Лента новостей

Все новости

Популярное

Несмотря на кризис, люди не стали меньше есть, – Алексей Захаров

 


Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Сколько весит потребительская корзина

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Алексей Владимирович, как сегодня изменяются потребительские вкусы, от каких продуктов люди отказываются, какие стали покупать больше?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Я бы сказал, что потребительские вкусы стали прагматичнее. Покупатели теперь  ориентируются на соотношение «цена - качество». Люди экономят, выбирая вместо имиджевых, брендовых позиций средне-низкий ценовой сегмент – продукты, где при хорошем качестве нет надбавок за бренд, маркетинг и т.п.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Возьмем, к примеру, такой востребованный продукт, как хлеб. Уровень продаж горячего хлеба, который на протяжении лет у нас устойчиво рос, сегодня упал на 30 процентов. Меньше стали покупать готовых салатов – снижение с конца прошлого года и до февраля нынешнего составило 25 процентов.

Arial<#two#>>


2<#two#>>- Некоторые эксперты утверждают, что в период кризиса люди нервничают и хотя покупают дешевую продукцию, зато в больших количествах. Как по вашим наблюдениям, есть и пить стали больше или меньше?

2<#two#>>- Больших изменений продаж в штуках и килограммах не происходит. Идет изменение в суммах – люди покупают более дешевые товары. В целом потребительская корзина остается на том же уровне. Это – физиология, и с ней ничего сделать нельзя.

2<#two#>>- Наверное, больше всего изменился спрос на импортные продукты?  

2<#two#>>- По-разному. Самая валютоориентированная группа товаров у нас – это фрукты. Апельсины, яблоки, бананы и прочее. Здесь наблюдается падение продаж, но небольшое, поскольку заменить фрукты нечем.

2<#two#>>Что касается других продуктов питания, то, конечно, скачок курса доллара и подорожание импорта постепенно сказывается на спросе. Но пока у дистрибьюторов есть достаточно большой запас продуктов, закупленных по старому курсу. Этого запаса хватит на полгода.

2<#two#>>Там же, где происходит рост цен, спрос снижается. Например, очень выросло в цене импортное детское молочное питание. И потребители теперь предпочитают покупать более дешевый отечественный продукт.

3<#two#>>Своя колбаса вкуснее

2<#two#>>- А есть ли возможность максимально заменить на прилавках импорт отечественными продуктами? Тогда и рост цен в магазинах удалось бы сдержать.

2<#two#>>- Здесь все не так просто. Есть прямые производители, использующие только российское сырье и работающие на российском оборудовании. Для них ситуация резко улучшилась, поскольку по ценам на продукты они однозначно теперь выигрывают у известных марок. Самый яркий пример – производство макаронных изделий, подсолнечного и растительного масла. Если раньше большое место на рынке занимали импортные бренды, теперь они уходят. Наметился большой покупательский интерес и спрос на недорогое российское подсолнечное масло.

2<#two#>>Сложнее ситуация там, где используется импортное сырье, – например, в производстве колбас. Чаще всего производители пытаются перейти на местное сырье, однако не всегда оно имеется на рынке в достаточном количестве и не всегда переработчика устраивает цена.

2<#two#>>- Кстати, вы сами сотрудничаете с товаропроизводителями НСО?

2<#two#>>- Наш регион не производит широкую гамму продуктов – в основном, это зерновые и мясомолочная продукция. У хлеба конкуренции со стороны импорта никогда не было. Это – целиком местный продукт.

2<#two#>>- Что, на ваш взгляд, сейчас необходимо предпринять местным товаропроизводителям, чтобы оказаться конкурентоспособными?

2<#two#>>- За последние 10 лет розничная торговля претерпела большие технологические изменения. Произошла полная модернизация отрасли. То же самое случилось со многими предприятиями пищёвки, когда появилось современное производство соков, колбас и т.п.

