Лента новостей

Все новости

Популярное

Анатолий Узденский: от князя Вяземского до авторитета Апостола

 

Анатолий Узденский: от князя Вяземского до авторитета Апостола

- Вы несколько лет назад уехали в Москву из Новосибирска, но по-прежнему приезжаете в родной город. Что вас сюда тянет?
- Новосибирск – главный город в моей жизни. Здесь я проработал 20 с лишним лет, здесь мои родные театры – «Старый дом», «Красный факел», здесь у меня дом, поэтому я в Новосибирск периодически возвращаюсь. Я продолжаю считать себя новосибирцем, а не москвичом. В столице я работаю, там интересно, но родной город – это Новосибирск.
- Когда вы приезжаете в Новосибирск, удается посетить местные театры?
- Да я стараюсь следить за репертуаром новосибирских театров. Сейчас творческие и дружеские интересы связывают меня с «Красным факелом». Здесь у меня весь репертуар отсмотрен. Я видел «Сильвию», до этого был на спектакле «Поминальная молитва», посетил все постановки Тимофея Кулябина. Я считаю, «Красный факел» - очень динамичный театр с современным менеджментом, с активным репертуаром, со своей позицией и публикой. Я думаю, что он+ стоит в первой строчке среди немосковских театров. Во многом благодаря директору, потому что он из плеяды современных руководителей.
- А за репертуаром «Старого дома» следите?
- Да, конечно. Хотя я довольно ревниво отношусь к «Старому дому», я отдал ему 22 года жизни. Я недоволен его репертуаром сейчас, потому что вспоминаю то, что ставилось в мое время. Наверное, мы, люди старшего возраста, становимся консерваторами. Но все равно этот театр для меня не чужой, меня до сих пор новосибирская публика помнит по «Старому дому». Мне нравится, когда меня узнают не по сериальным ролям, а по театральным – например, вспоминают, как я играл в «Голом короле».
- В спектакле «Голый король» вы не только играли, вы были его режиссером. Как вы совмещаете режиссерскую и актерскую деятельность?
- Я в «Старом доме» очень успешно поставил несколько спектаклей. Причем они были популярны у публики, и новосибирцы до сих пор помнят и «Голого короля», и «Лес», и «Семейный портрет с посторонним». Профессии актер и режиссер очень близки, правда, когда ты актер, ты работаешь над одним персонажем. А режиссер создает всех героев и целый спектакль. Но мне хватает воображения и энергии, чтобы за всех суметь прожить и сыграть. Я не хочу заниматься только режиссурой, потому что мне нравится актерская профессия, благодаря ей встречаешься с интересными режиссерами. У меня сейчас больше интересного происходит в кино, нежели на сцене. Так, например, я работаю с Григорием Чухраем – это замечательный режиссер, снявший фильмы «Водитель для Веры» и «Вор». Снимаюсь в полнометражном фильме, который называется «Москва-400» (наименование ядерного полигона, находящегося рядом с Семипалатинском). Это лирическая картина, в центре сюжета – подросток, который полюбил девочку-казашку, но близость к полигону накладывает трагический отпечаток на их любовь. Это не комедия и не блокбастер, скорее жизненная история. Выпуск фильма планируется на 2015 год – Чухрай снимает тщательно.
- Недавно в наш город приезжал еще один наш знаменитый земляк Андрей Звягинцев с премьерой фильма «Елена». Хотели бы сняться в его фильме?
- Да, я посмотрел фильм «Елена». За Андрея Звягинцева можно порадоваться, он выпустил третий фильм и снова успешно. Это большая редкость и свидетельство того, что его первый успех не случаен. Да я бы хотел сняться в авторском кино. Мы как-то разговаривали со Звягинцевым об этом. Он знает, что я Москве живу, рядом с ним. Если будет такой случай, я с удовольствием снимусь в его картине.
- В каких ролях вы сейчас заняты в театре «Современник»?
- Я играю Чебутыкина в знаменитом спектакле Галины Волчек «Три сестры», это очень хороший спектакль. Занят в «Шарманке» Миши Ефремова, в спектакле «Джентльмены». Такой достаточно симпатичный репертуар. Мне предлагают много ролей в сериалах. Сейчас активнее снимаются сериалы, чем полный метр. Я соглашаюсь с удовольствием. Как артист старой школы, я стараюсь в каждой роли найти что-нибудь свое, чтобы зрителю запомнился мой образ.
