Международный фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» основан в Новосибирске и проводится среди детско-взрослых коллективов самых разнообразных форм визуального искусства: кино, телевидение, фотография и различные цифровые технологии.
Фестиваль зародился в 2010 году, изначально – для демонстрации работ студентов Академии кино и телевизионного мастерства. В течение последующих трех лет он приобрел имя «Человеческое кино», увеличились число номинаций и круг заинтересованных лиц. На фестиваль обратили внимание фотохудожники, документалисты, кинокритики, писатели, журналисты, и «Человеческое кино» стало приобретать новых друзей и расширять свои границы. В 2016 году фестиваль получил поддержку министерства культуры Новосибирской области, в это же время объединил четыре государства-участника – Россию, Литву, Украину и Казахстан – и, таким образом, приобрел статус международного фестиваля.
Инициатором, организатором и движущей силой фестиваля является генеральный директор образовательного комплекса «Наша Школа» Валерий Николаев. Вот что он рассказывает о сути этой уже сложившейся в Новосибирске культурной и образовательной традиции:
«От мира «цифры», от всеобщей коммуникации и компьютеров, от проявлений искусственного интеллекта мы уже никуда не спрячемся, поэтому наша задача научить ребят преодолевать глобальное одиночество, в которое погружает душу, неокрепшую душу, современный мир. А, кроме того, еще и постараться восстановить связь поколений, потому что наступившая эпоха усугубляет разрыв между родителями и детьми, меж предками и потомками. Цифровой мир обрушивает на сознание очень много негатива, наша задача, опираясь на любовь и заботу, на положительные образы, научить ребят живому общению, упорной работе, творчеству, человеческому состраданию и патриотизму».
Об этом же недавно говорила великая Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Пушкина: « …он будет длиться долго – век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением. Мы даже музыку слушаем в наушниках, а это не то же самое, что слышать ее живьем. Но репродукция ущербна, она не воспроизводит даже размера, что уж говорить о многом другом. Вот с этим укорочением, уплощением и обеззвучиванием человечество будет жить, боюсь, долго. Необходимо будет снова воспитать в человеке понимание, что ему необходим сам подлинник как живой источник, чтобы сохранять полноценный тонус эмоциональной жизни».
В апреле прошлого года в Новосибирске уже девятый раз состоялось это знаменательное событие – дни международного фестиваля «Человеческое кино». Это многоуровневые встречи и просмотры, где участвуют детско-взрослые студии и фото, и кино, и видео творчества. Здесь зачастую взрослые члены коллективов – авторы самодеятельные и не более квалифицированы в экранном производстве, чем их юные соавторы. Есть в этом сотрудничестве особый смысл. Недаром «Человеческое кино» – это фестиваль экранной культуры. Организатор фестиваля – уникальный для Сибири коллектив педагогов, образовательный комплекс «Наша школа», на базе которого уже десять лет работает Академия кино и телевизионного мастерства. Здесь понимают требования времени и ставят современные цифровые технологии на службу образованию. Вот и «Человеческое кино» – не просто фестиваль, а инновационная образовательная площадка, действующая при поддержке министерства культуры Новосибирской области и имеющая уже статус международной. Любое производство на выходе имеет продукт. В экранной сфере это фильмы, передачи, сюжеты, ролики. Но когда над этим работают совместно дети и взрослые, кроме видеопродукта есть куда более важный результат: воспитание.
Еще раз предоставим слово Николаеву для полноты картины: «Нас заставила жизнь организовать этот фестиваль. Мы уже живем в будущем. Это вызов времени. А вот как с этим работать? Это вопрос. Какие образцы получают сегодня наши дети? И дети сами не сделают кино. Это должны быть детско-взрослые объединения и производство в оборудованных студиях. Дети должны постигать образы действительности. Картинка визуальная – это уже текст. Если мы учим детей с начальной школы работать с текстом, понимать текст, с визуальным текстом то же самое, отсюда и фестиваль экранной культуры. Он решает несколько задач, это культура, мастерство, искусство на экране и связь поколений. Это энергоемкое производство. Очень дорогое к тому же. На плохом оборудовании кино не сделаешь. Тем не менее, участников все больше и больше.
