Лента новостей

Все новости

Популярное

Викентий Нилин: Современные художники – люди глубоко больные

 Светлана Фролова

В Новосибирске открылась серия выставок, мастер-классов и публичных лекций скандально известного московского куратора выставочных проектов современного искусства, завотделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи (2002 - 2008 гг.) Андрея Ерофеева. Которого три года назад фактически уволили из этой галереи. За что? Каждый посетитель выставки «Когда художник берет фотоаппарат» может предположить самостоятельно. «Когда художник берет фотоаппарат» - это первый из шести вернисажей, которые Андрей Ерофеев готовит специально для показа в СЦСИ в 2011 году. На выставке представлены работы Ивана Бражкина, Олега Кулика, Викентия Нилина, Антона Ольшванга, Давида Тер-Оганьяна, Семена Файбисовича. Называния фотографических циклов специфические и очень конкретные: «Русские», «Личное», «Мусорки», «Толстые». Как сказано в пресс-релизе, на примере творчества шести российских авангардистов разных поколений выставка проявляет отличие фотографий, исполненных художниками, от снимков профессиональных фотографов. И отличие это, если верить искусствоведу – радикальное. - У современного художника больше нет советских коннотаций, - говорит Ерофеев. - Он мыслит по-другому, другими категориями. И это важно для здоровья общества, поддержки институции, которая называется «независимый художник». Что бы ни делал независимый художник – берет ли он фотоаппарат, или занимается независимой архитектурой, литературой, становится коллекционером – он делает это по-другому. Он делает что-то такое, что, будучи искусством, а не просто общественно-политической декларацией, независимо от того, как вы к этому относитесь, начинает вас «соблазнять». Даже тех, кому художник изначально неприятен. Есть, конечно, упертые люди, которые ненавидят искусство, потому что они не в ладах сами с собой. Люди, которые боятся увидеть собственное отражение – вот они ненавидят такое искусство… - А должно ли человеку вообще нравиться свое отражение в зеркале? – поинтересовался корреспондент Сибкрай.ru у Андрея Ерофеева. – Я думаю, человеку не больному, должно нравиться, – ответил московский искусствовед. – Даже если это изображение, объективно, не очень симпатичное. Но главное даже не в том, чтобы отражение нравилось. Главное, чтобы вы его принимали, не бежали от него. Потому что для того, чтобы что-то в себе исправить, нужно сначала принять себя таким, каков ты есть. Согласиться с тем, что в отражении – ты, а не кто-то другой. Тут показательна история с картиной Викентия Нилина «Яся», которую сняли с выставки директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева и главный хранитель Наталья Коробкова. Сняли с криками, что это изображение порочит образ русской женщины. И русская женщина не может сидеть в такой позе. Что это значит? По крайней мере, я тогда подумал так: наверное, эти женщины сами «сидят в таких позах». Но сознаться в этом не могут - ни себе, ни окружающим - если они считают эти позы неприличными и одновременно пытается запретить на это смотреть другим. - Что касается меня, то когда я еду в метро и вижу перед собой трех разных граждан, мне трудно определить – кто из них – я, - вставил пару слов художник Викентий Нилин. - Дома у меня зеркала нет. Может быть, потому, что я боюсь впасть в противоположную крайность. Так что современные художники – тоже люди глубоко больные. И все, что мы делаем – это терапия. И еще, знаете что… вы в курсе, как куры высиживают яйца? Вы думаете, ими движет гражданский долг, высокое чувство, любовь к родине? Нет. Когда курица снесла яйцо – у нее начинается сильное жжение в животе. И она ищет что-то холодное. Если под нее подкладывать лед из холодильника, она «плюнет» на гражданский долг, на яйца, и пересядет на лед из холодильника. Просто яйцо – это единственный предмет, который не согревается. И курица перепробовала все камни, и села на это яйцо. Вот так работает искусство. И не только современное – любое. Кстати, одними из первых посетителей выставки стали новосибирские фотографы. - Что-то интересно, а что-то неинтересно. Много любопытного. Много неожиданного. И многое не нравится… Большей частью, это проходные вещи, - пояснил корреспонденту Сибкрай.ru председатель новосибирского отделения Союза фотохудожников России, Андрей Лашков. - И много того, что вряд ли останется в истории современного искусства, - добавил доктор биологических наук, Владимир Седых. – Эксперименты вокруг… А один из фотокоров и вовсе громко возмущался фотографическим непрофессионализмом художников – мол, им еще учиться и учиться. Не говоря уж о содержании и предмете изображения выставленных изображений. - Вот такая неоднозначная реакция посетителей выставки современного искусства говорит о том, на мой взгляд, что мы не умеем воспринимать современное искусство, как данность, – считает директор Молодежного театра «Глобус» Татьяна Людмилина. - Мы его воспринимаем на уровне нашего личностного – «нравится», «не нравится». И это лакмус, на мой взгляд того, что Новосибирск отброшен в восприятии современного искусства на много назад, нежели он мог бы сегодня быть. Потому что ментальность формируется. Ее нужно формировать, нужно себя приучать. Быть насмотренным. И только время рассудит, действительно ли ничего не представляет собой то, мимо чего мы сейчас ходим, и смеемся. …Кстати, на следующий день после открытия выставки две самые «остросоциальные» картины известного «зоофилического» провокатора Олега Кулика (одна – с «обнимающим» мужской половой орган зайчиком, другая – видимо, с тем же самым половым органом, нацелившимся уже на поросенка) были все-таки бережно прикрыты листочками кальки. Почему? - Ну, мало ли, может дети придут на выставку. Пусть люди сами решают, смотреть на это или нет, - сказали организаторы корреспонденту Сибкрай.ru. И действительно. Пусть сами решают.
