Лента новостей

Все новости

Популярное

Преодоление кризиса: опора на средних

 Андрей Яковлев*, Юрий Симачев**, Юрий Данилов***


MsoBodyTextIndent<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: left<#two#> align=<#two#>left<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>В последние три года для всего корпоративного сектора России были характерны несколько тенденций. Прежде всего, это расширение и консолидация государственного сектора за счет как увеличения объемов и видов активов государственных компаний, так и формирования новых АО с государственным участием (производственные холдинги на основе реструктуризации государственной собственности, институты развития, капитализация за счет государственных средств). Также происходило увеличение государственного стимулирования спроса в рамках закупок для государственных нужд, господдержки реализации крупных инвестиционных проектов за счет средств Инвестфонда и Внешэкономбанка, формирование крупных инфраструктурных программ, реализация нацпроекта по ипотеке. Как следствие — часть компаний усилила ориентацию на государственные ресурсы.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>В то же время усиливалось конкурентное давление со стороны глобального рынка, толкавшее компании на увеличение масштабов бизнеса. Инструментом такого роста часто выступало приобретение новых активов через слияния и поглощения — как более простая альтернатива инновациям и технологической модернизации существующих активов. Эти процессы происходили на фоне расширения заимствований за рубежом, увеличения долговой нагрузки и усиления ограничений для иностранных инвесторов и акционеров.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>В результате можно было говорить о нарастающей внутренней неэффективности крупнейших российских компаний, которая на фоне высоких темпов экономического роста и «доступных» денег оставалась незаметной для внешних инвесторов и, судя по всему, не осознавалась собственниками и топ-менеджерами самих этих компаний.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Но наряду с этим сектором в российской экономике в последние годы достаточно заметную роль стал играть средний бизнес. Вопреки сложившимся в экспертном сообществе представлениям, такие предприятия быстро росли в 2000-е годы и именно за их счет во многом шли реальные процессы диверсификации российской экономики.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Times New Roman<#two#>>Картина по палате

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Как показало прошлогоднее исследование журнала «Эксперт», в 2006 году в России во всех отраслях экономики насчитывалось около 13 тыс. частных фирм, которые могли рассматриваться как средние по российским меркам. Их годовой оборот лежал в диапазоне от 10 до 350 млн долларов (среди них около трех тысяч имели оборот свыше 50 млн долларов).

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Для этих средних компаний была характерна очень сильная неравномерность в темпах развития. Примерно у четверти таких фирм в период 2000–2006 годов, несмотря на бурный экономический рост в стране, наблюдалось снижение реального оборота в сопоставимых ценах. Напротив, для 39% средних фирм на протяжении этого периода были характерны темпы роста в 20% в год и более (что в три раза превышало темпы роста по экономике в этот период). Похожие данные были получены в обследовании ГУ-ВШЭ и Всемирного банка по конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. По этим данным разрыв в уровне производительности труда между 20% лучших и 20% худших предприятий в одной отрасли составляет от 10 до 20 раз в зависимости от отрасли.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Таким образом, мы можем утверждать, что для российского бизнеса накануне кризиса была характерна очень высокая степень дифференциации — с наличием успешных предприятий, способных конкурировать по международным стандартам, и сохранением значительной доли неэффективных компаний.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>При этом в экономике сложился сегмент успешных средних фирм, которые в сравнении с игроками первого эшелона отличались большей мобильностью и более высокой внутренней эффективностью. По нашему мнению, это объясняется обозримостью бизнеса для его собственников, меньшими возможностями использования административного ресурса, более конкурентными условиями функционирования средних компаний и их большей склонностью к инновациям.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Times New Roman<#two#>>Реакция на кризис