Зачем надо и кому? В положении о фестивале означена его тема – забота, любовь, сострадание. То есть противостояние потоку негатива, трудно усваиваемого не только взрослыми, но и тем более детьми. Для нас очень важно давать именно положительные образцы. Любовь, добро может воспитываться только на примерах такого служения. Второе, что учитывается при отборе фильмов, зарисовок, фоторабот – это наличие команды. Взрослые должны работать вместе с детьми. То есть должна быть работа на натуре и в студии. Индивидуальные работы нам не интересны. У нас другая задача – воспитание через создание фильмов, через творческие сообщества. Участвуют в среднем до 30 городов. Работ присылают много. Минимум 200 работ приходит на конкурс, которые нужно отсмотреть, это очень большой объем».
Несколько слов о фильмах, участвовавших в конкурсе и уже многократно получивших общественное признание на разных уровнях. Вот 11-летний подросток Ваня из деревни Ирба на реке Муна Красноярской губернии в фильме «Деревенька моя, деревянная дальняя» рассказывает о своей малой родине в 800 километрах от Красноярска, рассказывает с любовью и гордостью. Что само по себе уникально и вызывает восхищение! Сделан фильм независимой студией «Арт-Уни-Ирба» от красноярского филиала для творчески одарённых детей. Режиссер Константин Богрец, сценарист Максим Логвинов, при участии Юры Матросова и Жени Ковризина. В фильме присутствуют живые, искренние кадры посещения детьми деревенской церкви, куда они пришли беседовать с богом.
Следующее кино уже можно назвать полноформатным художественным произведением документально-публицистического жанра, это «Кондор под небом Белого». Поисковики или детский поисковый отряд «Кондор» из города Бердска, что в двух шагах от новосибирского Академгородка – подлинные герои фильма. А центральный персонаж, чья пронзительная речь просто потрясает и вышибает слезу, баба Аня, которая во время боев у города Белый Смоленской губернии была всего лишь семи лет от роду и помнит в деталях гибель своего отца и брата. Автором фильма является школьное телевидение города Бердска, муниципальный центр «100 друзей», руководитель Татьяна Свиридова.
Еще одна уникальная работа в форме мультфильма или современной анимации сделана по сказу новосибирской сказочницы, известной в России писательницы Таисьи Пьянковой. Сказ ее, также как и фильм, носит название «Акентьево озеро», это волшебная, очень русская и добрая история о справедливости и душевной щедрости. Автор Вячеслав Рябов, аниматор и монтажер Геннадий Домашонкин при участии коллектива детской студии.
И, конечно, нельзя не вспомнить про замечательный киноочерк, посвященный страницам истории новосибирского Академгородка, а, точнее, клуба конца вольных 60-х «Под интегралом», что прославился на весь Советский союз. Автор фильма – юная журналистка Дарья Петрова, съемка и монтаж Ксении Агапитовой, а редактором-руководителем проекта являлась Л.В. Тихомирова. Не лишне будет напомнить, что деятельность клуба «Под интегралом» предвосхищала общественные процессы 80-х годов, что здесь было намечено многое из грядущих преобразований, здесь на открытых площадках выступали барды, авторы самодеятельной песни, здесь был первый и последний в СССР концерт Александра Галича, о чем свидетельствует мемориальная доска.
Дополнить хочется отзывом о фестивале, высказанном Раисой Ерназаровой, снявшей в качестве режиссера не один десяток фильмов, ученицы Данелия и Тауберга, красы и гордости Новосибирска:
«Прежде всего – организаторы взяли на себя огромный труд. Помимо заботы о нравственности молодого поколения, это еще и налаживание каждодневного процесса творческо-производственного, это отбор и оценка. И в педагогическом плане – очень верный подход, когда школьников увлекают творческим процессом, в то же время не сравнивая их, чтобы не посеять в душах чувство неполноценности. Просто открывают возможность себя проявить в благом начинании. Забота о будущем нации есть благороднейший посыл этого фестиваля. И потом, сегодня никто не снимает хронику о подлинных картинах народной жизни. Благодаря фестивалю такая хроника останется и она исполнена позитива, в отличие от гнили и порока нашего телевидения. Это есть духовная школа».
Для того чтобы значимые события нашего прошлого, жизни нашей родовы, истории нашего Отечества не исчезли бесследно, не стали тленом и прахом, нам надо всячески поддерживать подобного рода творческие, общественные, самодеятельные движения, ибо именно в них залог нашего самостояния, нашей памяти и крепости нашей.
