Новосибирские зрители увидели балет «Дама с камелиями» в исполнении артистов Большого театра – постановку в столицу Сибири привезли организаторы Транссибирского арт-фестиваля. Мастера Большого театра показали публике выдающуюся работу со сложными поддержками, яркой и эмоциональной игрой под классическое исполнение Шопена. О том, как это было, специально для Сибкрай.ru рассказывает искусствовед и известный музыкальный критик Ирина Яськевич.
Выступление балета Большого театра России обычно становится очень заметным и значимым событием в любом городе мира – самом крупном и имеющем бурную культурную жизнь. Новосибирску везет: за последнее десятилетие жители неоднократно видели постановки одной из лучших в мире трупп, выступления ее ведущих танцовщиков. На сей раз такую возможность предоставил V международный Транссибирский арт-фестиваль, который недавно завершил основную часть своей программы (концерты в городе и области), но теперь продолжается в других формах и, в частности, впервые за его историю он включил в свою программу большой балетный спектакль, да еще такого прославленного театра, который одним только своим названием внушает трепет и благоговение любителям оперного и балетного искусства.
На сцене новосибирского Оперного на этот раз зрители смогли увидеть балет «Дама с камелиями» в постановке одного из крупнейших балетмейстеров второй половины ХХ, начала XXI века, в последние 35 лет – главы Гамбургского балета Джона Нормайера. Премьера спектакля состоялась в далеком 1978 году в Штутгарте, потом появилась его гамбургская редакция, и несколько лет назад он вошел в репертуар Большого театра, который и ранее неоднократно обращался к творчеству известного хореографа.
Столь длительная сценическая история позволяет говорить об этом балете (как и других постановках Нормайера) как о классике ХХ века, тем более что хореограф действительно всегда стремился к продолжению академических балетных традиций. Ему всегда было интересно работать с большой многоактной формой, ставить сюжетные, так называемые «костюмные» балеты, а в основе его танцевальной техники лежит самый настоящий классический танец, обогащенный более современной, острой пластикой, широкой жестикуляцией, сложными изобретательными поддержками. Кроме того, основой либретто его балетов почти всегда становятся известные произведения литературы, а танцевальный спектакль получает еще и режиссерское решение, постановочную концепцию, позволяющие воплощать во всей полноте сложные и разветвленные сюжеты. В том же направлении и в тот же период вел свои поиски на сцене Большого гениальный советский балетмейстер Юрий Григорович – возможно, поэтому Нормайер так органично вписывается в репертуар этого театра, ложится на его труппу.
Балет «Дама с камелиями» использует сюжет романа Александра Дюма-сына (именно романа, а не пьесы, поэтому содержание балета несколько отличается, скажем, от вердиевской «Травиаты», которая основывается на драматургическом варианте сочинения Дюма) и построен с использованием кинематографических приемов. Так, история любви молодого аристократа Армана Дюваля и знаменитой куртизанки Маргариты Готье разворачивается в ретроспекции как череда воспоминаний главного героя, возникающих наплывом во время распродажи вещей уже умершей Маргариты. Есть в спектакле параллельный сюжет – история другой известной французской литературной героини, Манон Леско, судьба которой сближается с судьбой главной героини в болезненном сознании последней, и эта мистическая, мучительно-сновидческая тема тоже вмонтирована в основной сюжет с кинематографической ловкостью. Такая сложная, многосоставная структура балета придает особый объем известному сюжету.
Балет поставлен на музыку Шопена, причем, как говорится, «натуральную», без признаков дополнительной аранжировки, и в том, что пианист на сцене (А. Мелентьев), пианист в оркестровой яме (П. Чухнов) и оркестр под управлением П. Сорокина в течение почти трех часов блистательно играют подлинную музыку польского классика, есть особый шик. Однако преимущественно элегичное, местами довольно сентиментальное музыкальное сопровождение умножает мелодраматизм и преувеличенные эмоции сценического действия, что современному зрителю может показаться некоторым перебором, как и то, что накал страстей заставляет героев бесконечно падать то в изнеможении, то без чувств (эти тонкие различия зафиксированы в программке). Несомненно, сегодня многое в этом балете выглядит наивным и устаревшим, порой даже выходящим за рамки вкуса, но, с другой стороны, в этой наивности чувствуется подлинная искренность, а в небоязни быть сентиментальным, проявлять эмоции высокого градуса есть свое очарование.
