MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>На региональные рынки крепких спиртных напитков кризис ожидаемо принес снижение продаж. В некоторых регионах в первые месяцы 2009 года потребление сократилось более чем на 20%. Эксперты отмечают и переток покупателей в нижние ценовые сегменты. Но последовать за своими потребителями могут далеко не все производители водки. В ряде регионов нижние ценовые сегменты прочно заняли нелегальные производители алкоголя с демпинговыми ценами, конкурировать с которыми, оставаясь законопослушным, невозможно.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Прогнозируя эту ситуацию в начале кризиса, аналитики предсказывали активизацию в отрасли сделок слияния и поглощения. Но консолидации водочных активов пока не происходит, хотя на продажу выставлен целый ряд привлекательных в обычные времена активов. Средств на покупки у участников рынка нет.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Зато в очередной раз оживились разговоры о региональном протекционизме. Рынки закрываются для непрошеных гостей. Что неудивительно — национальный характер экономики вступает в противоречие с региональным характером политики местных властей. Но даже это не спасет отрасль от потерь, предупреждают эксперты. По итогам года ожидается дальнейшее снижение продаж крепкого алкоголя.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Тенденции, которые эксперты отмечали на рынке алкоголя СФО в прошлом году, совпадали с общероссийскими. «В целом у вас все то же самое, что и по стране», — подтверждает президент Национальной алкогольной ассоциации (НАА) FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Павел ШапкинFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>. То есть продажи водки снижаются, но растет потребление вина и пива. По расчетам Центра разработки национальной алкогольной стратегии, на которые ссылаются в НАА, продажи водки и ликеро-водочных изделий в прошлом году в СФО упали на 1%, оказавшись на уровне около 25 млн декалитров. Зато вино показало прирост на 16%, а пиво на 7%. Интересно, что резко снизилась смертность от отравления алкоголем. Падение этого показателя по СФО в 2008 году составило 42%.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Серьезный провал случился в EN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>IFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>> квартале 2009 года, когда на рынке в полную мощь заявил о себе кризис. Сразу в ряде регионов объявили о снижении потребления крепкого алкоголя. Например, в Кузбассе объемы реализованной водки упали по сравнению с соответствующими показателями прошлого года на 21,8%. Причем основное сокращение пришлось на март. Упали продажи водки и в Алтайском крае. По словам генерального директора завода «Тейси» (Барнаул) FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Максима БайкаловаFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>, в марте наблюдалось существенное падение розничных продаж. «Потребление на основной ассортимент водки снизилось процентов на 12 как минимум», — отмечает Максим Байкалов. Соответственно, по данным генерального директора «Алтайспиртпрома» FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Владимира ВагнераFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>, налицо и спад производства. «Снижение пока незначительное, на том же уровне, что и в прошлые годы. Последние два года снижение объемов производства у нас наблюдаются постоянно», — поясняет Владимир Вагнер.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>В Красноярском крае наоборот — растет потребление (на 3%), но падает производство. По данным Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) за два месяца 2009 года было зафиксировано более чем двукратное сокращение производства водки в крае.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Причина падения спроса кажется очевидной. «С нового года выросла акцизная ставка — сразу на 17,5 рубля с литра чистого спирта. То есть цена на бутылку 0,5 литра увеличилась примерно на пять рублей. В Алтайском крае уже сегодня наблюдается отток потребителей в более дешевый ценовой сегмент», — констатирует генеральный директор Иткульского спиртзавода (Соколово) FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Виктор СурковFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>. Другие эксперты добавляют к этому и кризисное поведение потребителей. «Емкость омского рынка легального алкоголя падает. Возможно, действительно происходит некоторый переток потребителей, но по нашему предприятию резкого снижения производства не происходит. По данным EN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>ACNielsenFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>, доля «Пяти озер» выросла за последний период (с октября 2008 по январь 2009) на 11 процентов. При этом уровень производства по сравнению с