«Человеческое кино»: фестиваль сюжета, школы и позитива
Международный фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» основан в Новосибирске и проводится среди детско-взрослых коллективов самых разнообразных форм визуального искусства: кино, телевидение, фотография и различные цифровые технологии.
Фестиваль зародился в 2010 году, изначально – для демонстрации работ студентов Академии кино и телевизионного мастерства. В течение последующих трех лет он приобрел имя «Человеческое кино», увеличились число номинаций и круг заинтересованных лиц. На фестиваль обратили внимание фотохудожники, документалисты, кинокритики, писатели, журналисты, и «Человеческое кино» стало приобретать новых друзей и расширять свои границы. В 2016 году фестиваль получил поддержку министерства культуры Новосибирской области, в это же время объединил четыре государства-участника – Россию, Литву, Украину и Казахстан – и, таким образом, приобрел статус международного фестиваля.
Инициатором, организатором и движущей силой фестиваля является генеральный директор образовательного комплекса «Наша Школа» Валерий Николаев. Вот что он рассказывает о сути этой уже сложившейся в Новосибирске культурной и образовательной традиции:
«От мира «цифры», от всеобщей коммуникации и компьютеров, от проявлений искусственного интеллекта мы уже никуда не спрячемся, поэтому наша задача научить ребят преодолевать глобальное одиночество, в которое погружает душу, неокрепшую душу, современный мир. А, кроме того, еще и постараться восстановить связь поколений, потому что наступившая эпоха усугубляет разрыв между родителями и детьми, меж предками и потомками. Цифровой мир обрушивает на сознание очень много негатива, наша задача, опираясь на любовь и заботу, на положительные образы, научить ребят живому общению, упорной работе, творчеству, человеческому состраданию и патриотизму».
Об этом же недавно говорила великая Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Пушкина: « …он будет длиться долго – век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением. Мы даже музыку слушаем в наушниках, а это не то же самое, что слышать ее живьем. Но репродукция ущербна, она не воспроизводит даже размера, что уж говорить о многом другом. Вот с этим укорочением, уплощением и обеззвучиванием человечество будет жить, боюсь, долго. Необходимо будет снова воспитать в человеке понимание, что ему необходим сам подлинник как живой источник, чтобы сохранять полноценный тонус эмоциональной жизни».
В апреле прошлого года в Новосибирске уже девятый раз состоялось это знаменательное событие – дни международного фестиваля «Человеческое кино». Это многоуровневые встречи и просмотры, где участвуют детско-взрослые студии и фото, и кино, и видео творчества. Здесь зачастую взрослые члены коллективов – авторы самодеятельные и не более квалифицированы в экранном производстве, чем их юные соавторы. Есть в этом сотрудничестве особый смысл. Недаром «Человеческое кино» – это фестиваль экранной культуры. Организатор фестиваля – уникальный для Сибири коллектив педагогов, образовательный комплекс «Наша школа», на базе которого уже десять лет работает Академия кино и телевизионного мастерства. Здесь понимают требования времени и ставят современные цифровые технологии на службу образованию. Вот и «Человеческое кино» – не просто фестиваль, а инновационная образовательная площадка, действующая при поддержке министерства культуры Новосибирской области и имеющая уже статус международной. Любое производство на выходе имеет продукт. В экранной сфере это фильмы, передачи, сюжеты, ролики. Но когда над этим работают совместно дети и взрослые, кроме видеопродукта есть куда более важный результат: воспитание.
Еще раз предоставим слово Николаеву для полноты картины: «Нас заставила жизнь организовать этот фестиваль. Мы уже живем в будущем. Это вызов времени. А вот как с этим работать? Это вопрос. Какие образцы получают сегодня наши дети? И дети сами не сделают кино. Это должны быть детско-взрослые объединения и производство в оборудованных студиях. Дети должны постигать образы действительности. Картинка визуальная – это уже текст. Если мы учим детей с начальной школы работать с текстом, понимать текст, с визуальным текстом то же самое, отсюда и фестиваль экранной культуры. Он решает несколько задач, это культура, мастерство, искусство на экране и связь поколений. Это энергоемкое производство. Очень дорогое к тому же. На плохом оборудовании кино не сделаешь. Тем не менее, участников все больше и больше.
