Открытие «Жар птицы» традиционно проходит в Новосибирске, но вот сам фестиваль всегда уезжает за город, детей увозят подальше от городской суеты в оздоровительный лагерь имени Олега Кошевого. К ним в гости еду с Ириной Шмаковой, директором детской киностудии «Поиск» и одним из организаторов «Жар птицы».
– Детскому кино трудно пробиться на большой экран, – рассказывает она по дороге. – Тем не менее, ребенок, придумавший и сделавший фильм, хочет получить некое признание, понять, как зритель реагирует. Потому что мама, папа, одноклассники, коллеги по студии – это хорошо. Но этого бывает недостаточно. И вот именно на «Жар-птице» есть возможность получить обратную связь.
По словам Шмаковой, несмотря на то, что «Жар-птица» – это фестиваль детского авторского кино, в своей учебной части он направлен, в первую очередь, на руководителей студий мультипликации. «К нам приезжают профессиональные мастера, аниматоры, художники, драматурги, киноведы и после просмотра всех мультфильмов они ведут «разбор полетов» как с детьми, так и с взрослыми, – отмечает организатор. – В современной системе образования нет такой специальности, как педагог-мультипликатор, и мы на «Жар-птице» отчасти решаем эту проблему».
Дети и взрослые на фестивале работают отдельно, снимают за десять дней свои фильмы, а на закрытии проходит показа и того, и другого. Оценивает все привезенные на «Жар-птицу» фильмы «Совет мастеров» – это составленное из профессионалов жюри. Есть и «Совет подмастерьев» – это дети, которые также выносят свой вердикт.
«Здесь важно то, что они учатся оценивать фильмы, формулировать свои мысли. Оценка «нравится – не нравится» – обывательская, а человек, который занимается фильмами, сам их снимает, должен уметь и говорить о фильмах. Высказывать свое мнение он должен профессионально и аргументированно. Сказать, допустим, что где-то кадр «провисает», звук неточный, сюжет спорит с картинкой», – говорит Ирина Шмакова.
– Детям, действительно, это все так интересно?
– Сегодня одна из ведущих наших мастер-классов, Женя, мне рассказала, что вчера дети к ней пришли в шесть вечера со словами: «Мы отпросились у вожатых до двух ночи!». И вот они до двух ночи, как подорванные, что-то там лепили, что-то снимали… Это довольно удивительное явление, потому что зачастую сюда приезжают дети, которые за год уже вдоволь наснимали в своих студиях, а здесь, где есть программа для детей, разные квесты, подвижные игры, они говорят: «так, мы не снимаем, мы не рисуем, нам этого в творческом сезоне хватило, а сейчас мы пошли под соснами бегать!» Да идите, бога ради! Тем более, что каждое утро у нас обязательные просмотры, где все – и дети, и взрослые – сидят и смотрят фильмы друг друга.
Сценарий
Лес, сосны, необыкновенная для детского лагеря тишина. Но это только первое впечатление и от того, что вижу на улице. В мастерских – все ярко и шумно. Меня встречают любопытные взгляды ребят и наставница Евгения Жиркова. Та самая, которая сегодня до двух ночи что-то лепила и снимала. Она учится на режиссера и работает мультипликатором в московской студии «Пилот».
– Я здесь уже в четвертый раз, и мне здесь очень нравится! Здесь все дети необычные, неслучайные, творческие, поэтому и атмосфера здесь такая же, – говорит девушка, окидывая взглядом небольшую комнату и юных мастеров. – Сейчас перед нами стоит задача сделать репортаж о «Жар-птице». Наши пластилиновые герои расскажут о том, что это за фестиваль…
Неожиданно Женю прерывают две девчонки в оранжевых футболках, вихрем ворвавшиеся в комнату.
– Вы же болеете! Зачем пришли?
– Мы пришли снимать!
Глаза девчонок горят, а в руках уже пластилин. Женя пытается сдержать улыбку.
Заболевшие девочки-мультипликаторы Рита и Ира – из Мысков. На «Жар-птице» обе не впервые, хотя им не больше 12 лет. Говорят, что мультипликация им нравится, потому что это интересно. А еще потому, что «тут высказываешь свое мнение, свои идеи, сам рисуешь и пишешь сценарии».
