Новый Центр развития ремесел открылся в Новосибирске, и в нем - персональный музей «Чудо под микроскопом» микроминиатюриста Владимира Анискина.
Подкованная блоха – это классика. Она есть в коллекции каждого микроминиатюриста. Правда, в России их всего семь человек. Так что редких насекомых даже с десяток не наберется. Друзья Владимира Анискина с гордостью говорят, что имели честь гладить спонсора первого экспоната, то есть кота Казимира, с которого и была снята вышеозначенная блоха Муся, отдавшая жизнь во имя искусства.
А вслед за блохой пришли верблюды в игольном ушке, золотые шахматные фигурки, закрепленные на маковом зернышке, пасхальное яйцо из бересты размером меньше спичечной головки (оно состоит из 530 деталей), срез рисового зернышка с нацарапанном на нем фрагментом рассказа Лескова о тульском Левше (2027 букв в 22 строчки). Все это можно увидеть только под микроскопом. Поэтому на выставке в глаза бросается оптика, подставки и лампочки. Ну а потом уже не оторваться от окуляра, раз за разом убеждаясь, что обычным глазом не разглядишь ничего! Мальчик-с-пальчик и Дюймовочка рыдают от зависти.
– Как вы запихнули верблюдов в игольное ушко? – требуют признаться ценители. Автор обижается, что к таким маленьким верблюдикам применяется такое грубое слово. Никого он не запихивал, а поместил. Ну, просунул. Предварительно отполировав волос с помощью алмазных паст и просверлив в нем отверстие 0,08 миллиметра. Инструменты он тоже делает сам – токарный и заточный станочки, иголки и сверла.
Так получилось, что сначала коллекция новосибирца Владимира Анискина получила постоянную прописку вовсе не дома. В 2006 году Государственный музей истории Санкт-Петербурга в каземете Государева бастиона Петропавловской крепости открыл выставку «Сказ о современном Левше», где участвовал наш земляк. Автор и руководитель проекта, президент гильдии мастеров Татьяна Ковша предложила ему оставить работы в Питере, решив организовать первый в России музей микроминиатюры «Русский Левша». И слова не разошлись у нее с делом. А Владимир Анискин загорелся идеей открыть такой музей в Новосибирске. Но прежде он попал в «Книгу рекордов Новосибирска».
Она вышла к 110-летию города, и Владимир Анискин обозначен там как единственный в Новосибирске художник-микроминиатюрист. Редактор издания Вячеслав Гаврилов рассказывал, что при работе над книгой внутри одних рекордов обнаруживались другие. Так, оказалось, что Анискин – еще и единственный в России, чьи работы составили основу музея. И неправильно, что свои миниатюры с одной выставки на другую он каждый раз возит в чемодане. Кстати, они могли бы уместиться и в наперстке, если бы не сопутствующая аппаратура.
И вот промышленник Александр Салостей, арендующий офис в новом здании на Большевистской, 43, открыл там Центр народных ремесел, торжественная презентация которого состоялась вчера. Мастера теперь могут не только выставляться, но и продавать свои работы. Владимир Анискин получил персональный зал, экскурсоводом по которому будет работать его мама Лариса Николаевна. А на открытии зала гидом выступил, конечно, сам мастер. Он рассказал, что если изготовление одной фигурки занимает от недели до шести месяцев, то на поиск технологии уходят годы. Что оптика стоит гораздо дороже, чем сами экспонаты. Что постоянно ищет новые способы, решения, темы и сюжеты, с каждым годом усложняя задачи, которые ставит перед собой. Самые сложные объекты – уже не плоские, которые достаточно было лишь закрепить на срезе, а трехмерные персонажи из мультиков, обработанные со всех сторон. Чебурашка с крокодилом Геной и Буратино с Тортиллой – новые экспонаты коллекции. А еще Анискин очень гордится двумя розами, сделанными из частичек зеленой пыли и помещенными внутрь волоса диаметром 0, 12 миллиметров. Обычные мужчины дарят своим возлюбленным охапки цветов, а он подарил жене на десятилетие свадьбы букет-невидимку.