2<#two#>>А вот в сельском хозяйстве такой модернизации не произошло. Поэтому для сельхозпроизводителей сегодня самое главное – организовать переработку на местах, чтобы произведенный продукт, например, молоко, можно было продавать в магазинах современной торговли. Есть крупные холдинги, такие как САХО, Верх-Ирмень, имеющие у себя полный цикл производства. А остальные производители продают не обработанное и не упакованное сырье. Возникает длинная цепочка.

2<#two#>>Можно было бы сформировать какой-то кооператив, центр по приему, переработке и подготовке продукции к продаже. Это сделало бы работу производителей более рентабельной и упростило ему доступ к розничной продаже. Потому что проблема взаимоотношений сельхозпроизводителей и розничной сети – это не проблема продавца и покупателя. Это определенный технологический разрыв между одними и другими.

2<#two#>>Супермаркет не может принять грузовик картошки. Произведенный продукт надо  сделать товаром – придать ему такую форму и такой вид, чтобы можно было продать покупателю. Помимо прочего, это повысит доходы самого производителя. Шанс у отечественных товаров хороший, потому что, например, голландская картошка в ближайшие три года продаваться не будет.

2<#two#>>- Сейчас к вам проще попасть товаропроизводителям?

2<#two#>>- Если меняются предпочтения покупателей, у производителей всегда есть шанс – в магазин просто попасть с востребованным товаром. Понятно, что покупателю не нужны сто одинаковых пельменей от разных производителей. Поэтому мы выбираем 2-3 предприятия.

2<#two#>>С другой стороны, во все времена были производители, за которыми мы бегали, с которыми договаривались на определенных условиях, чтобы у нас была данная продукция.


3<#two#>>Гастрономия должна быть экономной

2<#two#>>- Вы сталкивались с проблемой неплатежей?

2<#two#>>- Мы всегда приоритетно работали с местными производителями. Они на нас не обижались. Текущая ситуация немножко нервная, но стабильная. Нервная, потому что непонятно, что будет дальше. Стабильная благодаря тому, что мы получили кредит Сбербанка и Внешторгбанка по программе господдержки. Государство помогло ряду компаний, имеющих федеральное значение. При этом были очень четкие критерии отбора: стабильное финансовое состояние, невысокий уровень долга, работа в нескольких регионах и размеры предприятия, то есть его социальная значимость.

2<#two#>>Никто не говорил о том, что это будет бюджетное финансирование. Просто государство дало нам возможность получить кредит в ситуации, когда его никто не давал. Это кредиты с прохождением всех процедур проверки залогов, с четкими условиями, прописанными договорами, с нормальной банковской ставкой.

2<#two#>>Теперь наша ликвидность восстановлена, поэтому проблемы неплатежей у нас нет. Дальше необходимо перестроить сам процесс поставки. Все розничные предприятия имеют достаточно большую кредитную нагрузку и болезненно переживали события, связанные с финансовым кризисом. Сейчас ситуация более-менее стабилизируется, становится понятно, как работать. Есть проблема поставщиков, потому что компании, являющие логистическими операторами, оказались самыми незащищенными. У них нет недвижимости, нет залогов. У них есть поток товаров, которые они перевозят машинами. Поэтому банки им тут же отказали в кредитовании, и многие логистические цепочки просто рухнули. Сформировался кризис недоверия между производителями и дистрибьюторами розничной сети. И теперь где-то сами производители берут на себя функции по перевозке, где-то это делаем мы, где-то дистрибьюторы восстанавливают свою работоспособность. Сейчас ситуация уже не столь критическая.

2<#two#>>- Насколько может составить вам конкуренцию уличная торговля?

2<#two#>>- Я не думаю, что в нынешней ситуации это очень востребованная мера. При том, что цены на продукты здесь относительно низкие, издержки гораздо выше, чем в крупных сетях. Откуда тогда снижение? В отличие от магазинов, здесь не платятся налоги. Есть вопросы к качеству и соблюдению сроков реализации. В сети есть внутренний и внешний контроль, на улице все это отсутствует.

2<#two#>>А снижать цены на продукты можно и в крупных магазинах – мы ищем и находим для этого внутренние ресурсы.