- Двадцать лет вы проработали в новосибирском «Старом доме» и шесть - в московском театре «Современник». Как вы считаете, могут ли новосибирские театры сравниться со столичными или они не дотягивают до их уровня?
- Это наше глубокое заблуждение. Средний уровень новосибирских театров не ниже московских и питерских. Во многом даже лучше. Другое дело, что Москва – это сосредоточение всех творческих сил, все стремятся в столицу, и там вероятность появления неординарного проекта выше, чем в городе, который в десять раз меньше, куда не притекают силы, откуда они утекают. Провинциалы не доверяют своему вкусу и представлению о театре и талантах. Многие наши зрители уверены, что в московских театрах есть что посмотреть, а новосибирские посещать незачем. Это не так. Я бы сказал, что средний уровень – он везде средний. Другое дело, что в провинции случаются откровенно провальные постановки. В Москве такие вещи уже не проходят. Там уже вовсю действуют финансовые механизмы. А в провинции – сойдет и так, государство не бросит на произвол судьбы, и зритель неизбалованный. Точно так же в Москве бывают такие взлеты, которые в Новосибирске невозможны элементарно исходя из одной статистики – концентрация мощных индивидуальностей в столице, конечно, выше. Хотя, уверяю, поставь в столичные обстоятельства наших актеров, они так же красиво заиграют.
- У вас как у режиссера возникают проблемы с подбором актеров?
- У всех возникают. Я приезжаю в Новосибирск, знаю актеров нашего города, кто мне интересен, у кого какие возможности. Бывает, хочешь поставить какую-то пьесу, а в городе некому играть. Как в кино, когда режиссер ищет по всей стране главного персонажа. Режиссер хочет качества, чтобы это был достойный фильм. Например, как Алексей Герман нашел Андрея Болтнева. Он должен был запускаться с фильмом, а главного героя не было. По всей стране разъехались ассистенты, и нашли в «Красном факеле» по фотографии Андрея. Так и в театре должно быть. Если режиссер собирается ставить спектакль, главное – найти центрального персонажа. Когда я только начинал работать, была целая политика управления культуры по привлечению лучших актеров в город. Я помню, меня в свое время в Омск хотели переманить. А не то, что бывает сейчас в театрах, слова выучил - и на сцену. Раньше режиссер или директор театра искали по стране премьера. Театр без премьера не существует. Сейчас же прослеживается политика некоторого безразличия.
- Вы не только актер и режиссер, но и писатель. Несколько лет назад вы выпустили книгу «Как записывают в артисты». Продолжаете писать?
- У меня есть товарищ – сценарист по образованию и он предлагает мне иногда совместную работу. Мы с ним вместе сценарии пишем, надеюсь, что по одному из них удастся снять кино. По сценарию, над которым мы вместе начинали работать, сняли на «Первом канале» сериал «Товарищи полицейские». Мы разрабатывали одну из сюжетных линий этого сериала, я потом отошел от работы, так как закончил сниматься в этом сериале.
- Вас не напрягает, что по-прежнему в сериалах популярен образ работника органов внутренних дел?
- Напрягает. Пора отходить от стандартов, но продюсеры не могут. Хотя есть исключения, например, несколько месяцев назад по «Первому каналу» прошел фильм «Назад в СССР», где я играл с Маратом Башаровым. Четырехсерийная лента, никаких милиционеров, лирическая смешная мелодрама. Марат Башаров очаровательный парень, и у нас получились забавные совместные сцены. В фильме персонаж Башарова попадает из нашего времени в 1975 год. Я играю секретаря райкома партии, агитирую ехать на БАМ, вступать в партию. Такой фильм-перевертыш, то есть герой думал, что действительно попал в 1975 год, а на самом деле за большие деньги ему создали иллюзию.
- Вам больше нравится играть исторических персонажей или наших современников?
