Вот уже двадцать лет прошло, как художественное чтение в школах основательно подзабыли. Традиция художественного чтения, характерная для России чуть ли не со времен Пушкинского лицея постепенно сходит на «нет». Выразительное чтение сейчас постепенно замещает риторика. И профессия «мастер художественного слова» постепенно переходит в разряд «вымирающих».
Сейчас трудно сказать, хорошо это или плохо. Но ясно, что процесс этот связан в первую очередь с сокращением часов литературы в школах. Школьникам уже не добавляют баллы за выразительность заученных ими стихов. «Хорошо хоть еще заучивают наизусть!» - говорят учителя. А между тем, было время, когда «мастера художественного слова» пользовались большой популярностью. Их концерты собирали полные залы, на радио в огромном количестве записывались радиоспектакли, а в каждой школе в обязательном порядке проводились конкурсы чтецов. Теперь кое-где пытаются возродить эти конкурсы, только без особого успеха.
На данный момент выразительное чтение, как образовательная и воспитательная задача, выведено из программы средней школы.
Впрочем, зародился этот жанр много раньше появления образовательной программы. А получил всеобщее признание с выходом на эстраду профессиональных чтецов – таких, как Александр Яковлевич Закушняк, который организовал в 1924 году знаменитые «вечера рассказа». А в 1937 году состоялся первый Всесоюзный конкурс профессиональных чтецов. В эти годы Владимир Яхонтов создает Театр одного актера. Всей стране становятся известны имена мастеров художественного чтения – В.Аксенова, Д.Орлова, Д.Журавлева, И.Шварца, Э.Каминки и др. С чтецкими программами периодически выступают такие разные театральные актеры, как В.Качалов, А.Остужев. И.Ильинский, А.Коонен, А.Кторов, Н.Мордвинов, В.Марецкая. Благодаря этим людям и возникли теоретические основы молодого искусства, сформировалась специфика чтецкого жанра. Чуть позже, когда конкурсы чтецов стали регулярными, с их помощью было выявлено немало талантливой молодежи.
Специалисты отмечают, что именно конкурсы чтецов обеспечили тот высочайший уровень дикторского искусства, который был у нас до 90-х годов прошлого века.
Профессия чтеца очень специфична: дело в том, что в отличие от актера чтец не может ограничиваться созданием образа одного героя. В идеале, он обязан передать всю картину. А слушатель должен ярко видеть все то, что ему пытаются передать в своем рассказе автор и рассказчик. Наиболее выразительную характеристику чтецкого жанра дал актер Владимир Яхонтов: «Искусство художественного слова построено на убеждении, что слово – зримо».
Музыкально-литературный отдел (иначе именуемый Лекторий) – самое возрастное подразделение Новосибирской Филармонии. По сути, с этого отдела и начиналась Филармония в 1937-м году. По словам Марины Монаховой, пресс-секретаря Новосибирской филармонии, шестидесятые – семидесятые годы стали кульминационными по интересу к жанру: тогда в отделе работали такие мастера художественного слова как Рафаэль Клейнер (сейчас столичный житель и народный артист России). 20 лет отработал мастером художественного слова в филармоническом Лектории Леонид Михайлович Кипнис, ныне директор Театра Музыкальной комедии.
Все чтецы Новосибирской Филармонии входят в штат музыкально-литературного отдела. Большей частью, артисты Лектория выступают на выезде – в школах, на открытых концертах чтецов. Концерты, кстати, устраиваются последние 3-4 года, раз в сезон.
Сейчас в штате лектория работают: заслуженный артист России Лев Семёнович Маргулиc, Юлия Павлоцкая и Татьяна Захарова (последние заняты больше 10 лет). Впрочем, подрастает и новая смена: в этом сезоне в коллектив Новосибирской Филармонии приняли выпускников театрального института: Пётра Сучкова, Яну Насонову, Эвелину Шумяцкую.
Сам Алексей Терехов (у которого, собственно, мы и побывали на концерте), работает в Филармонии уже 15 лет. В марте отмечает свое творческое «пятнадцатилетие». Говорит, что актером хотел быть всегда – сколько себя помнит. Окончил школу N 131 в 1991 году и поступил в Новосибирское театральное училище. С 1999 года является руководителем театральной студии Муниципального подросткового клуба Север.
В 1995 году с актерским дипломом пришел в Филармонию и с тех пор в ее штате — в качестве мастера художественного слова.
Сейчас в репертуаре Алексея около шестидесяти художественных произведений российской и зарубежной классики.
- Очень в моей работе помогают лекторы Нина Максимченко и Галина Остапец, - говорит Алексей. - Именно благодаря им формируются мои программы. Они подбирают произведения для чтения.
В среднем, у Алексея около 20 концертов в месяц. Проводятся концерты по школам, библиотекам, техникумам.
