Всероссийский фестиваль камерных спектаклей и моноспектаклей «Один, два, три» завершился в Новосибирске. Его организатором выступил Новосибирский государственный театральный институт при поддержке регионального министерства культуры. Представители вуза поделились впечатлениями о прошедшем событии.
Удивительно, но «Один, два, три» – единственный на сегодня всероссийский театральный фестиваль, который регулярно проходит в Новосибирске. Некогда любимый всеми «Рождественский» со временем превратился в фестиваль искусств, и теперь там правит бал музыка, а театральные события занимают лишь небольшую часть программы. Перемена в концепции «Рождественского фестиваля», очевидно, была связана с уходом руководителя фестиваля Татьяны Людмилиной из театра «Глобус» в филармонию. Раз в два года театр «Красный факел» проводит большой и знаменитый на всю Россию «Ново-Сибирский Транзит». Этот представительный театральный форум охватывает огромную территорию от Урала до Дальнего востока, но все-таки имеет статус межрегионального. Так уж получилось, что «Один, два, три», задуманный как фестиваль камерных спектаклей и моноспектаклей, продолжает исполнять миссию всероссийского фестиваля-конкурса в одиночестве.
Надо признать, что это далеко не все странности театральной жизни Новосибирска. Вот, например, профессиональную премию в области театрального искусства в этом году финансирует мэрия (стараниями энергичной Анны Терешковой), а муниципальных театров в городе всего два, остальными ведает область. Правда, на недавно состоявшейся церемонии вручения статуэток «Парадиза» министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников пообещал уже в следующем году внести региональную лепту в проведение конкурса. Новосибирск этого достоин – наш город в течение нескольких лет демонстрирует рекордные показатели по продажам театральных билетов, а это, если вдуматься, и есть главный показатель качества театральной жизни. Будем надеяться, что возвращение премии «Парадиз» даст возможность критикам и зрителям выразить свою признательность деятелям театра, и украсит городскую общественную жизнь.
Но вернемся к спектаклям фестиваля «Один, два, три», которые были показаны в учебном театре института, в театрах «Красный факел» и «Глобус». Организатор фестиваля и его лицо – проректор по научной и творческой работе театрального института, кандидат искусствоведения Ирина Яськевич. Казалось бы, учебное заведение не имеет достаточных ресурсов для проведения столь ответственного события, и, тем не менее, спектакли прошли при полных залах, и пресса их своим вниманием не обошла. Небольшой коллектив учебного театра под руководством Петра Владимирова обеспечил ежедневные показы на двух площадках.
В формировании жюри соблюдается принцип профессионального разнообразия: театральный критик, журналист, директор театра и теоретик (специалист по теории драмы). Но возглавляет жюри актер, у которого самого есть достижения в области камерного театра. Напомним, что на первом Всероссийском фестивале «Один, два, три» председателем жюри был Александр Баргман, известный актер и режиссер, лауреат государственной премии, исполнитель великолепного моноспектакля по прозе Набокова «Душекружение». В этом году жюри возглавил Владимир Лемешонок, хорошо известный новосибирской публике как мастер художественного слова, исполнитель сольных литературных программ на камерной сцене, обладатель звания лауреата международного фестиваля моноспектаклей «Я» в Минске. Руководство театра «Красный факел» пошло навстречу оргкомитету фестиваля: освободило по возможности Владимира Евгеньевича от спектаклей и репетиций на период фестивальных показов.
Спектакли были отобраны экспертным советом из 60 заявок. Все спектакли-участники были интересными, а некоторые – потрясающими. Гран-при получил спектакль «Или, или…» московского театра «Человек». Сценическая композиция, созданная по дневникам Ольги Александровны Ваксель, опубликованным сравнительно недавно, поразила публику актерскими работами Милены Цховреба и Дмитрия Филиппова, изобретательным и остроумным режиссерским мышлением, искренностью и неподражаемым юмором. Подлинная история частной жизни на фоне трагических событий истории России почти столетней давности останется незабываемым впечатлением для театралов Новосибирска, пришедших на спектакль. В планах фестиваля снова привезти «Или.. Или…» в Новосибирск через два года и показать его уже вне конкурса как подарок фестиваля новосибирцам. Скорее всего, театр «Человек» подготовит новый спектакль для участия в конкурсе «Один, два, три» в 2018 году.
