Лента новостей

Все новости

Популярное

Артур Симонян: граф Альмавива в осажденном Киеве

 

Мышлаевский Артура Симоняна в «Днях Турбиных» – один из тех, о ком говорят: по человеку проехало колесо истории. В свои 38 лет Виктор Викторович Мышлаевский имел за плечами войну 1914 года, революцию 1917-го, гражданскую 1918-го. А когда-то мир обещал быть другим – с синим небом, белым искристым снегом и чистой женской любовью. История русского кадрового военного, присягавшего на верность царю и отечеству, станет одним из многих драматических рассказов о судьбе белой гвардии.
Нерв роли Мышлаевского – в остроте предощущения героем своего конца и мучительной мечты о жизни, небе, любви. Артист ведет нас к главной булгаковской задаче: «передать внутреннее дрожание человека» на краю расколотого мира. То, что было найдено в первой знаменитой постановке МХТ (1926), где деятельное участие принимал сам Михаил Булгаков.
Мхатовскую традицию режиссер спектакля Елена Невежина (Москва) делает предметом своей рефлексии и даже отталкивания. Постановщик оставляет в стороне идеологическую доктрину пьесы: демонстрации всесокрушающей силы большевизма в спектакле нет. Исторический сдвиг возникает как бы за кадром семейной истории Турбиных и вместе с тем как один из повторяющихся витков истории. Мотив хрупкости человеческой жизни, ее несовместимости с гражданской усобицей и вообще всяким насилием становится важнейшим в постановке «Глобуса». Сегодня спектакль занимает важное место в поиске театром своего отношения к прошлому и собственной исторически сложившейся художественной традиции – героико-романтической традиции Новосибирского ТЮЗа, из которого вышел современный молодежный театр.
Глубокая эмоциональная вживаемость Артура Симоняна в характер своего героя, его полная самоотдача роли известна по многим предыдущим работам с такими крупными российскими режиссерами, ставившими в «Глобусе», как Александр Галибин, Григорий Дитятковский, Владимир Туманов. Эти качества талантливого артиста присутствуют и в роли Мышлаевского. Вместе с тем Елена Невежина открывает в нем редкую способность «свертывать» психологический поток сценической жизни персонажа к точной пластической метафоре. И за счет нее «договаривать», достраивать драматургию роли, выводить ее на метафорический уровень. Что с успехом было осуществлено в их первой совместной работе «Белая овца» по Даниилу Хармсу (2004), спектакле сложной поэтико-гротесковой художественной природы, где Симонян сыграл одну из главных ролей – Пронина – как историю саморазрушения личности.
… У Турбиных Мышлаевский не сразу придет в себя. Он медленно снимет бушлат, шинель. Боль обмороженных рук и окоченевших ног (в лютый мороз – в сапогах!) понемногу отпустит. Анатомический театр зверств гражданской войны останется где-то в стороне – на передовой, за стенами этого уютного дома друзей, с рыжеволосой Еленой (арт. А. Михайленко), со столом, накрытым белоснежной скатертью, с мирным старинным красного дерева буфетом.
Но и здесь Мышлаевского не оставляет мучительный вопрос: «с кем я?», «кто я?». В его распаленном сознании кипит все та же работа. В наркотизированном алкоголем мозгу плывет вереница дневных впечатлений.
Он постоянно кого-то копирует, изображает, словно примеряет на себя чей-то облик – от счастливого соперника, будущей звезды оперной сцены Шервинского до господина в пенсне (Льва Троцкого? ). Но, в отличие от поручика Шервинского, легко сменившего черкеску на гражданское «пальтишко», смена социальной роли для него невозможна.
Свой судьбоносный прогноз-портрет штабс-капитан артиллерии Мышлаевский покажет в пьяной горячке. Скрючившись на стуле, он будет нелепо размахивать руками, отбиваясь не то от унимающих друзей, не то теснящихся в его раненом сознании истязателей. Жертва и герой, прошедший крестоносный путь по дорогам своей Родины…
Актер редкого мужского обаяния, Артур Симонян наделен в равной степени способностью на сцене ненавидеть и любить. Его Мышлаевский не поблекнет и рядом с блистательным адъютантом Шервинским – артистом Максимом Битюковым (бывший краснофакелец ныне специально прилетает из Москвы для участия в спектакле). Крупным планом останутся и молодецкая стать Мышлаевского, и его выправка военного, и мгновение – от прикосновения чужой женщины – ожидания любви, одно из тех сценических мгновений, что дарит власть актеру над зрительным залом.
Мастерство и сценические данные не раз позволяли Симоняну с успехом исполнять роли как современного, так и классического репертуара. И среди них такие, как влюбленный созерцатель Арлекин в спектакле «Бабьи сплетни» Гольдони, красавец граф Альмавива в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, чья стратегия военных действий весьма поддержана любовными победами. («Женитьба Фигаро» - один из самых звездных спектаклей «Глобуса» прошедшего десятилетия. Работа Артура Симоняна в постановке Александра Галибина стала не только этапом в творчестве актера, но и событием в театральной жизни города.)
Среди героев недавних лет – Утешительный в «Игроках» Гоголя; циничный шулер и ловелас Кречинский в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина; кочегар Мэт в «Анне Кристи» О’Нила – человек, сохранивший любовь вопреки нелегким испытаниям. Эти и другие роли не раз утверждали творческий авторитет молодежного театра «Глобус» как театра академического.
Мышлаевский – почему-то последняя большая работа (март 2011 года), с которой Артур Симонян приближается к наступающему юбилейному двадцатому сезону в своей творческой деятельности. И совсем скоро его ждет еще один юбилей. 13 мая на большой сцене театра «Глобус» - спектакль «Дни Турбиных», а днем позже, 14 мая, актер отметит свое 45-летие.

