Правительство Новосибирской области и театр «Глобус» объявили о том, что спектакль «Танго морген, танго пли» был не снят, а заменен – временно. Следующие показы состоятся в апреле и мае. Сибкрай.ru собрал мнения консультантов, участвовавших в создании спектакля.
Напомним, в ночь на 21 января режиссер спектакля «Танго морген, танго пли» Анастасия Патлай сообщила, что все показы отменены, якобы это произошло по звонку «из серьезных кабинетов».
Правительство Новосибирской области и министерство культуры региона сообщили, что не имеют отношения к принятию решений о снятии или замене спектаклей.
«По информации руководства театра «Глобус», произошла не отмена, а замена запланированных на 15 января и 4 февраля показов спектакля «Танго морген, танго пли» по причине низкого уровня продаж билетов. Корректировка афиши театральных организаций (путем отмены или замены спектаклей) – это сложившаяся практика в нынешней эпидемиологической ситуации. Руководство учреждения культуры (театра) вправе самостоятельно вносить изменения в театральную афишу. По имеющейся информации театра «Глобус», спектакль «Танго морген, танго пли» не снят с репертуара театра «Глобус», показы запланированы на более поздний срок», – прокомментировали в минкульте Новосибирской области.
На сайте «Глобуса» появилось официальное сообщение от руководства: спектакль не отменят.
«Безусловно, в период пандемии и всех ограничений, связанных с ней, театр столкнулся с тем, что возникают сложные моменты с продажами билетов. Это временные трудности, которые мы обязательно преодолеем. Но пока театр оставляет за собой право замены спектаклей в связи со зрительским спросом, – сказано на сайте «Глобуса». – Театр «Глобус» намерен принять участие в выяснении подлинных причин и мотивов возникновения информации, которая появилась в публичном пространстве. Мы не планируем прощаться с этим спектаклем, несмотря на разные предложения, комментарии и мнения о нем. Следующие показы состоятся 2 апреля и 4 мая».
На новость, распространенную режиссером, отреагировали и консультанты, которые принимали участие в подготовке документального спектакля.
Консультант спектакля, основатель Интегрального музея-квартиры Анастасия Близнюк испытала шок: «Я ночью прочитала. Эта правда в голове не укладываемся. Как так может быть в наше время у нас в городе? Мы были на премьере. Эта тема, к сожалению, не популярная. Может, молодежная аудитория начала забывать об этом», – призналась она.
Она вспомнила еще один снятый спектакль в истории Новосибирска: «В истории Академгородка такой случай был. Это был конец оттепели: конец 60-х – начало 70-х годов. Самодеятельный театр его поставил спектакль «Самоубийца». Это был очень громкий и трагичный для тех лет случай, тогда сняли с должность директора ДК «Академия».
Кроме того, по воспоминаниям Близнюк, так и не увидела зрителей пьеса «Колечко» Замиры Ибрагимовой. Ее не поставили, потому что она написана по мотивам реально произошедшей скандальной ситуации в Академгородке.
Другой консультант, краевед и экскурсовод Андрей Поздняков: «Это просто кошмар. Если действительно по факту включилась цензура, то это неправильно. Потому что это очень правильный, честный, достойный спектакль. Это очень сильный эмоциональный спектакль и то, что его сняли – это фактически второй «Тангейзер». Новосибирск второй раз облажался, очень некрасиво, плохо, позорно. Сначала сделать такое сильное заявление, а потом слить его – это не делает чести городу и администрации, которая принимала решение. Я был на нем всего один раз, у меня была затея 4 февраля сводить туда как минимум жену, и по-хорошему, еще родителей. Потому что про войну надо разговаривать вот так, а не на языке пафоса. О войне надо разговаривать фразой «Никогда больше», а не как сейчас пишут на машинах: «Можем повторить». Этот спектакль про «Никогда больше».
Он признался, что его роль в появлении этого спектакля весьма скромная: он показал создателям город и особенно Монумент славы.
Историк, ученый секретарь Музея Новосибирска, сотрудник отдела этнографии Института археологии и этнографии СО РАН Евгений Антропов не согласен с утверждением об экономической невыгодности спектакля: «Я был на одном из показов с обсуждением. 25-30 человек было. С учетом карантинной обстановки, все было занято, зал-то малый».
Он выразил надежду, что спектакль удастся сохранить. «Я надеюсь, что решение не будет принято, потому что оно выглядит просто абсурдно. Начиная с того, что 75-летие Победы, и это – один из самых блестящих проектов в 2020-м театральном году. Документальный спектакль, каких немного. Такой удар по репутации города, памятуя прошлый опыт… Спектакль очень близкий, семейный, теплый. Он у меня вызывал минутное желание позвонить не то что пробабушке воевавшей, а матери. Он про семейные отношения, как понимать родственников, которые жили иначе, в том числе про тот шлейф, который тянется с этих 40-х годов. Ничего такого оскорбительного я не увидел», – подчеркнул Евгений Антропов.