Будущий худрук балетной труппы Новосибирского театра оперы и балета прокомментировал нападки украинских СМИ и рассказал, как будет знакомиться со своим новым коллективом. Денис Матвиенко намерен выйти на сцену в столице Сибири еще в этом году, а Игоря Зелинского он сменит в должности в будущем июне.
Публикацию «Известий» отметили в Театре оперы и балета. Сибкрай.ru приводит интервью полностью:
– Вы неоднократно говорили в интервью о своем желании стать руководителем балетной труппы. Можете сказать, что сейчас сбылась ваша мечта?
– Думаю, да. В какой-то момент я понял, что мне как творческому человеку мало просто выходить на сцену. Я стал пробовать силы в каких-то собственных проектах – маленьких и больших. Потом мне предложили поработать худруком балета Киевской национальной оперы. Я руководил этим коллективом полтора года. С одной стороны, там была очень непростая ситуация в моих отношениях с администрацией театра. С другой стороны, я понял, что мне нравится быть руководителем балета, что у меня это получается, я получил важный опыт за это время.
– Ряд украинских СМИ бурно отреагировали на то, что вы, гражданин Украины, согласились занять административную должность в российском театре.
– Действительно вышли пара статей и сюжетов. В Киеве есть особая категория людей, это в основном работники СМИ. В стране сейчас проблемы, и вот эти люди, пользуясь проблемами страны, пытаются пиарить себя.
Два с половиной года назад меня попросили уйти из киевского театра, я вынужден был уехать в Россию. Из-за моего увольнения было много шума: я за полтора года работы в театре много сделал, популяризировал балет на Украине. А меня взяли и выгнали. Когда на Украине все поменялось, включая руководство страны, я все равно возвращался в Киев, постоянно делал проекты частным образом за свои деньги.
За прошедшие два с половиной года с момента моего ухода из театра мне никто не предлагал никакие труппы на Украине возглавить. Но когда они прочитали на сайте Новосибирского театра о моей новой должности, их это почему-то возмутило. Это наглость с их стороны – писать такие вещи. Это мировая практика: в театрах всегда артистам такого уровня, как я, в определенный момент предлагают возглавить коллектив.
Люди просто попытались высосать политическую историю из ничего. Я считаю, что это все не стоит внимания. Хотя, честно скажу, когда я все это прочитал, мне было неприятно от такой наглости. Сейчас я понимаю, что это просто ерунда. Это они еще не знают, что я в кино буду сниматься с Сергеем Безруковым, которому запрещен въезд на территорию Украины (смеется).
– Что это за проект?
– Это художественный драматический фильм, в октябре начинаются съемки. По сюжету Сережа – артист балета, у которого была травма, а я буду танцевать вместо него в отдельных сценах.
– Вам уже удалось познакомиться с труппой Новосибирского театра?
– Нет, пока я фактически не знаком с ними. Но театр и сцена для меня знакомые: раньше я выступал с балетом Новосибирского театра несколько раз, Игорь Зеленский меня приглашал, пару раз я приезжал как участник проекта «Короли танца». В середине октября поеду на несколько дней в Новосибирск для знакомства с труппой. Потихоньку буду вникать в курс дела. Время до июня есть.
– То есть, пока рано говорить о конкретных задачах, которые вы перед собой ставите?
– На мой взгляд, главная задача любого руководителя балета – это поддержание и поднятие уровня артистов, дисциплина, с помощью которой уровень и растет. Дальше посмотрим, что и как. Надо ознакомиться с репертуарной политикой, с премьерами, которые планируются в этом сезоне Игорем Зеленским или которые планируются сейчас Владимиром Кехманом, посмотреть состав педагогов, количество артистов. Потому что может оказаться, что для запланированного нового репертуара нужно большее количество артистов.
– С Игорем Зеленским обсуждали дела труппы?
– Пока нет. Мы нет так часто видимся: иногда пересекаемся в Большом или Мариинском театрах, когда там выступаем. Мне очень хочется пообщаться с ним по поводу балета Новосибирского театра. Но Игорь очень занят, не хотелось бы обсуждать эти вопросы по телефону. Нужна встреча. Мы с ним раньше довольно часто общались. Когда я руководил балетом в Киеве, он давал мне некоторые советы. Сейчас хочу спросить у него о специфике Новосибирского театра, ведь он провел там десять лет, это очень много.
Мне кажется, очень важно создать свою команду людей, чтобы тебя окружали те, кому ты доверяешь. В тот момент, когда ты отсутствуешь, именно это позволяет тебе не волноваться и понимать: если что-то произойдет, то найдутся люди, которые смогут принять дельное решение. Это очень важно. Я думаю, что это будет нелегкий момент. Сложно найти таких людей.
– И пока у вас такой команды нет?
– В любом случае мне сначала нужно познакомиться с театром. Я не собираюсь приходить и шашкой рубить, всех прежних работников из администрации балета увольнять. Надо познакомиться со всеми, чтобы сделать первые шаги. Это касается и создания команды.
– Много ли у вас сейчас контрактов как у танцовщика?
– На самом деле их не так много. Я продолжаю танцевать, я в хорошей форме. Но если есть возможность заменить этот род деятельности чем-то другим, более интересным, я это всегда делаю. Для меня сейчас на первом месте будет руководство балетом Новосибирского театра. Я свое слово уже сказал как артист, уже лучшего и большего не будет.
– У вас есть несколько танцевальных проектов, в том числе балет «Великий Гэтсби». Есть мысли поставить их в Новосибирском театре?
– Почему нет? У меня достаточно проектов есть, и не таких масштабных, как «Гэтсби», – это очень дорогостоящий проект, требующий привлечения большого количества людей. Есть очень интересные камерные проекты. Один из них раньше мы показывали в Новосибирске с Леонидом Сарафановым. В 2010 году хореограф Эдвард Клюг поставил балет «Кватро» для Лени и его жены Олеси Новиковой, а также для меня и моей жены Анастасии. Премьера была в Михайловском театре, она хорошо прошла, мы потом довольно много гастролировали. И по приглашению Игоря Зеленского мы показали этот проект в Новосибирске.
У мня в запасе есть три-четыре балета, правами на которые владею я, поэтому есть все возможности перенести их в Новосибирск. Это будет недорого, интересно и для зрителей, и для артистов. В театре всегда нужно что-то новое показывать.
– Будете выходить на сцену в Новосибирске как артист?
– Я с этого начну работу с труппой. Жаль, что не получится сделать это в ноябре – у меня в этом месяце плотный график. Но в конце ноября и декабре я однозначно выйду на сцену. Мне кажется, так даже лучше: я смогу поближе и побыстрее познакомиться с артистами. Это очень хороший ход. Я буду не просто формальный начальник, а коллега, который будет в зале вместе с ними работать. Я могу доходчиво все им объяснить. У нас так было в Киеве: когда мы делали какие-то премьеры, я на репетициях мог с артистов довольно многого требовать, но сам я рядом с ними занимался, работал не меньше, чем они, подавая им пример. Это психологически очень важно.
Как артист я всегда был перфекционистом. Наверное, иногда я больше требую от людей, чем они могут. Но я всегда в таких случаях вспоминаю цитату из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать сломя голову, а чтобы двигаться вперед, надо бежать в два раза быстрее». В нашей профессии иначе никак.