Галина Журавлева,
театровед, засл. работник культуры России

Мышлаевский Артура Симоняна в «Днях Турбиных» – один из тех, о ком говорят: по человеку проехало колесо истории. В свои 38 лет Виктор Викторович Мышлаевский имел за плечами войну 1914 года, революцию 1917-го, гражданскую 1918-го. А когда-то мир обещал быть другим – с синим небом, белым искристым снегом и чистой женской любовью. История русского кадрового военного, присягавшего на верность царю и отечеству, станет одним из многих драматических рассказов о судьбе белой гвардии.
Нерв роли Мышлаевского – в остроте предощущения героем своего конца и мучительной мечты о жизни, небе, любви. Артист ведет нас к главной булгаковской задаче: «передать внутреннее дрожание человека» на краю расколотого мира. То, что было найдено в первой знаменитой постановке МХТ (1926), где деятельное участие принимал сам Михаил Булгаков.
Мхатовскую традицию режиссер спектакля Елена Невежина (Москва) делает предметом своей рефлексии и даже отталкивания. Постановщик оставляет в стороне идеологическую доктрину пьесы: демонстрации всесокрушающей силы большевизма в спектакле нет. Исторический сдвиг возникает как бы за кадром семейной истории Турбиных и вместе с тем как один из повторяющихся витков истории. Мотив хрупкости человеческой жизни, ее несовместимости с гражданской усобицей и вообще всяким насилием становится важнейшим в постановке «Глобуса». Сегодня спектакль занимает важное место в поиске театром своего отношения к прошлому и собственной исторически сложившейся художественной традиции – героико-романтической традиции Новосибирского ТЮЗа, из которого вышел современный молодежный театр.
Глубокая эмоциональная вживаемость Артура Симоняна в характер своего героя, его полная самоотдача роли известна по многим предыдущим работам с такими крупными российскими режиссерами, ставившими в «Глобусе», как Александр Галибин, Григорий Дитятковский, Владимир Туманов. Эти качества талантливого артиста присутствуют и в роли Мышлаевского. Вместе с тем Елена Невежина открывает в нем редкую способность «свертывать» психологический поток сценической жизни персонажа к точной пластической метафоре. И за счет нее «договаривать», достраивать драматургию роли, выводить ее на метафорический уровень. Что с успехом было осуществлено в их первой совместной работе «Белая овца» по Даниилу Хармсу (2004), спектакле сложной поэтико-гротесковой художественной природы, где Симонян сыграл одну из главных ролей – Пронина – как историю саморазрушения личности.
… У Турбиных Мышлаевский не сразу придет в себя. Он медленно снимет бушлат, шинель. Боль обмороженных рук и окоченевших ног (в лютый мороз – в сапогах!) понемногу отпустит. Анатомический театр зверств гражданской войны останется где-то в стороне – на передовой, за стенами этого уютного дома друзей, с рыжеволосой Еленой (арт. А. Михайленко), со столом, накрытым белоснежной скатертью, с мирным старинным красного дерева буфетом.
