Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня мы проводим очередную встречу в рамках Комиссии по вопросам регионального развития.
Как показала практика, эта комиссия стала хорошим инструментом координации работы федеральных и региональных органов власти.
Сегодня предлагаю проанализировать последние данные о социально-экономической ситуации в субъектах Федерации. А также хотел бы особо остановиться на приоритетных задачах региональных администраций по реализации Программы антикризисных мер.
Положение дел в экономике, несмотря на ряд позитивных сигналов, остается непростым. Это чувствуется на уровне регионов, муниципалитетов, конкретных предприятий.
По последним данным, май текущего года не принес ощутимых изменений в динамике промышленного производства. Оно стабилизировалось где-то на уровне 83-85% от показателей прошлого года.
По-прежнему наиболее тяжелая ситуация складывается в автопроме. Вместе с тем, большинство отраслей постепенно адаптируется к новым экономическим условиям. Это касается химиков, металлургов, пищевой промышленности, ряда других направлений.
Начала снижаться численность зарегистрированных безработных. На 10 июня она составила 2 млн 190 тыс. человек. Это на 100 тыс. человек меньше, чем в апреле текущего года. Это уже заметные цифры. Конечно, свою роль сыграло сезонное оживление на рынке труда. Это понятно. Но, несомненно, это и позитивный эффект от принимаемых нами целенаправленных антикризисных мер, в том числе от реализации региональных программ содействия занятости. Этими программами уже смогли воспользоваться около 500 тыс. человек.
Вместе с тем, должен отметить, что эти программы развиваются в разных регионах весьма неравномерно. Там, где есть реальная заинтересованность и активная работа местных властей, прежде всего самих губернаторов, там есть ощутимый результат. Где же исповедуется другой, пассивный подход - и отдачи нет.
Сейчас мы начинаем корректировку программ содействия занятости. Готовы увеличивать их финансирование, рассматривать инициативы и предложения регионов. В свою очередь, ждем от руководителей субъектов Федерации эффективного участия, более того - прямого руководства программами содействия занятости. Я уже многократно обращался к вам, уважаемые коллеги: лично нужно возглавить эти штабы и группы по содействию занятости. Лично нужно этим заниматься, не перекладывать на заместителей.
Предельное внимание - моногородам. Здесь ситуация особенно острая. На федеральном уровне мы приняли решение образовать специальную рабочую группу по вопросам моногородов. Будет также разработан план действий по нормализации социально-экономического положения в таких населенных пунктах. Координировать работу поручено Минрегиону. Прошу губернаторов тесно взаимодействовать с Виктором Федоровичем Басаргиным.
Также необходимо постоянно отслеживать ситуацию, связанную со своевременной выплатой заработной платы. К сожалению, после апрельского снижения на 9,5% в мае задолженность по зарплатам опять немножко подросла. Конечно, от общего объема фонда заработной платы это, может быть, и небольшие величины, но эти проблемы касаются конкретных трудовых коллективов и конкретных людей.
Региональные власти не должны устраняться от решения проблем конкретных предприятий. Речь идет, как я уже сказал, не об абстрактных субъектах хозяйственной деятельности, а о конкретных живых людях. Нужно работать с менеджментом, собственниками этих предприятий, если они попадают в сложное положение, содействовать цивилизованной развязке корпоративных конфликтов, помогать с кредитами, поиском заказов и сбытом. Порой решать другие проблемы, которые часто "на поверхности" лежат. Конечно, это не всегда входит в компетенцию руководителей регионов, но в условиях кризиса, нужно этим заниматься. И в нашу компетенцию многие вещи не входят, но мы ими занимаемся и будем заниматься дальше.
Если же не получается снять вопросы, назревшие проблемы своими силами, не хватает рычагов воздействия на региональном уровне, - пожалуйста, еще раз повторяю, теснее работайте с федеральными органами власти, с министерствами. Они обязаны и будут оказывать вам помощь. Такое поручение мною давалось неоднократно. Сегодня повторяю его еще раз.
