Лента новостей

Все новости

Популярное

Репертуарные перекосы: опера Новосибирска погрязла в танцах

 Евгений Казаринов

Репертуарные перекосы: опера Новосибирска погрязла в танцах

Генеральный директор Новосибирского театра оперы и балета Ара Карапетян предпринял попытку оправдать проводимую с прошлого сезона репертуарную политику, где на долю оперного жанра приходится не более пятой части всех спектаклей. Он заявил, что с репертуарным перекосом не могут справиться даже ведущие театры, и назвал «низкую популярность оперы» общемировым трендом. Никаких данных, подтверждающих его гипотезу, гендиректор не привел. По поводу необоснованного доминирования балета уже полгода бьет тревогу новосибирская общественность, озабоченная уходом ведущих солистов театра.

Не из той оперы


«Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», – известную фразу, которую кому только не приписывали, обычно вспоминают, когда хотят подчеркнуть, что системно подобранные цифры меньше всего отражают реальность. Однако в реальной жизни статистике очень трудно что-то противопоставить. Не стал опровергать замеченный в течение уходящего года тренд генеральный директор Новосибирского театра оперы и балета Ара Карапетян. В беседе с корреспондентами ТАСС он признал, что количество оперных спектаклей в последнее время довольно сильно сократилось. Сегодня их доля, по его словам, не превышает 20%, в то время как 80% спектаклей приходится на балет.


Еще в прошлом сезоне любители оперы не верили своим глазам, заметив новый тренд доминирования балета. Особенно показательным был месяц май, когда вообще на главной сцене театра была показана только одна опера – шедевр Верди «Бал-маскарад». Нынешний сезон расставил все точки над «i». Только за последние четыре месяца уходящего года на большой сцене прошло 77 балетов, в то время как полноценных оперных спектаклей состоялось только 19. Но репертуарная сетка театра оперы и балета не оставляет сомнений в том, что выдавливание жанра вокального спектакля продолжится в следующем году. С января по апрель на его большой сцене пройдет уже 90 балетных спектаклей, в то время как оперных будет только 20.


Пытаясь найти оправдание замеченной статистике, Ара Карапетян заявил, что «низкая популярность оперы – общемировая проблема, которая пока еще не имеет решения». Гендиректор предположил, что такая ситуация связана «с ускоряющимся ритмом жизни, и современному зрителю сложно сконцентрировать внимание и в течение трех часов слушать классическую музыку и оперное исполнение». Из конкретных цифр Ара Карапетян привел только одну, сообщив, что сегодня в Европе средний возраст оперной публики составляет 55 лет. В то же время, говоря об «общемировой проблеме низкой популярность оперы», гендиректор новосибирского театра парадоксально заметил, что в отличие от России, в Европе опера «исторически пользуется большим спросом, нежели балет».


Простой анализ репертуарной политики ведущих оперных домов, которые, кстати, не являются так называемыми «репертуарными театрами», не выявил существенной диспропорции между жанрами. Например, обращение к афише Royal Opera House, который у нас еще называют Ковент-Гарденом, показывает, что в сопоставимый отрезок – с сентября по декабрь 2018 года – на его сцене было показано 35 опер и 41 балет. В афише театра «Ла Скала» за январь 2019 года указано, что оперных спектаклей будет девять, а балетных – 11. В феврале и марте на миланской сцене, где, видимо, еще только формируется репертуар, пока планируется показать лишь один балет, которым противостоят 17 оперных спектаклей. 


За красивое искусство для глупых


Многие помнят, какое обоснование доминирования балета на новосибирской сцене сформулировал Владимир Кехман, выступая в феврале 2016 году на публичных слушаниях, проводимых общественной палатой Новосибирской области. Гендиректор театра тогда утверждал, что в России якобы в последнее двадцатилетие сформировалась традиция, когда в театрах за сезон исполняется приблизительно 170-180 балетов и 80-100 опер. «Все-таки опера – это элитное искусство, – заметил Владимир Кехман, пообещав, что баланс балета и оперы будет примерно 65 на 35 %, – а балет, как говорил дирижер Юрий Темирканов, должен быть красивый и глупый».


Год назад Владимир Кехман перешел на должность художественного руководителя театра, формально посадив в кресло гендиректора Ару Карапетяна, который некоторое время назад руководил Московским академическим музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Но в этом прославленном театре «мирового тренда», связанного с репертуарным перекосом, не видно: c декабря 2018 по март 2019 года на сцене «Стасика» планируется показать 45 опер и 46 балетов. Примерно такая же картина наблюдается в провинции. Так, в Екатеринбургском театре оперы и балета за три месяца будущего года будут представлены 33 оперных спектакля и 35 балетных. Не сильно отличается ситуация даже в Большом театре. Там в репертуаре исторической и новой сцены с января по апрель указаны 52 оперы и 63 балета.


