MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Цены на молоко медленно катятся вниз. Производители подсчитывают убытки и говорят о том, что это социально значимый бизнес. Премьер во всеуслышание признает, что нет в стране ни мясного, ни молочного бизнеса, есть только мясо-молочный. Говорят, что иногда чиновники запрещают даже выбраковку в молочном стаде. Так боятся, что вырежут коров. Эти факты похожи на истерику. Эксперты считают, что именно эмоции мешают зарабатывать на молоке.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-layout-grid-align: none<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>По данным Минсельхоза, разбег в падении потребительских цен на молоко и молокопродукты за месяц (с 15 мая по 15 июня) составил от 0,4% (молоко сухое цельное) до 4,6% (молоко 3,2% жирности в пакетах). Снижение цен производства еще больше: молоко 3,2% жирности подешевело на 6,3%, твердые сычужные сыры — на 5%. Сухое молоко прибавило в стоимости больше 4%, однако «выбивание» из общей тенденции легко объяснимо — запрет на импорт белорусского сухого молока дал небольшой скачок цены российского продукта. Однако запрет — мера временная, поэтому и бурного продолжения роста стоимости сухого молока ожидать не стоит. По данным исследований внутреннего рынка, mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>физические объемы продаж молочной продукции на территории Российской Федерации за последний год в целом сократились более чем на 7% — сокращение отмечено практически по всему ассортименту молочной продукции, говорит mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Владимир Лабинов, глава Российского молочного союза.
MsoHeader<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Представили предприятий молочной промышленности объясняют снижение потребительских цен не только тем, что лето — это традиционный сезон «большого молока», когда производство по сравнению с зимними месяцами вырастает в среднем в 2,5 раза, но и влиянием пресловутого кризиса. «Кризис заставляет людей пересматривать приоритеты в покупках и ориентирует их на более грамотное вложение денег, даже в продукты питания, — говорит управляющий директор дивизиона Сибирь компании «Юнимилк» mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Александр Кивич. — В непростых экономических условиях россияне стали отказываться от продукции в категории «удовольствие», и спрос перераспределился в пользу продукции в категории «еда». Другими словами, потребители отказываются от высокомаржинальных товаров — молочных десертов, йогуртов — в пользу традиционных — питьевого молока, кисломолочных продуктов».
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>На цену производства повлияли и излишки сухого молока. «До сих пор на рынке были излишки сухого молока, которые необходимо было срабатывать. Дело в том, что по техрегламенту молоко с добавлением восстановленного получит название «молочный напиток». Спрос на этот «напиток», скорее всего, будет значительно ниже, чем на молоко. Во-первых, само название неблагозвучно (в Европе такой продукт называется «восстановленное молоко», что ближе к истине). Во-вторых, сопровождавшая принятие техрегламента шумиха в СМИ, прежде всего на телевидении, была довольно тенденциозной и создала «напитку» негативный имидж», — поясняет mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Антон Калтыгин, директор по связям с общественностью по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку компании «Вимм-Билль-Данн». И в качестве небольшого лирического отступления и «защиты» продукта вспоминает, что в Советском Союзе большая часть продуктов, продававшихся в городах, была сделана из восстановленного молока — технологии не позволяли привозить сырье из отдаленных районов — там были маслосырбазы, которые делали масло и сушили молоко. Забавно, но сейчас именно эти продукты вспоминают с ностальгией как чуть ли не «парное молоко».
