Лента новостей

Все новости

Популярное

В Новосибирске появился первый в России поезд-музей

 Светлана Фролова

Проект реализуется на средства гранта губернатора Новосибирской области при участии МУП «Новосибирский метрополитен» и Новосибирского государственного краеведческого музея. По словам первого заместителя мэра города, Андрея Ксензова, проект не слишком дорого обошелся областному бюджету: - Как вы слышали, общественные организации выиграли грант правительства Новосибирской области. Такие гранты, как правило, небольшие – от 50 до 100 тысяч рублей. А уж сколько времени будет существовать поезд – это уже будет зависеть от инициативы нашего Краеведческого музея. Автор идеи – директор Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово», член Общественной палаты Новосибирской области Людмила Монахова, которая известна многим горожанам, пользующимся городским метрополитеном, как автор проекта «Уроки русского». - Есть прецедент существования такого поезда в Москве. Вернее, их три, - рассказала Людмила Монахова корреспонденту Сибкрай.ru перед тем, как двери вагонов поезда-музея открылись для первых посетителей. - Это поезд – картинная галерея «Акварель», «Читающая Москва», и еще недавно появился поезд с чилийской поэзией. Но «исторического» поезда мы среди российских не нашли. У нашего проекта простая задача – познакомить горожан и гостей города с историей нашего края. Мы считаем, что поезд этот особенно будет интересен для молодого поколения. Надеюсь, каждый новосибирец найдет внутри этого поезда свою любимую фотографию. Потому что на этих фотографиях – наши земляки. Это «живая фотография нашего города», и наша задача в том, чтобы развить интерес к истории города, привлечь внимание. А затем, человек сам найдет нужную книгу. Вагоны поезда оформлены в одном стиле – внутри и снаружи расписаны вырезками из газеты «Советская Сибирь» разных времен и архивными документами. Четыре вагона представляют тематические залы музея с названиями: «Так начинался Новосибирск» (1893-1920), «Будни великих строек» (1920-1940), «Город, войною опаленный» (1940-1975), «Новосибирск, устремленный в будущее» (1975 – до настоящего времени). Последний вагон поезда посвящен 25-летию со дня пуска метро в Новосибирске. Что касается смены экспозиций, то она предполагается каждые полгода. - Когда Людмила Аркадьевна рассказала мне об этом проекте, я согласился и вот по какой причине, - рассказывает директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов, - Сейчас в обществе существует большая проблема: у нас клиповое сознание. Интернет и масс-медиа заменили многие культурные ценности, культурные подходы. И культура не всегда ведет себя правильно – она сидит себе в «башне из слоновой кости» – в своих музеях, театрах, филармониях, - и не всегда выходит в народ. Иногда просто потому, что у нее нет таких средств. И Людмила Аркадьевна предложила сделать то, что мы делаем в музее, для тех людей, которые туда, может быть, никогда не придут. Нам очень важно, чтобы музейные ценности транслировались вот таким образом. Потому что все-таки метрополитен – это поистине народная площадка. С другой стороны, для музея это очень большой эксперимент. В музее мы работаем для «бродячего» посетителя – посетитель идет и «считывает» ту историю, которую мы ему показываем. А здесь посетитель пришел – сидит или стоит. И он «считывает» только какой-то фрагмент. Поэтому, у нас здесь специальная концепция – мы не показываем вам историю, мы показываем вам отдельные ее фрагменты. А вот начальник новосибирского метрополитена Владимир Кошкин был скромен, и заявил, что роль метро в реализации «музейной идеи» преувеличена: - Мы всего лишь предоставили этот металл, - сказал Кошкин. - И не мешали. А специалисты сделали то, что мы сейчас имеем. По словам автора проекта Монаховой, исторических документов о Новосибирске очень много, событий, которые могли бы быть отражены в стенах «движущегося музея» – тоже. И потому, в аннотации проекта в первом вагоне есть номер телефона и электронные адреса, по которым идеологи поезда-музея уже ждут откликов новосибирцев и гостей города – какие материалы можно еще разместить в «передвижной экспозиции». А к лету планируется создать сайт поезда-музея «Новониколаевск- Новосибирск», где будет форум и возможность общаться.