Далее. Отдельно хотел бы остановиться на региональных и местных финансах. Важнейшая задача сегодня - это обеспечение сбалансированности бюджетов. По оценкам Минрегиона, в январе-апреле 2009 года объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации снизился по сравнению с предыдущим годом на 5%. При этом в 11 регионах снижение доходов составило более чем 15%.
Сейчас разворачивается работа на федеральном уровне над бюджетом страны на следующий год. Проводим ряд совещаний в Правительстве на эту тему. Но хотел бы уже сейчас сказать, что поддержка регионов, региональных бюджетов была и останется одним из основных приоритетов нашей бюджетной политики.
Однако, со своей стороны, ждем от руководителей регионов ответственного и реалистичного подхода к верстке региональных финансовых планов. Прошу в ближайшее время завершить корректировку региональных бюджетов на текущий, 2009 год там, где это еще не сделано. Это достаточно болезненный процесс, но через него необходимо пройти. В противном случае ситуация чревата неплатежами и неисполнением обязательств.
Приоритетами расходов должны стать выполнение социальных обязательств перед гражданами, содействие занятости, заработная плата бюджетников, а также полная оплата топливно-энергетических ресурсов для нужд бюджетной сферы, завершение строительства объектов высокой степени готовности, поддержка малого и среднего предпринимательства, жилищные программы.
При этом нужно добиваться повышения эффективности бюджетных ассигнований. Кстати говоря, обращаю внимание коллег из тех субъектов, которые получают существенную помощь из федерального бюджета. Мы и авансы выделили достаточно большие, значительные. Прошу относиться к ним очень рационально, расходовать их очень рационально.
Основные инструменты повышения эффективности - это комплексная модернизация бюджетной сети, перевод бюджетных организаций на новые принципы работы, включая развитие института автономных учреждений. Это - повсеместное внедрение конкурсных принципов размещения заказов на социальные услуги, повышение энергоэффективности государственных и муниципальных учреждений.
И, конечно, ни в коем случае нельзя поддаваться соблазну решать проблемы региональных финансов за счет снижения доходной базы муниципальных бюджетов. Я думаю, что вы прекрасно понимаете - это перетягивание каната никакой пользы не принесет.
Еще об одной теме. Правительство работает с регионами в постоянном тесном контакте, поэтому считал нужным обсудить с губернаторами вопросы выполнения плана действий по реализации Программы антикризисных мер. Его сегодня нам доложит Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Кстати говоря, сегодня я в окончательном виде этот план подписал. Он прошел достаточно подробное обсуждение и на федеральном уровне, и на региональном, в Думе его обсуждали, в общественных организациях, с экспертами. Сегодня он окончательно подписан.
По сути - это набор тех конкретных шагов, которые нам вместе предстоит сделать во второй половине 2009 года. Рассчитываю услышать ваши замечания и предложения.
Пожалуйста, слово - Басаргину Виктору Федоровичу.
* * *
Выступление В.В.Путина по ходу совещания:
Я прошу, уважаемые коллеги, минут 5-7 максимум, иначе мы не сможем здесь высказаться. Несколько замечаний по поводу того, что сказал Александр Богданович {А.Б.Карлин – губернатор Алтайского края}.
Во-первых, первое, касающееся всех. Александр Богданович упомянул об эффективной работе Фонда ЖКХ. И действительно, в этом году мы направили гораздо большие деньги на эти цели в регионы: в прошлом году было 54 млрд, в этом году мы 86 млрд уже направили. Вчера уже приняли решение добавить в этот объем 10 млрд рублей. Таким образом, в этом году в регионы будет направлено 104,5 млрд. В прошлом году – 54 млрд, в этом году – 104,5. Прошу это обстоятельство иметь в виду и активнее работать с Фондом ЖКХ - на эту тему представлять заявки.