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Действие всех вышеперечисленных факторов на формирование цены заставляет экспертов быть очень осторожными в прогнозах по дальнейшему развитию ситуации. Сообща они надеются хотя бы на стабилизацию стоимости продукта. А Андрей Кивич добавляет, что ситуация с сухим молоком и введением техрегламента сильно «отличила» нынешний год от предыдущих. «Если раньше избытки летнего молока переработчики сушили для дальнейшего использования в периоды осеннее-зимнего дефицита, то с вступлением в силу техрегламента сушка молока смысл потеряла. Поэтому предугадать, как ситуация будет развиваться осенью, сейчас сложно. Вероятно, стоит ожидать роста цен на сырье, однако насколько существенным он будет, прогнозировать сложно», — рассказывает он. Владимир Лабинов уверен, что цены в дальнейшем будут расти, но в среднем они будут ниже уровня прошлогодних.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Если снижение потребительских цен на молоко заметили не все и не сразу, то падение стоимости сырого молока давно уже является одной из главных тем разговоров производителей. И разговоры эти далеко не оптимистичны. Не так давно в беседе с директором крупного хозяйства, на балансе которого в том числе и дойное стадо, прозвучало, что до 90% фермеров, занимающихся молочным животноводством, готовы вырезать стадо хоть завтра и отдать освободившееся ресурсы — и земельные, и человеческие — под посевы зерновых, так как они гораздо более рентабельны.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>«Сегодня хозяйствам, чтобы сводить бюджет, надо иметь закупочную цену как минимум 8,5 рубля (речь идет об Алтайском крае mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>— Ред.). А цена сейчас 7–7,5 рубля. Если взять цены в Европе, то там за литр молока предлагают 20 евроцентов. Они упали с прошлогодних 32 евроцентов. Но при этом убыточных хозяйств у них нет за счет высокой производительности. Но мы сегодня при таких ценах и продуктивности существовать не можем», — рассказывает mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Денис Зюзин, генеральный директор компании «Киприно» (Алтайский край). Отметим, что в прошлом году стоимость литра сырья доходила до 13 рублей. А затем начала падать, и зиму фермеры встретили с ценой 12 рублей.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Кроме того, производители анонимно рассказывают о примерах запрещения вырезания скота, даже в целях выбраковки. Есть случаи, когда крестьяне вынуждены содержать коров, которые не дают молока и, соответственно, не могут окупить свое содержание, из-за распоряжений «сверху». Но, тем не менее, есть те, кто скот все-таки вырезает и, переждав «бурю», начинает заниматься растениеводством. Можно говорить, что молочный вопрос для Сибири сегодня во многом политический. И обостряет его еще больше продолжающееся падение объемов производства в Сибири. Например, предприятия группы «Киприно» прошли апрель–май с загрузкой на 10% ниже прошлогодней. При этом сибирский регион теоретически мог бы стать «молочной житницей» и поставлять свою продукцию в европейскую часть России, тем более что технологии производства сегодня позволяют выпустить продукт с солидным сроком годности — 10, а чаще 20 дней. Но есть в Сибири свое традиционное и очень веское «но».
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Речь идет о ярко выраженной сезонности на молочном рынке Сибири. «В природе большая часть приплода рождается в конце зимы – начале весны — к теплому времени года. Из-за этого сокращается период вскармливания молоком», — поясняет Владимир Лабинов. Естественное и неконтролируемое появление телят в дойном стаде автоматически приводит к сезонности, когда разница между объемами производства летом и зимой достигает 2,5 раза.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>При этом в Сибири, по словам Александра Кивича, ситуация несколько хуже, чем в среднем по России. «Если среднероссийский коэффициент сезонности, то есть соотношение объемов летнего и зимнего молока, составляет 1,54, то в Сибири он равен 1,71. Отсюда ценовые колебания на сырье, что мы и наблюдаем каждый год с началом сезона так называемого большого молока», — говорит онCOLOR: blue<#two#>>. Самая низкая сезонность в Сибири сегодня — в Томской области. Но молочникам от этого легче не становится.