«Красный факел» подготовил целый шекспировский марафон, который стартовал утром с интеллектуальной игры «Весь мир – Шекспир», а закончился ночью экскурсиями по уголкам театра, обычно недоступным зрителю. Экскурсии вели пять известных актрис театра, среди которых были Виктория Левченко, участвовавшая во всех постановках Шекспира в «Красном факеле», и Дарья Емельянова – одна из главных актрис театра на сегодняшний момент.
Зрителю предоставили возможность побывать в пошивочном цехе, репетиционной, актерском фойе, в «люке» (помещении под сценой), где был далеко не каждый актер, а также на главной сцене театра. Везде были установлены проекторы и телевизоры, на которых транслировались постановки Шекспира прошлых лет.
В репетиционном зрители попали на известный спектакль «Макбет». Среди реальных декораций нашумевшей постановке экскурсоводы рассказали об особенностях и спецэффектах шекспировского театра XVI века и предложили сравнить с современными.
«Пьесы Шекспира – одни из самых кровавых пьес. В его время люди были привычны к жестокости, часто проходили публичные казни. Да и игра актеров была гораздо проще: достаточно было показать жестами эмоцию, громко вскрикнуть или упасть, ни о каких нюансах, вхождении в образ речь не шла. Для сцен убийств использовали мешки с бычьей кровью, придумывали хитрые приспособления для театрального отрубания голов. Сейчас зритель стал гораздо умнее, да и показывать сцены казни, похожие на реальные, стало даже дурным тоном. Мы все это делаем через метафоры и намеки», – рассказала актриса театра Виктория Левченко.
«Считается, что «Макбет» – это роковая пьеса. В Англии никогда на афишах не пишут название этого спектакля, пишут просто «Пьеса». Потому что при ее постановках в городах случались пожары, перевороты, восстания, да и у актеров случались большие неприятности. Первый исполнитель роли Банко в «Красном факеле», Илья Куропаткин, трагически погиб, так что наш театр тоже поплатился за эту постановку», – поведала Ксения Гусева, заместитель директора театра.
В зале под сценой зрителям было предложено погрузиться в эпоху зловещего короля Ричарда III. «На самом деле, Ричард III не был страшным и горбатым, каким его описал Шекспир. Он был приятный на внешность, проводил положительные реформы и, конечно, не убивал свою семью. Так что у Шекспира – это был специальный заказ, чтобы очернить и высмеять правителя. Поэтому мы знаем Ричарда III таким тираном», – объяснила Ксения.
В пошивочном цеху театралы смогли узнать о процессе изготовления костюмов для каждого современного спектакля и спектаклей времен великого драматурга. Пьесы Шекспиры уже около 25 лет не играются в костюмах эпохи Шекспира, сейчас их стараются сделать более легкими и современными.
Каждому посетителю представился шанс почувствовать себя на месте актера, выйти на главную сцену театра и увидеть зрительный зал с «другой стороны».
Помимо главных закулисных помещений зрители увидели места, где актеры бывают каждый день. Например, возле гримерных можно увидеть своеобразную стену славы театра, на ней оставили отпечатки рук, все актеры и режиссеры, которые играли в «Красном факеле» и чьи спектакли шли здесь. На это же стене развешаны зеркала разных форм и размеров, каждое из которых подписано «Неотразимый», «Незаменимый» и так далее. Есть даже специальное зеркало для театральной кошки Маши.
Для «Красного факела» это уже третья ночная экскурсия. Но, по словам работников театра, они впервые позволили зрителям «зайти так далеко».
«Мы никогда не проводили свои экскурсии под сценой, например. У нас есть еще экскурсии по закулисью, но они обычно более скромные – без декораций и показов спектаклей. Но у нас еще много еще чего, что можно показать. Главное, чтобы у зрителей не пропало волшебство театра», – завершила экскурсию Виктория Левченко.