прошлым годом у нас, наоборот, даже снизился, пусть и незначительно. И это значит, падает кто-то другой»,FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>— комментирует руководитель отдела маркетинга и EN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>PRFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>> Алкогольной сибирской группы (бывший «Омсквинпром») FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Татьяна МаксименкоFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>. «Доля продуктов с максимальной маржей в продажах снижается. Объем рынка падает за счет премиум-класса, который показывал отличную динамику до кризиса», — добавляет заместитель генерального директора по маркетингу и развитию компании «Байкалфарм» (Улан-Удэ) FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Андрей ЧерняевFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Стоит отметить, что сибирский округ и так несколько отличается от всей городской России по структуре потребления в сторону относительно недорогих продуктов категории. «В 2008 году на водку до 105 рублей за 0,5 литра в городской части СФО приходилось около половины всего потребления, тогда как по всей городской Росии это чуть более 40 процентов», — говорит старший аналитик компании «Бизнес-Аналитика» FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Сергей НовгородовFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>. По его наблюдениям, тенденции на алкогольном рынке России заключаются в сокращении объемов потребления относительно дорогих продуктов в различных категориях крепких напитков, в переключении потребителей на менее дорогие продукты внутри категорий и на более дешевые смежные категории (смежные по способу производства и/или по крепости). В том числе и на водку, которая до сих пор является самым «выгодным» напитком с точки зрения цена/градус. «Таким образом, в 2009 году мы ожидаем небольшой рост водочной категории (по всей России плюс пять процентов в натуральном выражении) с соответствующим изменением структуры», — отмечает Сергей Новгородов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Кризис принес и другие проблемы. Например, начались неплатежи со стороны оптовиков и розницы, что для водочной отрасли очень серьезная проблема. Акцизные марки можно получить, только не имея долгов по налогам. А чтобы погашать их вовремя, требуются стабильные денежные потоки. «Проблемы с деньгами действительно возникают. Многие оптовики работали на заемные деньги, а сейчас требуется повышенная ликвидность залога. Под товар в обороте денег уже не возьмешь. И даже под залог недвижимости можно взять уже меньшие суммы», — обрисовывает ситуацию Максим Байкалов. По словам Татьяны Максименко, проблема с оптовиками достаточно знакома большинству производителей алкоголя. С началом кризиса Алкогольная сибирская группа вынуждена была пересмотреть свой список дистрибьюторов, отказавшись от сотрудничества с 10% из них.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Еще одна серьезная проблема заключается в том, что нижние ценовые сегменты алкоголя плотно заняты нелегальной водкой с демпинговыми ценами. И производители, теснимые из верхних сегментов, просто не могут конкурировать по ценам с продукцией, с которой не заплачен акциз и НДС. «Как только отменили ЕГАИС для оптовиков, на алкогольном рынке начался бардак с дешевым алкоголем. При том, что по всем расчетам минимальная цена водки на полке не может быть ниже 80 рублей, эта водка продается по 65», — говорит директор оптовой компании «Раут Лтд» (Барнаул) FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Андрей ГалушкоFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>. «Легальной водке, которая реализуется в нижних ценовых сегментах, наносится колоссальный урон», — считает Татьяна Максименко. — Конкурировать ценой с нелегалами невозможно. По расчетам Максима Байкалова, в любой точке страны себестоимость производства водки колеблется в районе 14–18 рублей. «Если даже снизить затраты на производство на 50 процентов, то себестоимость с налогами составит более 50 рублей. А нелегальная водка продается в оптовом звене по 45», — поясняет Байкалов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>По данным участников рынка нелегалы планируют развить свой успех. «Добившись серьезного доминирования в экономклассе, производители нелегального алкоголя планируют выходить и на более дорогие сегменты. Неуплата налогов позволяет им продавать более качественную водку и в лучшей упаковке по демпинговым ценам в средних сегментах. Это может стать существенным ударом в текущем году для всех производителей в России. Потому что по большому счету остается только премиум-класс, который сегодня сокращается», — предупреждает Владимир Вагнер. Производители говорят, что существует масса способов решения этой проблемы, например, перенос акциза с водки на спирт. Но далеко не все верят, что проблему в настоящий момент можно решить в принципе. По словам Павла Шапкина, «все все прекрасно знают, но никто ничего не делает». «Наверное — это политический вопрос», — резюмирует он.