Новосибирская филармония открывает свой юбилейный, 80-й по счету сезон. Слушателям пообещали яркие концерты и фестивали, эксперименты и новые проекты. Накануне первого концерта директор учреждения Татьяна Людмилина дала интервью Сибкрай.ru и рассказала, как изменилась филармония в последние годы и чего ждать от нее в будущем.
– Каким будет юбилейный сезон, каковы ваши ожидания, что вы приготовили для слушателей?
– Конечно, в первую очередь, все, что связанно с юбилеем, будет связано с творчеством. Поэтому мы делаем все для того, чтобы сезон был интересным, насыщенным, полным радостных событий. Чтобы зрители приходили на концерты и программы, которые доставят им удовольствие, которые, быть может, будут несколько неожиданными, но всегда эмоциональными.
Мы открываем новый сезон 8 сентября исполнением кантаты Карла Орфа Carmina Burana. Это очень большое произведение, серьезное, в нем задействованы Новосибирский академический симфонический оркестр и новый коллектив филармонии – Хоровая капелла. Очень приятно для нас, что из трех солистов, занятых в исполнении кантаты, двое – новосибирцы: партию сопрано исполнит наша солистка Татьяна Костина, партию баритона – солист оперного театра Павел Янковский, также участие в исполнении примет московский тенор Вячеслав Воробьев.
Коллектив Новосибирской филармонии очень большой, и мы постарались представить каждый из творческих коллективов один раз в сезон со специальными программами, которые будут посвящены юбилею. Первым таким концертом станет открытие сезона, следующую программу представит квартет Filarmonica, который отмечает также свое 25-летие. Он выступит с джазовым трио Игоря Дмитриева, и это будет первый концерт коллектива после участия в музыкальном фестивале во Франции. Как мне кажется, квартет очень интересно и креативно отнесся к представлению своего творчества в программе 80-летия филармонии. Они исполнят несколько непривычные для себя произведения в стиле джаз. 24 сентября программу «Блюз в ночи и De-Lovely», посвященную 80-летию филармонии и 125-летию Коула Портера, представят Биг-бэнд Владимира Толкачева, ансамбль Павла Шаромова и ансамбль «Новосибирская камерата». Серия концертов к 80-летию включит 17 выступлений и завершится 10 февраля большим концертом ко дню рождения филармонии.
Неотъемлемой частью нашей афиши станут выступления гастролеров, самое яркое имя, с которым предстоит встреча в ближайшее время – Юрий Башмет. В октябре он выступит у нас с Камерным ансамблем «Солисты Москвы».
– Вы пока ничего не сказали о фестивалях, которые проводит филармония.
– Несмотря на то, что мы живем в очень непростой экономической ситуации, мы сохраним все фестивали, которые у нас запланированы, которые стали традиционными и без которых уже ни наши слушатели, ни музыканты филармонии жить практически не могут. С 20 по 22 октября пройдет Sib Jazz Fest, в декабре – фестиваль «Классика», в марте – вечера современной музыки «Мартовский код». А в марте-апреле состоится традиционный, уже четвертый Транссибирский арт-фестиваль под руководством Вадима Репина. В июне пройдет фестиваль «На ступенях», а в августе – тоже ставший традиционным «Белый фестиваль».
– Насколько сильно на филармонии отражаются экономические проблемы? Влияет ли это на планирование репертуара, гастролей?
– Вы знаете, я так давно работаю в культуре, что бывали всякие ситуации, всякие периоды. Но неизменно одно – денег всегда не хватает. Поэтому нужно учиться жить в современных условиях и поменьше страдать по этому поводу. Нужно научиться их зарабатывать и рационально тратить.
Мы стараемся сделать филармонию открытой и интересной для самой разной возрастной аудитории. И мне кажется, что, чем шире спектр интересных программ, тем больше к нам приходят, в том числе и молодежь. Мы чрезвычайно заинтересованы в омоложении зрительской аудитории, и делаем все возможное для того, чтобы к нам приходили не только люди пожилого и среднего возраста. За этим будущее, это наш будущий зритель. Поэтому большое внимание мы уделяем детским программам – в филармонии существует целая линейка абонементов для ребят всех возрастов. Для молодой публики мы регулярно проводим такие популярные проекты как «Ночь музыки», «Ночь музеев», «День студента», концерты, проходящие на нашей самой неформальной площадке – в фойе Государственного концертного зала имени Арнольда Каца.
– Татьяна Николаевна, вы пришли в филармонию в 2014 году. За эти два года в учреждении произошли некоторые изменения – кадровые, репертуарные. Как вы считаете, вам уже удалось полностью разобраться в специфике работы? И разрешился ли вспыхнувший после вашего прихода в коллективе конфликт?
