками невозможно и нерационально. А если добавить к этому необходимость оснастить каждый специализированный кабинет лабораторным оборудованием и методическими пособиями, то образование вообще станет золотым.

Уже сейчас из сельских школ ребятишек возят на автобусах проводить лабораторные работы в базовые школы, которые лучше оборудованы и имеют в штате опытных педагогов-предметников. В районе нет ни одного профильного класса, так как нет школьных параллелей. Поэтому сельским ребятишкам, желающим получить профильное или углубленное образование по отдельным дисциплинам, предложат сетевую форму дистанционного обучения. Во всех школах района есть Интернет, компьютерные классы, причем техника обновляется ежегодно.

Сейчас формируются несколько групп по русскому языку, физике, биологии. Группы сборные, а значит, в них попадут дети из разных школ и поселений. Пока речь идет о профильном образовании. Но не исключена вероятность того, что дистанционные формы заменят еще и классно-урочную систему преподавания некоторых дисциплин в сельских школах.

Например, недавно из барлакской школы уволился учитель физики, и если руководство учреждения найдет нового, то предмет можно будет преподавать дистанционно. В этом случае сетевой педагог из сокурской школы № 19 возьмет на себя эту задачу, обеспечив регулярную методическую работу с детьми с помощью каналов связи и специально разработанных программ, а для проведения лабораторных работ дети смогут ездить в поселок на автобусе. В сельской школе с детьми будет работать тьютор. Он должен контролировать их работу и обеспечивать организационно учебный процесс на месте. В базовой школе в постоянном контакте с учениками будет находиться опытный сетевой педагог.

Согласно расписанию, под контролем тьютора дети, решившие получить профильное образование, садятся за компьютеры. Сетевой педагог, который находится в базовой школе, предоставляет им методический материал или проводит промежуточный опрос, разъясняет сложности предмета — словом, ведет урок, но только дистанционно.

Можно при этом задействовать любые интернетовские технологии: электронную почту, ICQ, Scype и все, что может обеспечить обратную связь в режиме онлайн. Неважно, что между учеником и опытным педагогом километры расстояния, коммуникационные технологии обеспечат тесный контакт и взаимопонимание.

Конечно, это упрощенная схема, за рамками остается еще масса проблем, которые предстоит решить, да и во время практической реализации возникнут вопросы, на которые придется быстро находить правильный ответ.

 Для вас, целеустремленные

Чтобы предупредить большинство из этих вопросов, в Мошковском районе провели подготовительную и аналитическую работу. При реализации проекта педагоги столкнутся с отсутствием соответствующих учебно-методических комплексов. На первых порах решение будет простым.

— Мы решили купить их у «Телешколы», а параллельно наши педагоги будут разрабатывать свои модули и курсы, — рассказывает директор Мошковского информационно-методического центра Игорь Яшкин. — Опыт дистанционного обучения у нас в принципе есть, в той же школе № 19 уже второй год ведется подготовка к ЕГЭ по русскому языку, программу для которой разработала учитель русского языка Ирина Корниенко. Я сам подготовил курс по информатике и уже опробовал его.

В формирующейся сети не будет главных и подчиненных, сеть на то и сеть, чтобы организовать взаимодействие, а не вертикально ориентированные, подчиненные контакты.

— Например, в барлакской школе есть очень опытный учитель биологии, и именно она станет сетевым педагогом; в сокурской школе работает очень сильный физик, который возьмет на себя подготовку по своему предмету. Уроки истории будет вести наш историк. Уже несколько лет в сокурском «кусте» действует свой методический педагогический семинар, — продолжает Яшкин.

Однако проблема может возникнуть там, где ее меньше всего ждут. Проект затевается в интересах детей, с целью обеспечения их качественным и доступным образованием. Но будут ли они готовы к такой форме обучения, оказавшись без строго пригляда учительницы, ведь дистанционные формы предполагают значительную степень самостоятельности и целеустремленности?

Педагоги соглашаются — да, мол, есть вопрос. Но этот проект рассчитан не на всех детей, а только на тех, кто намерен учиться дальше, мотивирован на конечный результат, где в семье серьезно относятся к образованию ребенка. Все остальное — технологии и навыки, которым можно и нужно заранее обучить детей, и такой опыт, по словам Игоря Яшкина, в Мошковском районе уже наработан:

— Мы совместно с Областным центром информационных технологий проводили эксперимент, в результате которого подтвердили свои предположения — дистанционная форма обучения результативна тогда, когда кроме сетевого педагога в процесс включен тьютор на месте. Поэтому в нынешнем проекте тьютору отводится значительная роль. В школе № 19 уже несколько лет реализуется проект «Intel — путь к успеху», когда дети начальной школы осваивают не просто технологии, они учатся искать и анализировать информацию, занимаются совместной проектной деятельностью.