Зачем надо и кому? В положении о фестивале означена его тема – забота, любовь, сострадание. То есть противостояние потоку негатива, трудно усваиваемого не только взрослыми, но и тем более детьми. Для нас очень важно давать именно положительные образцы. Любовь, добро может воспитываться только на примерах такого служения. Второе, что учитывается при отборе фильмов, зарисовок, фоторабот – это наличие команды. Взрослые должны работать вместе с детьми. То есть должна быть работа на натуре и в студии. Индивидуальные работы нам не интересны. У нас другая задача – воспитание через создание фильмов, через творческие сообщества. Участвуют в среднем до 30 городов. Работ присылают много. Минимум 200 работ приходит на конкурс, которые нужно отсмотреть, это очень большой объем».
Несколько слов о фильмах, участвовавших в конкурсе и уже многократно получивших общественное признание на разных уровнях. Вот 11-летний подросток Ваня из деревни Ирба на реке Муна Красноярской губернии в фильме «Деревенька моя, деревянная дальняя» рассказывает о своей малой родине в 800 километрах от Красноярска, рассказывает с любовью и гордостью. Что само по себе уникально и вызывает восхищение! Сделан фильм независимой студией «Арт-Уни-Ирба» от красноярского филиала для творчески одарённых детей. Режиссер Константин Богрец, сценарист Максим Логвинов, при участии Юры Матросова и Жени Ковризина. В фильме присутствуют живые, искренние кадры посещения детьми деревенской церкви, куда они пришли беседовать с богом.
Следующее кино уже можно назвать полноформатным художественным произведением документально-публицистического жанра, это «Кондор под небом Белого». Поисковики или детский поисковый отряд «Кондор» из города Бердска, что в двух шагах от новосибирского Академгородка – подлинные герои фильма. А центральный персонаж, чья пронзительная речь просто потрясает и вышибает слезу, баба Аня, которая во время боев у города Белый Смоленской губернии была всего лишь семи лет от роду и помнит в деталях гибель своего отца и брата. Автором фильма является школьное телевидение города Бердска, муниципальный центр «100 друзей», руководитель Татьяна Свиридова.
Еще одна уникальная работа в форме мультфильма или современной анимации сделана по сказу новосибирской сказочницы, известной в России писательницы Таисьи Пьянковой. Сказ ее, также как и фильм, носит название «Акентьево озеро», это волшебная, очень русская и добрая история о справедливости и душевной щедрости. Автор Вячеслав Рябов, аниматор и монтажер Геннадий Домашонкин при участии коллектива детской студии.
И, конечно, нельзя не вспомнить про замечательный киноочерк, посвященный страницам истории новосибирского Академгородка, а, точнее, клуба конца вольных 60-х «Под интегралом», что прославился на весь Советский союз. Автор фильма – юная журналистка Дарья Петрова, съемка и монтаж Ксении Агапитовой, а редактором-руководителем проекта являлась Л.В. Тихомирова. Не лишне будет напомнить, что деятельность клуба «Под интегралом» предвосхищала общественные процессы 80-х годов, что здесь было намечено многое из грядущих преобразований, здесь на открытых площадках выступали барды, авторы самодеятельной песни, здесь был первый и последний в СССР концерт Александра Галича, о чем свидетельствует мемориальная доска.
Дополнить хочется отзывом о фестивале, высказанном Раисой Ерназаровой, снявшей в качестве режиссера не один десяток фильмов, ученицы Данелия и Тауберга, красы и гордости Новосибирска:
«Прежде всего – организаторы взяли на себя огромный труд. Помимо заботы о нравственности молодого поколения, это еще и налаживание каждодневного процесса творческо-производственного, это отбор и оценка. И в педагогическом плане – очень верный подход, когда школьников увлекают творческим процессом, в то же время не сравнивая их, чтобы не посеять в душах чувство неполноценности. Просто открывают возможность себя проявить в благом начинании. Забота о будущем нации есть благороднейший посыл этого фестиваля. И потом, сегодня никто не снимает хронику о подлинных картинах народной жизни. Благодаря фестивалю такая хроника останется и она исполнена позитива, в отличие от гнили и порока нашего телевидения. Это есть духовная школа».
Для того чтобы значимые события нашего прошлого, жизни нашей родовы, истории нашего Отечества не исчезли бесследно, не стали тленом и прахом, нам надо всячески поддерживать подобного рода творческие, общественные, самодеятельные движения, ибо именно в них залог нашего самостояния, нашей памяти и крепости нашей.