На этом фоне репертуарная политика Новосибирского театра, где доля оперных спектаклей не превышает 20%, вовсе не выглядит следствием мирового тренда, о котором заявил генеральный директор. Она является результатом элементарного нежелания хоть что-то сделать для продвижения оперы, когда без особого труда продается балет. Из театра уже ушло шесть солистов, многие из которых проходили обучение в Новосибирске, а некоторые – представляли регион на Дельфийских играх. Местная общественность уже полгода бьет тревогу, считая, что руководство театра просто пустило ситуацию на самотек, не желая выделять бюджеты даже на небольшие проекты оперной труппы, которую фактически переселили в концертный зал имени Исидора Зака.


Проверка на сжатие


Кстати, многие обратили внимание на слова гендиректора, рассказавшего о планах реконструкции большого зала, после которой планируется открыть верхний ярус. Уточнения Ары Карапетяна о том, что главный зал рассчитан на 1600 мест, были восприняты как настойчивая попытка заставить общественность смириться с сокращением общего количества посадочных мест. Известно, что до реконструкции, проведенной в 2004-2005 годах, театр вмещал 2000 человек, но после ремонта число мест сократилось до 1774. Теперь же новосибирцы после ремонта ярусов, где наверняка будут поставлены более широкие кресла, а проходы будут увеличены, должны забыть об этой цифре.


Владимир Кехман, который не так давно давал большое интервью, также говорил о 1600 мест в большом зале. Правда, оговариваясь, что планируется создать еще галерку на 200 стоячих мест, что не очень понятно, как это будет реализовано в условиях амфитеатра. Но для художественного руководителя новосибирской оперы вопрос количества мест наверняка имеет принципиальное значение. Все надежды его недоброжелателей будут непременно рассыпаться в прах, пока в театре будет высокий процент посещения спектаклей. Тем более что добиться высоких показателей вполне по силам, когда достаешь из пропахшего нафталином сундука старые балетные постановки, которые достаточно оживить современным 3D-эффектами. Естественно, что в рамках такой простой репертуарной концепции почти нет места для оперного жанра.


В результате сейчас в Новосибирске наблюдается картина, зеркальная по сравнению с таким театром, как Венская опера. Там, на главной музыкальной сцене столицы Австрии, за четыре месяца 2018 года было показано 23 балета и 86 опер, а с января по апрель здесь планируется представить 23 балета и 101 оперу. 


Вот такая получилась статистика, которая, как вроде бы следует из известного афоризма, хуже наглой лжи.

Генеральный директор Новосибирского театра оперы и балета Ара Карапетян предпринял попытку оправдать проводимую с прошлого сезона репертуарную политику, где на долю оперного жанра приходится не более пятой части всех спектаклей. Он заявил, что с репертуарным перекосом не могут справиться даже ведущие театры, и назвал «низкую популярность оперы» общемировым трендом. Никаких данных, подтверждающих его гипотезу, гендиректор не привел. По поводу необоснованного доминирования балета уже полгода бьет тревогу новосибирская общественность, озабоченная уходом ведущих солистов театра.

Не из той оперы


«Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», – известную фразу, которую кому только не приписывали, обычно вспоминают, когда хотят подчеркнуть, что системно подобранные цифры меньше всего отражают реальность. Однако в реальной жизни статистике очень трудно что-то противопоставить. Не стал опровергать замеченный в течение уходящего года тренд генеральный директор Новосибирского театра оперы и балета Ара Карапетян. В беседе с корреспондентами ТАСС он признал, что количество оперных спектаклей в последнее время довольно сильно сократилось. Сегодня их доля, по его словам, не превышает 20%, в то время как 80% спектаклей приходится на балет.


Еще в прошлом сезоне любители оперы не верили своим глазам, заметив новый тренд доминирования балета. Особенно показательным был месяц май, когда вообще на главной сцене театра была показана только одна опера – шедевр Верди «Бал-маскарад». Нынешний сезон расставил все точки над «i». Только за последние четыре месяца уходящего года на большой сцене прошло 77 балетов, в то время как полноценных оперных спектаклей состоялось только 19. Но репертуарная сетка театра оперы и балета не оставляет сомнений в том, что выдавливание жанра вокального спектакля продолжится в следующем году. С января по апрель на его большой сцене пройдет уже 90 балетных спектаклей, в то время как оперных будет только 20.


Пытаясь найти оправдание замеченной статистике, Ара Карапетян заявил, что «низкая популярность оперы – общемировая проблема, которая пока еще не имеет решения». Гендиректор предположил, что такая ситуация связана «с ускоряющимся ритмом жизни, и современному зрителю сложно сконцентрировать внимание и в течение трех часов слушать классическую музыку и оперное исполнение». Из конкретных цифр Ара Карапетян привел только одну, сообщив, что сегодня в Европе средний возраст оперной публики составляет 55 лет. В то же время, говоря об «общемировой проблеме низкой популярность оперы», гендиректор новосибирского театра парадоксально заметил, что в отличие от России, в Европе опера «исторически пользуется большим спросом, нежели балет».