Проект реализуется на средства гранта губернатора Новосибирской области при участии МУП «Новосибирский метрополитен» и Новосибирского государственного краеведческого музея. По словам первого заместителя мэра города, Андрея Ксензова, проект не слишком дорого обошелся областному бюджету: - Как вы слышали, общественные организации выиграли грант правительства Новосибирской области. Такие гранты, как правило, небольшие – от 50 до 100 тысяч рублей. А уж сколько времени будет существовать поезд – это уже будет зависеть от инициативы нашего Краеведческого музея. Автор идеи – директор Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово», член Общественной палаты Новосибирской области Людмила Монахова, которая известна многим горожанам, пользующимся городским метрополитеном, как автор проекта «Уроки русского». - Есть прецедент существования такого поезда в Москве. Вернее, их три, - рассказала Людмила Монахова корреспонденту Сибкрай.ru перед тем, как двери вагонов поезда-музея открылись для первых посетителей. - Это поезд – картинная галерея «Акварель», «Читающая Москва», и еще недавно появился поезд с чилийской поэзией. Но «исторического» поезда мы среди российских не нашли. У нашего проекта простая задача – познакомить горожан и гостей города с историей нашего края. Мы считаем, что поезд этот особенно будет интересен для молодого поколения. Надеюсь, каждый новосибирец найдет внутри этого поезда свою любимую фотографию. Потому что на этих фотографиях – наши земляки. Это «живая фотография нашего города», и наша задача в том, чтобы развить интерес к истории города, привлечь внимание. А затем, человек сам найдет нужную книгу. Вагоны поезда оформлены в одном стиле – внутри и снаружи расписаны вырезками из газеты «Советская Сибирь» разных времен и архивными документами. Четыре вагона представляют тематические залы музея с названиями: «Так начинался Новосибирск» (1893-1920), «Будни великих строек» (1920-1940), «Город, войною опаленный» (1940-1975), «Новосибирск, устремленный в будущее» (1975 – до настоящего времени). Последний вагон поезда посвящен 25-летию со дня пуска метро в Новосибирске. Что касается смены экспозиций, то она предполагается каждые полгода. - Когда Людмила Аркадьевна рассказала мне об этом проекте, я согласился и вот по какой причине, - рассказывает директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов, - Сейчас в обществе существует большая проблема: у нас клиповое сознание. Интернет и масс-медиа заменили многие культурные ценности, культурные подходы. И культура не всегда ведет себя правильно – она сидит себе в «башне из слоновой кости» – в своих музеях, театрах, филармониях, - и не всегда выходит в народ. Иногда просто потому, что у нее нет таких средств. И Людмила Аркадьевна предложила сделать то, что мы делаем в музее, для тех людей, которые туда, может быть, никогда не придут. Нам очень важно, чтобы музейные ценности транслировались вот таким образом. Потому что все-таки метрополитен – это поистине народная площадка. С другой стороны, для музея это очень большой эксперимент. В музее мы работаем для «бродячего» посетителя – посетитель идет и «считывает» ту историю, которую мы ему показываем. А здесь посетитель пришел – сидит или стоит. И он «считывает» только какой-то фрагмент. Поэтому, у нас здесь специальная концепция – мы не показываем вам историю, мы показываем вам отдельные ее фрагменты. А вот начальник новосибирского метрополитена Владимир Кошкин был скромен, и заявил, что роль метро в реализации «музейной идеи» преувеличена: - Мы всего лишь предоставили этот металл, - сказал Кошкин. - И не мешали. А специалисты сделали то, что мы сейчас имеем. По словам автора проекта Монаховой, исторических документов о Новосибирске очень много, событий, которые могли бы быть отражены в стенах «движущегося музея» – тоже. И потому, в аннотации проекта в первом вагоне есть номер телефона и электронные адреса, по которым идеологи поезда-музея уже ждут откликов новосибирцев и гостей города – какие материалы можно еще разместить в «передвижной экспозиции». А к лету планируется создать сайт поезда-музея «Новониколаевск- Новосибирск», где будет форум и возможность общаться.