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Необходимо снижать фактор сезонности — это, пожалуй, одно из немногих единодушных мнений наших экспертов. Таким образом можно будет влиять на цену — определяющий и главный стимулирующий фактор для фермеров.COLOR: blue<#two#>> «Не надо искусственно поднимать цену летом, когда она низкая; а надо производить больше молока зимой, когда оно дороже. Это, кстати, привело бы и к снижению объема производства летом», — говорит Антон Калтыгин. «Молочная промышленность — объективно рентабельная», — считает Владимир Лабинов и указывает, что при решении хотя бы части проблем — той же сезонности — это станет очевидным. «Если норка моноцикличное животное, и забеременеть она может только раз в год и только в определенный период, то корова — полицикличное животное, и появление ее приплода можно и нужно регулировать», — отмечает он. Несколько хозяйств в Сибири уже пытаются решить проблему планирования растела, но первые результаты появятся не раньше, чем через несколько лет. Однако, говорят эксперты, это не значит, что заниматься этой проблемой не нужно. «Бороться с сезонностью необходимо, для этого есть ряд инструментов — дотирование молока, произведенного в осенне-зимний период, создание мобильных ветеринарных бригад, равномерное планирование отела. От этого выиграют все, ведь стабильная или незначительно варьирующаяся в течение года цена позволит планировать производство и переработку», — говорит Александр Кивич.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Но одним правильным растелом оживить интерес к молочному производству невозможно. Нынешние производители молока говорят о необходимости принятия закона о ценообразовании на молочные продукты и дотировании отрасли в целом как обеспечивающей продовольственную безопасность страны.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Сегодня цены на молоко диктует рынок: уровень производства, потребления и имеющиеся мощности по переработке. Однако производители считают, что это в корне неправильно. «Рынок может регулировать цену на базаре ширпотреба, но когда речь идет о продовольствии и продукции животноводства, здесь рыночные механизмы неуместны по одной причине: это вопрос госбезопасности», — уверен mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Александр Капелькин, директор ООО «Чарышское» (Алтайский край). Если речь идет о перепроизводстве — а падение цены как раз является сигналом, то рыночная мера может быть одна — сокращение объемов. Но в молочной отрасли цикл производства длительный: от рождения приплода до того момента, пока он начнет давать молоко, проходит несколько лет — а значит, и восстанавливать сырьевой потенциал после сокращения в период дефицита весьма проблематично. Поэтому часть производства нужно дотировать, чтобы фермеры могли получить адекватную цену за сырье. «Сегодня покупателям нужен недорогой продукт. Если мы 85–90 процентов сыров делаем в среднем ценовом сегменте, то и закупочная цена становится низкой», — приводит пример Денис Зюзин. И добавляет, что поддержать отрасль может только длительная и планомерная поддержка государства. Начиная от институтов животноводства, которые должны для северных регионов вывести специальные породы скота, и до полной поддержки по модернизации личных подсобных хозяйств. Кредиты на строительство молокоперерабатывающих предприятий должны быть длинными — на 20 лет, а не на 5, как сегодня. Часть комплексов должна субсидироваться на 20–30%, потому что стоимость комплекса на 1 000 голов — 200–250 млн рублей. И его никогда не «отбить» в короткие сроки. Просто нужно понять, что такой комплекс будет работать десятки лет. И он окупится через налоги, рабочие места. Поэтому должны быть более серьезные программы по подготовке специалистов, которых не хватает. «Сегодня заманить молодого человека жильем за 500–700 тысяч и зарплатой в 20 тысяч не получается. Нет и качественных учебных заведений. А средний возраст руководителей хороших хозяйств — далеко за 50», — говорит Денис Зюзин.