Фестиваль «Один, два, три» собирает в свою афишу все, что уже есть в Новосибирске и подходит по формату, но он выполняет и еще одну важную функцию: побуждает режиссеров и актеров создавать новые спектакли, писать инсценировки, объединяться во временные творческие коллективы. Этот фестивальный проект так и был задуман – как небольшое продюсерское агентство, вносящее скромный, но конструктивный вклад в развитие театрального дела в Новосибирской области. Если бы не фестиваль, то почти половина работ из афиши нынешнего года не была бы предъявлена на суд публики. Несколько названий останутся в афише «Театра слова и музыки»: интересный и по композиции, и по актерскому существованию моноспектакль Андрея Вольфа «Братья Карамазовы. Сценическая версия» (режиссер и автор инсценировки – преподаватель НГТИ, почетный работник культуры Новосибирской области Л. А. Тунева); литературный спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» (режиссер Оксана Моргун) в исполнении студентов третьего курса под руководством Алексея Крикливого. Музыкальный спектакль с элементами «остросюжетной» акробатики «Урок» по пьесе Э. Ионеско в постановке Александра Лебедева пока ищет своего продюсера для проката. В этой черной комедии главную роль учителя-маньяка исполняет феноменально одаренный пластически и, как выяснилось, недурно поющий артист и преподаватель Василий Лукьяненко.
Еще одна уникальная особенность фестиваля – правила награждения лауреатов и дипломантов. Награду получает весь спектакль, а лауреатами и дипломантами становятся все создатели постановки: актеры, режиссер, художник-сценограф, художник по костюмам, художник по свету, автор инсценировки и композитор, если музыка создавалась специально для спектакля. Эти организационные особенности конкурса отдают должное всем театральным профессиям, а награждение привлекает внимание публики к работе всех соавторов.
Необычным для фестивального формата можно считать и объединение театров всех форм и жанров в одном конкурсе. Эксперты «Один, два, три» на этот раз отобрали для участия в фестивале драматические и музыкальные спектакли, спектакль театра кукол и постановки в жанре «литературный театр». Возможно, когда-нибудь на фестивале будут представлены пластический театр или клоунада, театр эстрады или кабаре – концепция фестиваля предполагает предельно открытый и демократичный подход к экспертному отбору. Более того, в фестивальной афише на равных соревнуются большие академические театры и частные театральные компании, а также небольшие творческие коллективы, работающие вместе только на одном проекте.
Из таких негосударственных образований хотелось бы отметить актерское товарищество «Понедельник» с великолепным спектаклем «Пришел мужчина к женщине» в исполнении Константина Телегина и Елены Ждановой. Эта гомерически смешная комедия идет в кафе театра «Красный факел» и только иногда – на малой сцене театра. Режиссер спектакля Анна Зиновьева подарила новую жизнь известной пьесе, превратив «заигранный» материал в современное комедийное шоу с неожиданными постановочными трюками и блестящим обыгрыванием театральной условности и актерских штампов. Сочиняя вариацию на вечную тему «молодая была не молода», актеры и режиссер одновременно рассказывают зрителям о нечаянно нагрянувшей любви и не забывают ни на минуту о своей любви к театру, о той свободе и радости, которую только театр способен подарить. Жюри высоко оценило этот спектакль, вручив его создателям дипломы лауреатов второй степени в номинации «Профессионалы».
