Как это будет выглядеть на практике, пока не знают ни в самих автошколах, ни в ГИБДД, ни в органах лицензирования учебных заведений. Однако готовятся к худшему.
Из принципиально новых требований можно выделить три главных: необходимо заасфальтировать автодром, установить аппаратно-программный комплекс для тестирования психофизиологического состояния водителя, оборудовать все машины системами видеофиксации. Что касается асфальтирования – тут директора автошкол согласны. Действительно, эта мера обусловлена требованиями безопасности начинающих автолюбителей, выработки у них навыков правильного вождения в городских условиях. Не секрет, что даже в Новосибирске есть автодромы без асфальтового покрытия. Что же касается остальных двух требований к автошколам, они вызывают пока больше недоумения.
Как рассказала Сибкрай.ru директор автошколы «Автолада» Нина Санникова, ей и многим ее коллегам непонятно, как будет действовать аппаратно-программный комплекс (АПК) для тестирования психофизиологического состояния курсанта:
- Например, мы протестировали потенциального водителя. И АПК выдает вердикт: человек по своим психофизиологическим характеристикам не может управлять транспортным средством. И что дальше? У него есть справки от врачей о том, что он годен, и мы не можем отказать ему в обучении на основании показаний АПК. Также неясно, кто будет лицензировать такие аппараты, какая сертификация необходима прибору, никакой конкретики нет. А между прочим, установка АПК - удовольствие очень недешевое, не каждой автошколе это по карману.
В ответ на все вопросы директоров автошкол и в ГИБДД, и в органах лицензирования пока пожимают плечами, в лучшем случае говорят о необходимости корректировки методик обучения, если по какой-либо причине будущий водитель не прошел испытания на АПК. Однако у руководителей автошкол нет ни возможности, ни полномочий разрабатывать усовершенствованные методики:
- Мы обучаем курсантов по программе, утвержденной на федеральном уровне для таких учебных заведений. Положено обеспечить 50 часов вождения и 106 часов теории, так мы и делаем, ни минуты меньше. Да и на каком основании я или директора других автошкол будут корректировать федеральную программу? – недоумевает Нина Санникова.
Система видеофиксации тоже вызывает пока больше вопросов, чем ответов. Во-первых, ее стоимость: установка одного комплекта обойдется в сумму до нескольких тысяч евро. В среднем по цене это сравнимо с половиной новой машины. Во-вторых, возникает проблема сертификации: кто будет определять, какая именно нужна система, кто будет лицензировать технику – этого в требованиях нет. Кстати, есть и определенный этический момент: установка видеонаблюдения – своего рода вмешательство в частную жизнь курсанта. Не каждому это придется по душе.
- Это очередная попытка борьбы с коррупцией, - считает Нина Санникова, - идея неплохая, поскольку позволяет минимизировать «человеческий фактор». В автошколах нередки претензии курсантов, что на экзаменах их «валят». Видеофиксация позволит документально зафиксировать все ошибки: и курсанта, и проверяющих. Я думаю, что многим будущим водителям такая новация придется по душе. Но нам-то нужна ясность, как регламентируются все эти технические нововведения.
С 1 июля ввели не только новые требования к материально-технической базе автошкол, также заработал новый порядок лицензирования этих учебных заведений. Как рассказал на встрече с директорами автошкол замначальника областного управления лицензирования, аттестации, государственной аккредитации в сфере общего, начального и среднего профессионального образования Александр Евсеев, теперь документы на продление (или получение) лицензии нужно будет подавать за 60 дней. То есть пока действуют старые лицензии, можно и курсантов обучать «по старинке», без АПК и систем видеонаблюдения. Но как только нужно будет получать новые документы, потребуется привести в соответствие с новыми правилами материально-техническую базу автошколы.
В документе, регламентирующем состояние материально-технической базы, не указано, пожалуй, самое интересное: где взять деньги на все технические новинки? Директора школ рассматривают несколько сценариев развития событий.
- Я думаю, что небольшим автошколам будет трудно удержаться в этом бизнесе, - комментирует Нина Санникова, - скорее всего, они уйдут с рынка. Возможно иное решение финансовых проблем: повысить цену за обучение. На нынешний момент по городу она колеблется от 16 до 25 тысяч рублей. Если поднять стоимость учебы, скажем, до 50 тысяч, можно будет устанавливать технические новинки. Но кто тогда будет учиться? Повышение цен может привести к стагнации в этом бизнесе. Я полагаю, что все-таки необходимо изыскивать дополнительные источники финансирования, не повышая цену за учебу.
Сетуя на непонятные требования к материально-технической базе, директора автошкол уверены: без технического переоснащения сегодня обойтись трудно. Появляются новые хорошие тренажеры (кстати, тоже дорогие: например, «Форвард» обойдется в 180 тысяч рублей), на рынке постоянно обновляются обучающие компьютерные программы. Улучшать качество обучения автолюбителей-новичков требует не только забота о конкурентоспособности автошколы. Несмотря на то, что за последние три года в Новосибирской области сократилось количество ДТП, обстановка на дорогах продолжает внушать тревогу. Бьются водители, совершаются наезды на пешеходов – это следствие невысокой культуры вождения, а иногда попросту неумения водить автомобиль. Другое дело, что введение дополнительных технических устройств в процесс обучения должно быть не только обосновано соображениями безопасности, но и подтверждено документами, техрегламентами, требованиями сертификации.
Между тем, это не последняя перестройка для автошкол. К 1 ноября 2011 года все автодромы должны оборудовать действующими светофорами, «горками» и железнодорожными переездами со шлагбаумами.