Но и здесь Мышлаевского не оставляет мучительный вопрос: «с кем я?», «кто я?». В его распаленном сознании кипит все та же работа. В наркотизированном алкоголем мозгу плывет вереница дневных впечатлений.
Он постоянно кого-то копирует, изображает, словно примеряет на себя чей-то облик – от счастливого соперника, будущей звезды оперной сцены Шервинского до господина в пенсне (Льва Троцкого? ). Но, в отличие от поручика Шервинского, легко сменившего черкеску на гражданское «пальтишко», смена социальной роли для него невозможна.
Свой судьбоносный прогноз-портрет штабс-капитан артиллерии Мышлаевский покажет в пьяной горячке. Скрючившись на стуле, он будет нелепо размахивать руками, отбиваясь не то от унимающих друзей, не то теснящихся в его раненом сознании истязателей. Жертва и герой, прошедший крестоносный путь по дорогам своей Родины…
Актер редкого мужского обаяния, Артур Симонян наделен в равной степени способностью на сцене ненавидеть и любить. Его Мышлаевский не поблекнет и рядом с блистательным адъютантом Шервинским – артистом Максимом Битюковым (бывший краснофакелец ныне специально прилетает из Москвы для участия в спектакле). Крупным планом останутся и молодецкая стать Мышлаевского, и его выправка военного, и мгновение – от прикосновения чужой женщины – ожидания любви, одно из тех сценических мгновений, что дарит власть актеру над зрительным залом.
Мастерство и сценические данные не раз позволяли Симоняну с успехом исполнять роли как современного, так и классического репертуара. И среди них такие, как влюбленный созерцатель Арлекин в спектакле «Бабьи сплетни» Гольдони, красавец граф Альмавива в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, чья стратегия военных действий весьма поддержана любовными победами. («Женитьба Фигаро» - один из самых звездных спектаклей «Глобуса» прошедшего десятилетия. Работа Артура Симоняна в постановке Александра Галибина стала не только этапом в творчестве актера, но и событием в театральной жизни города.)
Среди героев недавних лет – Утешительный в «Игроках» Гоголя; циничный шулер и ловелас Кречинский в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина; кочегар Мэт в «Анне Кристи» О’Нила – человек, сохранивший любовь вопреки нелегким испытаниям. Эти и другие роли не раз утверждали творческий авторитет молодежного театра «Глобус» как театра академического.
Мышлаевский – почему-то последняя большая работа (март 2011 года), с которой Артур Симонян приближается к наступающему юбилейному двадцатому сезону в своей творческой деятельности. И совсем скоро его ждет еще один юбилей. 13 мая на большой сцене театра «Глобус» - спектакль «Дни Турбиных», а днем позже, 14 мая, актер отметит свое 45-летие.

Галина Журавлева,
театровед, засл. работник культуры России