– Завтра у нас уже финал, а мы ничего не успеваем. Видите, сейчас все торопятся. Даже мы пришли снимать, хоть и заболели, – крайне серьезно говорит мне одна из девочек. Вторая в это время лепит волка.
Пока я беседую с девчонками, в комнату заходят парни. На вид им лет по 16-17, на самом деле, как оказалось, – по 14. Они очень шумно обсуждают кота-повара, который должен варить курицу.
– Что тебе больше всего нравится в создании мультиков? – спрашиваю у одного из них.
– Юмор! – отвечает Данил, задорно улыбаясь. – Когда разрабатываешь сценарий, несешь какой-то бред, а потом оказывается, что этот бред и есть самый настоящий и довольно хороший сценарий. Часто в процессе придумывания возникают какие-то интересные, веселые вещи, которые мы потом и вставляем в мультфильм.
– Даня, Даня, я придумал! – буквально влетает в комнату еще один мультипликатор. – Короче, эта курица выбирается из кастрюли, уходит из кадра, а потом приводит за собой цыплят!
Данил понимающе кивает головой, отвечает приятелю и, обращаясь уже ко мне, говорит: «Вот теперь вы понимаете, как рождаются наши идеи!»
Постановка
На выходе из мастерской меня встречает седовласый мужчина с необыкновенно добрыми глазами. Это «отец» фестиваля, его генеральный директор, а также президент «Сибирского фонда развития детского кино» Петр Анофриков. Мы проходим в другую комнату, на двери которой висит листок с надписью «Газета». Там тишина, но на столе все тот же пластилин, бумага, фломастеры и скрепки. Атмосфера творчества здесь повсюду.
– Петр Иванович, в чём особенность вашего фестиваля?
– В том, что это не конкурс. Наш фестиваль – это праздник. Когда я только начинал его делать, в 2004 году, я сказал комитету, что наша главная задача в том, чтобы все разъехались друзьями, поэтому надо изначально устранить все конфликтные ситуации, которые могут быть где-то заложены, – тихим, но уверенным тоном рассказывает основатель фестиваля. – Именно поэтому у нас нет жюри. Лучшие фильмы выбирают сами участники: руководители студий со своими ребятами, которых они привезли, должны в конце отобрать десять лучших фильмов фестиваля, причем они не имеют права включать туда свои. Но это не первое и десятое место, а просто десять. Это уровень, на который надо равняться и к которому надо стремиться.
По словам Петра Ивановича, главная задача фестиваля – научить. Поэтому здесь все делятся на четыре простые категории. Первая категория – «чайники». Это люди, которые только учатся делать кино. «Чайников здесь немерено…», – вздыхает генеральный директор. Вторая категория – «самовары». Это те, кто действительно работают на студиях, у них все получается, и огонь у них внутри. Их кипятка и пара хватает на то, чтобы поделиться со всеми остальными. Категория третья – «заварочники». Это те, кто вокруг себя сами запускают студии. Ну и последняя, четвертая, категория, – «титаны». С ними все ясно.
– Наши «чайники» постепенно становятся «самоварами», в результате чего появляется еще больше разных студий, которые производят еще больше хороших мультфильмов.
– А что в детской мультипликации главное?
– Главное – вынести внутренний мир ребенка на экран, – улыбается Петр Иванович. – Детство счастливое не потому, что оно беззаботное, а потому, что мы находимся в гармонии со своим внутренним миром. В детстве мы счастливы, потому что делаем то, что хотим. Потом вырастаем и думаем: вот денег заработаю, а уж потом… Этого «потом», как правило, не бывает. Поэтому за свое счастье нужно бороться. Этим мы здесь и занимаемся.
Анофриков торопится по делам. Я остаюсь в «Газете» с тихими девушками, которые, как оказалось, верстают «Раннюю пташку». Это многотиражная ежедневная газета, освещающая фестиваль. Ее редакторы мультиками не занимаются, они их описывают.
Съемка и монтаж
Возвращаюсь в мастерскую, из которой доносятся крики: «Сейчас мы будем жечь курицу и мыть пиццу!», «Курицу сожжем!», «Нет, давай она убежит!», «Нет, давай делать огонь!». Творческий процесс в самом разгаре. На зеленом фоне стоят пластилиновые фигурки животных, это неподвижный кадр, на них направлен фотоаппарат на штативе, а рядом, на ноутбуке, этот самый кадр отображается.