2<#two#>>- Какие же это ресурсы?

2<#two#>>-  Мы идем на то, чтобы сократить ассортимент и сделать его более доступным, чтобы в целом снизить наценку – даже в ущерб финансовым показателям. Сегодня мы возвращаемся к тому принципу, которым всегда руководствовалась сеть наших магазинов и от которого в последние годы мы начали отходить, – это работа в максимально низких ценах и четкое позиционирование нашей сети как магазинов доступных.

2<#two#>>У нас действуют дисконтные карты, по которым можно получить определенную скидку. При этом мы выбираем для дисконта базовые продукты – яйца, муку, сахар, растительное масло и т.п. Мы даем возможность покупателям приобрести дешевый товар.

2<#two#>>Цены снижаются также за счет использования максимально экономной технологии розничной продажи: минимизируются все факторы, приводящие к увеличению издержек. Реакция со стороны покупателей на нашу инициативу была достаточно благожелательная, отмечается большой интерес и, как следствие, хороший уровень продаж. Это не альтруизм, а ответ на вызовы дня и потребности наших покупателей.

2<#two#>>- Как в целом, на ваш взгляд, изменится ситуация на рынке розничной торговли?

2<#two#>>- Пока никаких серьезных тенденций и изменений нет, а есть состояние неопределенности. Поэтому вряд ли кто-то возьмется прогнозировать ситуацию в ближайшее время. Если общая экономическая ситуация ухудшится, будут новые банкротства. Если – напротив – улучшится, на рынке появятся новые игроки. Возможно, начнутся слияния предприятий, чтобы консолидировать рынок. Думаю, ситуация прояснится к лету.

 

2<#two#>> 

Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Сколько весит потребительская корзина

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Алексей Владимирович, как сегодня изменяются потребительские вкусы, от каких продуктов люди отказываются, какие стали покупать больше?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Я бы сказал, что потребительские вкусы стали прагматичнее. Покупатели теперь  ориентируются на соотношение «цена - качество». Люди экономят, выбирая вместо имиджевых, брендовых позиций средне-низкий ценовой сегмент – продукты, где при хорошем качестве нет надбавок за бренд, маркетинг и т.п.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Возьмем, к примеру, такой востребованный продукт, как хлеб. Уровень продаж горячего хлеба, который на протяжении лет у нас устойчиво рос, сегодня упал на 30 процентов. Меньше стали покупать готовых салатов – снижение с конца прошлого года и до февраля нынешнего составило 25 процентов.

Arial<#two#>>


2<#two#>>- Некоторые эксперты утверждают, что в период кризиса люди нервничают и хотя покупают дешевую продукцию, зато в больших количествах. Как по вашим наблюдениям, есть и пить стали больше или меньше?

2<#two#>>- Больших изменений продаж в штуках и килограммах не происходит. Идет изменение в суммах – люди покупают более дешевые товары. В целом потребительская корзина остается на том же уровне. Это – физиология, и с ней ничего сделать нельзя.

2<#two#>>- Наверное, больше всего изменился спрос на импортные продукты?  

2<#two#>>- По-разному. Самая валютоориентированная группа товаров у нас – это фрукты. Апельсины, яблоки, бананы и прочее. Здесь наблюдается падение продаж, но небольшое, поскольку заменить фрукты нечем.

2<#two#>>Что касается других продуктов питания, то, конечно, скачок курса доллара и подорожание импорта постепенно сказывается на спросе. Но пока у дистрибьюторов есть достаточно большой запас продуктов, закупленных по старому курсу. Этого запаса хватит на полгода.

2<#two#>>Там же, где происходит рост цен, спрос снижается. Например, очень выросло в цене импортное детское молочное питание. И потребители теперь предпочитают покупать более дешевый отечественный продукт.

3<#two#>>Своя колбаса вкуснее

2<#two#>>- А есть ли возможность максимально заменить на прилавках импорт отечественными продуктами? Тогда и рост цен в магазинах удалось бы сдержать.