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#> mso-bidi-font-weight:=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Подводя итог, нужно отметить, что кризисное время, как лакмусовая бумажка, показало «во всей красе» все проблемы молочной отрасли. При этом участники рынка знают рецепты выхода из него. Но в один голос настаивают на том, что «принимать лекарство» нужно как можно быстрее, иначе молочные реки могут просто оскудеть.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Цены на молоко медленно катятся вниз. Производители подсчитывают убытки и говорят о том, что это социально значимый бизнес. Премьер во всеуслышание признает, что нет в стране ни мясного, ни молочного бизнеса, есть только мясо-молочный. Говорят, что иногда чиновники запрещают даже выбраковку в молочном стаде. Так боятся, что вырежут коров. Эти факты похожи на истерику. Эксперты считают, что именно эмоции мешают зарабатывать на молоке.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; LINE-HEIGHT: normal; mso-layout-grid-align: none<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>По данным Минсельхоза, разбег в падении потребительских цен на молоко и молокопродукты за месяц (с 15 мая по 15 июня) составил от 0,4% (молоко сухое цельное) до 4,6% (молоко 3,2% жирности в пакетах). Снижение цен производства еще больше: молоко 3,2% жирности подешевело на 6,3%, твердые сычужные сыры — на 5%. Сухое молоко прибавило в стоимости больше 4%, однако «выбивание» из общей тенденции легко объяснимо — запрет на импорт белорусского сухого молока дал небольшой скачок цены российского продукта. Однако запрет — мера временная, поэтому и бурного продолжения роста стоимости сухого молока ожидать не стоит. По данным исследований внутреннего рынка, mso-bidi-font-weight: bold<#two#>>физические объемы продаж молочной продукции на территории Российской Федерации за последний год в целом сократились более чем на 7% — сокращение отмечено практически по всему ассортименту молочной продукции, говорит mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Владимир Лабинов, глава Российского молочного союза.
MsoHeader<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Представили предприятий молочной промышленности объясняют снижение потребительских цен не только тем, что лето — это традиционный сезон «большого молока», когда производство по сравнению с зимними месяцами вырастает в среднем в 2,5 раза, но и влиянием пресловутого кризиса. «Кризис заставляет людей пересматривать приоритеты в покупках и ориентирует их на более грамотное вложение денег, даже в продукты питания, — говорит управляющий директор дивизиона Сибирь компании «Юнимилк» mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Александр Кивич. — В непростых экономических условиях россияне стали отказываться от продукции в категории «удовольствие», и спрос перераспределился в пользу продукции в категории «еда». Другими словами, потребители отказываются от высокомаржинальных товаров — молочных десертов, йогуртов — в пользу традиционных — питьевого молока, кисломолочных продуктов».
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>На цену производства повлияли и излишки сухого молока. «До сих пор на рынке были излишки сухого молока, которые необходимо было срабатывать. Дело в том, что по техрегламенту молоко с добавлением восстановленного получит название «молочный напиток». Спрос на этот «напиток», скорее всего, будет значительно ниже, чем на молоко. Во-первых, само название неблагозвучно (в Европе такой продукт называется «восстановленное молоко», что ближе к истине). Во-вторых, сопровождавшая принятие техрегламента шумиха в СМИ, прежде всего на телевидении, была довольно тенденциозной и создала «напитку» негативный имидж», — поясняет mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Антон Калтыгин, директор по связям с общественностью по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку компании «Вимм-Билль-Данн». И в качестве небольшого лирического отступления и «защиты» продукта вспоминает, что в Советском Союзе большая часть продуктов, продававшихся в городах, была сделана из восстановленного молока — технологии не позволяли привозить сырье из отдаленных районов — там были маслосырбазы, которые делали масло и сушили молоко. Забавно, но сейчас именно эти продукты вспоминают с ностальгией как чуть ли не «парное молоко».
