Фестиваль «Один, два, три» проводил Новосибирский государственный театральный институт при финансовой поддержке регионального министерства культуры. Грант, выделенный институту в рамках областной долгосрочной целевой программы «Культура», был потрачен на транспортные и гостиничные расходы иногородних студенческих спектаклей и на призовой фонд. Профессионалы добирались до Новосибирска за свои деньги. Неудивительно, что студенческая афиша оказалась более обширной и разнообразной.
Председатель жюри, лауреат Государственной премии России, известный актер и режиссер Александр Баргман любезно согласился смотреть спектакли фестиваля в перерывах между репетиций спектакля в «Красном факеле» по пьесе Фрила «Отцы и сыновья». Оргкомитет фестиваля буквально подхватывал режиссера у служебного входа театра и мчал на очередной фестивальный показ. Баргман был приглашен в жюри фестиваля неслучайно. Те, кому посчастливилось видеть его в моноспектакле «Душекружение» по произведениям Набокова, знают, что этот актер демонстрирует высочайшее мастерство в жанре моноспектакля, созданного на основе литературных произведений. Именно творческие поиски в области театра слова, литературного театра, камерного театра оказались наиболее интересными событиями фестиваля «Один, два, три».
Спектакль «Катерина и Варвара»
Муза театрального искусства, несомненно, захотела бы воспеть спектакль, получивший Гран-при конкурса. Это работа молодого режиссера из Молдавии Вячеслава Чеботаря, магистранта Виктора Рыжакова, созданная в Центре имени Вс. Мейерхольда совместно со Школой-студией МХАТ при МХТ имени Чехова. В спектакле «Однажды мы все будем счастливы» заняты две юные актрисы, студентки выпускного курса п/р Константина Райкина все той же Школы-студии. Блистательное мастерство Александры Кузенкиной и Анастасии Прониной буквально загипнотизировало зал. И крошечная сцена, и все зрители расположились на сцене Дома Актера.
Спектакль «Однажды мы все будем счастливы»
Из-за наплыва желающих увидеть московских гостей девушкам пришлось сыграть спектакль два раза подряд. А это, поверьте, совсем не просто. История, которую написала Е. Васильева, попадает в ряд Doc-овских историй об униженных и оскорбленных/нищих духом/бедных людях современной России.
Некрасивая, жалкая девочка, чья мать работает в школе уборщицей, на наших глазах разворачивает скорбный свиток своего хаотичного подросткового сознания. Там есть все, кроме любви: обида, зависть, ненависть, одиночество, тоска. Актрисы исполняют историю на два голоса, поначалу кажется, что это разделение на темную и светлую сторону души, но все оказывается гораздо сложнее. Спектакль поразительно скоро втягивает зрителей в водоворот потока сознания, притом что актрисы «играют» только голосами, интонациями и красками своей актерской индивидуальности. Что называется, «без рук». Ни мизансцен, ни жестикуляции, ни даже взаимодействия друг с другом иными средствами, кроме голосовых.
Спектакль-концерт очевидным образом продолжает традицию спектаклей «Кислород», «Бытие номер два» и «Июль» в постановке Виктора Рыжакова. В Новосибирске Сергей Афанасьев в близкой стилистике поставил спектакли в НГДТ по пьесам Вырыпаева «Танец Дели» и «Иллюзии».
Спектакль «Глупости любви»
После спектакля у зрителей возникло желание обсудить увиденное и, главным образом, выразить свои восторг, восхищение и трепет. Обсуждение продолжило обмен энергией любви и благодарности между сценой и зрительным залом. Как иногда говорят в таких случаях: «Жаль, что вас не было с нами». Гран-при в иерархии наград фестиваля располагается вне номинаций, или, точнее, над номинациями «профессионалы» и «студенты».