Работа ребят довольно кропотлива: нужно сделать один кадр, изменить в расстановке фигур какую-нибудь, порой даже совершенно незначительную, деталь, сделать еще один кадр и проверить, не слишком ли большая перемена произошла в кадре, выглядит ли действие естественно и не сдвинулась ли картинка.
Стараюсь не мешать ребятам и отхожу к самому младшему из всех мультипликаторов, который, мурлыча что-то под нос, увлеченно катает пластилин. Его зовут Андрей и ему всего восемь лет. Говорит, что на фестивале весело, и он хотел бы остаться здесь на целый год.
– А почему тебе так нравится делать мультики?
– Это так интересно! А еще, когда вот сделаешь мультик, посмотришь его, сам удивляешься, неужели это я сделал?
Лохматый мальчуган несется к шкафу, чтобы показать мне свои, только что слепленные детали для мультика. Вопреки моим ожиданиям это не какие-нибудь лисы-зайцы, а вполне себе реалистичный компьютер и телепортатор.
Два других мальчишки в противоположном конце мастерской лепят зомби. Целую семью. Не для мультика, просто так. Потому что интересно.
Девочка Рита рисует моделей в разноцветных платьях. А Ира то и дело подбегает к Жене, спрашивая, подходит ли такая лапа или голова будущему волку.
Женя занимается той же работой, что и парни. Только она снимает другой мультик. Говорит, что дети уже устали, поэтому пока делает все сама.
Между ребятами все так же ведется активное обсуждение. Сдвинулся кадр. Надо переснимать.
Титры
– Что делаешь там?
– Ищу глаза от своего волка…
За пару часов, проведенных на фестивале, я услышала и не такие, еще более забавные, а порой непонятные, реплики. Увидела очень талантливых детей и их пластилиновые «произведения». И, самое главное, прочувствовала необыкновенно творческую атмосферу создания новых шедевров мультипликации. И кто знает, может, эти самые шедевры юных авторов мы когда-нибудь увидим на экранах своих телевизоров.
Открытие «Жар птицы» традиционно проходит в Новосибирске, но вот сам фестиваль всегда уезжает за город, детей увозят подальше от городской суеты в оздоровительный лагерь имени Олега Кошевого. К ним в гости еду с Ириной Шмаковой, директором детской киностудии «Поиск» и одним из организаторов «Жар птицы».
– Детскому кино трудно пробиться на большой экран, – рассказывает она по дороге. – Тем не менее, ребенок, придумавший и сделавший фильм, хочет получить некое признание, понять, как зритель реагирует. Потому что мама, папа, одноклассники, коллеги по студии – это хорошо. Но этого бывает недостаточно. И вот именно на «Жар-птице» есть возможность получить обратную связь.
По словам Шмаковой, несмотря на то, что «Жар-птица» – это фестиваль детского авторского кино, в своей учебной части он направлен, в первую очередь, на руководителей студий мультипликации. «К нам приезжают профессиональные мастера, аниматоры, художники, драматурги, киноведы и после просмотра всех мультфильмов они ведут «разбор полетов» как с детьми, так и с взрослыми, – отмечает организатор. – В современной системе образования нет такой специальности, как педагог-мультипликатор, и мы на «Жар-птице» отчасти решаем эту проблему».
Дети и взрослые на фестивале работают отдельно, снимают за десять дней свои фильмы, а на закрытии проходит показа и того, и другого. Оценивает все привезенные на «Жар-птицу» фильмы «Совет мастеров» – это составленное из профессионалов жюри. Есть и «Совет подмастерьев» – это дети, которые также выносят свой вердикт.
«Здесь важно то, что они учатся оценивать фильмы, формулировать свои мысли. Оценка «нравится – не нравится» – обывательская, а человек, который занимается фильмами, сам их снимает, должен уметь и говорить о фильмах. Высказывать свое мнение он должен профессионально и аргументированно. Сказать, допустим, что где-то кадр «провисает», звук неточный, сюжет спорит с картинкой», – говорит Ирина Шмакова.
– Детям, действительно, это все так интересно?