– Я прекрасно понимала, куда иду, и представление о филармонии у меня было сформировано задолго до начала моей работы в ней. К этому моменту уже был очень большой опыт работы в сфере культуры – и речь не только о драматическом театре «Глобус», но и о Театре оперы и балета, где я в полной мере была погружена в музыкальную специфику. Поэтому, конечно, я представляла, что мне предстоит в филармонии. Объективные и субъективные условия были таковы, что пришлось очень быстро вникнуть в суть вопросов, и к настоящему моменту смело могу сказать, что нахожусь полностью в теме.
А насчет конфликтов, мне бы не хотелось говорить на эту тему. У нас в коллективе более 600 сотрудников, и всегда найдется один, который будет всем недоволен. И это его право. У нас прекрасная обстановка, прекрасное взаимопонимание, мы очень много делаем для того, чтобы коллектив стал дружным и сплоченным.
Новосибирская филармония является одной из крупнейших в России и, пожалуй, по количеству сотрудников она вторая после Московской филармонии. У нас на балансе находятся пять зданий, это очень большое хозяйство. В штате филармонии – 17 творческих коллективов, разных по количеству участников и репертуару. Творческий процесс регулируется отделом концертного планирования, который вместе с художественным руководителем и моим заместителем по творческим вопросам составляет репертуарные планы. Реализация программ обеспечивается рядом серьезных служб, среди которых служба маркетинга и служба организации зрителей. Когда я пришла, я сделала свою типографию, поэтому у нас сейчас не стоит вопрос выпуска рекламной продукции и другой полиграфии. Да, было непросто, но мы за это время многого добились. Сейчас билеты на концерты филармонии поступают в продажу за два месяца, и процент их реализации во всех залах составляет более 85%. С учетом того, что город не имеет туристических потоков, это очень серьезно.
– Каким вы видите дальнейший путь развития филармонии и музыкальной сферы?
С появлением Государственного концертного зала, конечно, нам стало легче приглашать исполнителей высокого уровня. Они знают, что едут для выступления на прекрасной, технически оснащенной, адаптированной для разных жанров площадке. Но к нам охотно едут не только из-за зала: в филармонии работает огромное количество творческих коллективов, которые составляют с приглашенными исполнителями высокопрофессиональный ансамбль. В этом плане мы абсолютно свободны, и у нас огромное поле для деятельности. Думаю, что время повышенного интереса публики к филармонии в связи с появлением нового зала уже прошло, поэтому новое время предъявляет повышенные требования к содержанию и привлекательности наших программ. Безусловно, мы над этим работаем, а также стремимся закреплять и развивать тот достойный имидж, который сложился у нас в России и за рубежом.
Каждый приезд гастролера из-за рубежа – это, условно говоря, хороший способ дать наш ответ Западу. Потому что человек вернется на родину и обязательно будет рассказывать о том, какой здесь прекрасный концертный зал, какой воспитанный культурный и интересующийся зритель, какой большой зал и как он полон. Это все работает не только на филармонию, но и на имидж города и региона в целом. И мы прекрасно отдаем себе отчет, что мы выполняем эту миссию. Весьма успешно и в больших объемах. Новосибирск – город уникальный, потому что здесь есть все для развития культуры самых разных жанров и направлений.
Что касается перспектив развития музыкальной культуры, то мой взгляд на этот вопрос очень оптимистичен. У нас есть Средняя специальная музыкальная школа при консерватории, Музыкальный колледж и консерватория. Это три кита, на которых сегодня основывается будущее музыкальной культуры города. Те, кто пришел туда сегодня, те, кто там находится сейчас и кто придет завтра – они обеспечат музыкальное будущее, которое ждет Новосибирск через несколько лет. Поэтому чрезвычайно важно именно сегодня заложить тот правильный подход к развитию и оценке музыкальной культуры, правильный подход к выбору материала, умение ориентироваться в современном музыкальном искусстве, которое, по моему глубокому убеждению, сегодня недооценено.
Я считаю, что в Новосибирске для развития актуального музыкального искусства все есть, и роль филармонии в этом процессе и в развитии музыкальной культуры города в целом – ведущая, решающая. Мы аккумулируем все лучшее, мы являемся конечными исполнителями идей творцов, композиторов, музыкантов. И, поверьте, филармония будет делать все возможное, все от нас зависящее, чтобы не только сегодня время, но и в перспективе программы, которые мы предлагаем слушателям, были интересными и достойными.