Его донимают вопросами, есть ли у него ученики. Каждый раз он терпеливо отвечает, что нет никаких учеников, потому что показать и объяснить он может, а учиться, как показывает опыт, надо самостоятельно. И он действительно рассказывает и показывает: руководство Цетра народных ремесел попросило провести мастер-класс. Устанавливает бинокулярный микроскоп с линейным увеличением и вешает на стену экран, чтобы спроецировать туда увеличенное изображение рисового зерна, на котором появляются буквы и складываются в цитату из Лескова: «Наши русские на что ни взглянут, все смогут сделать».
– Вот плоскость. Вот иголка. Держим ее под углом. Масляной краской вывожу надпись методом гравировки – сначала процарапываю, потом заливаю. Прошу прощения за кривизну букв – делаю быстрее, чем обычно, – не отрываясь от окуляра, комментирует свои действия Анискин, окруженный потенциальными миниатюристами.
Желающие попробовать встают в очередь. На экране появляются корявые загогулины, отдаленно напоминающие наскальную живопись. Успешнее всех с задачей справился художник Игорь Буканов, недрогнувшей рукой нацарапавший на зерне свою фамилию, правда, не избежав кривизны букв, весьма простительной для первой (и последней?) попытки. К вечеру все забыли о забавном приключении с микроскопом, а Анискин погрузился в думы окаянные, кого же еще не хватает в его коллекции…
Владимир Анискин – кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики имени Христиановича СО РАН. Коллеги нещадно эксплуатируют его талант, регулярно обращаясь с просьбой починить очки, а руководство привлекает к разработке микродатчиков и различным микроисследованиям. У себя дома мастер исследует технологию изготовления новой коллекции, посвященной Пушкину, которую в сентябре ждут в Москве, в Пушкинском музее. А экспозиция в Центре народных ремесел пополнится символами Новосибирска – флагом, гербом, часовней, выполненных в микромасштабе.
Новый Центр развития ремесел открылся в Новосибирске, и в нем - персональный музей «Чудо под микроскопом» микроминиатюриста Владимира Анискина.
Подкованная блоха – это классика. Она есть в коллекции каждого микроминиатюриста. Правда, в России их всего семь человек. Так что редких насекомых даже с десяток не наберется. Друзья Владимира Анискина с гордостью говорят, что имели честь гладить спонсора первого экспоната, то есть кота Казимира, с которого и была снята вышеозначенная блоха Муся, отдавшая жизнь во имя искусства.
А вслед за блохой пришли верблюды в игольном ушке, золотые шахматные фигурки, закрепленные на маковом зернышке, пасхальное яйцо из бересты размером меньше спичечной головки (оно состоит из 530 деталей), срез рисового зернышка с нацарапанном на нем фрагментом рассказа Лескова о тульском Левше (2027 букв в 22 строчки). Все это можно увидеть только под микроскопом. Поэтому на выставке в глаза бросается оптика, подставки и лампочки. Ну а потом уже не оторваться от окуляра, раз за разом убеждаясь, что обычным глазом не разглядишь ничего! Мальчик-с-пальчик и Дюймовочка рыдают от зависти.
– Как вы запихнули верблюдов в игольное ушко? – требуют признаться ценители. Автор обижается, что к таким маленьким верблюдикам применяется такое грубое слово. Никого он не запихивал, а поместил. Ну, просунул. Предварительно отполировав волос с помощью алмазных паст и просверлив в нем отверстие 0,08 миллиметра. Инструменты он тоже делает сам – токарный и заточный станочки, иголки и сверла.
Так получилось, что сначала коллекция новосибирца Владимира Анискина получила постоянную прописку вовсе не дома. В 2006 году Государственный музей истории Санкт-Петербурга в каземете Государева бастиона Петропавловской крепости открыл выставку «Сказ о современном Левше», где участвовал наш земляк. Автор и руководитель проекта, президент гильдии мастеров Татьяна Ковша предложила ему оставить работы в Питере, решив организовать первый в России музей микроминиатюры «Русский Левша». И слова не разошлись у нее с делом. А Владимир Анискин загорелся идеей открыть такой музей в Новосибирске. Но прежде он попал в «Книгу рекордов Новосибирска».