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Не страдают от нелегалов только производители премиального и субпремиального продукта, по цене от 100 рублей за пол-литра. «Прогноз неутешительный — премиум-класс будет сокращаться. Поэтому мы планируем ввести в портфель еще одну марку класса стандарт и две марки класса субпремиум», — говорит Андрей Черняев. По мнению Татьяны Максименко, чем дороже водка, тем большее значение имеют авторитет бренда и производителя. Поэтому нелегалам в высоких и средних сегментах мало что светит.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Впрочем, если заглядывать в проблему нелегального алкоголя глубже, то окажется, что в основе его лежат фундаментальные факторы. В частности, перенасыщенность российского рынка крепким алкоголем. Исследователи из ЦИФРРА наблюдают стабильное сокращение легального производства на региональных заводах. Рынок потихоньку подходит к необходимости консолидации. Чего от него и ждали в начале кризиса. Директор ЦИФРРА FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Вадим ДробизFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>> утверждал в октябре прошлого года, что «в результате кризиса крупные и средние частные компании придут к пониманию простой истины: им надо либо продаваться иностранцам, либо входить в долю с государством на федеральном или региональном уровнях, либо вливаться в состав многопрофильных, диверсифицированных и тем самым защищенных холдингов, либо искать иной путь».
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Но пока никаких предпосылок к валу слияний и поглощений незаметно. «Мы прогнозировали, что кризис ускорит процессы консолидации. Но все покупки были совершены до кризиса и по максимальным ценам, что охладило у покупателей интерес к дальнейшим приобретениям. Скорее всего, в ближайшее время больше слияний и поглощений не будет. Но в итоге мы придем к тому, что на рынке останется около 10 игроков, которые будут производить до 70 процентов алкоголя в стране», — делает прогноз Татьяна Максименко. Не видит предпосылок для консолидации и Андрей Черняев. По его словам, денег на покупки ни у кого изначально не было. «Сейчас крупные производители будут вкладывать деньги не в новые, а в уже существующие площадки», — считает он. Павел Шапкин уверен, что покупать активы сейчас способны разве что такие компании, как EN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>PernotEN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>> EN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>RicardFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>> или нефтяники. «У участников рынка денег для этого нет», — подчеркнул он. В связи с такими оценками возникают вопросы по целесообразности поиска покупателя на активы «Росспиртпрома», заложенные в ВТБ. Среди них есть и алтайский Иткульский спиртзавод.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Зато обострившаяся конкуренция и активность нелегалов резко актуализировали старый вопрос о региональном сепаратизме. В Сибири, по оценкам экспертов, наиболее закрытой для инорегиональных производителей остается Кемеровская область, где очень сложно попасть на полки магазинов с «неодобренной» продукцией. Последнее время о сепаратизме много говорят и применительно к Алтайскому краю. Мы уже писали о создании в крае Алтайской алкогольной ассоциации, которая поставила своей целью некие договоренности о минимальной цене на водку. Теперь этим вопросом активно интересуется Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а участники рынка говорят, что ни о каких подковерных запретах речи не идет. «Лучше бы ФАС проявила интерес к водке по 65 рублей на полке. Но они говорят, что признаков монопольно низкой цены нет. А как их может не быть, если цены явно демпинговые», — делится мнением Максим Байкалов, возглавляющий Алтайскую алкогольную ассоциацию. По его словам, о картельном сговоре речи вообще не идет, а участники рынка просто собрались вместе, поскольку в условиях кризиса это оптимальный путь сохранения уровня производства и объемов продаж.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Так или иначе, на водочном рынке продолжаются нелегкие времена. Но кризис здесь наступил еще в 2006 году, вместе с запуском ЕГАИС. Поэтому алкогольным заводам сегодняшние сложности не в новинку. Поэтому и от 2009 года милостей они не ждут. «Не исключено, что объемы производства на региональных рынках будут снижаться и дальше», — говорит Татьяна Максименко. В целом, отмечают эксперты, региональные заводы предпочитают жить сегодняшним днем, но надеются на лучшее.