Простой анализ репертуарной политики ведущих оперных домов, которые, кстати, не являются так называемыми «репертуарными театрами», не выявил существенной диспропорции между жанрами. Например, обращение к афише Royal Opera House, который у нас еще называют Ковент-Гарденом, показывает, что в сопоставимый отрезок – с сентября по декабрь 2018 года – на его сцене было показано 35 опер и 41 балет. В афише театра «Ла Скала» за январь 2019 года указано, что оперных спектаклей будет девять, а балетных – 11. В феврале и марте на миланской сцене, где, видимо, еще только формируется репертуар, пока планируется показать лишь один балет, которым противостоят 17 оперных спектаклей. 


За красивое искусство для глупых


Многие помнят, какое обоснование доминирования балета на новосибирской сцене сформулировал Владимир Кехман, выступая в феврале 2016 году на публичных слушаниях, проводимых общественной палатой Новосибирской области. Гендиректор театра тогда утверждал, что в России якобы в последнее двадцатилетие сформировалась традиция, когда в театрах за сезон исполняется приблизительно 170-180 балетов и 80-100 опер. «Все-таки опера – это элитное искусство, – заметил Владимир Кехман, пообещав, что баланс балета и оперы будет примерно 65 на 35 %, – а балет, как говорил дирижер Юрий Темирканов, должен быть красивый и глупый».


Год назад Владимир Кехман перешел на должность художественного руководителя театра, формально посадив в кресло гендиректора Ару Карапетяна, который некоторое время назад руководил Московским академическим музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Но в этом прославленном театре «мирового тренда», связанного с репертуарным перекосом, не видно: c декабря 2018 по март 2019 года на сцене «Стасика» планируется показать 45 опер и 46 балетов. Примерно такая же картина наблюдается в провинции. Так, в Екатеринбургском театре оперы и балета за три месяца будущего года будут представлены 33 оперных спектакля и 35 балетных. Не сильно отличается ситуация даже в Большом театре. Там в репертуаре исторической и новой сцены с января по апрель указаны 52 оперы и 63 балета.


На этом фоне репертуарная политика Новосибирского театра, где доля оперных спектаклей не превышает 20%, вовсе не выглядит следствием мирового тренда, о котором заявил генеральный директор. Она является результатом элементарного нежелания хоть что-то сделать для продвижения оперы, когда без особого труда продается балет. Из театра уже ушло шесть солистов, многие из которых проходили обучение в Новосибирске, а некоторые – представляли регион на Дельфийских играх. Местная общественность уже полгода бьет тревогу, считая, что руководство театра просто пустило ситуацию на самотек, не желая выделять бюджеты даже на небольшие проекты оперной труппы, которую фактически переселили в концертный зал имени Исидора Зака.


Проверка на сжатие


Кстати, многие обратили внимание на слова гендиректора, рассказавшего о планах реконструкции большого зала, после которой планируется открыть верхний ярус. Уточнения Ары Карапетяна о том, что главный зал рассчитан на 1600 мест, были восприняты как настойчивая попытка заставить общественность смириться с сокращением общего количества посадочных мест. Известно, что до реконструкции, проведенной в 2004-2005 годах, театр вмещал 2000 человек, но после ремонта число мест сократилось до 1774. Теперь же новосибирцы после ремонта ярусов, где наверняка будут поставлены более широкие кресла, а проходы будут увеличены, должны забыть об этой цифре.


Владимир Кехман, который не так давно давал большое интервью, также говорил о 1600 мест в большом зале. Правда, оговариваясь, что планируется создать еще галерку на 200 стоячих мест, что не очень понятно, как это будет реализовано в условиях амфитеатра. Но для художественного руководителя новосибирской оперы вопрос количества мест наверняка имеет принципиальное значение. Все надежды его недоброжелателей будут непременно рассыпаться в прах, пока в театре будет высокий процент посещения спектаклей. Тем более что добиться высоких показателей вполне по силам, когда достаешь из пропахшего нафталином сундука старые балетные постановки, которые достаточно оживить современным 3D-эффектами. Естественно, что в рамках такой простой репертуарной концепции почти нет места для оперного жанра.


В результате сейчас в Новосибирске наблюдается картина, зеркальная по сравнению с таким театром, как Венская опера. Там, на главной музыкальной сцене столицы Австрии, за четыре месяца 2018 года было показано 23 балета и 86 опер, а с января по апрель здесь планируется представить 23 балета и 101 оперу. 


Вот такая получилась статистика, которая, как вроде бы следует из известного афоризма, хуже наглой лжи.

Новости партнеров

В России и мире

Никогда не фотографируйте себя в этих ситуациях: кто нарушит запрет, тот познает настоящую беду
Пряный чай с персиком и медом: сохраняйте вкуснейший рецепт для уютных зимних вечеров
Эксперт рассказал, что за таинственная ракета ударила сегодня по Днепропетровску
Близнецы и их совместимость со знаками Зодиака: с кем возможен идеальный союз?
Какие анализы стоит сдать перед тем, как начать худеть
Стало известно, почему Мишустин так торопит авиастроителей: летать просто не на чем
Кто-то «посоветовал» правительству добить отечественный агробизнес и деревню
Испортите жизнь: 7 желаний-табу, которые нельзя загадывать в новогоднюю ночь
Опасность в нашей аптечке: популярные лекарства, которые способны принести вред
4 знака восточного гороскопа, которым несказанно повезет до конца ноября