Как это будет выглядеть на практике, пока не знают ни в самих автошколах, ни в ГИБДД, ни в органах лицензирования учебных заведений. Однако готовятся к худшему.
Из принципиально новых требований можно выделить три главных: необходимо заасфальтировать автодром, установить аппаратно-программный комплекс для тестирования психофизиологического состояния водителя, оборудовать все машины системами видеофиксации. Что касается асфальтирования – тут директора автошкол согласны. Действительно, эта мера обусловлена требованиями безопасности начинающих автолюбителей, выработки у них навыков правильного вождения в городских условиях. Не секрет, что даже в Новосибирске есть автодромы без асфальтового покрытия. Что же касается остальных двух требований к автошколам, они вызывают пока больше недоумения.
Как рассказала Сибкрай.ru директор автошколы «Автолада» Нина Санникова, ей и многим ее коллегам непонятно, как будет действовать аппаратно-программный комплекс (АПК) для тестирования психофизиологического состояния курсанта:
- Например, мы протестировали потенциального водителя. И АПК выдает вердикт: человек по своим психофизиологическим характеристикам не может управлять транспортным средством. И что дальше? У него есть справки от врачей о том, что он годен, и мы не можем отказать ему в обучении на основании показаний АПК. Также неясно, кто будет лицензировать такие аппараты, какая сертификация необходима прибору, никакой конкретики нет. А между прочим, установка АПК - удовольствие очень недешевое, не каждой автошколе это по карману.
В ответ на все вопросы директоров автошкол и в ГИБДД, и в органах лицензирования пока пожимают плечами, в лучшем случае говорят о необходимости корректировки методик обучения, если по какой-либо причине будущий водитель не прошел испытания на АПК. Однако у руководителей автошкол нет ни возможности, ни полномочий разрабатывать усовершенствованные методики:
- Мы обучаем курсантов по программе, утвержденной на федеральном уровне для таких учебных заведений. Положено обеспечить 50 часов вождения и 106 часов теории, так мы и делаем, ни минуты меньше. Да и на каком основании я или директора других автошкол будут корректировать федеральную программу? – недоумевает Нина Санникова.
Система видеофиксации тоже вызывает пока больше вопросов, чем ответов. Во-первых, ее стоимость: установка одного комплекта обойдется в сумму до нескольких тысяч евро. В среднем по цене это сравнимо с половиной новой машины. Во-вторых, возникает проблема сертификации: кто будет определять, какая именно нужна система, кто будет лицензировать технику – этого в требованиях нет. Кстати, есть и определенный этический момент: установка видеонаблюдения – своего рода вмешательство в частную жизнь курсанта. Не каждому это придется по душе.
- Это очередная попытка борьбы с коррупцией, - считает Нина Санникова, - идея неплохая, поскольку позволяет минимизировать «человеческий фактор». В автошколах нередки претензии курсантов, что на экзаменах их «валят». Видеофиксация позволит документально зафиксировать все ошибки: и курсанта, и проверяющих. Я думаю, что многим будущим водителям такая новация придется по душе. Но нам-то нужна ясность, как регламентируются все эти технические нововведения.
С 1 июля ввели не только новые требования к материально-технической базе автошкол, также заработал новый порядок лицензирования этих учебных заведений. Как рассказал на встрече с директорами автошкол замначальника областного управления лицензирования, аттестации, государственной аккредитации в сфере общего, начального и среднего профессионального образования Александр Евсеев, теперь документы на продление (или получение) лицензии нужно будет подавать за 60 дней. То есть пока действуют старые лицензии, можно и курсантов обучать «по старинке», без АПК и систем видеонаблюдения. Но как только нужно будет получать новые документы, потребуется привести в соответствие с новыми правилами материально-техническую базу автошколы.
В документе, регламентирующем состояние материально-технической базы, не указано, пожалуй, самое интересное: где взять деньги на все технические новинки? Директора школ рассматривают несколько сценариев развития событий.
- Я думаю, что небольшим автошколам будет трудно удержаться в этом бизнесе, - комментирует Нина Санникова, - скорее всего, они уйдут с рынка. Возможно иное решение финансовых проблем: повысить цену за обучение. На нынешний момент по городу она колеблется от 16 до 25 тысяч рублей. Если поднять стоимость учебы, скажем, до 50 тысяч, можно будет устанавливать технические новинки. Но кто тогда будет учиться? Повышение цен может привести к стагнации в этом бизнесе. Я полагаю, что все-таки необходимо изыскивать дополнительные источники финансирования, не повышая цену за учебу.
Сетуя на непонятные требования к материально-технической базе, директора автошкол уверены: без технического переоснащения сегодня обойтись трудно. Появляются новые хорошие тренажеры (кстати, тоже дорогие: например, «Форвард» обойдется в 180 тысяч рублей), на рынке постоянно обновляются обучающие компьютерные программы. Улучшать качество обучения автолюбителей-новичков требует не только забота о конкурентоспособности автошколы. Несмотря на то, что за последние три года в Новосибирской области сократилось количество ДТП, обстановка на дорогах продолжает внушать тревогу. Бьются водители, совершаются наезды на пешеходов – это следствие невысокой культуры вождения, а иногда попросту неумения водить автомобиль. Другое дело, что введение дополнительных технических устройств в процесс обучения должно быть не только обосновано соображениями безопасности, но и подтверждено документами, техрегламентами, требованиями сертификации.
Между тем, это не последняя перестройка для автошкол. К 1 ноября 2011 года все автодромы должны оборудовать действующими светофорами, «горками» и железнодорожными переездами со шлагбаумами.
Автошколы не знают, что делать: повышать цены или закрываться
 Мария Пашкова