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>На региональные рынки крепких спиртных напитков кризис ожидаемо принес снижение продаж. В некоторых регионах в первые месяцы 2009 года потребление сократилось более чем на 20%. Эксперты отмечают и переток покупателей в нижние ценовые сегменты. Но последовать за своими потребителями могут далеко не все производители водки. В ряде регионов нижние ценовые сегменты прочно заняли нелегальные производители алкоголя с демпинговыми ценами, конкурировать с которыми, оставаясь законопослушным, невозможно.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Прогнозируя эту ситуацию в начале кризиса, аналитики предсказывали активизацию в отрасли сделок слияния и поглощения. Но консолидации водочных активов пока не происходит, хотя на продажу выставлен целый ряд привлекательных в обычные времена активов. Средств на покупки у участников рынка нет.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Зато в очередной раз оживились разговоры о региональном протекционизме. Рынки закрываются для непрошеных гостей. Что неудивительно — национальный характер экономики вступает в противоречие с региональным характером политики местных властей. Но даже это не спасет отрасль от потерь, предупреждают эксперты. По итогам года ожидается дальнейшее снижение продаж крепкого алкоголя.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Тенденции, которые эксперты отмечали на рынке алкоголя СФО в прошлом году, совпадали с общероссийскими. «В целом у вас все то же самое, что и по стране», — подтверждает президент Национальной алкогольной ассоциации (НАА) FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Павел ШапкинFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>. То есть продажи водки снижаются, но растет потребление вина и пива. По расчетам Центра разработки национальной алкогольной стратегии, на которые ссылаются в НАА, продажи водки и ликеро-водочных изделий в прошлом году в СФО упали на 1%, оказавшись на уровне около 25 млн декалитров. Зато вино показало прирост на 16%, а пиво на 7%. Интересно, что резко снизилась смертность от отравления алкоголем. Падение этого показателя по СФО в 2008 году составило 42%.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Серьезный провал случился в EN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>IFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>> квартале 2009 года, когда на рынке в полную мощь заявил о себе кризис. Сразу в ряде регионов объявили о снижении потребления крепкого алкоголя. Например, в Кузбассе объемы реализованной водки упали по сравнению с соответствующими показателями прошлого года на 21,8%. Причем основное сокращение пришлось на март. Упали продажи водки и в Алтайском крае. По словам генерального директора завода «Тейси» (Барнаул) FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Максима БайкаловаFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>, в марте наблюдалось существенное падение розничных продаж. «Потребление на основной ассортимент водки снизилось процентов на 12 как минимум», — отмечает Максим Байкалов. Соответственно, по данным генерального директора «Алтайспиртпрома» FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Владимира ВагнераFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>, налицо и спад производства. «Снижение пока незначительное, на том же уровне, что и в прошлые годы. Последние два года снижение объемов производства у нас наблюдаются постоянно», — поясняет Владимир Вагнер.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>В Красноярском крае наоборот — растет потребление (на 3%), но падает производство. По данным Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) за два месяца 2009 года было зафиксировано более чем двукратное сокращение производства водки в крае.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Причина падения спроса кажется очевидной. «С нового года выросла акцизная ставка — сразу на 17,5 рубля с литра чистого спирта. То есть цена на бутылку 0,5 литра увеличилась примерно на пять рублей. В Алтайском крае уже сегодня наблюдается отток потребителей в более дешевый ценовой сегмент», — констатирует генеральный директор Иткульского спиртзавода (Соколово) FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Виктор СурковFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>. Другие эксперты добавляют к этому и кризисное поведение потребителей. «Емкость омского рынка легального алкоголя падает. Возможно, действительно происходит некоторый переток потребителей, но по нашему предприятию резкого снижения производства не происходит. По данным EN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>ACNielsenFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>, доля «Пяти озер» выросла за последний период (с октября 2008 по январь 2009) на 11 процентов. При этом уровень производства по сравнению с прошлым годом у нас, наоборот, даже снизился, пусть и незначительно. И это