Теперь еще одно замечание общего характера. Это касается молочного животноводства. Александр Богданович сказал, что у нас нет чисто молочного животноводства. У нас нет мясного животноводства, понимаете, а молочное - у нас есть. Просто мясное – это продолжение молочного. Это, конечно, не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Нам в этом направлении нужно двигаться, развивать чисто мясное животноводство. Конечно, и поддерживать молочное.
Что касается отношений с нашими партнерами в других странах СНГ, в том числе с Белоруссией. Там действительно большой уровень бюджетной поддержки. Некоторые нас критикуют, что мы передаем денежные ресурсы в ту же Белоруссию. В позапрошлом году дали полтора миллиарда, в конце прошлого года – миллиард. В начале этого - полмиллиарда, и "Газпром" еще приплатил 650 млн долларов в этом году. Значит, в этом году из российских источников получено свыше миллиарда: 1 млрд 150 млн как минимум.
Идет субсидирование. Да. Кроме этого, мы по низким тарифам направляем нефть на переработку. Наши коллеги перерабатывают достаточно дешевую российскую нефть, и нефтепродукты экспортируют на Запад, получая валютную выручку. И эта валютная выручка, если иметь в виду еще и товары химической промышленности, производимые из нашего достаточно дешевого газа (Белоруссия получается самый дешевый газ для стран СНГ), получается достаточно высокая.
Конечно, все это, и не только это, дает возможность субсидировать сельское хозяйство. По молоку – это 24%. У нас субсидирование молочной продукции примерно 3%. Но мы договорились с нашими белорусскими коллегами, что мы будем проводить единую сельскохозяйственную политику. Взаимопонимание есть.
Нужно добиться, чтобы это было реализовано на практике, так же, как и объемы квот, которые реализуются на нашем внутреннем рынке. Была достигнута ранее договоренность об объеме этих квот. К сожалению, наши партнеры превышали их на 40%. Это создавало определенные, известные трудности для наших производителей молока и для переработчиков. Для переработчиков в меньшей степени, потому что они как раз получали достаточно дешевое сухое молоко из Белоруссии. А производителей молока это, конечно, ставило в невыгодные конкурентные условия.
Как вы знаете, все эти переговоры и процессы идут сложно, наши партнеры реагируют на это болезненно и эмоционально. Но экономика есть экономика, мы должны выравнивать наши отношения в условиях рынка. Несмотря на все эмоции, Министерству сельского хозяйства удалось договориться со своими партнерами, и во втором и третьем квартале наши белорусские коллеги согласились вообще не поставлять сухого молока. Поэтому, увеличив объемы поставок сыра, творога, надеюсь, что вот так постепенно мы начнем все выравнивать.
Если выйдем на формирование единого таможенного пространства, то это будет еще один шаг к гармонизации наших отношений. Исхожу из того, что это будет достигнуто.
Теперь по поводу того, что высвобождаются работники в связи с внедрением новой техники. Александр Богданович, Вы меня, честно говоря, удивили: эта проблема известна всему человечеству, начиная с буржуазных, технических революций. Еще в Великобритании рабочие ломали новые станки, которые сокращали количество занятых. Так это был период оголтелого рынка. Сегодня совсем другие условия. Конечно, и на региональном уровне, и даже на муниципальном власти должны отслеживать, что будет происходить в экономике, сколько людей будет высвобождаться, как их трудоустроить.
Кстати говоря, в условиях кризиса лучше всего и проявляется наше умение работать в этой сфере. Например, у вас планировалось осуществить программу по временному трудоустройству, а по факту трудоустроено в три раза меньше. Наверняка есть и объективные обстоятельства. Но все-таки я хочу обратить на это ваше внимание: в целом ситуация в экономике края и в социальной сфере вполне удовлетворительная. И я еще раз хочу обратиться ко всем коллегам с тем, что нужно лично заниматься антикризисными планами. Лично.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня мы проводим очередную встречу в рамках Комиссии по вопросам регионального развития.