Сильное впечатление произвел на зрителей моноспектакль Петра Зубарева «Бозон Хиггса, или Трудно быть Гогой» (обладатель звания лауреата второй степени). Театр «Желтое окошко» каким-то чудом живет в Мариинске, маленьком городе в Кузбассе. Руководитель театра Петр Зубарев сам сочинил спектакль, выступил в роли режиссера, художника и сделал все это с огромной мерой таланта и вкуса. После спектакля у гримерки Петра толпились заплаканные студентки и растроганные студенты театрального института. Они получили урок не только актерского мастерства, но и чего-то большего. Теперь будут знать, что искусство можно создавать везде, а не только на сцене академических театров в театральных столицах.
Звание лауреатов первой степени получили режиссер Павел Южаков, художник Евгений Лемешонок и актриса Светлана Галкина за моноспектакль «Оскар и Розовая дама». Этот тонкий и проникновенный спектакль был создан три года назад и продолжает жить благодаря театральной компании «Гамма» под руководством Анастасии Журавлевой.
Одним словом, фестиваль «Один, два, три» самим фактом своего существования поддерживает разные модели частно-государственного партнерства. И вся эта серьезная работа делается без суеты, пышных речей, огромных бюджетов, наукообразных семинаров «театр и нечто», безудержного самопиара и тому подобной чепухи. Сроки следующего фестиваля обсуждаются, вероятно, это будет март 2018 года. К этому времени в театрах Новосибирска наверняка появятся претенденты на лауреатские звания, а пока зрителя могут смотреть работы лауреатов нынешнего года.
Можно с полной уверенностью утверждать, что фестиваль «Один, два, три» состоялся как большое театральное событие в жизни Новосибирска. При более серьезном финансировании фестиваль может развиваться, выходить за пределы площадок учебного театра института и собирать гораздо больше зрителей на фестивальные показы. Большинство участников готовы играть по два спектакля, чтобы их увидели, узнали и полюбили ценители театрального искусства. Фестиваль «Один, два, три» 2016 года закрыт, дипломы вручены, оргкомитет строит смелые планы. Будем ждать «Один, два, три» в 2018 году, предвкушая новые открытия и большую радость от встречи с большими талантами в маленьких спектаклях.
«Один, два, три» показал лучшие камерные и моноспектакли
Всероссийский фестиваль камерных спектаклей и моноспектаклей «Один, два, три» завершился в Новосибирске. Его организатором выступил Новосибирский государственный театральный институт при поддержке регионального министерства культуры. Представители вуза поделились впечатлениями о прошедшем событии.
Удивительно, но «Один, два, три» – единственный на сегодня всероссийский театральный фестиваль, который регулярно проходит в Новосибирске. Некогда любимый всеми «Рождественский» со временем превратился в фестиваль искусств, и теперь там правит бал музыка, а театральные события занимают лишь небольшую часть программы. Перемена в концепции «Рождественского фестиваля», очевидно, была связана с уходом руководителя фестиваля Татьяны Людмилиной из театра «Глобус» в филармонию. Раз в два года театр «Красный факел» проводит большой и знаменитый на всю Россию «Ново-Сибирский Транзит». Этот представительный театральный форум охватывает огромную территорию от Урала до Дальнего востока, но все-таки имеет статус межрегионального. Так уж получилось, что «Один, два, три», задуманный как фестиваль камерных спектаклей и моноспектаклей, продолжает исполнять миссию всероссийского фестиваля-конкурса в одиночестве.
Надо признать, что это далеко не все странности театральной жизни Новосибирска. Вот, например, профессиональную премию в области театрального искусства в этом году финансирует мэрия (стараниями энергичной Анны Терешковой), а муниципальных театров в городе всего два, остальными ведает область. Правда, на недавно состоявшейся церемонии вручения статуэток «Парадиза» министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников пообещал уже в следующем году внести региональную лепту в проведение конкурса. Новосибирск этого достоин – наш город в течение нескольких лет демонстрирует рекордные показатели по продажам театральных билетов, а это, если вдуматься, и есть главный показатель качества театральной жизни. Будем надеяться, что возвращение премии «Парадиз» даст возможность критикам и зрителям выразить свою признательность деятелям театра, и украсит городскую общественную жизнь.