– Сегодня одна из ведущих наших мастер-классов, Женя, мне рассказала, что вчера дети к ней пришли в шесть вечера со словами: «Мы отпросились у вожатых до двух ночи!». И вот они до двух ночи, как подорванные, что-то там лепили, что-то снимали… Это довольно удивительное явление, потому что зачастую сюда приезжают дети, которые за год уже вдоволь наснимали в своих студиях, а здесь, где есть программа для детей, разные квесты, подвижные игры, они говорят: «так, мы не снимаем, мы не рисуем, нам этого в творческом сезоне хватило, а сейчас мы пошли под соснами бегать!» Да идите, бога ради! Тем более, что каждое утро у нас обязательные просмотры, где все – и дети, и взрослые – сидят и смотрят фильмы друг друга.
Сценарий
Лес, сосны, необыкновенная для детского лагеря тишина. Но это только первое впечатление и от того, что вижу на улице. В мастерских – все ярко и шумно. Меня встречают любопытные взгляды ребят и наставница Евгения Жиркова. Та самая, которая сегодня до двух ночи что-то лепила и снимала. Она учится на режиссера и работает мультипликатором в московской студии «Пилот».
– Я здесь уже в четвертый раз, и мне здесь очень нравится! Здесь все дети необычные, неслучайные, творческие, поэтому и атмосфера здесь такая же, – говорит девушка, окидывая взглядом небольшую комнату и юных мастеров. – Сейчас перед нами стоит задача сделать репортаж о «Жар-птице». Наши пластилиновые герои расскажут о том, что это за фестиваль…
Неожиданно Женю прерывают две девчонки в оранжевых футболках, вихрем ворвавшиеся в комнату.
– Вы же болеете! Зачем пришли?
– Мы пришли снимать!
Глаза девчонок горят, а в руках уже пластилин. Женя пытается сдержать улыбку.
Заболевшие девочки-мультипликаторы Рита и Ира – из Мысков. На «Жар-птице» обе не впервые, хотя им не больше 12 лет. Говорят, что мультипликация им нравится, потому что это интересно. А еще потому, что «тут высказываешь свое мнение, свои идеи, сам рисуешь и пишешь сценарии».
– Завтра у нас уже финал, а мы ничего не успеваем. Видите, сейчас все торопятся. Даже мы пришли снимать, хоть и заболели, – крайне серьезно говорит мне одна из девочек. Вторая в это время лепит волка.
Пока я беседую с девчонками, в комнату заходят парни. На вид им лет по 16-17, на самом деле, как оказалось, – по 14. Они очень шумно обсуждают кота-повара, который должен варить курицу.
– Что тебе больше всего нравится в создании мультиков? – спрашиваю у одного из них.
– Юмор! – отвечает Данил, задорно улыбаясь. – Когда разрабатываешь сценарий, несешь какой-то бред, а потом оказывается, что этот бред и есть самый настоящий и довольно хороший сценарий. Часто в процессе придумывания возникают какие-то интересные, веселые вещи, которые мы потом и вставляем в мультфильм.
– Даня, Даня, я придумал! – буквально влетает в комнату еще один мультипликатор. – Короче, эта курица выбирается из кастрюли, уходит из кадра, а потом приводит за собой цыплят!
Данил понимающе кивает головой, отвечает приятелю и, обращаясь уже ко мне, говорит: «Вот теперь вы понимаете, как рождаются наши идеи!»
Постановка
На выходе из мастерской меня встречает седовласый мужчина с необыкновенно добрыми глазами. Это «отец» фестиваля, его генеральный директор, а также президент «Сибирского фонда развития детского кино» Петр Анофриков. Мы проходим в другую комнату, на двери которой висит листок с надписью «Газета». Там тишина, но на столе все тот же пластилин, бумага, фломастеры и скрепки. Атмосфера творчества здесь повсюду.
– Петр Иванович, в чём особенность вашего фестиваля?
– В том, что это не конкурс. Наш фестиваль – это праздник. Когда я только начинал его делать, в 2004 году, я сказал комитету, что наша главная задача в том, чтобы все разъехались друзьями, поэтому надо изначально устранить все конфликтные ситуации, которые могут быть где-то заложены, – тихим, но уверенным тоном рассказывает основатель фестиваля. – Именно поэтому у нас нет жюри. Лучшие фильмы выбирают сами участники: руководители студий со своими ребятами, которых они привезли, должны в конце отобрать десять лучших фильмов фестиваля, причем они не имеют права включать туда свои. Но это не первое и десятое место, а просто десять. Это уровень, на который надо равняться и к которому надо стремиться.
