Режиссер Алексей Крикливый поставил его к 200-летию классика и посвятил своим родителям. Поэтому история получилась тихой и нежной, с налетом сентиментальной грусти, и одновременно ироничной.
Пульхерии Ивановны и Афанасия Иваныча на сцене еще нет, а уже хочется с ними познакомиться. Пространство спектакля, созданное сценографом Еленой Турчаниновой, втягивает еще до того, как он начался. Потертые шкафчики с шаткими дверцами, этажерочки с кружевными салфетками, пыльные часы с маятником, плюшевые коврики и швейная машинка «Зингер». И, конечно, раскиданные по всему дому букетики-метелочки сушеных трав: горец перечный, горец почечуйный – и особенно бессмертник.
К каждой вещи хочется прикоснуться, провести ладонью по ее шершавой поверхности, посидеть на старом сундуке, покачаться в кресле-качалке. Так бывает в детстве, в гостях у бабушки, а потом, когда становишься взрослым и навещаешь своих постаревших родителей, – чувствуешь то же самое. И даже если близкие люди уходят навсегда, эти вещи сохраняют их мысли, их дыхание, их тепло. Сидишь, молчишь, грустишь, стираешь пыль со старого портрета. И не удивишься, если их лица вдруг мелькнут в окне и медленно проявятся в зеркале. Нет, это не мистические силы, не злые духи. Это воспоминания.
Пульхерия Ивановна у Натальи Орловой – никакая не старушка. Она – беспокойный живчик и говорунья, у которой в голове целая энциклопедия лекарственных трав, огородных растений и насекомых-вредителей. То с подчеркнутой значительностью, то с преувеличенной тревогой, то с нарочитым испугом, то с демонстративным упрямством разыгрывает она перед Афанасием Иванычем (Евгений Важенин) этюды из деревенской жизни, а он хоть и не встает с инвалидного кресла, зато чувство юмора не утратил. Все знакомо и предсказуемо, только и остается, что «поплимковать», поесть грибочков с гвоздикой, попить кисельку, коего заготовлено десять видов, побаловаться абрикосовой наливкой. Внешних событий нет никаких, персонажи наполняют жизнь внутренним содержанием, и жизнь становится игрива – и нежна. Юные Явдоха (Екатерина Семенова) и гость (Алексей Архипов) тоже захотят играть в эту игру, тоже будут гадать, арбуз внутри зеленый или красный, тоже будут перебирать травы и, как стихи, повторять их названия. Особенно бессмертник.
Театры, ставя «Старосветскую любовь», обычно противопоставляют молодость старости, когда со смертью стариков приходят другие времена и новые хозяева вступают в свои права. Здесь противопоставления нет. Явдоха и ее избранник унаследуют не только хозяйство, но и духовное пространство старосветских помещиков. Афанасий Иванович уйдет в мир иной по зову Пульхерии Ивановны счастливый, с сияющими глазами. А молодежь будет знать, что исход уготовлен всем, и это закон жизни, и это не страшно. Но дом, пропитанный ароматами засушенных трав, ягодных киселей и солений-варений, переживет всех. И будет хранить и оберегать каждого, кто его любит.
МузыкаTom Waits завораживает. Едва закончится мелодия, как начинается снова, медленно и вкрадчиво кружась, тихо вплывая к людям откуда-то сверху. Так и жизнь. Она бесконечна, если на смену одним приходят другие.
Яна КОЛЕСИНСКАЯ
Режиссер Алексей Крикливый поставил его к 200-летию классика и посвятил своим родителям. Поэтому история получилась тихой и нежной, с налетом сентиментальной грусти, и одновременно ироничной.
Пульхерии Ивановны и Афанасия Иваныча на сцене еще нет, а уже хочется с ними познакомиться. Пространство спектакля, созданное сценографом Еленой Турчаниновой, втягивает еще до того, как он начался. Потертые шкафчики с шаткими дверцами, этажерочки с кружевными салфетками, пыльные часы с маятником, плюшевые коврики и швейная машинка «Зингер». И, конечно, раскиданные по всему дому букетики-метелочки сушеных трав: горец перечный, горец почечуйный – и особенно бессмертник.
К каждой вещи хочется прикоснуться, провести ладонью по ее шершавой поверхности, посидеть на старом сундуке, покачаться в кресле-качалке. Так бывает в детстве, в гостях у бабушки, а потом, когда становишься взрослым и навещаешь своих постаревших родителей, – чувствуешь то же самое. И даже если близкие люди уходят навсегда, эти вещи сохраняют их мысли, их дыхание, их тепло. Сидишь, молчишь, грустишь, стираешь пыль со старого портрета. И не удивишься, если их лица вдруг мелькнут в окне и медленно проявятся в зеркале. Нет, это не мистические силы, не злые духи. Это воспоминания.
Пульхерия Ивановна у Натальи Орловой – никакая не старушка. Она – беспокойный живчик и говорунья, у которой в голове целая энциклопедия лекарственных трав, огородных растений и насекомых-вредителей. То с подчеркнутой значительностью, то с преувеличенной тревогой, то с нарочитым испугом, то с демонстративным упрямством разыгрывает она перед Афанасием Иванычем (Евгений Важенин) этюды из деревенской жизни, а он хоть и не встает с инвалидного кресла, зато чувство юмора не утратил. Все знакомо и предсказуемо, только и остается, что «поплимковать», поесть грибочков с гвоздикой, попить кисельку, коего заготовлено десять видов, побаловаться абрикосовой наливкой. Внешних событий нет никаких, персонажи наполняют жизнь внутренним содержанием, и жизнь становится игрива – и нежна. Юные Явдоха (Екатерина Семенова) и гость (Алексей Архипов) тоже захотят играть в эту игру, тоже будут гадать, арбуз внутри зеленый или красный, тоже будут перебирать травы и, как стихи, повторять их названия. Особенно бессмертник.
Театры, ставя «Старосветскую любовь», обычно противопоставляют молодость старости, когда со смертью стариков приходят другие времена и новые хозяева вступают в свои права. Здесь противопоставления нет. Явдоха и ее избранник унаследуют не только хозяйство, но и духовное пространство старосветских помещиков. Афанасий Иванович уйдет в мир иной по зову Пульхерии Ивановны счастливый, с сияющими глазами. А молодежь будет знать, что исход уготовлен всем, и это закон жизни, и это не страшно. Но дом, пропитанный ароматами засушенных трав, ягодных киселей и солений-варений, переживет всех. И будет хранить и оберегать каждого, кто его любит.
МузыкаTom Waits завораживает. Едва закончится мелодия, как начинается снова, медленно и вкрадчиво кружась, тихо вплывая к людям откуда-то сверху. Так и жизнь. Она бесконечна, если на смену одним приходят другие.
Яна КОЛЕСИНСКАЯ
Бессмертник снова зацветет