значит, падает кто-то другой»,FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>— комментирует руководитель отдела маркетинга и EN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>PRFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>> Алкогольной сибирской группы (бывший «Омсквинпром») FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Татьяна МаксименкоFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>. «Доля продуктов с максимальной маржей в продажах снижается. Объем рынка падает за счет премиум-класса, который показывал отличную динамику до кризиса», — добавляет заместитель генерального директора по маркетингу и развитию компании «Байкалфарм» (Улан-Удэ) FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Андрей ЧерняевFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Стоит отметить, что сибирский округ и так несколько отличается от всей городской России по структуре потребления в сторону относительно недорогих продуктов категории. «В 2008 году на водку до 105 рублей за 0,5 литра в городской части СФО приходилось около половины всего потребления, тогда как по всей городской Росии это чуть более 40 процентов», — говорит старший аналитик компании «Бизнес-Аналитика» FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Сергей НовгородовFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>. По его наблюдениям, тенденции на алкогольном рынке России заключаются в сокращении объемов потребления относительно дорогих продуктов в различных категориях крепких напитков, в переключении потребителей на менее дорогие продукты внутри категорий и на более дешевые смежные категории (смежные по способу производства и/или по крепости). В том числе и на водку, которая до сих пор является самым «выгодным» напитком с точки зрения цена/градус. «Таким образом, в 2009 году мы ожидаем небольшой рост водочной категории (по всей России плюс пять процентов в натуральном выражении) с соответствующим изменением структуры», — отмечает Сергей Новгородов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Кризис принес и другие проблемы. Например, начались неплатежи со стороны оптовиков и розницы, что для водочной отрасли очень серьезная проблема. Акцизные марки можно получить, только не имея долгов по налогам. А чтобы погашать их вовремя, требуются стабильные денежные потоки. «Проблемы с деньгами действительно возникают. Многие оптовики работали на заемные деньги, а сейчас требуется повышенная ликвидность залога. Под товар в обороте денег уже не возьмешь. И даже под залог недвижимости можно взять уже меньшие суммы», — обрисовывает ситуацию Максим Байкалов. По словам Татьяны Максименко, проблема с оптовиками достаточно знакома большинству производителей алкоголя. С началом кризиса Алкогольная сибирская группа вынуждена была пересмотреть свой список дистрибьюторов, отказавшись от сотрудничества с 10% из них.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Еще одна серьезная проблема заключается в том, что нижние ценовые сегменты алкоголя плотно заняты нелегальной водкой с демпинговыми ценами. И производители, теснимые из верхних сегментов, просто не могут конкурировать по ценам с продукцией, с которой не заплачен акциз и НДС. «Как только отменили ЕГАИС для оптовиков, на алкогольном рынке начался бардак с дешевым алкоголем. При том, что по всем расчетам минимальная цена водки на полке не может быть ниже 80 рублей, эта водка продается по 65», — говорит директор оптовой компании «Раут Лтд» (Барнаул) FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Андрей ГалушкоFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>. «Легальной водке, которая реализуется в нижних ценовых сегментах, наносится колоссальный урон», — считает Татьяна Максименко. — Конкурировать ценой с нелегалами невозможно. По расчетам Максима Байкалова, в любой точке страны себестоимость производства водки колеблется в районе 14–18 рублей. «Если даже снизить затраты на производство на 50 процентов, то себестоимость с налогами составит более 50 рублей. А нелегальная водка продается в оптовом звене по 45», — поясняет Байкалов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>По данным участников рынка нелегалы планируют развить свой успех. «Добившись серьезного доминирования в экономклассе, производители нелегального алкоголя планируют выходить и на более дорогие сегменты. Неуплата налогов позволяет им продавать более качественную водку и в лучшей упаковке по демпинговым ценам в средних сегментах. Это может стать существенным ударом в текущем году для всех производителей в России. Потому что по большому счету остается только премиум-класс, который сегодня сокращается», — предупреждает Владимир Вагнер. Производители говорят, что существует масса способов решения этой проблемы, например, перенос акциза с водки на спирт. Но далеко не все верят, что проблему в настоящий момент можно решить в принципе. По словам Павла Шапкина, «все все прекрасно знают, но никто ничего не делает». «Наверное — это политический вопрос», — резюмирует он.