Конечно же, пленяет красота этого спектакля, его безупречно элегантных лаконичных декораций, стильных костюмов и всех действующих лиц. Исполнители на высоте во всех смыслах (речь идет о первом спектакле, который был показан 12 апреля) – труппа Большого театра прекрасно справляется и со сложной техникой, и с актерскими задачами, и с той выразительной пластикой, которая определяет индивидуальное содержание не только главных партий, но и всех многочисленных персонажей второго плана и массовые сцены (о небольших погрешностях и шероховатостях, заметных опытному критику, можно и не вспоминать). Очень мила и трогательна Манон – М. Александрова, очаровательна Олимпия – Д. Хохлова, импозантны старший Дюваль – В. Биктимиров и Герцог – А. Фадеечев, очень обаятельны и артистичны исполнители супружеской пары (А. Пудикова и Ю. Островский), молодых поклонников Маргариты (В. Козлов, А. Мкртчан, А. Проскурнин). Да все хороши!
Безусловно, основное внимание привлекают главные герои. Исполнитель Армана Денис Родькин – прекрасный танцовщик, он красив и по-настоящему романтичен, страстен, порывист, умеет передать всю ту бурю эмоций, которые владеют его персонажем. Но не было бы никакой «Дамы с камелиями» если бы в театре не было достойной исполнительницы Маргариты. А она, несомненно, есть – в увиденном составе эту партию исполняла настоящая звезда Большого театра, балерина исключительного дарования и сценической органики Светлана Захарова. Ее замечаешь на сцене сразу – неповторимые линии рук и ног, осанка, элегантная женственная пластика сразу притягивают к себе внимание. Балерине, кажется, легко дается непростая танцевальная партия, а образ страдающей, умирающей, но при этом полной чувств героини сыгран ею с полной отдачей и актерской убедительностью.
Полагаю, что «бонус» Транссибирскому фестивалю от Большого театра стал очередным ярким событием художественной жизни Новосибирска и сделал счастливыми тех балетоманов, которым удалось попасть на спектакли. Остается только надеяться, что и в дальнейшем фестиваль будет радовать такими роскошными подарками.
Большой театр представил Новосибирску «Даму с камелиями»
Новосибирские зрители увидели балет «Дама с камелиями» в исполнении артистов Большого театра – постановку в столицу Сибири привезли организаторы Транссибирского арт-фестиваля. Мастера Большого театра показали публике выдающуюся работу со сложными поддержками, яркой и эмоциональной игрой под классическое исполнение Шопена. О том, как это было, специально для Сибкрай.ru рассказывает искусствовед и известный музыкальный критик Ирина Яськевич.
Выступление балета Большого театра России обычно становится очень заметным и значимым событием в любом городе мира – самом крупном и имеющем бурную культурную жизнь. Новосибирску везет: за последнее десятилетие жители неоднократно видели постановки одной из лучших в мире трупп, выступления ее ведущих танцовщиков. На сей раз такую возможность предоставил V международный Транссибирский арт-фестиваль, который недавно завершил основную часть своей программы (концерты в городе и области), но теперь продолжается в других формах и, в частности, впервые за его историю он включил в свою программу большой балетный спектакль, да еще такого прославленного театра, который одним только своим названием внушает трепет и благоговение любителям оперного и балетного искусства.
На сцене новосибирского Оперного на этот раз зрители смогли увидеть балет «Дама с камелиями» в постановке одного из крупнейших балетмейстеров второй половины ХХ, начала XXI века, в последние 35 лет – главы Гамбургского балета Джона Нормайера. Премьера спектакля состоялась в далеком 1978 году в Штутгарте, потом появилась его гамбургская редакция, и несколько лет назад он вошел в репертуар Большого театра, который и ранее неоднократно обращался к творчеству известного хореографа.
Столь длительная сценическая история позволяет говорить об этом балете (как и других постановках Нормайера) как о классике ХХ века, тем более что хореограф действительно всегда стремился к продолжению академических балетных традиций. Ему всегда было интересно работать с большой многоактной формой, ставить сюжетные, так называемые «костюмные» балеты, а в основе его танцевальной техники лежит самый настоящий классический танец, обогащенный более современной, острой пластикой, широкой жестикуляцией, сложными изобретательными поддержками. Кроме того, основой либретто его балетов почти всегда становятся известные произведения литературы, а танцевальный спектакль получает еще и режиссерское решение, постановочную концепцию, позволяющие воплощать во всей полноте сложные и разветвленные сюжеты. В том же направлении и в тот же период вел свои поиски на сцене Большого гениальный советский балетмейстер Юрий Григорович – возможно, поэтому Нормайер так органично вписывается в репертуар этого театра, ложится на его труппу.