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Характеризуя реакцию предприятий на нынешнюю сложную экономическую ситуацию, мы исходим из того, что наиболее существенным для выхода экономики из него будет поведение крупнейших и растущих (эффективных) средних компаний. При этом состав эффективных средних фирм в период кризиса и посткризисный период может измениться — как за счет исключения средних игроков, сильно ориентированных на рост государственного спроса, так и вследствие «входа на рынок» новых эффективных средних компаний. Этими новыми игроками, например, могут стать те, кто успел реализовать инвестпроекты с импортным оборудованием, ориентированные на внутренний потребительский спрос, расширяющийся сегодня за счет импортозамещения.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Вместе с тем в группе средних компаний, стабильно и быстро развивавшихся в предкризисный период, следует различать две подгруппы. В первую мы можем отнести те, которые демонстрировали высокие темпы роста благодаря нахождению новых рыночных ниш, реализации новых бизнес-идей, внедрению новых технологий и продуктов. Ко второй подгруппе относятся фирмы, успех которых был основан на использовании административного ресурса, под которым мы понимаем неформальную поддержку со стороны органов власти, приводящую к ограничению конкуренции и созданию преференций для конкретных предприятий. Например, это часто имело место в строительной индустрии.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>В реальности эти две подгруппы не всегда можно разграничить — в том числе потому, что многие успешные средние компании в 2000-е годы пытались одновременно опираться на рыночные факторы и административный ресурс. Тем не менее, на наш взгляд, в аналитическом плане такое разграничение может быть полезным.

MsoFootnoteText<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Times New Roman<#two#>>Можно ожидать существенного перераспределения собственности на российском рынке. Оно будет происходить прежде всего в секторах, более сильно затронутых кризисом (машиностроение, металлургия, химическая промышленность, строительная индустрия), а также в отраслях, где до кризиса был выше уровень конкуренции и достаточно низкая норма прибыли (розничная торговля, сельское хозяйство). Фактором, стимулирующим перераспределение собственности, также может стать продажа крупнейшими предприятиями части своих активов — в том числе для погашения долгов перед кредиторами (внешняя задолженность российского корпоративного сектора к осени 2008 года составляла около 500 млрд долларов, из которых 200 млрд приходилось на кредиты со сроком погашения до конца 2009 года).

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 6pt 0cm<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Вместе с тем эти процессы принципиально не изменят структуру собственности в российских компаниях — по нашему мнению, она останется высококонцентрированной. В этом отношении характерно поведение российских фирм в последние месяцы при технических дефолтах по корпоративным облигациям. Они ни разу не прибегали к возможностям рынка акций в целях спасения от банкротства (хотя практика EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>IPO для спасения от банкротства достаточно широко распространена на зарубежных рынках). Российские корпорации в аналогичных ситуациях более склонны идти на смену мажоритарного собственника, чем на обращение к широкой публике.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 6pt 0cm<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Следствия для политики

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Успешные средние компании, которые в своем развитии в 2000-е годы преимущественно опирались на рыночные факторы, могут стать двигателем повышения эффективности и выхода экономики из кризиса. Можно предположить, что в общем числе средних предприятий перед кризисом доля эффективных быстрорастущих фирм составляла от четверти до трети.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Однако до последнего времени такого рода организации оставались вне фокуса политики федеральных властей. Пока основной акцент антикризисных мер на федеральном уровне был сделан на поддержку крупнейших структур. Так, в конце декабря 2008 года правительство утвердило список из 295 «системообразующих» предприятий — декларировав, что в их отношении могут применяться дополнительные меры поддержки: предоставление государственных гарантий по кредитам, субсидирование процентной ставки, реструктуризация задолженности по налогам, получение госзаказов, дополнительная капитализация. Определяющими критериями для включения в список были объем годовой выручки (более 15 млрд рублей) и количество работающих — не менее 4 тыс. человек, а также размер налоговых платежей.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Риски такой политики, по нашему мнению, связаны с тем, что крупнейшие компании в целом сегодня характеризуются низкой эффективностью и отсутствием у собственников и менеджмента достаточных стимулов к реструктуризации. Снижение стимулов к реструктуризации также связано с активным использованием инструментов таможенной политики для защиты отечественных производителей — в силу ограничения конкуренции на внутреннем рынке. Аналогичный эффект может иметь девальвация рубля, ограничивающая доступ предприятий к зарубежным технологиям и кредитам. Одновременно девальвация повышает неопределенность в отношении прав собственности — так как многие организации, проводившие модернизацию за счет зарубежных займов, столкнутся с серьезными проблемами при их погашении.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Альтернативой политике поддержки крупнейших компаний может стать стимулирование спроса через реализацию государством инвестиционных проектов и программ (прежде всего, в сфере развития инфраструктуры) — открытых для участия всех экономических агентов, которые удовлетворяют публично сформулированным критериям по параметрам «цена-качество» их товаров и услуг. В рамках такого подхода более вероятным становится предоставление государственной поддержки эффективным предприятиям, которые в условиях кризиса способны выйти на новые рынки и обеспечить рост выпуска своей продукции и услуг.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Выбор вариантов политики, безусловно, будет зависеть от финансовых возможностей правительства. В этом отношении начавшееся в 2009 году сокращение налоговых поступлений может стать предпосылкой для более трезвых и прагматических решений на уровне федерального правительства и региональных властей.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>

Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Характерные особенности российских компаний

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Для крупных компаний характерны:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Более сложное финансовое положение как следствие чрезмерно агрессивной политики и недооценки рисков.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Более сложная структура управления и статус публичных компаний: отсутствие адекватной информации о состоянии бизнеса у собственников и проблемы с пресечением оппортунизма менеджеров плюс ограничения на использование всего спектра возможных мер по повышению эффективности в силу необходимости объяснять все существенные действия акционерам и инвесторам.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Близость к государству позволяет лоббировать помощь, но ее получение, как правило, связано с дополнительными «социальными обязательствами» (поддержание занятости), что становится препятствием для реструктуризации и повышения эффективности.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Получение госкредитов в обмен на залог акций. Поскольку эти кредиты, скорее всего, не будут погашены и перейдут в собственность государства, данная ситуация порождает дополнительные неопределенности в отношении прав собственности, что нисколько не способствует реструктуризации этих компаний.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Большая близость к государству и общность интересов этих компаний позволяют блокировать выделение ресурсов господдержки другим, более эффективным игрокам «второго эшелона».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        На основе контактов с представителями крупных компаний и отсутствия других достоверных источников информации у руководителей правительства формируется искаженное представление о текущей ситуации со смещением в сторону «негатива» (что для крупного бизнеса является дополнительным аргументом для лоббирования господдержки).

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 35.4pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Средние компании, рост которых основан на рыночных факторах:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Могут получить значимые стимулы к расширению экспорта.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        При условии завершенности инвестиционных проектов могут продемонстрировать динамичный рост на основе импортозамещения.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        В условиях резкой девальвации рубля будут ограничены в доступе к зарубежным технологиям и комплектующим и COLOR: black<#two#>>начнут испытывать серьезные проблемы в завершении инновационных проектов.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        В случае развития, расширения деятельности столкнутся в конкуренции за ресурсы с компаниями, задействующими преимущественно административный фактор.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        В условиях кризиса будут готовы к жесткой реструктуризации.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Активизируют реализацию проектов по повышению эффективности, при этом существенно сократив их «временной горизонт».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Будут, опасаясь навязывания дополнительной «социальной нагрузки» и неэффективных контрагентов, стремиться остаться незамеченными в плане расширения своей деятельности.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Средние компании, рост которых основан на административных факторах:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l0 level1 lfo3<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Столкнутся с резким падением конкурентоспособности.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l0 level1 lfo3<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Могут реализовывать оппортунистические стратегии, связанные с угрозами форсированного сокращения персонала — в расчете на провоцирование «социального напряжения» со стороны властей и создания условий для лоббирования господдержки.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 6pt 0cm 6pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l0 level1 lfo3<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Активизируют использование административного фактора, «связывая» при этом ресурсы, направляемые на поддержку предпринимательства (например, в рамках обеспечения доступа МСП к государственному и муниципальному заказу), и ограничивая условия для конкуренции.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 6pt 0cm 6pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l0 level1 lfo3<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Могут опираться на поддержку региональных властей, с которыми они взаимодействуют.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 35.4pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 35.4pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>> 


