Киберспорт в Новосибирске становится все популярнее среди молодых людей и подростков: еще в 2015 году о киберспортивных турнирах знали единицы – теперь же это официальный вид спорта в России, и рассматривается возможность включения его в Олимпийские состязания. Корреспондент портала Сибкрай.ru разобралась в тонкостях этого вида спорта, побывав на соревнованиях по Counter Strike и Dota-2 в Новосибирске.
На четвертом этаже одного из торговых центров Новосибирска шумно и многолюдно. В основном сегодня здесь школьники от 12 до 18 лет. У многих в руках картофель фри и банки с колой, а из карманов торчат неизменные смартфоны. Здесь преимущественно мальчики, хотя можно увидеть и девочек, обязательно с разноцветными волосами и в футболках с яркими принтами: так в Новосибирске начинается финал одного из киберспортивных фестивалей. Командам предстоит побороться за звание чемпиона и призовой фонд в 100 тысяч рублей. Сражаются они в популярных среди геймеров дисциплинах – Counter strike global offensive и Dota-2.
Киберспорт – это игровые соревнования, в которых используются компьютерные технологии. Компьютер моделирует виртуальное пространство, внутри которого и проходит состязание. За победу сражаются две команды из пяти человек, каждый член команды, у которого есть свой никнейм, представляет одного участника «карты» (виртуального пространства). Отборочные туры в киберспорте проходят в режиме онлайн – все члены команды сидят за своими домашними компьютерами в любой точке страны и, переговариваясь по Skype, атакуют противников. В финал соревнований выходят две команды, и они сражаются уже в режиме офлайн, то есть, встречаясь вживую.
«Наши мероприятия в основном посещает молодежь от 14 до 25 лет, – объясняет один из организаторов мероприятия Кирилл Ли. – Но в основном – это школьная аудитория до 18, на которую мы сегодня и ориентируемся. Возраст игроков разный. Самый молодой представитель сегодняшнего соревнования, да и вообще профессиональной киберспортивной сцены Сибири – это La3euka (прим. ред. – Владимир Шурыгин), ему 16 лет. Команды выбирались в течение месяца по шведской системе, играли на выбывание. Из 500 команд только две прошли в финал».
Команды, как и в любом другом спорте, разминаются перед стартом. На сцене – десять компьютеров в ряд, за ними сидят участники соревнований. За их спинами – экран, на который проецируется «карта», где видно все, что происходит на компьютерах игроков. Эта установка нужна для того, чтобы болельщики могли следить за ходом игры.
Первый этап соревнований – борьба между каэйсерами, киберспортсменами, которые играют в Counter strike global offensive, на сцене команды Aimshow и Echelon. Здесь все, как в традиционном спорте: одинаковая форма участников, подогревающая аудиторию речь комментатора и кричалки из зала.
«Киберспорт для игроков – это более, чем просто игра, это настоящий спорт, – объясняет Кирилл Ли. – Во-первых, это неплохой заработок, во-вторых, возможность хобби превратить в профессию. Компьютерный спорт можно поставить на одну ступень с шахматами. Если вы просто играете в игры, то это не значит, что вы киберспортсмен. Здесь все серьезно – обязательно наличие команды, программы тренировок, которые включают не только игры, но и аналитическую работу. Это на самом деле спорт, сейчас даже федерацией компьютерного спорта России, международной ассоциацией компьютерного спорта и китайской ассоциацией компьютерного спорта ведутся переговоры и, возможно, на ближайшей летней Олимпиаде пройдут тестовые игры».
В Новосибирске развитием компьютерного спорта занимается организация SFG.cybersport. Кирилл Ли – один из основателей этой киберспортивной организации. SFG проводит мероприятия разного формата: соревнования, фестивали, выставки, промоакции, совместные просмотры мировых чемпионатов. По словам Кирилла Ли, сейчас эта киберспортивная организация занимает третью позицию по активности в России, хотя плотно занялась развитием компьютерного спорта в Новосибирске только в 2015 году.
«Результат на самом деле небольшой, – признается Кирилл Ли. – Хотя на таких мероприятиях прогресс в развитии виден – сегодня нас уже посетило более 1,5 тысячи человек, и, по планам, сегодня их будет около семи тысяч. Плюс к тому, нашу прямую трансляцию смотрят в интернете – то есть, аудитория огромная. Таких успехов получилось добиться благодаря нашим инвесторам, спонсорам и партнерам. Для них эта площадка выгодна и уникальна, тут можно рекламировать все, что интересно геймерам».
Спонсоры и партнеры на соревновании представили свои выставочные стенды и пиар-секции. За репосты и посты с хештегами в социальных сетях желающим вручают стикеры, продают сувениры. Одна из компаний-спонсоров организовала секцию виртуальной реальности, где все участники могли увидеть мир в формате 3D с помощью специальных очков.
На данным момент компьютерный спорт развивается в Сибири и в Новосибирске только благодаря инвесторам и спонсорам. Но одна из целей SFG – привлечь к развитию киберспорта и региональную, муниципальную власть. Кирилл Ли обращался с предложениями к начальнику департамента культуры, спорта и молодежной политике Анне Терешковой, а недавно на публичном мероприятии он задал вопрос врио губернатора Новосибирской области Андрею Травникову о возможностях развития компьютерного спорта.
«Специально продвигать определенный вид спорта мы не хотим, – ответил ему Андрей Травников. – Будут поддерживаться те виды, которые наиболее востребованы жителями региона. Но лично я не любитель компьютерного спорта и не намерен искусственно его продвигать. Но это не значит, что он не будет развиваться. Если этот спорт будет востребован у молодежи, то мы поддержим. И еще – мы готовы принять предложения о соревнованиях от инициативной группы».