- Мне одинаково приятно было играть как князя Вяземского, который добивался четвертования мятежного Емельки Пугачева, так и полковника милиции, и криминального авторитета. Главное, как роль выписана, чтобы она была яркая, было интересно сыграть. К сожалению, в сериалах редко попадаются такие роли, ты должен сам придумывать, как превратить шаблонный персонаж в яркий образ. Режиссеру некогда самому этим заниматься, если не хочешь затеряться, будь любезен сработать сам. Я недавно разговаривал с новосибирским актером Александром Невраевым. Он мне рассказал случай из своей жизни: завтра на съемки, сценария нет, знает только, что его герой – гинеколог, текста роли не дали, спросили только, какой размер костюма. А через несколько часов сниматься, и ты должен прийти на площадку и создать образ. Зрителю неважно, знал ты, что ты играешь, или нет. Это умение сыграть «слету» сегодня на съемках сериалов очень ценится. Здесь мне помогает театральный опыт, без которого артист будет играть только себя. Ты должен успеть за час прочитать роль, увидеть своего персонажа, почувствовать его интересные стороны и сделать роль с прицелом на дальнейшее развитие. И когда получается, то сам отмечаешь про себя, что молодец - смог как-то вывернуться.
- Какая сериальная роль вам больше удалась?
- В сериале «Ментовские войны» я уже давно играю криминального авторитета Апостола, и люди по этому персонажу меня узнают. Мне нравится моя роль в сериале «Группа Z», где я сыграл в эпизоде майора-взяточника. Он получился очень смешной и в то же время правдивый.
- А вы жалеете о несыгранных ролях?
- Мне жалко, что не получилось сыграть Тевье-молочника в театре «Красный факел». Я эту роль чувствовал, жаль, что она прошла мимо. А может, еще и не прошла. Ты сам не знаешь, откуда роль может прийти, многое зависит от режиссера, может актер не видит роль для себя, а она станет для него главной в жизни.
- Вы планировали поставить спектакль в новосибирском театре...
- К сожалению, я не успел в свой отпуск поставить спектакль в родном Новосибирске. Я уже выбрал пьесу, придется пока ее отложить. На следующий год обязательно осуществлю свои планы. Я не люблю без дела сидеть, загорать, купаться, сидеть в ресторанчике. Может кто-то может, а я не могу.
- Вы несколько лет назад уехали в Москву из Новосибирска, но по-прежнему приезжаете в родной город. Что вас сюда тянет?
- Новосибирск – главный город в моей жизни. Здесь я проработал 20 с лишним лет, здесь мои родные театры – «Старый дом», «Красный факел», здесь у меня дом, поэтому я в Новосибирск периодически возвращаюсь. Я продолжаю считать себя новосибирцем, а не москвичом. В столице я работаю, там интересно, но родной город – это Новосибирск.
- Когда вы приезжаете в Новосибирск, удается посетить местные театры?
- Да я стараюсь следить за репертуаром новосибирских театров. Сейчас творческие и дружеские интересы связывают меня с «Красным факелом». Здесь у меня весь репертуар отсмотрен. Я видел «Сильвию», до этого был на спектакле «Поминальная молитва», посетил все постановки Тимофея Кулябина. Я считаю, «Красный факел» - очень динамичный театр с современным менеджментом, с активным репертуаром, со своей позицией и публикой. Я думаю, что он+ стоит в первой строчке среди немосковских театров. Во многом благодаря директору, потому что он из плеяды современных руководителей.
- А за репертуаром «Старого дома» следите?
- Да, конечно. Хотя я довольно ревниво отношусь к «Старому дому», я отдал ему 22 года жизни. Я недоволен его репертуаром сейчас, потому что вспоминаю то, что ставилось в мое время. Наверное, мы, люди старшего возраста, становимся консерваторами. Но все равно этот театр для меня не чужой, меня до сих пор новосибирская публика помнит по «Старому дому». Мне нравится, когда меня узнают не по сериальным ролям, а по театральным – например, вспоминают, как я играл в «Голом короле».
- В спектакле «Голый король» вы не только играли, вы были его режиссером. Как вы совмещаете режиссерскую и актерскую деятельность?