MsoBodyTextIndent<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 0cm; TEXT-ALIGN: left<#two#> align=<#two#>left<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>В последние три года для всего корпоративного сектора России были характерны несколько тенденций. Прежде всего, это расширение и консолидация государственного сектора за счет как увеличения объемов и видов активов государственных компаний, так и формирования новых АО с государственным участием (производственные холдинги на основе реструктуризации государственной собственности, институты развития, капитализация за счет государственных средств). Также происходило увеличение государственного стимулирования спроса в рамках закупок для государственных нужд, господдержки реализации крупных инвестиционных проектов за счет средств Инвестфонда и Внешэкономбанка, формирование крупных инфраструктурных программ, реализация нацпроекта по ипотеке. Как следствие — часть компаний усилила ориентацию на государственные ресурсы.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>В то же время усиливалось конкурентное давление со стороны глобального рынка, толкавшее компании на увеличение масштабов бизнеса. Инструментом такого роста часто выступало приобретение новых активов через слияния и поглощения — как более простая альтернатива инновациям и технологической модернизации существующих активов. Эти процессы происходили на фоне расширения заимствований за рубежом, увеличения долговой нагрузки и усиления ограничений для иностранных инвесторов и акционеров.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>В результате можно было говорить о нарастающей внутренней неэффективности крупнейших российских компаний, которая на фоне высоких темпов экономического роста и «доступных» денег оставалась незаметной для внешних инвесторов и, судя по всему, не осознавалась собственниками и топ-менеджерами самих этих компаний.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Но наряду с этим сектором в российской экономике в последние годы достаточно заметную роль стал играть средний бизнес. Вопреки сложившимся в экспертном сообществе представлениям, такие предприятия быстро росли в 2000-е годы и именно за их счет во многом шли реальные процессы диверсификации российской экономики.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Times New Roman<#two#>>Картина по палате

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Как показало прошлогоднее исследование журнала «Эксперт», в 2006 году в России во всех отраслях экономики насчитывалось около 13 тыс. частных фирм, которые могли рассматриваться как средние по российским меркам. Их годовой оборот лежал в диапазоне от 10 до 350 млн долларов (среди них около трех тысяч имели оборот свыше 50 млн долларов).

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Для этих средних компаний была характерна очень сильная неравномерность в темпах развития. Примерно у четверти таких фирм в период 2000–2006 годов, несмотря на бурный экономический рост в стране, наблюдалось снижение реального оборота в сопоставимых ценах. Напротив, для 39% средних фирм на протяжении этого периода были характерны темпы роста в 20% в год и более (что в три раза превышало темпы роста по экономике в этот период). Похожие данные были получены в обследовании ГУ-ВШЭ и Всемирного банка по конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. По этим данным разрыв в уровне производительности труда между 20% лучших и 20% худших предприятий в одной отрасли составляет от 10 до 20 раз в зависимости от отрасли.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Таким образом, мы можем утверждать, что для российского бизнеса накануне кризиса была характерна очень высокая степень дифференциации — с наличием успешных предприятий, способных конкурировать по международным стандартам, и сохранением значительной доли неэффективных компаний.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>При этом в экономике сложился сегмент успешных средних фирм, которые в сравнении с игроками первого эшелона отличались большей мобильностью и более высокой внутренней эффективностью. По нашему мнению, это объясняется обозримостью бизнеса для его собственников, меньшими возможностями использования административного ресурса, более конкурентными условиями функционирования средних компаний и их большей склонностью к инновациям.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Times New Roman<#two#>>Реакция на кризис

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Характеризуя реакцию предприятий на нынешнюю сложную экономическую ситуацию, мы исходим из того, что наиболее существенным для выхода экономики из него будет поведение крупнейших и растущих (эффективных) средних компаний. При этом состав эффективных средних фирм в период кризиса и посткризисный период может измениться — как за счет исключения средних игроков, сильно ориентированных на рост государственного спроса, так и вследствие «входа на рынок» новых эффективных средних компаний. Этими новыми игроками, например, могут стать те, кто успел реализовать инвестпроекты с импортным оборудованием, ориентированные на внутренний потребительский спрос, расширяющийся сегодня за счет импортозамещения.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Вместе с тем в группе средних компаний, стабильно и быстро развивавшихся в предкризисный период, следует различать две подгруппы. В первую мы можем отнести те, которые демонстрировали высокие темпы роста благодаря нахождению новых рыночных ниш, реализации новых бизнес-идей, внедрению новых технологий и продуктов. Ко второй подгруппе относятся фирмы, успех которых был основан на использовании административного ресурса, под которым мы понимаем неформальную поддержку со стороны органов власти, приводящую к ограничению конкуренции и созданию преференций для конкретных предприятий. Например, это часто имело место в строительной индустрии.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>В реальности эти две подгруппы не всегда можно разграничить — в том числе потому, что многие успешные средние компании в 2000-е годы пытались одновременно опираться на рыночные факторы и административный ресурс. Тем не менее, на наш взгляд, в аналитическом плане такое разграничение может быть полезным.