Но вернемся к спектаклям фестиваля «Один, два, три», которые были показаны в учебном театре института, в театрах «Красный факел» и «Глобус». Организатор фестиваля и его лицо – проректор по научной и творческой работе театрального института, кандидат искусствоведения Ирина Яськевич. Казалось бы, учебное заведение не имеет достаточных ресурсов для проведения столь ответственного события, и, тем не менее, спектакли прошли при полных залах, и пресса их своим вниманием не обошла. Небольшой коллектив учебного театра под руководством Петра Владимирова обеспечил ежедневные показы на двух площадках.
В формировании жюри соблюдается принцип профессионального разнообразия: театральный критик, журналист, директор театра и теоретик (специалист по теории драмы). Но возглавляет жюри актер, у которого самого есть достижения в области камерного театра. Напомним, что на первом Всероссийском фестивале «Один, два, три» председателем жюри был Александр Баргман, известный актер и режиссер, лауреат государственной премии, исполнитель великолепного моноспектакля по прозе Набокова «Душекружение». В этом году жюри возглавил Владимир Лемешонок, хорошо известный новосибирской публике как мастер художественного слова, исполнитель сольных литературных программ на камерной сцене, обладатель звания лауреата международного фестиваля моноспектаклей «Я» в Минске. Руководство театра «Красный факел» пошло навстречу оргкомитету фестиваля: освободило по возможности Владимира Евгеньевича от спектаклей и репетиций на период фестивальных показов.
Спектакли были отобраны экспертным советом из 60 заявок. Все спектакли-участники были интересными, а некоторые – потрясающими. Гран-при получил спектакль «Или, или…» московского театра «Человек». Сценическая композиция, созданная по дневникам Ольги Александровны Ваксель, опубликованным сравнительно недавно, поразила публику актерскими работами Милены Цховреба и Дмитрия Филиппова, изобретательным и остроумным режиссерским мышлением, искренностью и неподражаемым юмором. Подлинная история частной жизни на фоне трагических событий истории России почти столетней давности останется незабываемым впечатлением для театралов Новосибирска, пришедших на спектакль. В планах фестиваля снова привезти «Или.. Или…» в Новосибирск через два года и показать его уже вне конкурса как подарок фестиваля новосибирцам. Скорее всего, театр «Человек» подготовит новый спектакль для участия в конкурсе «Один, два, три» в 2018 году.
Фестиваль «Один, два, три» собирает в свою афишу все, что уже есть в Новосибирске и подходит по формату, но он выполняет и еще одну важную функцию: побуждает режиссеров и актеров создавать новые спектакли, писать инсценировки, объединяться во временные творческие коллективы. Этот фестивальный проект так и был задуман – как небольшое продюсерское агентство, вносящее скромный, но конструктивный вклад в развитие театрального дела в Новосибирской области. Если бы не фестиваль, то почти половина работ из афиши нынешнего года не была бы предъявлена на суд публики. Несколько названий останутся в афише «Театра слова и музыки»: интересный и по композиции, и по актерскому существованию моноспектакль Андрея Вольфа «Братья Карамазовы. Сценическая версия» (режиссер и автор инсценировки – преподаватель НГТИ, почетный работник культуры Новосибирской области Л. А. Тунева); литературный спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» (режиссер Оксана Моргун) в исполнении студентов третьего курса под руководством Алексея Крикливого. Музыкальный спектакль с элементами «остросюжетной» акробатики «Урок» по пьесе Э. Ионеско в постановке Александра Лебедева пока ищет своего продюсера для проката. В этой черной комедии главную роль учителя-маньяка исполняет феноменально одаренный пластически и, как выяснилось, недурно поющий артист и преподаватель Василий Лукьяненко.
Еще одна уникальная особенность фестиваля – правила награждения лауреатов и дипломантов. Награду получает весь спектакль, а лауреатами и дипломантами становятся все создатели постановки: актеры, режиссер, художник-сценограф, художник по костюмам, художник по свету, автор инсценировки и композитор, если музыка создавалась специально для спектакля. Эти организационные особенности конкурса отдают должное всем театральным профессиям, а награждение привлекает внимание публики к работе всех соавторов.