Как показала практика, эта комиссия стала хорошим инструментом координации работы федеральных и региональных органов власти.
Сегодня предлагаю проанализировать последние данные о социально-экономической ситуации в субъектах Федерации. А также хотел бы особо остановиться на приоритетных задачах региональных администраций по реализации Программы антикризисных мер.
Положение дел в экономике, несмотря на ряд позитивных сигналов, остается непростым. Это чувствуется на уровне регионов, муниципалитетов, конкретных предприятий.
По последним данным, май текущего года не принес ощутимых изменений в динамике промышленного производства. Оно стабилизировалось где-то на уровне 83-85% от показателей прошлого года.
По-прежнему наиболее тяжелая ситуация складывается в автопроме. Вместе с тем, большинство отраслей постепенно адаптируется к новым экономическим условиям. Это касается химиков, металлургов, пищевой промышленности, ряда других направлений.
Начала снижаться численность зарегистрированных безработных. На 10 июня она составила 2 млн 190 тыс. человек. Это на 100 тыс. человек меньше, чем в апреле текущего года. Это уже заметные цифры. Конечно, свою роль сыграло сезонное оживление на рынке труда. Это понятно. Но, несомненно, это и позитивный эффект от принимаемых нами целенаправленных антикризисных мер, в том числе от реализации региональных программ содействия занятости. Этими программами уже смогли воспользоваться около 500 тыс. человек.
Вместе с тем, должен отметить, что эти программы развиваются в разных регионах весьма неравномерно. Там, где есть реальная заинтересованность и активная работа местных властей, прежде всего самих губернаторов, там есть ощутимый результат. Где же исповедуется другой, пассивный подход - и отдачи нет.
Сейчас мы начинаем корректировку программ содействия занятости. Готовы увеличивать их финансирование, рассматривать инициативы и предложения регионов. В свою очередь, ждем от руководителей субъектов Федерации эффективного участия, более того - прямого руководства программами содействия занятости. Я уже многократно обращался к вам, уважаемые коллеги: лично нужно возглавить эти штабы и группы по содействию занятости. Лично нужно этим заниматься, не перекладывать на заместителей.
Предельное внимание - моногородам. Здесь ситуация особенно острая. На федеральном уровне мы приняли решение образовать специальную рабочую группу по вопросам моногородов. Будет также разработан план действий по нормализации социально-экономического положения в таких населенных пунктах. Координировать работу поручено Минрегиону. Прошу губернаторов тесно взаимодействовать с Виктором Федоровичем Басаргиным.
Также необходимо постоянно отслеживать ситуацию, связанную со своевременной выплатой заработной платы. К сожалению, после апрельского снижения на 9,5% в мае задолженность по зарплатам опять немножко подросла. Конечно, от общего объема фонда заработной платы это, может быть, и небольшие величины, но эти проблемы касаются конкретных трудовых коллективов и конкретных людей.
Региональные власти не должны устраняться от решения проблем конкретных предприятий. Речь идет, как я уже сказал, не об абстрактных субъектах хозяйственной деятельности, а о конкретных живых людях. Нужно работать с менеджментом, собственниками этих предприятий, если они попадают в сложное положение, содействовать цивилизованной развязке корпоративных конфликтов, помогать с кредитами, поиском заказов и сбытом. Порой решать другие проблемы, которые часто "на поверхности" лежат. Конечно, это не всегда входит в компетенцию руководителей регионов, но в условиях кризиса, нужно этим заниматься. И в нашу компетенцию многие вещи не входят, но мы ими занимаемся и будем заниматься дальше.
Если же не получается снять вопросы, назревшие проблемы своими силами, не хватает рычагов воздействия на региональном уровне, - пожалуйста, еще раз повторяю, теснее работайте с федеральными органами власти, с министерствами. Они обязаны и будут оказывать вам помощь. Такое поручение мною давалось неоднократно. Сегодня повторяю его еще раз.