MsoFootnoteText<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-SIZE: 12pt<#two#>>Times New Roman<#two#>>Можно ожидать существенного перераспределения собственности на российском рынке. Оно будет происходить прежде всего в секторах, более сильно затронутых кризисом (машиностроение, металлургия, химическая промышленность, строительная индустрия), а также в отраслях, где до кризиса был выше уровень конкуренции и достаточно низкая норма прибыли (розничная торговля, сельское хозяйство). Фактором, стимулирующим перераспределение собственности, также может стать продажа крупнейшими предприятиями части своих активов — в том числе для погашения долгов перед кредиторами (внешняя задолженность российского корпоративного сектора к осени 2008 года составляла около 500 млрд долларов, из которых 200 млрд приходилось на кредиты со сроком погашения до конца 2009 года).

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 6pt 0cm<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Вместе с тем эти процессы принципиально не изменят структуру собственности в российских компаниях — по нашему мнению, она останется высококонцентрированной. В этом отношении характерно поведение российских фирм в последние месяцы при технических дефолтах по корпоративным облигациям. Они ни разу не прибегали к возможностям рынка акций в целях спасения от банкротства (хотя практика EN-US<#two#> style=<#two#>mso-ansi-language: EN-US<#two#>>IPO для спасения от банкротства достаточно широко распространена на зарубежных рынках). Российские корпорации в аналогичных ситуациях более склонны идти на смену мажоритарного собственника, чем на обращение к широкой публике.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 6pt 0cm<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Следствия для политики

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Успешные средние компании, которые в своем развитии в 2000-е годы преимущественно опирались на рыночные факторы, могут стать двигателем повышения эффективности и выхода экономики из кризиса. Можно предположить, что в общем числе средних предприятий перед кризисом доля эффективных быстрорастущих фирм составляла от четверти до трети.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Однако до последнего времени такого рода организации оставались вне фокуса политики федеральных властей. Пока основной акцент антикризисных мер на федеральном уровне был сделан на поддержку крупнейших структур. Так, в конце декабря 2008 года правительство утвердило список из 295 «системообразующих» предприятий — декларировав, что в их отношении могут применяться дополнительные меры поддержки: предоставление государственных гарантий по кредитам, субсидирование процентной ставки, реструктуризация задолженности по налогам, получение госзаказов, дополнительная капитализация. Определяющими критериями для включения в список были объем годовой выручки (более 15 млрд рублей) и количество работающих — не менее 4 тыс. человек, а также размер налоговых платежей.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Риски такой политики, по нашему мнению, связаны с тем, что крупнейшие компании в целом сегодня характеризуются низкой эффективностью и отсутствием у собственников и менеджмента достаточных стимулов к реструктуризации. Снижение стимулов к реструктуризации также связано с активным использованием инструментов таможенной политики для защиты отечественных производителей — в силу ограничения конкуренции на внутреннем рынке. Аналогичный эффект может иметь девальвация рубля, ограничивающая доступ предприятий к зарубежным технологиям и кредитам. Одновременно девальвация повышает неопределенность в отношении прав собственности — так как многие организации, проводившие модернизацию за счет зарубежных займов, столкнутся с серьезными проблемами при их погашении.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Альтернативой политике поддержки крупнейших компаний может стать стимулирование спроса через реализацию государством инвестиционных проектов и программ (прежде всего, в сфере развития инфраструктуры) — открытых для участия всех экономических агентов, которые удовлетворяют публично сформулированным критериям по параметрам «цена-качество» их товаров и услуг. В рамках такого подхода более вероятным становится предоставление государственной поддержки эффективным предприятиям, которые в условиях кризиса способны выйти на новые рынки и обеспечить рост выпуска своей продукции и услуг.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Выбор вариантов политики, безусловно, будет зависеть от финансовых возможностей правительства. В этом отношении начавшееся в 2009 году сокращение налоговых поступлений может стать предпосылкой для более трезвых и прагматических решений на уровне федерального правительства и региональных властей.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>