В Новосибирске открылась серия выставок, мастер-классов и публичных лекций скандально известного московского куратора выставочных проектов современного искусства, завотделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи (2002 - 2008 гг.) Андрея Ерофеева. Которого три года назад фактически уволили из этой галереи. За что? Каждый посетитель выставки «Когда художник берет фотоаппарат» может предположить самостоятельно. «Когда художник берет фотоаппарат» - это первый из шести вернисажей, которые Андрей Ерофеев готовит специально для показа в СЦСИ в 2011 году. На выставке представлены работы Ивана Бражкина, Олега Кулика, Викентия Нилина, Антона Ольшванга, Давида Тер-Оганьяна, Семена Файбисовича. Называния фотографических циклов специфические и очень конкретные: «Русские», «Личное», «Мусорки», «Толстые». Как сказано в пресс-релизе, на примере творчества шести российских авангардистов разных поколений выставка проявляет отличие фотографий, исполненных художниками, от снимков профессиональных фотографов. И отличие это, если верить искусствоведу – радикальное. - У современного художника больше нет советских коннотаций, - говорит Ерофеев. - Он мыслит по-другому, другими категориями. И это важно для здоровья общества, поддержки институции, которая называется «независимый художник». Что бы ни делал независимый художник – берет ли он фотоаппарат, или занимается независимой архитектурой, литературой, становится коллекционером – он делает это по-другому. Он делает что-то такое, что, будучи искусством, а не просто общественно-политической декларацией, независимо от того, как вы к этому относитесь, начинает вас «соблазнять». Даже тех, кому художник изначально неприятен. Есть, конечно, упертые люди, которые ненавидят искусство, потому что они не в ладах сами с собой. Люди, которые боятся увидеть собственное отражение – вот они ненавидят такое искусство… - А должно ли человеку вообще нравиться свое отражение в зеркале? – поинтересовался корреспондент Сибкрай.ru у Андрея Ерофеева. – Я думаю, человеку не больному, должно нравиться, – ответил московский искусствовед. – Даже если это изображение, объективно, не очень симпатичное. Но главное даже не в том, чтобы отражение нравилось. Главное, чтобы вы его принимали, не бежали от него. Потому что для того, чтобы что-то в себе исправить, нужно сначала принять себя таким, каков ты есть. Согласиться с тем, что в отражении – ты, а не кто-то другой. Тут показательна история с картиной Викентия Нилина «Яся», которую сняли с выставки директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева и главный хранитель Наталья Коробкова. Сняли с криками, что это изображение порочит образ русской женщины. И русская женщина не может сидеть в такой позе. Что это значит? По крайней мере, я тогда подумал так: наверное, эти женщины сами «сидят в таких позах». Но сознаться в этом не могут - ни себе, ни окружающим - если они считают эти позы неприличными и одновременно пытается запретить на это смотреть другим. - Что касается меня, то когда я еду в метро и вижу перед собой трех разных граждан, мне трудно определить – кто из них – я, - вставил пару слов художник Викентий Нилин. - Дома у меня зеркала нет. Может быть, потому, что я боюсь впасть в противоположную крайность. Так что современные художники – тоже люди глубоко больные. И все, что мы делаем – это терапия. И еще, знаете что… вы в курсе, как куры высиживают яйца? Вы думаете, ими движет гражданский долг, высокое чувство, любовь к родине? Нет. Когда курица снесла яйцо – у нее начинается сильное жжение в животе. И она ищет что-то холодное. Если под нее подкладывать лед из холодильника, она «плюнет» на гражданский долг, на яйца, и пересядет на лед из холодильника. Просто яйцо – это единственный предмет, который не согревается. И курица перепробовала все камни, и села на это яйцо. Вот так работает искусство. И не только современное – любое. Кстати, одними из первых посетителей выставки стали новосибирские фотографы. - Что-то интересно, а что-то неинтересно. Много любопытного. Много неожиданного. И многое не нравится… Большей частью, это проходные вещи, - пояснил корреспонденту Сибкрай.ru председатель новосибирского отделения Союза фотохудожников России, Андрей Лашков. - И много того, что вряд ли останется в истории современного искусства, - добавил доктор биологических наук, Владимир Седых. – Эксперименты вокруг… А один из фотокоров и вовсе громко возмущался фотографическим непрофессионализмом художников – мол, им еще учиться и учиться. Не говоря уж о содержании и предмете изображения выставленных изображений. - Вот такая неоднозначная реакция посетителей выставки современного искусства говорит о том, на мой взгляд, что мы не умеем воспринимать современное искусство, как данность, – считает директор Молодежного театра «Глобус» Татьяна Людмилина. - Мы его воспринимаем на уровне нашего личностного – «нравится», «не нравится». И это лакмус, на мой взгляд того, что Новосибирск отброшен в восприятии современного искусства на много назад, нежели он мог бы сегодня быть. Потому что ментальность формируется. Ее нужно формировать, нужно себя приучать. Быть насмотренным. И только время рассудит, действительно ли ничего не представляет собой то, мимо чего мы сейчас ходим, и смеемся. …Кстати, на следующий день после открытия выставки две самые «остросоциальные» картины известного «зоофилического» провокатора Олега Кулика (одна – с «обнимающим» мужской половой орган зайчиком, другая – видимо, с тем же самым половым органом, нацелившимся уже на поросенка) были все-таки бережно прикрыты листочками кальки. Почему? - Ну, мало ли, может дети придут на выставку. Пусть люди сами решают, смотреть на это или нет, - сказали организаторы корреспонденту Сибкрай.ru. И действительно. Пусть сами решают.