- Я в «Старом доме» очень успешно поставил несколько спектаклей. Причем они были популярны у публики, и новосибирцы до сих пор помнят и «Голого короля», и «Лес», и «Семейный портрет с посторонним». Профессии актер и режиссер очень близки, правда, когда ты актер, ты работаешь над одним персонажем. А режиссер создает всех героев и целый спектакль. Но мне хватает воображения и энергии, чтобы за всех суметь прожить и сыграть. Я не хочу заниматься только режиссурой, потому что мне нравится актерская профессия, благодаря ей встречаешься с интересными режиссерами. У меня сейчас больше интересного происходит в кино, нежели на сцене. Так, например, я работаю с Григорием Чухраем – это замечательный режиссер, снявший фильмы «Водитель для Веры» и «Вор». Снимаюсь в полнометражном фильме, который называется «Москва-400» (наименование ядерного полигона, находящегося рядом с Семипалатинском). Это лирическая картина, в центре сюжета – подросток, который полюбил девочку-казашку, но близость к полигону накладывает трагический отпечаток на их любовь. Это не комедия и не блокбастер, скорее жизненная история. Выпуск фильма планируется на 2015 год – Чухрай снимает тщательно.
- Недавно в наш город приезжал еще один наш знаменитый земляк Андрей Звягинцев с премьерой фильма «Елена». Хотели бы сняться в его фильме?
- Да, я посмотрел фильм «Елена». За Андрея Звягинцева можно порадоваться, он выпустил третий фильм и снова успешно. Это большая редкость и свидетельство того, что его первый успех не случаен. Да я бы хотел сняться в авторском кино. Мы как-то разговаривали со Звягинцевым об этом. Он знает, что я Москве живу, рядом с ним. Если будет такой случай, я с удовольствием снимусь в его картине.
- В каких ролях вы сейчас заняты в театре «Современник»?
- Я играю Чебутыкина в знаменитом спектакле Галины Волчек «Три сестры», это очень хороший спектакль. Занят в «Шарманке» Миши Ефремова, в спектакле «Джентльмены». Такой достаточно симпатичный репертуар. Мне предлагают много ролей в сериалах. Сейчас активнее снимаются сериалы, чем полный метр. Я соглашаюсь с удовольствием. Как артист старой школы, я стараюсь в каждой роли найти что-нибудь свое, чтобы зрителю запомнился мой образ.
- Двадцать лет вы проработали в новосибирском «Старом доме» и шесть - в московском театре «Современник». Как вы считаете, могут ли новосибирские театры сравниться со столичными или они не дотягивают до их уровня?
- Это наше глубокое заблуждение. Средний уровень новосибирских театров не ниже московских и питерских. Во многом даже лучше. Другое дело, что Москва – это сосредоточение всех творческих сил, все стремятся в столицу, и там вероятность появления неординарного проекта выше, чем в городе, который в десять раз меньше, куда не притекают силы, откуда они утекают. Провинциалы не доверяют своему вкусу и представлению о театре и талантах. Многие наши зрители уверены, что в московских театрах есть что посмотреть, а новосибирские посещать незачем. Это не так. Я бы сказал, что средний уровень – он везде средний. Другое дело, что в провинции случаются откровенно провальные постановки. В Москве такие вещи уже не проходят. Там уже вовсю действуют финансовые механизмы. А в провинции – сойдет и так, государство не бросит на произвол судьбы, и зритель неизбалованный. Точно так же в Москве бывают такие взлеты, которые в Новосибирске невозможны элементарно исходя из одной статистики – концентрация мощных индивидуальностей в столице, конечно, выше. Хотя, уверяю, поставь в столичные обстоятельства наших актеров, они так же красиво заиграют.
- У вас как у режиссера возникают проблемы с подбором актеров?
- У всех возникают. Я приезжаю в Новосибирск, знаю актеров нашего города, кто мне интересен, у кого какие возможности. Бывает, хочешь поставить какую-то пьесу, а в городе некому играть. Как в кино, когда режиссер ищет по всей стране главного персонажа. Режиссер хочет качества, чтобы это был достойный фильм. Например, как Алексей Герман нашел Андрея Болтнева. Он должен был запускаться с фильмом, а главного героя не было. По всей стране разъехались ассистенты, и нашли в «Красном факеле» по фотографии Андрея. Так и в театре должно быть. Если режиссер собирается ставить спектакль, главное – найти центрального персонажа. Когда я только начинал работать, была целая политика управления культуры по привлечению лучших актеров в город. Я помню, меня в свое время в Омск хотели переманить. А не то, что бывает сейчас в театрах, слова выучил - и на сцену. Раньше режиссер или директор театра искали по стране премьера. Театр без премьера не существует. Сейчас же прослеживается политика некоторого безразличия.