Необычным для фестивального формата можно считать и объединение театров всех форм и жанров в одном конкурсе. Эксперты «Один, два, три» на этот раз отобрали для участия в фестивале драматические и музыкальные спектакли, спектакль театра кукол и постановки в жанре «литературный театр». Возможно, когда-нибудь на фестивале будут представлены пластический театр или клоунада, театр эстрады или кабаре – концепция фестиваля предполагает предельно открытый и демократичный подход к экспертному отбору. Более того, в фестивальной афише на равных соревнуются большие академические театры и частные театральные компании, а также небольшие творческие коллективы, работающие вместе только на одном проекте.
Из таких негосударственных образований хотелось бы отметить актерское товарищество «Понедельник» с великолепным спектаклем «Пришел мужчина к женщине» в исполнении Константина Телегина и Елены Ждановой. Эта гомерически смешная комедия идет в кафе театра «Красный факел» и только иногда – на малой сцене театра. Режиссер спектакля Анна Зиновьева подарила новую жизнь известной пьесе, превратив «заигранный» материал в современное комедийное шоу с неожиданными постановочными трюками и блестящим обыгрыванием театральной условности и актерских штампов. Сочиняя вариацию на вечную тему «молодая была не молода», актеры и режиссер одновременно рассказывают зрителям о нечаянно нагрянувшей любви и не забывают ни на минуту о своей любви к театру, о той свободе и радости, которую только театр способен подарить. Жюри высоко оценило этот спектакль, вручив его создателям дипломы лауреатов второй степени в номинации «Профессионалы».
Сильное впечатление произвел на зрителей моноспектакль Петра Зубарева «Бозон Хиггса, или Трудно быть Гогой» (обладатель звания лауреата второй степени). Театр «Желтое окошко» каким-то чудом живет в Мариинске, маленьком городе в Кузбассе. Руководитель театра Петр Зубарев сам сочинил спектакль, выступил в роли режиссера, художника и сделал все это с огромной мерой таланта и вкуса. После спектакля у гримерки Петра толпились заплаканные студентки и растроганные студенты театрального института. Они получили урок не только актерского мастерства, но и чего-то большего. Теперь будут знать, что искусство можно создавать везде, а не только на сцене академических театров в театральных столицах.
Звание лауреатов первой степени получили режиссер Павел Южаков, художник Евгений Лемешонок и актриса Светлана Галкина за моноспектакль «Оскар и Розовая дама». Этот тонкий и проникновенный спектакль был создан три года назад и продолжает жить благодаря театральной компании «Гамма» под руководством Анастасии Журавлевой.
Одним словом, фестиваль «Один, два, три» самим фактом своего существования поддерживает разные модели частно-государственного партнерства. И вся эта серьезная работа делается без суеты, пышных речей, огромных бюджетов, наукообразных семинаров «театр и нечто», безудержного самопиара и тому подобной чепухи. Сроки следующего фестиваля обсуждаются, вероятно, это будет март 2018 года. К этому времени в театрах Новосибирска наверняка появятся претенденты на лауреатские звания, а пока зрителя могут смотреть работы лауреатов нынешнего года.
Можно с полной уверенностью утверждать, что фестиваль «Один, два, три» состоялся как большое театральное событие в жизни Новосибирска. При более серьезном финансировании фестиваль может развиваться, выходить за пределы площадок учебного театра института и собирать гораздо больше зрителей на фестивальные показы. Большинство участников готовы играть по два спектакля, чтобы их увидели, узнали и полюбили ценители театрального искусства. Фестиваль «Один, два, три» 2016 года закрыт, дипломы вручены, оргкомитет строит смелые планы. Будем ждать «Один, два, три» в 2018 году, предвкушая новые открытия и большую радость от встречи с большими талантами в маленьких спектаклях.