Ответами власти Кирилл Ли остается не совсем доволен – по его словам, вопрос о развитии киберспорта стоит в очереди, но не остро, отложен в долгий ящик. Он же считает, что интерес молодежи к компьютерному спорту есть уже давно – только в Новосибирске в финальном турнире участвуют представители почти всех регионов Сибири, а также стран СНГ, Москвы, Владивостока…
Сотрудники SFG уверены, что модель киберспорта уникальна тем, что человек из любого города может стать спортсменом. Команду можно подобрать сильную, даже если ресурсы в родном городе этого не позволяют – общение между участниками проходит автономно, через интернет.
Например, ребята из команды Aimshow вживую видятся редко, хотя знакомы уже очень давно. Их коммуникация ограничивается беседам по Skype и встречами на соревнованиях и тренировочных базах. После первой игры их разговоры крутятся только вокруг прошедших раундов.
Во время перерыва и подготовки ко второй игре участники устроили своеобразный анализ. Они обсудили все ошибки и недочеты, которые заметили в ходе турнира.
«Да мы не собрались как-то и ерунду какую-то творили, – рассказывает Владимир «La3euka» Шурыгин. – Хотя первую игру мы и выиграли, но с небольшим отставанием. Слишком много глупых раундов настрочили. Все из-за непривычного положения – все кричат, комментатора слышно сильнее, чем команду, да еще и волнение сказывается. Но сейчас будет лучше, к концу мы выправились».
И действительно, вторая игра идет у Aimshow более гладко, чем первая и соперников они обыгрывают почти всухую.
«Самое главное, что нужно развить, чтобы стать успешным игроком, – это реакцию, мелкую моторику, мышление, коммуникабельность и терпимость, – поясняет Кирилл Ли. – Это все можно развить в течение долгих тренировок, поэтому особых задатков для того, чтобы стать киберспортсменом человеку не нужно».
Профессиональные команды тренируются по пять-шесть часов, рассказывают участники соревнований. Причем в тренировки включается не только непосредственно игра, но и аналитика, работа с командой. Киберспорт – это, прежде всего, умственная активность, уверяют игроки. Но сидение на одном месте в течение нескольких часов, свойственное киберспортсменам, тоже может быть травмоопасным.
«Где начинается профессиональный спорт – там заканчивается здоровье, – вздыхает Кирилл Ли. – Все-таки нахождение за компьютером пять-шесть часов – это нелегкий труд, а стопроцентная концентрация изматывает. Поэтому помимо умственной, спортсменам необходима и физическая активность. Игроки соблюдают режим – спят по семь-восемь часов, питаются здоровой, безуглеводной пищей, проводят тренировочные будни в правильном положении – следят за осанкой, за дистанцией от монитора».
Зато в скандальные ситуации с допингом киберспортсмены еще не попадали, шутят игроки. Причем энергетики не считаются допингом, и спортсмены активно ими пользуются даже на соревнованиях.
Так, на столе игроков – бананы, сок, вода и энергетики. Как легкоатлеты после спринтерского забега, киберспортсмены пьют воду и глубоко выдыхают после сложного раунда. Наконец, зал взрывается аплодисментами, а комментатор почти кричит в микрофон – последний раунд окончен, чемпионами становятся ребята из Aimshow.
«Вот теперь мы довольны, – улыбается капитан команды Арсений «ARSENY» Сорокин. – Приноровились и выиграли. Мы соперников наших знаем – слаженные ребята. Все мы друг друга через интернет так или иначе знаем…»
Арсений Сорокин в своей команде самый взрослый игрок – ему 26 лет, он начал играть более десяти лет назад, в 2005. Киберспорт для него – это больше хобби, чем заработок. Считает, что в Сибири компьютерный спорт приносит не очень большой доход. Поэтому основную профессию выбрал не связанную со спортом, зато связанную с компьютерной сферой – с IT.
«Мне нравится именно дух соревнований, – рассказывает он. – Когда интересный соперник, когда долго с ним борешься и наконец-то побеждаешь, тогда испытываешь непередаваемые ощущения. Раньше ездил по турнирам почти каждый месяц, сейчас уже реже, но все равно любимое дело не бросаю».
Постоянно путешествует по Сибири и участвует в различных турнирах и самый молодой спортсмен Aimshow Владимир «La3euka» Шурыгин. В свои 16 он уже завсегдатай киберспортивных мероприятий профессионального уровня. Его никнейм комментатор произносит чаще всего, а Арсений Сорокин даже представляет капитаном команды не себя, а именно «La3euka».
«Нам очень важно бороться с фиктивным мнением, которое навязано обществу, – уточняет Кирилл Ли. – Мол, детям нужно меньше проводить времени за компьютером, это зависимость и вредная привычка. Нет, и мы стараемся объяснять людям, что это тоже может быть хобби и приносить пользу. Замечено, что ребята так развивают свои умственные способности и лучше успевают в школах. Им постоянно приходится анализировать, искать логичные и необычные способы решения поставленных задач».
За первое место команда Aimshow получила 25 тысяч рублей. Следующий этап турнира – соревнования по Dota-2. Аудитория в зале перетасовывается, теперь за картошкой фри уходят каэйсеры, а ближе к сцене подбираются дотеры. Экран с «картой» вспыхивает, и все повторяется – голос комментатора, сосредоточенные лица киберспортсменов и выкрики «групп поддержки».