2<#two#>>- Здесь все не так просто. Есть прямые производители, использующие только российское сырье и работающие на российском оборудовании. Для них ситуация резко улучшилась, поскольку по ценам на продукты они однозначно теперь выигрывают у известных марок. Самый яркий пример – производство макаронных изделий, подсолнечного и растительного масла. Если раньше большое место на рынке занимали импортные бренды, теперь они уходят. Наметился большой покупательский интерес и спрос на недорогое российское подсолнечное масло.

2<#two#>>Сложнее ситуация там, где используется импортное сырье, – например, в производстве колбас. Чаще всего производители пытаются перейти на местное сырье, однако не всегда оно имеется на рынке в достаточном количестве и не всегда переработчика устраивает цена.

2<#two#>>- Кстати, вы сами сотрудничаете с товаропроизводителями НСО?

2<#two#>>- Наш регион не производит широкую гамму продуктов – в основном, это зерновые и мясомолочная продукция. У хлеба конкуренции со стороны импорта никогда не было. Это – целиком местный продукт.

2<#two#>>- Что, на ваш взгляд, сейчас необходимо предпринять местным товаропроизводителям, чтобы оказаться конкурентоспособными?

2<#two#>>- За последние 10 лет розничная торговля претерпела большие технологические изменения. Произошла полная модернизация отрасли. То же самое случилось со многими предприятиями пищёвки, когда появилось современное производство соков, колбас и т.п.

2<#two#>>А вот в сельском хозяйстве такой модернизации не произошло. Поэтому для сельхозпроизводителей сегодня самое главное – организовать переработку на местах, чтобы произведенный продукт, например, молоко, можно было продавать в магазинах современной торговли. Есть крупные холдинги, такие как САХО, Верх-Ирмень, имеющие у себя полный цикл производства. А остальные производители продают не обработанное и не упакованное сырье. Возникает длинная цепочка.

2<#two#>>Можно было бы сформировать какой-то кооператив, центр по приему, переработке и подготовке продукции к продаже. Это сделало бы работу производителей более рентабельной и упростило ему доступ к розничной продаже. Потому что проблема взаимоотношений сельхозпроизводителей и розничной сети – это не проблема продавца и покупателя. Это определенный технологический разрыв между одними и другими.

2<#two#>>Супермаркет не может принять грузовик картошки. Произведенный продукт надо  сделать товаром – придать ему такую форму и такой вид, чтобы можно было продать покупателю. Помимо прочего, это повысит доходы самого производителя. Шанс у отечественных товаров хороший, потому что, например, голландская картошка в ближайшие три года продаваться не будет.

2<#two#>>- Сейчас к вам проще попасть товаропроизводителям?

2<#two#>>- Если меняются предпочтения покупателей, у производителей всегда есть шанс – в магазин просто попасть с востребованным товаром. Понятно, что покупателю не нужны сто одинаковых пельменей от разных производителей. Поэтому мы выбираем 2-3 предприятия.

2<#two#>>С другой стороны, во все времена были производители, за которыми мы бегали, с которыми договаривались на определенных условиях, чтобы у нас была данная продукция.


3<#two#>>Гастрономия должна быть экономной

2<#two#>>- Вы сталкивались с проблемой неплатежей?

2<#two#>>- Мы всегда приоритетно работали с местными производителями. Они на нас не обижались. Текущая ситуация немножко нервная, но стабильная. Нервная, потому что непонятно, что будет дальше. Стабильная благодаря тому, что мы получили кредит Сбербанка и Внешторгбанка по программе господдержки. Государство помогло ряду компаний, имеющих федеральное значение. При этом были очень четкие критерии отбора: стабильное финансовое состояние, невысокий уровень долга, работа в нескольких регионах и размеры предприятия, то есть его социальная значимость.

2<#two#>>Никто не говорил о том, что это будет бюджетное финансирование. Просто государство дало нам возможность получить кредит в ситуации, когда его никто не давал. Это кредиты с прохождением всех процедур проверки залогов, с четкими условиями, прописанными договорами, с нормальной банковской ставкой.