Балет «Дама с камелиями» использует сюжет романа Александра Дюма-сына (именно романа, а не пьесы, поэтому содержание балета несколько отличается, скажем, от вердиевской «Травиаты», которая основывается на драматургическом варианте сочинения Дюма) и построен с использованием кинематографических приемов. Так, история любви молодого аристократа Армана Дюваля и знаменитой куртизанки Маргариты Готье разворачивается в ретроспекции как череда воспоминаний главного героя, возникающих наплывом во время распродажи вещей уже умершей Маргариты. Есть в спектакле параллельный сюжет – история другой известной французской литературной героини, Манон Леско, судьба которой сближается с судьбой главной героини в болезненном сознании последней, и эта мистическая, мучительно-сновидческая тема тоже вмонтирована в основной сюжет с кинематографической ловкостью. Такая сложная, многосоставная структура балета придает особый объем известному сюжету.
Балет поставлен на музыку Шопена, причем, как говорится, «натуральную», без признаков дополнительной аранжировки, и в том, что пианист на сцене (А. Мелентьев), пианист в оркестровой яме (П. Чухнов) и оркестр под управлением П. Сорокина в течение почти трех часов блистательно играют подлинную музыку польского классика, есть особый шик. Однако преимущественно элегичное, местами довольно сентиментальное музыкальное сопровождение умножает мелодраматизм и преувеличенные эмоции сценического действия, что современному зрителю может показаться некоторым перебором, как и то, что накал страстей заставляет героев бесконечно падать то в изнеможении, то без чувств (эти тонкие различия зафиксированы в программке). Несомненно, сегодня многое в этом балете выглядит наивным и устаревшим, порой даже выходящим за рамки вкуса, но, с другой стороны, в этой наивности чувствуется подлинная искренность, а в небоязни быть сентиментальным, проявлять эмоции высокого градуса есть свое очарование.
Конечно же, пленяет красота этого спектакля, его безупречно элегантных лаконичных декораций, стильных костюмов и всех действующих лиц. Исполнители на высоте во всех смыслах (речь идет о первом спектакле, который был показан 12 апреля) – труппа Большого театра прекрасно справляется и со сложной техникой, и с актерскими задачами, и с той выразительной пластикой, которая определяет индивидуальное содержание не только главных партий, но и всех многочисленных персонажей второго плана и массовые сцены (о небольших погрешностях и шероховатостях, заметных опытному критику, можно и не вспоминать). Очень мила и трогательна Манон – М. Александрова, очаровательна Олимпия – Д. Хохлова, импозантны старший Дюваль – В. Биктимиров и Герцог – А. Фадеечев, очень обаятельны и артистичны исполнители супружеской пары (А. Пудикова и Ю. Островский), молодых поклонников Маргариты (В. Козлов, А. Мкртчан, А. Проскурнин). Да все хороши!
Безусловно, основное внимание привлекают главные герои. Исполнитель Армана Денис Родькин – прекрасный танцовщик, он красив и по-настоящему романтичен, страстен, порывист, умеет передать всю ту бурю эмоций, которые владеют его персонажем. Но не было бы никакой «Дамы с камелиями» если бы в театре не было достойной исполнительницы Маргариты. А она, несомненно, есть – в увиденном составе эту партию исполняла настоящая звезда Большого театра, балерина исключительного дарования и сценической органики Светлана Захарова. Ее замечаешь на сцене сразу – неповторимые линии рук и ног, осанка, элегантная женственная пластика сразу притягивают к себе внимание. Балерине, кажется, легко дается непростая танцевальная партия, а образ страдающей, умирающей, но при этом полной чувств героини сыгран ею с полной отдачей и актерской убедительностью.
Полагаю, что «бонус» Транссибирскому фестивалю от Большого театра стал очередным ярким событием художественной жизни Новосибирска и сделал счастливыми тех балетоманов, которым удалось попасть на спектакли. Остается только надеяться, что и в дальнейшем фестиваль будет радовать такими роскошными подарками.