- Вы не только актер и режиссер, но и писатель. Несколько лет назад вы выпустили книгу «Как записывают в артисты». Продолжаете писать?
- У меня есть товарищ – сценарист по образованию и он предлагает мне иногда совместную работу. Мы с ним вместе сценарии пишем, надеюсь, что по одному из них удастся снять кино. По сценарию, над которым мы вместе начинали работать, сняли на «Первом канале» сериал «Товарищи полицейские». Мы разрабатывали одну из сюжетных линий этого сериала, я потом отошел от работы, так как закончил сниматься в этом сериале.
- Вас не напрягает, что по-прежнему в сериалах популярен образ работника органов внутренних дел?
- Напрягает. Пора отходить от стандартов, но продюсеры не могут. Хотя есть исключения, например, несколько месяцев назад по «Первому каналу» прошел фильм «Назад в СССР», где я играл с Маратом Башаровым. Четырехсерийная лента, никаких милиционеров, лирическая смешная мелодрама. Марат Башаров очаровательный парень, и у нас получились забавные совместные сцены. В фильме персонаж Башарова попадает из нашего времени в 1975 год. Я играю секретаря райкома партии, агитирую ехать на БАМ, вступать в партию. Такой фильм-перевертыш, то есть герой думал, что действительно попал в 1975 год, а на самом деле за большие деньги ему создали иллюзию.
- Вам больше нравится играть исторических персонажей или наших современников?
- Мне одинаково приятно было играть как князя Вяземского, который добивался четвертования мятежного Емельки Пугачева, так и полковника милиции, и криминального авторитета. Главное, как роль выписана, чтобы она была яркая, было интересно сыграть. К сожалению, в сериалах редко попадаются такие роли, ты должен сам придумывать, как превратить шаблонный персонаж в яркий образ. Режиссеру некогда самому этим заниматься, если не хочешь затеряться, будь любезен сработать сам. Я недавно разговаривал с новосибирским актером Александром Невраевым. Он мне рассказал случай из своей жизни: завтра на съемки, сценария нет, знает только, что его герой – гинеколог, текста роли не дали, спросили только, какой размер костюма. А через несколько часов сниматься, и ты должен прийти на площадку и создать образ. Зрителю неважно, знал ты, что ты играешь, или нет. Это умение сыграть «слету» сегодня на съемках сериалов очень ценится. Здесь мне помогает театральный опыт, без которого артист будет играть только себя. Ты должен успеть за час прочитать роль, увидеть своего персонажа, почувствовать его интересные стороны и сделать роль с прицелом на дальнейшее развитие. И когда получается, то сам отмечаешь про себя, что молодец - смог как-то вывернуться.
- Какая сериальная роль вам больше удалась?
- В сериале «Ментовские войны» я уже давно играю криминального авторитета Апостола, и люди по этому персонажу меня узнают. Мне нравится моя роль в сериале «Группа Z», где я сыграл в эпизоде майора-взяточника. Он получился очень смешной и в то же время правдивый.
- А вы жалеете о несыгранных ролях?
- Мне жалко, что не получилось сыграть Тевье-молочника в театре «Красный факел». Я эту роль чувствовал, жаль, что она прошла мимо. А может, еще и не прошла. Ты сам не знаешь, откуда роль может прийти, многое зависит от режиссера, может актер не видит роль для себя, а она станет для него главной в жизни.
- Вы планировали поставить спектакль в новосибирском театре...
- К сожалению, я не успел в свой отпуск поставить спектакль в родном Новосибирске. Я уже выбрал пьесу, придется пока ее отложить. На следующий год обязательно осуществлю свои планы. Я не люблю без дела сидеть, загорать, купаться, сидеть в ресторанчике. Может кто-то может, а я не могу.