По словам Петра Ивановича, главная задача фестиваля – научить. Поэтому здесь все делятся на четыре простые категории. Первая категория – «чайники». Это люди, которые только учатся делать кино. «Чайников здесь немерено…», – вздыхает генеральный директор. Вторая категория – «самовары». Это те, кто действительно работают на студиях, у них все получается, и огонь у них внутри. Их кипятка и пара хватает на то, чтобы поделиться со всеми остальными. Категория третья – «заварочники». Это те, кто вокруг себя сами запускают студии. Ну и последняя, четвертая, категория, – «титаны». С ними все ясно.
– Наши «чайники» постепенно становятся «самоварами», в результате чего появляется еще больше разных студий, которые производят еще больше хороших мультфильмов.
– А что в детской мультипликации главное?
– Главное – вынести внутренний мир ребенка на экран, – улыбается Петр Иванович. – Детство счастливое не потому, что оно беззаботное, а потому, что мы находимся в гармонии со своим внутренним миром. В детстве мы счастливы, потому что делаем то, что хотим. Потом вырастаем и думаем: вот денег заработаю, а уж потом… Этого «потом», как правило, не бывает. Поэтому за свое счастье нужно бороться. Этим мы здесь и занимаемся.
Анофриков торопится по делам. Я остаюсь в «Газете» с тихими девушками, которые, как оказалось, верстают «Раннюю пташку». Это многотиражная ежедневная газета, освещающая фестиваль. Ее редакторы мультиками не занимаются, они их описывают.
Съемка и монтаж
Возвращаюсь в мастерскую, из которой доносятся крики: «Сейчас мы будем жечь курицу и мыть пиццу!», «Курицу сожжем!», «Нет, давай она убежит!», «Нет, давай делать огонь!». Творческий процесс в самом разгаре. На зеленом фоне стоят пластилиновые фигурки животных, это неподвижный кадр, на них направлен фотоаппарат на штативе, а рядом, на ноутбуке, этот самый кадр отображается.
Работа ребят довольно кропотлива: нужно сделать один кадр, изменить в расстановке фигур какую-нибудь, порой даже совершенно незначительную, деталь, сделать еще один кадр и проверить, не слишком ли большая перемена произошла в кадре, выглядит ли действие естественно и не сдвинулась ли картинка.
Стараюсь не мешать ребятам и отхожу к самому младшему из всех мультипликаторов, который, мурлыча что-то под нос, увлеченно катает пластилин. Его зовут Андрей и ему всего восемь лет. Говорит, что на фестивале весело, и он хотел бы остаться здесь на целый год.
– А почему тебе так нравится делать мультики?
– Это так интересно! А еще, когда вот сделаешь мультик, посмотришь его, сам удивляешься, неужели это я сделал?
Лохматый мальчуган несется к шкафу, чтобы показать мне свои, только что слепленные детали для мультика. Вопреки моим ожиданиям это не какие-нибудь лисы-зайцы, а вполне себе реалистичный компьютер и телепортатор.
Два других мальчишки в противоположном конце мастерской лепят зомби. Целую семью. Не для мультика, просто так. Потому что интересно.
Девочка Рита рисует моделей в разноцветных платьях. А Ира то и дело подбегает к Жене, спрашивая, подходит ли такая лапа или голова будущему волку.
Женя занимается той же работой, что и парни. Только она снимает другой мультик. Говорит, что дети уже устали, поэтому пока делает все сама.
Между ребятами все так же ведется активное обсуждение. Сдвинулся кадр. Надо переснимать.
Титры
– Что делаешь там?
– Ищу глаза от своего волка…
За пару часов, проведенных на фестивале, я услышала и не такие, еще более забавные, а порой непонятные, реплики. Увидела очень талантливых детей и их пластилиновые «произведения». И, самое главное, прочувствовала необыкновенно творческую атмосферу создания новых шедевров мультипликации. И кто знает, может, эти самые шедевры юных авторов мы когда-нибудь увидим на экранах своих телевизоров.