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Действие всех вышеперечисленных факторов на формирование цены заставляет экспертов быть очень осторожными в прогнозах по дальнейшему развитию ситуации. Сообща они надеются хотя бы на стабилизацию стоимости продукта. А Андрей Кивич добавляет, что ситуация с сухим молоком и введением техрегламента сильно «отличила» нынешний год от предыдущих. «Если раньше избытки летнего молока переработчики сушили для дальнейшего использования в периоды осеннее-зимнего дефицита, то с вступлением в силу техрегламента сушка молока смысл потеряла. Поэтому предугадать, как ситуация будет развиваться осенью, сейчас сложно. Вероятно, стоит ожидать роста цен на сырье, однако насколько существенным он будет, прогнозировать сложно», — рассказывает он. Владимир Лабинов уверен, что цены в дальнейшем будут расти, но в среднем они будут ниже уровня прошлогодних.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Если снижение потребительских цен на молоко заметили не все и не сразу, то падение стоимости сырого молока давно уже является одной из главных тем разговоров производителей. И разговоры эти далеко не оптимистичны. Не так давно в беседе с директором крупного хозяйства, на балансе которого в том числе и дойное стадо, прозвучало, что до 90% фермеров, занимающихся молочным животноводством, готовы вырезать стадо хоть завтра и отдать освободившееся ресурсы — и земельные, и человеческие — под посевы зерновых, так как они гораздо более рентабельны.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>«Сегодня хозяйствам, чтобы сводить бюджет, надо иметь закупочную цену как минимум 8,5 рубля (речь идет об Алтайском крае mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>— Ред.). А цена сейчас 7–7,5 рубля. Если взять цены в Европе, то там за литр молока предлагают 20 евроцентов. Они упали с прошлогодних 32 евроцентов. Но при этом убыточных хозяйств у них нет за счет высокой производительности. Но мы сегодня при таких ценах и продуктивности существовать не можем», — рассказывает mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Денис Зюзин, генеральный директор компании «Киприно» (Алтайский край). Отметим, что в прошлом году стоимость литра сырья доходила до 13 рублей. А затем начала падать, и зиму фермеры встретили с ценой 12 рублей.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Кроме того, производители анонимно рассказывают о примерах запрещения вырезания скота, даже в целях выбраковки. Есть случаи, когда крестьяне вынуждены содержать коров, которые не дают молока и, соответственно, не могут окупить свое содержание, из-за распоряжений «сверху». Но, тем не менее, есть те, кто скот все-таки вырезает и, переждав «бурю», начинает заниматься растениеводством. Можно говорить, что молочный вопрос для Сибири сегодня во многом политический. И обостряет его еще больше продолжающееся падение объемов производства в Сибири. Например, предприятия группы «Киприно» прошли апрель–май с загрузкой на 10% ниже прошлогодней. При этом сибирский регион теоретически мог бы стать «молочной житницей» и поставлять свою продукцию в европейскую часть России, тем более что технологии производства сегодня позволяют выпустить продукт с солидным сроком годности — 10, а чаще 20 дней. Но есть в Сибири свое традиционное и очень веское «но».
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Речь идет о ярко выраженной сезонности на молочном рынке Сибири. «В природе большая часть приплода рождается в конце зимы – начале весны — к теплому времени года. Из-за этого сокращается период вскармливания молоком», — поясняет Владимир Лабинов. Естественное и неконтролируемое появление телят в дойном стаде автоматически приводит к сезонности, когда разница между объемами производства летом и зимой достигает 2,5 раза.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>При этом в Сибири, по словам Александра Кивича, ситуация несколько хуже, чем в среднем по России. «Если среднероссийский коэффициент сезонности, то есть соотношение объемов летнего и зимнего молока, составляет 1,54, то в Сибири он равен 1,71. Отсюда ценовые колебания на сырье, что мы и наблюдаем каждый год с началом сезона так называемого большого молока», — говорит онCOLOR: blue<#two#>>. Самая низкая сезонность в Сибири сегодня — в Томской области. Но молочникам от этого легче не становится.