2<#two#>>Теперь наша ликвидность восстановлена, поэтому проблемы неплатежей у нас нет. Дальше необходимо перестроить сам процесс поставки. Все розничные предприятия имеют достаточно большую кредитную нагрузку и болезненно переживали события, связанные с финансовым кризисом. Сейчас ситуация более-менее стабилизируется, становится понятно, как работать. Есть проблема поставщиков, потому что компании, являющие логистическими операторами, оказались самыми незащищенными. У них нет недвижимости, нет залогов. У них есть поток товаров, которые они перевозят машинами. Поэтому банки им тут же отказали в кредитовании, и многие логистические цепочки просто рухнули. Сформировался кризис недоверия между производителями и дистрибьюторами розничной сети. И теперь где-то сами производители берут на себя функции по перевозке, где-то это делаем мы, где-то дистрибьюторы восстанавливают свою работоспособность. Сейчас ситуация уже не столь критическая.

2<#two#>>- Насколько может составить вам конкуренцию уличная торговля?

2<#two#>>- Я не думаю, что в нынешней ситуации это очень востребованная мера. При том, что цены на продукты здесь относительно низкие, издержки гораздо выше, чем в крупных сетях. Откуда тогда снижение? В отличие от магазинов, здесь не платятся налоги. Есть вопросы к качеству и соблюдению сроков реализации. В сети есть внутренний и внешний контроль, на улице все это отсутствует.

2<#two#>>А снижать цены на продукты можно и в крупных магазинах – мы ищем и находим для этого внутренние ресурсы.

2<#two#>>- Какие же это ресурсы?

2<#two#>>-  Мы идем на то, чтобы сократить ассортимент и сделать его более доступным, чтобы в целом снизить наценку – даже в ущерб финансовым показателям. Сегодня мы возвращаемся к тому принципу, которым всегда руководствовалась сеть наших магазинов и от которого в последние годы мы начали отходить, – это работа в максимально низких ценах и четкое позиционирование нашей сети как магазинов доступных.

2<#two#>>У нас действуют дисконтные карты, по которым можно получить определенную скидку. При этом мы выбираем для дисконта базовые продукты – яйца, муку, сахар, растительное масло и т.п. Мы даем возможность покупателям приобрести дешевый товар.

2<#two#>>Цены снижаются также за счет использования максимально экономной технологии розничной продажи: минимизируются все факторы, приводящие к увеличению издержек. Реакция со стороны покупателей на нашу инициативу была достаточно благожелательная, отмечается большой интерес и, как следствие, хороший уровень продаж. Это не альтруизм, а ответ на вызовы дня и потребности наших покупателей.

2<#two#>>- Как в целом, на ваш взгляд, изменится ситуация на рынке розничной торговли?

2<#two#>>- Пока никаких серьезных тенденций и изменений нет, а есть состояние неопределенности. Поэтому вряд ли кто-то возьмется прогнозировать ситуацию в ближайшее время. Если общая экономическая ситуация ухудшится, будут новые банкротства. Если – напротив – улучшится, на рынке появятся новые игроки. Возможно, начнутся слияния предприятий, чтобы консолидировать рынок. Думаю, ситуация прояснится к лету.

 

2<#two#>> 

Новости партнеров

Сейчас читают

В России и мире

Как выбрать самую вкусную тыкву для своего кулинарного шедевра
Чтобы вредители не остались на зимовку на смородине, обязательно обработайте ее
Мужчин до 65 лет будут призывать во время частичной мобилизации
Дезинфекция постельного белья: как это сделать в домашних условиях
Как улучшить самочувствие при первых признаках простуды
Есть ли у вас дефицит витамина D и чем это опасно
Бросайте все и сажайте: сколько дней осталось на посадку крепкого озимого чеснока
Как убрать желтые пятна со светлой одежды быстро и бесследно
Кому из знаков Зодиака можно доверить вести хозяйство
Как распознать стресс? Сигналы организма