Далее. Отдельно хотел бы остановиться на региональных и местных финансах. Важнейшая задача сегодня - это обеспечение сбалансированности бюджетов. По оценкам Минрегиона, в январе-апреле 2009 года объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации снизился по сравнению с предыдущим годом на 5%. При этом в 11 регионах снижение доходов составило более чем 15%.
Сейчас разворачивается работа на федеральном уровне над бюджетом страны на следующий год. Проводим ряд совещаний в Правительстве на эту тему. Но хотел бы уже сейчас сказать, что поддержка регионов, региональных бюджетов была и останется одним из основных приоритетов нашей бюджетной политики.
Однако, со своей стороны, ждем от руководителей регионов ответственного и реалистичного подхода к верстке региональных финансовых планов. Прошу в ближайшее время завершить корректировку региональных бюджетов на текущий, 2009 год там, где это еще не сделано. Это достаточно болезненный процесс, но через него необходимо пройти. В противном случае ситуация чревата неплатежами и неисполнением обязательств.
Приоритетами расходов должны стать выполнение социальных обязательств перед гражданами, содействие занятости, заработная плата бюджетников, а также полная оплата топливно-энергетических ресурсов для нужд бюджетной сферы, завершение строительства объектов высокой степени готовности, поддержка малого и среднего предпринимательства, жилищные программы.
При этом нужно добиваться повышения эффективности бюджетных ассигнований. Кстати говоря, обращаю внимание коллег из тех субъектов, которые получают существенную помощь из федерального бюджета. Мы и авансы выделили достаточно большие, значительные. Прошу относиться к ним очень рационально, расходовать их очень рационально.
Основные инструменты повышения эффективности - это комплексная модернизация бюджетной сети, перевод бюджетных организаций на новые принципы работы, включая развитие института автономных учреждений. Это - повсеместное внедрение конкурсных принципов размещения заказов на социальные услуги, повышение энергоэффективности государственных и муниципальных учреждений.
И, конечно, ни в коем случае нельзя поддаваться соблазну решать проблемы региональных финансов за счет снижения доходной базы муниципальных бюджетов. Я думаю, что вы прекрасно понимаете - это перетягивание каната никакой пользы не принесет.
Еще об одной теме. Правительство работает с регионами в постоянном тесном контакте, поэтому считал нужным обсудить с губернаторами вопросы выполнения плана действий по реализации Программы антикризисных мер. Его сегодня нам доложит Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Кстати говоря, сегодня я в окончательном виде этот план подписал. Он прошел достаточно подробное обсуждение и на федеральном уровне, и на региональном, в Думе его обсуждали, в общественных организациях, с экспертами. Сегодня он окончательно подписан.
По сути - это набор тех конкретных шагов, которые нам вместе предстоит сделать во второй половине 2009 года. Рассчитываю услышать ваши замечания и предложения.
Пожалуйста, слово - Басаргину Виктору Федоровичу.
* * *
Выступление В.В.Путина по ходу совещания:
Я прошу, уважаемые коллеги, минут 5-7 максимум, иначе мы не сможем здесь высказаться. Несколько замечаний по поводу того, что сказал Александр Богданович {А.Б.Карлин – губернатор Алтайского края}.
Во-первых, первое, касающееся всех. Александр Богданович упомянул об эффективной работе Фонда ЖКХ. И действительно, в этом году мы направили гораздо большие деньги на эти цели в регионы: в прошлом году было 54 млрд, в этом году мы 86 млрд уже направили. Вчера уже приняли решение добавить в этот объем 10 млрд рублей. Таким образом, в этом году в регионы будет направлено 104,5 млрд. В прошлом году – 54 млрд, в этом году – 104,5. Прошу это обстоятельство иметь в виду и активнее работать с Фондом ЖКХ - на эту тему представлять заявки.