Times New Roman<#two#> size=<#two#>3<#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Характерные особенности российских компаний

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Для крупных компаний характерны:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Более сложное финансовое положение как следствие чрезмерно агрессивной политики и недооценки рисков.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Более сложная структура управления и статус публичных компаний: отсутствие адекватной информации о состоянии бизнеса у собственников и проблемы с пресечением оппортунизма менеджеров плюс ограничения на использование всего спектра возможных мер по повышению эффективности в силу необходимости объяснять все существенные действия акционерам и инвесторам.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Близость к государству позволяет лоббировать помощь, но ее получение, как правило, связано с дополнительными «социальными обязательствами» (поддержание занятости), что становится препятствием для реструктуризации и повышения эффективности.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Получение госкредитов в обмен на залог акций. Поскольку эти кредиты, скорее всего, не будут погашены и перейдут в собственность государства, данная ситуация порождает дополнительные неопределенности в отношении прав собственности, что нисколько не способствует реструктуризации этих компаний.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Большая близость к государству и общность интересов этих компаний позволяют блокировать выделение ресурсов господдержки другим, более эффективным игрокам «второго эшелона».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l1 level1 lfo1<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        На основе контактов с представителями крупных компаний и отсутствия других достоверных источников информации у руководителей правительства формируется искаженное представление о текущей ситуации со смещением в сторону «негатива» (что для крупного бизнеса является дополнительным аргументом для лоббирования господдержки).

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 35.4pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Средние компании, рост которых основан на рыночных факторах:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Могут получить значимые стимулы к расширению экспорта.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        При условии завершенности инвестиционных проектов могут продемонстрировать динамичный рост на основе импортозамещения.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        В условиях резкой девальвации рубля будут ограничены в доступе к зарубежным технологиям и комплектующим и COLOR: black<#two#>>начнут испытывать серьезные проблемы в завершении инновационных проектов.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        В случае развития, расширения деятельности столкнутся в конкуренции за ресурсы с компаниями, задействующими преимущественно административный фактор.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        В условиях кризиса будут готовы к жесткой реструктуризации.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Активизируют реализацию проектов по повышению эффективности, при этом существенно сократив их «временной горизонт».

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l2 level1 lfo2<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Будут, опасаясь навязывания дополнительной «социальной нагрузки» и неэффективных контрагентов, стремиться остаться незамеченными в плане расширения своей деятельности.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>Средние компании, рост которых основан на административных факторах:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l0 level1 lfo3<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Столкнутся с резким падением конкурентоспособности.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l0 level1 lfo3<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Могут реализовывать оппортунистические стратегии, связанные с угрозами форсированного сокращения персонала — в расчете на провоцирование «социального напряжения» со стороны властей и создания условий для лоббирования господдержки.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 6pt 0cm 6pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l0 level1 lfo3<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Активизируют использование административного фактора, «связывая» при этом ресурсы, направляемые на поддержку предпринимательства (например, в рамках обеспечения доступа МСП к государственному и муниципальному заказу), и ограничивая условия для конкуренции.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 6pt 0cm 6pt 36pt; TEXT-INDENT: -18pt; mso-list: l0 level1 lfo3<#two#>>FONT-FAMILY: Symbol; mso-fareast-font-family: Symbol; mso-bidi-font-family: Symbol<#two#>>mso-list: Ignore<#two#>>·FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 7pt; LINE-HEIGHT: normal; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal<#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#>>        Могут опираться на поддержку региональных властей, с которыми они взаимодействуют.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 35.4pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt; TEXT-INDENT: 35.4pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>