Она вышла к 110-летию города, и Владимир Анискин обозначен там как единственный в Новосибирске художник-микроминиатюрист. Редактор издания Вячеслав Гаврилов рассказывал, что при работе над книгой внутри одних рекордов обнаруживались другие. Так, оказалось, что Анискин – еще и единственный в России, чьи работы составили основу музея. И неправильно, что свои миниатюры с одной выставки на другую он каждый раз возит в чемодане. Кстати, они могли бы уместиться и в наперстке, если бы не сопутствующая аппаратура.
И вот промышленник Александр Салостей, арендующий офис в новом здании на Большевистской, 43, открыл там Центр народных ремесел, торжественная презентация которого состоялась вчера. Мастера теперь могут не только выставляться, но и продавать свои работы. Владимир Анискин получил персональный зал, экскурсоводом по которому будет работать его мама Лариса Николаевна. А на открытии зала гидом выступил, конечно, сам мастер. Он рассказал, что если изготовление одной фигурки занимает от недели до шести месяцев, то на поиск технологии уходят годы. Что оптика стоит гораздо дороже, чем сами экспонаты. Что постоянно ищет новые способы, решения, темы и сюжеты, с каждым годом усложняя задачи, которые ставит перед собой. Самые сложные объекты – уже не плоские, которые достаточно было лишь закрепить на срезе, а трехмерные персонажи из мультиков, обработанные со всех сторон. Чебурашка с крокодилом Геной и Буратино с Тортиллой – новые экспонаты коллекции. А еще Анискин очень гордится двумя розами, сделанными из частичек зеленой пыли и помещенными внутрь волоса диаметром 0, 12 миллиметров. Обычные мужчины дарят своим возлюбленным охапки цветов, а он подарил жене на десятилетие свадьбы букет-невидимку.
Его донимают вопросами, есть ли у него ученики. Каждый раз он терпеливо отвечает, что нет никаких учеников, потому что показать и объяснить он может, а учиться, как показывает опыт, надо самостоятельно. И он действительно рассказывает и показывает: руководство Цетра народных ремесел попросило провести мастер-класс. Устанавливает бинокулярный микроскоп с линейным увеличением и вешает на стену экран, чтобы спроецировать туда увеличенное изображение рисового зерна, на котором появляются буквы и складываются в цитату из Лескова: «Наши русские на что ни взглянут, все смогут сделать».
– Вот плоскость. Вот иголка. Держим ее под углом. Масляной краской вывожу надпись методом гравировки – сначала процарапываю, потом заливаю. Прошу прощения за кривизну букв – делаю быстрее, чем обычно, – не отрываясь от окуляра, комментирует свои действия Анискин, окруженный потенциальными миниатюристами.
Желающие попробовать встают в очередь. На экране появляются корявые загогулины, отдаленно напоминающие наскальную живопись. Успешнее всех с задачей справился художник Игорь Буканов, недрогнувшей рукой нацарапавший на зерне свою фамилию, правда, не избежав кривизны букв, весьма простительной для первой (и последней?) попытки. К вечеру все забыли о забавном приключении с микроскопом, а Анискин погрузился в думы окаянные, кого же еще не хватает в его коллекции…
Владимир Анискин – кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики имени Христиановича СО РАН. Коллеги нещадно эксплуатируют его талант, регулярно обращаясь с просьбой починить очки, а руководство привлекает к разработке микродатчиков и различным микроисследованиям. У себя дома мастер исследует технологию изготовления новой коллекции, посвященной Пушкину, которую в сентябре ждут в Москве, в Пушкинском музее. А экспозиция в Центре народных ремесел пополнится символами Новосибирска – флагом, гербом, часовней, выполненных в микромасштабе.
Подкованная блоха поселилась в музее
 Яна Колесинская