Людмилина: Каждый приезд гастролера – это наш ответ Западу
Новосибирская филармония открывает свой юбилейный, 80-й по счету сезон. Слушателям пообещали яркие концерты и фестивали, эксперименты и новые проекты. Накануне первого концерта директор учреждения Татьяна Людмилина дала интервью Сибкрай.ru и рассказала, как изменилась филармония в последние годы и чего ждать от нее в будущем.
– Каким будет юбилейный сезон, каковы ваши ожидания, что вы приготовили для слушателей?
– Конечно, в первую очередь, все, что связанно с юбилеем, будет связано с творчеством. Поэтому мы делаем все для того, чтобы сезон был интересным, насыщенным, полным радостных событий. Чтобы зрители приходили на концерты и программы, которые доставят им удовольствие, которые, быть может, будут несколько неожиданными, но всегда эмоциональными.
Мы открываем новый сезон 8 сентября исполнением кантаты Карла Орфа Carmina Burana. Это очень большое произведение, серьезное, в нем задействованы Новосибирский академический симфонический оркестр и новый коллектив филармонии – Хоровая капелла. Очень приятно для нас, что из трех солистов, занятых в исполнении кантаты, двое – новосибирцы: партию сопрано исполнит наша солистка Татьяна Костина, партию баритона – солист оперного театра Павел Янковский, также участие в исполнении примет московский тенор Вячеслав Воробьев.
Коллектив Новосибирской филармонии очень большой, и мы постарались представить каждый из творческих коллективов один раз в сезон со специальными программами, которые будут посвящены юбилею. Первым таким концертом станет открытие сезона, следующую программу представит квартет Filarmonica, который отмечает также свое 25-летие. Он выступит с джазовым трио Игоря Дмитриева, и это будет первый концерт коллектива после участия в музыкальном фестивале во Франции. Как мне кажется, квартет очень интересно и креативно отнесся к представлению своего творчества в программе 80-летия филармонии. Они исполнят несколько непривычные для себя произведения в стиле джаз. 24 сентября программу «Блюз в ночи и De-Lovely», посвященную 80-летию филармонии и 125-летию Коула Портера, представят Биг-бэнд Владимира Толкачева, ансамбль Павла Шаромова и ансамбль «Новосибирская камерата». Серия концертов к 80-летию включит 17 выступлений и завершится 10 февраля большим концертом ко дню рождения филармонии.
Неотъемлемой частью нашей афиши станут выступления гастролеров, самое яркое имя, с которым предстоит встреча в ближайшее время – Юрий Башмет. В октябре он выступит у нас с Камерным ансамблем «Солисты Москвы».
– Вы пока ничего не сказали о фестивалях, которые проводит филармония.
– Несмотря на то, что мы живем в очень непростой экономической ситуации, мы сохраним все фестивали, которые у нас запланированы, которые стали традиционными и без которых уже ни наши слушатели, ни музыканты филармонии жить практически не могут. С 20 по 22 октября пройдет Sib Jazz Fest, в декабре – фестиваль «Классика», в марте – вечера современной музыки «Мартовский код». А в марте-апреле состоится традиционный, уже четвертый Транссибирский арт-фестиваль под руководством Вадима Репина. В июне пройдет фестиваль «На ступенях», а в августе – тоже ставший традиционным «Белый фестиваль».
– Насколько сильно на филармонии отражаются экономические проблемы? Влияет ли это на планирование репертуара, гастролей?
– Вы знаете, я так давно работаю в культуре, что бывали всякие ситуации, всякие периоды. Но неизменно одно – денег всегда не хватает. Поэтому нужно учиться жить в современных условиях и поменьше страдать по этому поводу. Нужно научиться их зарабатывать и рационально тратить.
Мы стараемся сделать филармонию открытой и интересной для самой разной возрастной аудитории. И мне кажется, что, чем шире спектр интересных программ, тем больше к нам приходят, в том числе и молодежь. Мы чрезвычайно заинтересованы в омоложении зрительской аудитории, и делаем все возможное для того, чтобы к нам приходили не только люди пожилого и среднего возраста. За этим будущее, это наш будущий зритель. Поэтому большое внимание мы уделяем детским программам – в филармонии существует целая линейка абонементов для ребят всех возрастов. Для молодой публики мы регулярно проводим такие популярные проекты как «Ночь музыки», «Ночь музеев», «День студента», концерты, проходящие на нашей самой неформальной площадке – в фойе Государственного концертного зала имени Арнольда Каца.
