17 ноября на сцене камерного зала филармонии московский театр показал мелодраму «Лондонский треугольник» о Николае Огареве, Александре Герцене и Натали Тучковой и о сложных взаимоотношениях между ними. Роли в спектакле исполняют народный артист России Александр Галибин (Огарев), актер и известный телеведущий Александр Гордон (Герцен) и молодая актриса Джульетта Геринг.
«История написана по историческим документам, письмам, дневникам всех трех героев. Это все – реально происходившие события. И просто потрясающе, что за это все взялись именно в виде пьесы, – рассказал Александр Галибин. – В ней есть люди, настоящие люди, поэтому ее интересно играть».
«Пьеса должна называться «Натали», потому что именно она главная героиня истории. И следует помнить, что это мелодрама – необычное для театра направление. Когда я ознакомился с текстом пьесы, у меня возник, как любят говорить на канале «Культура», когнитивный диссонанс, – отметил Александр Гордон. – Огарев и Герцен – герои русской культуры, оказываются простыми людьми. Герцен вообще безумен. Он плачет каждые полчаса, чего я себе вне сцены не могу уже лет 30 позволить. Но в спектакле – пожалуйста. Любой артист – сентиментальная дрянь. Чтобы заплакать, достаточно себя пожалеть. Это моя самая тяжелая работа, которую я делал за всю жизнь».
Джульетта Геринг сказала, что этот спектакль для нее – подарок судьбы. Но даже попробовать вообразить себя на месте своей героини она не хочет. «Первый раз, когда я читала пьесу, подумала про Натали: какая тварь! Уже после я нашла ее дневники, письма и поняла, что она просто честна. И хотела быть именно такой. Я вообще считаю, что самый драматичный русский женский образ – Баба-Яга. Это что надо было делать с женщиной, чтобы она такой стала. Скорее всего, мужчины виноваты. Вот моя Натали и есть такая Баба-Яга», – рассказала Джульетта Геринг.
«Я не ищу в этом спектакле ответы на вопросы. Их я искал, когда начинал работать актером. Здесь я со сцены смотрю в зрительный зал, где сижу я сам, и спрашиваю: «Че, узнаешь?». И это горькое узнавание. Герцен говорит Натали: «Подожди. У меня есть дело. Я должен войти в историю». Мы не показываем здесь революционеров, только обычных людей, – объяснил Гордон. – Мне даже кажется, что Огарева играть интереснее, чем Герцена. Он характерный, там есть, где развернуться. А Герцен другой. Я знал много эмигрантов, того же Бродского. Я пытался повторить его в персонаже. Все эти его обращения прямо к человеку, все эти «Да?» в конце предложений, но Дмитрий Астрахан (режиссер спектакля) меня все время останавливал. Но своего персонажа можно понять, а Натали – как любую женщину можно только принять. Есть такая известная фраза: «В каждой женщине есть Медея». Вот здесь как раз об этом».
Александр Гордон и Александр Галибин помимо актерской деятельности занимаются еще режиссерской работой.
«Мне совмещать не сложно, ну какой я режиссер – всего три спектакля поставил. А вот Галибин всегда морщится, когда выходит актером. Мол, что я тут с вами делаю», – смеясь, заметил Александр Гордон.
«Я делаю то, что мне нравится, и мне легко переключаться с одного на другое. Вообще этот спектакль замечательный – ты тут напрямую обращаешься к чувствам людей. А с Новосибирском у меня много связано, тут хочется отдавать зрителю еще больше, – рассказал Галибин. – Но здесь сложно, зритель очень добрый, но в то же время очень искушенный, и традиции театральные сильны. Город очень театральный».
«Вы спрашиваете про политические стороны в спектакле. Так вот их нет. Театр аполитичен – с белыми ленточками лучше сюда не приходить. Я не могу представить себе революции в современной России. Раньше у меня было общественное движение «Образ будущего». Оно перестало существовать, как и сам по себе образ будущего. В спектакле это тоже видно. У нашей страны вообще сейчас главной национальной идеей является ее поиск. «Мы ищем, а вы к нам не лезьте!». Или еще одной идеей, под которой 85% граждан подпишутся – хватит воровать. Тоже правильно», – подчеркнул Гордон.
Актеры поспорили о наличии цинизма в постановке. Галибин указал, что его нет в пьесе, что она предельно честная, с чем не согласился Гордон: «Цинизм – самый дешевый, самый простой и эффективный способ защититься от окружающих, своеобразный фильтр. Без него трудно. Джульетта, вот ты цинична? Нет? Тогда научишься».
«Самый простой и банальный», – подытожил Александр Галибин.