Среди профессионалов первое место разделили два спектакля. Актер Андрей Бутрин и музыкант Дмитрий Карпов получили первое лауреатское место за спектакль «Желтый ангел». В репертуарном спектакле Театра слова и музыки звучат 17 песен Вертинского, его стихи, отрывки из писем и из книги эссе «Размышления», фрагменты воспоминаний об актере. Программа создавалась в соавторстве актера-исполнителя и концертмейстера, великолепного пианиста Дмитрия Карпова. Из сотворчества драматического актера и музыканта-виртуоза родился концерт-размышление о природе творчества и судьбе артиста-одиночки.
Спектакль «Валентинов день»
Открытием стал и второй спектакль-лауреат первой степени - «Скамейка» в постановке Анны Зиновьевой (идет на сцене ДК. им. Дзержинского как актерская антреприза). Это дуэт двух прекрасных актеров «Красного факела» Ирины Кривонос и Константина Телегина. Режиссура Анны Зиновьевой приблизила советскую пьесу к современному зрителю, создав атмосферу, в которой расцветает невероятно тонкое партнерство актера и актрисы. Именно партнерская чуткость превращает «Скамейку» в удивительное любовное приключение, где вся ситуация, ее оценка и намерения героев меняются каждые пять минут. А в пять минут, как известно, можно сделать очень много, особенно на сцене.
Фестиваль предоставил возможность зрителям снова встретиться с выпускницей Новосибирского театрального института Алиной Кикеля в спектакле «Наташина мечта». За это время спектакль нисколько не растерял своей прежней прелести, актриса же очень выросла профессионально. (Сейчас Алина живет в Петербурге и работает в «Таком театре»). Она все так же органична и притягательна, но в ней есть теперь спокойная уверенность «артиста в силе».
Спектакль «Наташина мечта»
Спектакль стал последней работой легенды театрального Новосибирска, режиссера Изяслава Борисова, которого уже два года нет с нами. В крошечном зале «Кобры», в знаменитой 116 комнате спектакль прозвучал по-особому, как поминальная молитва по Изе, незабвенному Режиссеру Обского моря. С его уходом театральная школа Новосибирска потеряла талантливого педагога, подлинного художественного лидера. Однако традиции школы продолжаются, их подхватывают молодые педагоги, выпускники института, ныне артисты новосибирских театров.
Среди молодежных спектаклей особенно порадовали самостоятельные работы студентов Екатеринбургского государственного театрального института п/р Екатерины Царегородцевой. Ребята показали три одноактовки: «Твоя очередь», «Чудная баба» и «Медведь», и все три оказались на лауреатских местах, разделив пьедестал со спектаклями новосибирских студентов.
Спектакль «Озябла»
Среди новосибирских студенческих спектаклей также была одна самостоятельная работа: студентка 4 курса Клавдия Качусова сама написала инсценировку по пьесе Радзинского «104 страницы про любовь» и сыграла в собственной постановке главную роль в дуэте с артистом «Первого театра» Ильей Музыко.
Весьма рекомендую всем попасть на спектакли, отмеченные призовыми местами, до окончания театрального сезона. Подробная информация о победителях и дипломантах доступна на сайте НГТИ.
Теперь о будущем. Фестиваль вернется в Новосибирск через два года в несколько видоизмененном виде. Вероятнее всего, номинация профессионалов так и будет распределяться на несколько недель, чтобы жюри и зрители могли посмотреть все, что будет идти в новосибирских театрах в 2015 году в жанре моноспектаклей и спектаклей на двоих и на троих. А вот студенческая номинация должна пройти летом, в течение одной недели, с показами двух-трех спектаклей в день. Чтобы вся компания студентов – гостей фестиваля и новосибирцев – смогла увидеть работы друг друга и перезнакомиться.
За два месяца фестиваль успел обзавестись своей публикой, хотя следить за афишей было непросто: разные площадки, разное время начала спектаклей, чуть ли ни ежедневные показы. Но кто хотел, тот везде успел.
Фото: Юлия Исакова, Фрол Подлесный