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Необходимо снижать фактор сезонности — это, пожалуй, одно из немногих единодушных мнений наших экспертов. Таким образом можно будет влиять на цену — определяющий и главный стимулирующий фактор для фермеров.COLOR: blue<#two#>> «Не надо искусственно поднимать цену летом, когда она низкая; а надо производить больше молока зимой, когда оно дороже. Это, кстати, привело бы и к снижению объема производства летом», — говорит Антон Калтыгин. «Молочная промышленность — объективно рентабельная», — считает Владимир Лабинов и указывает, что при решении хотя бы части проблем — той же сезонности — это станет очевидным. «Если норка моноцикличное животное, и забеременеть она может только раз в год и только в определенный период, то корова — полицикличное животное, и появление ее приплода можно и нужно регулировать», — отмечает он. Несколько хозяйств в Сибири уже пытаются решить проблему планирования растела, но первые результаты появятся не раньше, чем через несколько лет. Однако, говорят эксперты, это не значит, что заниматься этой проблемой не нужно. «Бороться с сезонностью необходимо, для этого есть ряд инструментов — дотирование молока, произведенного в осенне-зимний период, создание мобильных ветеринарных бригад, равномерное планирование отела. От этого выиграют все, ведь стабильная или незначительно варьирующаяся в течение года цена позволит планировать производство и переработку», — говорит Александр Кивич.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt; TEXT-ALIGN: justify<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Но одним правильным растелом оживить интерес к молочному производству невозможно. Нынешние производители молока говорят о необходимости принятия закона о ценообразовании на молочные продукты и дотировании отрасли в целом как обеспечивающей продовольственную безопасность страны.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Сегодня цены на молоко диктует рынок: уровень производства, потребления и имеющиеся мощности по переработке. Однако производители считают, что это в корне неправильно. «Рынок может регулировать цену на базаре ширпотреба, но когда речь идет о продовольствии и продукции животноводства, здесь рыночные механизмы неуместны по одной причине: это вопрос госбезопасности», — уверен mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Александр Капелькин, директор ООО «Чарышское» (Алтайский край). Если речь идет о перепроизводстве — а падение цены как раз является сигналом, то рыночная мера может быть одна — сокращение объемов. Но в молочной отрасли цикл производства длительный: от рождения приплода до того момента, пока он начнет давать молоко, проходит несколько лет — а значит, и восстанавливать сырьевой потенциал после сокращения в период дефицита весьма проблематично. Поэтому часть производства нужно дотировать, чтобы фермеры могли получить адекватную цену за сырье. «Сегодня покупателям нужен недорогой продукт. Если мы 85–90 процентов сыров делаем в среднем ценовом сегменте, то и закупочная цена становится низкой», — приводит пример Денис Зюзин. И добавляет, что поддержать отрасль может только длительная и планомерная поддержка государства. Начиная от институтов животноводства, которые должны для северных регионов вывести специальные породы скота, и до полной поддержки по модернизации личных подсобных хозяйств. Кредиты на строительство молокоперерабатывающих предприятий должны быть длинными — на 20 лет, а не на 5, как сегодня. Часть комплексов должна субсидироваться на 20–30%, потому что стоимость комплекса на 1 000 голов — 200–250 млн рублей. И его никогда не «отбить» в короткие сроки. Просто нужно понять, что такой комплекс будет работать десятки лет. И он окупится через налоги, рабочие места. Поэтому должны быть более серьезные программы по подготовке специалистов, которых не хватает. «Сегодня заманить молодого человека жильем за 500–700 тысяч и зарплатой в 20 тысяч не получается. Нет и качественных учебных заведений. А средний возраст руководителей хороших хозяйств — далеко за 50», — говорит Денис Зюзин.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 10pt<#two#> align=<#two#>justify<#two#>>FONT-SIZE: 12pt; LINE-HEIGHT: 115%; FONT-FAMILY: <#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#> mso-bidi-font-weight:=<#two#><#two#>>Tahoma<#two#>>Подводя итог, нужно отметить, что кризисное время, как лакмусовая бумажка, показало «во всей красе» все проблемы молочной отрасли. При этом участники рынка знают рецепты выхода из него. Но в один голос настаивают на том, что «принимать лекарство» нужно как можно быстрее, иначе молочные реки могут просто оскудеть.