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Не страдают от нелегалов только производители премиального и субпремиального продукта, по цене от 100 рублей за пол-литра. «Прогноз неутешительный — премиум-класс будет сокращаться. Поэтому мы планируем ввести в портфель еще одну марку класса стандарт и две марки класса субпремиум», — говорит Андрей Черняев. По мнению Татьяны Максименко, чем дороже водка, тем большее значение имеют авторитет бренда и производителя. Поэтому нелегалам в высоких и средних сегментах мало что светит.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Впрочем, если заглядывать в проблему нелегального алкоголя глубже, то окажется, что в основе его лежат фундаментальные факторы. В частности, перенасыщенность российского рынка крепким алкоголем. Исследователи из ЦИФРРА наблюдают стабильное сокращение легального производства на региональных заводах. Рынок потихоньку подходит к необходимости консолидации. Чего от него и ждали в начале кризиса. Директор ЦИФРРА FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Вадим ДробизFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>> утверждал в октябре прошлого года, что «в результате кризиса крупные и средние частные компании придут к пониманию простой истины: им надо либо продаваться иностранцам, либо входить в долю с государством на федеральном или региональном уровнях, либо вливаться в состав многопрофильных, диверсифицированных и тем самым защищенных холдингов, либо искать иной путь».
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Но пока никаких предпосылок к валу слияний и поглощений незаметно. «Мы прогнозировали, что кризис ускорит процессы консолидации. Но все покупки были совершены до кризиса и по максимальным ценам, что охладило у покупателей интерес к дальнейшим приобретениям. Скорее всего, в ближайшее время больше слияний и поглощений не будет. Но в итоге мы придем к тому, что на рынке останется около 10 игроков, которые будут производить до 70 процентов алкоголя в стране», — делает прогноз Татьяна Максименко. Не видит предпосылок для консолидации и Андрей Черняев. По его словам, денег на покупки ни у кого изначально не было. «Сейчас крупные производители будут вкладывать деньги не в новые, а в уже существующие площадки», — считает он. Павел Шапкин уверен, что покупать активы сейчас способны разве что такие компании, как EN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>PernotEN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>> EN-US<#two#> style=<#two#>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>RicardFONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>> или нефтяники. «У участников рынка денег для этого нет», — подчеркнул он. В связи с такими оценками возникают вопросы по целесообразности поиска покупателя на активы «Росспиртпрома», заложенные в ВТБ. Среди них есть и алтайский Иткульский спиртзавод.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Зато обострившаяся конкуренция и активность нелегалов резко актуализировали старый вопрос о региональном сепаратизме. В Сибири, по оценкам экспертов, наиболее закрытой для инорегиональных производителей остается Кемеровская область, где очень сложно попасть на полки магазинов с «неодобренной» продукцией. Последнее время о сепаратизме много говорят и применительно к Алтайскому краю. Мы уже писали о создании в крае Алтайской алкогольной ассоциации, которая поставила своей целью некие договоренности о минимальной цене на водку. Теперь этим вопросом активно интересуется Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а участники рынка говорят, что ни о каких подковерных запретах речи не идет. «Лучше бы ФАС проявила интерес к водке по 65 рублей на полке. Но они говорят, что признаков монопольно низкой цены нет. А как их может не быть, если цены явно демпинговые», — делится мнением Максим Байкалов, возглавляющий Алтайскую алкогольную ассоциацию. По его словам, о картельном сговоре речи вообще не идет, а участники рынка просто собрались вместе, поскольку в условиях кризиса это оптимальный путь сохранения уровня производства и объемов продаж.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>FONT-WEIGHT: normal; FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: <#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#>>Так или иначе, на водочном рынке продолжаются нелегкие времена. Но кризис здесь наступил еще в 2006 году, вместе с запуском ЕГАИС. Поэтому алкогольным заводам сегодняшние сложности не в новинку. Поэтому и от 2009 года милостей они не ждут. «Не исключено, что объемы производства на региональных рынках будут снижаться и дальше», — говорит Татьяна Максименко. В целом, отмечают эксперты, региональные заводы предпочитают жить сегодняшним днем, но надеются на лучшее.