Теперь еще одно замечание общего характера. Это касается молочного животноводства. Александр Богданович сказал, что у нас нет чисто молочного животноводства. У нас нет мясного животноводства, понимаете, а молочное - у нас есть. Просто мясное – это продолжение молочного. Это, конечно, не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Нам в этом направлении нужно двигаться, развивать чисто мясное животноводство. Конечно, и поддерживать молочное.
Что касается отношений с нашими партнерами в других странах СНГ, в том числе с Белоруссией. Там действительно большой уровень бюджетной поддержки. Некоторые нас критикуют, что мы передаем денежные ресурсы в ту же Белоруссию. В позапрошлом году дали полтора миллиарда, в конце прошлого года – миллиард. В начале этого - полмиллиарда, и "Газпром" еще приплатил 650 млн долларов в этом году. Значит, в этом году из российских источников получено свыше миллиарда: 1 млрд 150 млн как минимум.
Идет субсидирование. Да. Кроме этого, мы по низким тарифам направляем нефть на переработку. Наши коллеги перерабатывают достаточно дешевую российскую нефть, и нефтепродукты экспортируют на Запад, получая валютную выручку. И эта валютная выручка, если иметь в виду еще и товары химической промышленности, производимые из нашего достаточно дешевого газа (Белоруссия получается самый дешевый газ для стран СНГ), получается достаточно высокая.
Конечно, все это, и не только это, дает возможность субсидировать сельское хозяйство. По молоку – это 24%. У нас субсидирование молочной продукции примерно 3%. Но мы договорились с нашими белорусскими коллегами, что мы будем проводить единую сельскохозяйственную политику. Взаимопонимание есть.
Нужно добиться, чтобы это было реализовано на практике, так же, как и объемы квот, которые реализуются на нашем внутреннем рынке. Была достигнута ранее договоренность об объеме этих квот. К сожалению, наши партнеры превышали их на 40%. Это создавало определенные, известные трудности для наших производителей молока и для переработчиков. Для переработчиков в меньшей степени, потому что они как раз получали достаточно дешевое сухое молоко из Белоруссии. А производителей молока это, конечно, ставило в невыгодные конкурентные условия.
Как вы знаете, все эти переговоры и процессы идут сложно, наши партнеры реагируют на это болезненно и эмоционально. Но экономика есть экономика, мы должны выравнивать наши отношения в условиях рынка. Несмотря на все эмоции, Министерству сельского хозяйства удалось договориться со своими партнерами, и во втором и третьем квартале наши белорусские коллеги согласились вообще не поставлять сухого молока. Поэтому, увеличив объемы поставок сыра, творога, надеюсь, что вот так постепенно мы начнем все выравнивать.
Если выйдем на формирование единого таможенного пространства, то это будет еще один шаг к гармонизации наших отношений. Исхожу из того, что это будет достигнуто.
Теперь по поводу того, что высвобождаются работники в связи с внедрением новой техники. Александр Богданович, Вы меня, честно говоря, удивили: эта проблема известна всему человечеству, начиная с буржуазных, технических революций. Еще в Великобритании рабочие ломали новые станки, которые сокращали количество занятых. Так это был период оголтелого рынка. Сегодня совсем другие условия. Конечно, и на региональном уровне, и даже на муниципальном власти должны отслеживать, что будет происходить в экономике, сколько людей будет высвобождаться, как их трудоустроить.
Кстати говоря, в условиях кризиса лучше всего и проявляется наше умение работать в этой сфере. Например, у вас планировалось осуществить программу по временному трудоустройству, а по факту трудоустроено в три раза меньше. Наверняка есть и объективные обстоятельства. Но все-таки я хочу обратить на это ваше внимание: в целом ситуация в экономике края и в социальной сфере вполне удовлетворительная. И я еще раз хочу обратиться ко всем коллегам с тем, что нужно лично заниматься антикризисными планами. Лично.
О чем говорил российский премьер Владимир Путин в Барнауле