– Татьяна Николаевна, вы пришли в филармонию в 2014 году. За эти два года в учреждении произошли некоторые изменения – кадровые, репертуарные. Как вы считаете, вам уже удалось полностью разобраться в специфике работы? И разрешился ли вспыхнувший после вашего прихода в коллективе конфликт?
– Я прекрасно понимала, куда иду, и представление о филармонии у меня было сформировано задолго до начала моей работы в ней. К этому моменту уже был очень большой опыт работы в сфере культуры – и речь не только о драматическом театре «Глобус», но и о Театре оперы и балета, где я в полной мере была погружена в музыкальную специфику. Поэтому, конечно, я представляла, что мне предстоит в филармонии. Объективные и субъективные условия были таковы, что пришлось очень быстро вникнуть в суть вопросов, и к настоящему моменту смело могу сказать, что нахожусь полностью в теме.
А насчет конфликтов, мне бы не хотелось говорить на эту тему. У нас в коллективе более 600 сотрудников, и всегда найдется один, который будет всем недоволен. И это его право. У нас прекрасная обстановка, прекрасное взаимопонимание, мы очень много делаем для того, чтобы коллектив стал дружным и сплоченным.
Новосибирская филармония является одной из крупнейших в России и, пожалуй, по количеству сотрудников она вторая после Московской филармонии. У нас на балансе находятся пять зданий, это очень большое хозяйство. В штате филармонии – 17 творческих коллективов, разных по количеству участников и репертуару. Творческий процесс регулируется отделом концертного планирования, который вместе с художественным руководителем и моим заместителем по творческим вопросам составляет репертуарные планы. Реализация программ обеспечивается рядом серьезных служб, среди которых служба маркетинга и служба организации зрителей. Когда я пришла, я сделала свою типографию, поэтому у нас сейчас не стоит вопрос выпуска рекламной продукции и другой полиграфии. Да, было непросто, но мы за это время многого добились. Сейчас билеты на концерты филармонии поступают в продажу за два месяца, и процент их реализации во всех залах составляет более 85%. С учетом того, что город не имеет туристических потоков, это очень серьезно.
– Каким вы видите дальнейший путь развития филармонии и музыкальной сферы?
С появлением Государственного концертного зала, конечно, нам стало легче приглашать исполнителей высокого уровня. Они знают, что едут для выступления на прекрасной, технически оснащенной, адаптированной для разных жанров площадке. Но к нам охотно едут не только из-за зала: в филармонии работает огромное количество творческих коллективов, которые составляют с приглашенными исполнителями высокопрофессиональный ансамбль. В этом плане мы абсолютно свободны, и у нас огромное поле для деятельности. Думаю, что время повышенного интереса публики к филармонии в связи с появлением нового зала уже прошло, поэтому новое время предъявляет повышенные требования к содержанию и привлекательности наших программ. Безусловно, мы над этим работаем, а также стремимся закреплять и развивать тот достойный имидж, который сложился у нас в России и за рубежом.
Каждый приезд гастролера из-за рубежа – это, условно говоря, хороший способ дать наш ответ Западу. Потому что человек вернется на родину и обязательно будет рассказывать о том, какой здесь прекрасный концертный зал, какой воспитанный культурный и интересующийся зритель, какой большой зал и как он полон. Это все работает не только на филармонию, но и на имидж города и региона в целом. И мы прекрасно отдаем себе отчет, что мы выполняем эту миссию. Весьма успешно и в больших объемах. Новосибирск – город уникальный, потому что здесь есть все для развития культуры самых разных жанров и направлений.
Что касается перспектив развития музыкальной культуры, то мой взгляд на этот вопрос очень оптимистичен. У нас есть Средняя специальная музыкальная школа при консерватории, Музыкальный колледж и консерватория. Это три кита, на которых сегодня основывается будущее музыкальной культуры города. Те, кто пришел туда сегодня, те, кто там находится сейчас и кто придет завтра – они обеспечат музыкальное будущее, которое ждет Новосибирск через несколько лет. Поэтому чрезвычайно важно именно сегодня заложить тот правильный подход к развитию и оценке музыкальной культуры, правильный подход к выбору материала, умение ориентироваться в современном музыкальном искусстве, которое, по моему глубокому убеждению, сегодня недооценено.
Я считаю, что в Новосибирске для развития актуального музыкального искусства все есть, и роль филармонии в этом процессе и в развитии музыкальной культуры города в целом – ведущая, решающая. Мы аккумулируем все лучшее, мы являемся конечными исполнителями идей творцов, композиторов, музыкантов. И, поверьте, филармония будет делать все возможное, все от нас зависящее, чтобы не только сегодня время, но и в перспективе программы, которые мы предлагаем слушателям, были интересными и достойными.