Существует еще одна опасность: не заменит ли компьютер необходимые для социализации ребенка живой контакт с учителем и сверстниками? Ну, во-первых, учитель не будет полностью исключен из «живого» взаимодействия. А во-вторых, все они — и учителя, и ребятишки — попадут в сеть, где легко преодолеваются пространства между городами и целыми странами, стираются границы между людьми. Сеть объединяет. Это не просто компьютер, включенный в розетку. Это — философия, информационно-образовательная среда с равными и безграничными возможностями.

Так что сокурские самовары еще рано списывать в металлолом, их тоже встроят в сеть — и проследят, чтобы пар не уходил в свисток.

Наш самовар, вперед лети!

— Это наши самовары, старенькие, но надежные, — показывает странные сооружения в подвале школы ее директор Ольга Пономарева.

«Самовары» — это котлы со списанных давным-давно паровозов, которые теперь обогревают все четыре здания сокурской школы № 19. Железнодорожники построили ее «хозспособом» после войны, что называется, из того, что было, — прямо в двух шагах от Транссиба. Внутри школьной ограды есть еще одно «историческое» здание — 1896 года постройки — из крепкой лиственницы. «Еще лет сто простоит», — говорит директор, словно пытаясь нас в чем-то убедить. Причина такой настойчивости стала понятна чуть позже, когда зашел разговор об участии ее школы в проекте «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области».

Сельской школе сегодня приходится конкурировать за «живые души» — от количества учеников зависит ее судьба. А вдруг еще вздумают закрыть учебное заведение из-за ветхости стен? Приходится также поддерживать стабильность коллектива — в село сейчас мало кого заманишь, да и существует мнение, что в сельских школах учат хуже.

— Мы во всех проектах и грантах участвуем, коллектив у нас сильный, творческий, — продолжает Пономарева. — Я коллег постоянно убеждаю: мы не должны просто держаться на плаву, мы должны постоянно быть впереди, иначе конкуренцию не выдержим.

Те образовательные учреждения, которые не выдержат конкуренции или не справятся с обстоятельствами (объективным процессом снижения количества учащихся или отсутствием педагогических кадров, например), могут быть закрыты. Впрочем, они уже сейчас закрываются. Школе № 19 это не грозит, а вот в небольших селах процесс уже идет. Но при этом возникает другая проблема: детей, живущих в сельской местности, надо учить, а как это организовать учебу, если на расстоянии «пешеходной доступности» нет образовательных учреждений?

— У нас порядка 60 процентов учителей в таких школах предпенсионного или пенсионного возраста, молодежь туда не едет. Педагоги вынуждены вести по несколько предметов, а требования к образованию у родителей и детей возрастают. Сказывается и снижение численности учеников. Например, в селе Новый Порос всего один ребенок школьного возраста, — добавляет начальник управления образования администрации Мошковского района Николай Королев. — Поэтому дистанционные формы обучения сейчас востребованы, это ко всему прочему еще и возможность сохранить село.

Общее количество населенных пунктов и поселений в Мошковском районе — 60, а вот средних школ — 15, основных — 10. Есть деревни, где открыты только начальные классы, а в некоторых нет даже и этого. После окончания начальной или основной школы детям приходится отправляться за знаниями в соседние крупные села или райцентр.

Эту несправедливость и призван устранить «сетевой» проект, который ставит следующие задачи: во-первых, предоставить равный доступ к полноценному образованию разным категориям учащихся; во-вторых, вовлечь в образовательное пространство учащихся удаленных населенных пунктов; в-третьих, обеспечить школьникам выстраивание индивидуальной образовательной траектории; и наконец, дать возможность для участия в образовательном процессе преподавателям различных учреждений — тогда ученик мошковской школы сможет, например, записаться в класс к известному городскому новосибирскому учителю.

 Попали в сеть

Эксперимент в рамках пилотного проекта в Мошковском районе решили провести на базе четырех школ. В сеть попали школа № 19, сокурская средняя школа, основные школы села Барлак и поселка Емельяновский. В барлакской, например, обучаются 55 детей, а в емельяновской — 40. Обеспечить такое количество учеников опытными физиками и лириками невозможно и нерационально. А если добавить к этому необходимость оснастить каждый специализированный кабинет лабораторным оборудованием и методическими пособиями, то образование вообще станет золотым.

Уже сейчас из сельских школ ребятишек возят на автобусах проводить лабораторные работы в базовые школы, которые лучше оборудованы и имеют в штате опытных педагогов-предметников. В районе нет ни одного профильного класса, так как нет школьных параллелей. Поэтому сельским ребятишкам, желающим получить профильное или углубленное образование по отдельным дисциплинам, предложат сетевую форму дистанционного обучения. Во всех школах района есть Интернет, компьютерные классы, причем техника обновляется ежегодно.

Сейчас формируются несколько групп по русскому языку, физике, биологии. Группы сборные, а значит, в них попадут дети из разных школ и поселений. Пока речь идет о профильном образовании. Но не исключена вероятность того, что дистанционные формы заменят еще и классно-урочную систему преподавания некоторых дисциплин в сельских школах.

Например, недавно из барлакской школы уволился учитель физики, и если руководство учреждения найдет нового, то предмет можно будет преподавать дистанционно. В этом случае сетевой педагог из сокурской школы № 19 возьмет на себя эту задачу, обеспечив регулярную методическую работу с детьми с помощью каналов связи и специально разработанных программ, а для проведения лабораторных работ дети смогут ездить в поселок на автобусе. В сельской школе с детьми будет работать тьютор. Он должен контролировать их работу и обеспечивать организационно учебный процесс на месте. В базовой школе в постоянном контакте с учениками будет находиться опытный сетевой педагог.

Согласно расписанию, под контролем тьютора дети, решившие получить профильное образование, садятся за компьютеры. Сетевой педагог, который находится в базовой школе, предоставляет им методический материал или проводит промежуточный опрос, разъясняет сложности предмета — словом, ведет урок, но только дистанционно.

Можно при этом задействовать любые интернетовские технологии: электронную почту, ICQ, Scype и все, что может обеспечить обратную связь в режиме онлайн. Неважно, что между учеником и опытным педагогом километры расстояния, коммуникационные технологии обеспечат тесный контакт и взаимопонимание.

Конечно, это упрощенная схема, за рамками остается еще масса проблем, которые предстоит решить, да и во время практической реализации возникнут вопросы, на которые придется быстро находить правильный ответ.

 Для вас, целеустремленные

Чтобы предупредить большинство из этих вопросов, в Мошковском районе провели подготовительную и аналитическую работу. При реализации проекта педагоги столкнутся с отсутствием соответствующих учебно-методических комплексов. На первых порах решение будет простым.

— Мы решили купить их у «Телешколы», а параллельно наши педагоги будут разрабатывать свои модули и курсы, — рассказывает директор Мошковского информационно-методического центра Игорь Яшкин. — Опыт дистанционного обучения у нас в принципе есть, в той же школе № 19 уже второй год ведется подготовка к ЕГЭ по русскому языку, программу для которой разработала учитель русского языка Ирина Корниенко. Я сам подготовил курс по информатике и уже опробовал его.

В формирующейся сети не будет главных и подчиненных, сеть на то и сеть, чтобы организовать взаимодействие, а не вертикально ориентированные, подчиненные контакты.

— Например, в барлакской школе есть очень опытный учитель биологии, и именно она станет сетевым педагогом; в сокурской школе работает очень сильный физик, который возьмет на себя подготовку по своему предмету. Уроки истории будет вести наш историк. Уже несколько лет в сокурском «кусте» действует свой методический педагогический семинар, — продолжает Яшкин.

Однако проблема может возникнуть там, где ее меньше всего ждут. Проект затевается в интересах детей, с целью обеспечения их качественным и доступным образованием. Но будут ли они готовы к такой форме обучения, оказавшись без строго пригляда учительницы, ведь дистанционные формы предполагают значительную степень самостоятельности и целеустремленности?

Педагоги соглашаются — да, мол, есть вопрос. Но этот проект рассчитан не на всех детей, а только на тех, кто намерен учиться дальше, мотивирован на конечный результат, где в семье серьезно относятся к образованию ребенка. Все остальное — технологии и навыки, которым можно и нужно заранее обучить детей, и такой опыт, по словам Игоря Яшкина, в Мошковском районе уже наработан:

— Мы совместно с Областным центром информационных технологий проводили эксперимент, в результате которого подтвердили свои предположения — дистанционная форма обучения результативна тогда, когда кроме сетевого педагога в процесс включен тьютор на месте. Поэтому в нынешнем проекте тьютору отводится значительная роль. В школе № 19 уже несколько лет реализуется проект «Intel — путь к успеху», когда дети начальной школы осваивают не просто технологии, они учатся искать и анализировать информацию, занимаются совместной проектной деятельностью.

Существует еще одна опасность: не заменит ли компьютер необходимые для социализации ребенка живой контакт с учителем и сверстниками? Ну, во-первых, учитель не будет полностью исключен из «живого» взаимодействия. А во-вторых, все они — и учителя, и ребятишки — попадут в сеть, где легко преодолеваются пространства между городами и целыми странами, стираются границы между людьми. Сеть объединяет. Это не просто компьютер, включенный в розетку. Это — философия, информационно-образовательная среда с равными и безграничными возможностями.

Так что сокурские самовары еще рано списывать в металлолом, их тоже встроят в сеть — и проследят, чтобы пар не уходил в свисток.