- По диплому я – актер театра, - рассказывает Алексей. - И была, конечно, возможность уехать в другой город, войти в местную какую-нибудь труппу… но просто не захотел уезжать. Вот и остался здесь, в филармонии. Впрочем, не жалею. Конечно , в профессии чтеца есть свои полюсы и минусы. Но главный интерес для меня, это то, что в нашем деле не «спрячешься» ни за декорации, ни за партнера. Есть один я – и вопрос в том, смогу я «взять» зал или не смогу… Есть в этом какой-то азарт! Лучше, конечно , публика реагирует на юмористические произведения. А сам я больше всего люблю читать рассказы Чехова. Любимые – «Мститель» и «Скрипка Ротшильда».
Что касается интереса к жанру у публики, то интерес в школах большинство из чтецов вполне устраивает. Хотя, на школьные концерты ходят, в основном, выпускники и старшеклассники. Есть еще мнение, что ходят они, большей частью, потому, что сами не читают. И еще: по словам Михаила Ивановича Путинцева, директора музыкально-литературного отдела Новосибирской филармонии, очень большой спрос на такие концерты у самих школ. Ведь почти 80% того, что читают артисты лектория там – это произведения школьной программы.
- Один полноценный концерт в сезон, для такого города как Новосибирск – это мало, - считает Михаил Иванович. - Впрочем, и у театров были попытки делать мероприятия в таком формате. Правда, почему-то не прижились.
Что касается перспектив развития жанра, чтецы настроены оптимистично:
- Думаю, дело идет не к угасанию, а, наоборот, к возрождению жанра, - уверен мастер художественного слова Алексей Терехов. - Скоро людям надоест смотреть телевизор, и они придут в театр, к нам. Лично я в телевизоре давно уже ничего интересного для себя не вижу.
Вот уже двадцать лет прошло, как художественное чтение в школах основательно подзабыли. Традиция художественного чтения, характерная для России чуть ли не со времен Пушкинского лицея постепенно сходит на «нет». Выразительное чтение сейчас постепенно замещает риторика. И профессия «мастер художественного слова» постепенно переходит в разряд «вымирающих».
Сейчас трудно сказать, хорошо это или плохо. Но ясно, что процесс этот связан в первую очередь с сокращением часов литературы в школах. Школьникам уже не добавляют баллы за выразительность заученных ими стихов. «Хорошо хоть еще заучивают наизусть!» - говорят учителя. А между тем, было время, когда «мастера художественного слова» пользовались большой популярностью. Их концерты собирали полные залы, на радио в огромном количестве записывались радиоспектакли, а в каждой школе в обязательном порядке проводились конкурсы чтецов. Теперь кое-где пытаются возродить эти конкурсы, только без особого успеха.
На данный момент выразительное чтение, как образовательная и воспитательная задача, выведено из программы средней школы.
Впрочем, зародился этот жанр много раньше появления образовательной программы. А получил всеобщее признание с выходом на эстраду профессиональных чтецов – таких, как Александр Яковлевич Закушняк, который организовал в 1924 году знаменитые «вечера рассказа». А в 1937 году состоялся первый Всесоюзный конкурс профессиональных чтецов. В эти годы Владимир Яхонтов создает Театр одного актера. Всей стране становятся известны имена мастеров художественного чтения – В.Аксенова, Д.Орлова, Д.Журавлева, И.Шварца, Э.Каминки и др. С чтецкими программами периодически выступают такие разные театральные актеры, как В.Качалов, А.Остужев. И.Ильинский, А.Коонен, А.Кторов, Н.Мордвинов, В.Марецкая. Благодаря этим людям и возникли теоретические основы молодого искусства, сформировалась специфика чтецкого жанра. Чуть позже, когда конкурсы чтецов стали регулярными, с их помощью было выявлено немало талантливой молодежи.
Специалисты отмечают, что именно конкурсы чтецов обеспечили тот высочайший уровень дикторского искусства, который был у нас до 90-х годов прошлого века.
Профессия чтеца очень специфична: дело в том, что в отличие от актера чтец не может ограничиваться созданием образа одного героя. В идеале, он обязан передать всю картину. А слушатель должен ярко видеть все то, что ему пытаются передать в своем рассказе автор и рассказчик. Наиболее выразительную характеристику чтецкого жанра дал актер Владимир Яхонтов: «Искусство художественного слова построено на убеждении, что слово – зримо».
Музыкально-литературный отдел (иначе именуемый Лекторий) – самое возрастное подразделение Новосибирской Филармонии. По сути, с этого отдела и начиналась Филармония в 1937-м году. По словам Марины Монаховой, пресс-секретаря Новосибирской филармонии, шестидесятые – семидесятые годы стали кульминационными по интересу к жанру: тогда в отделе работали такие мастера художественного слова как Рафаэль Клейнер (сейчас столичный житель и народный артист России). 20 лет отработал мастером художественного слова в филармоническом Лектории Леонид Михайлович Кипнис, ныне директор Театра Музыкальной комедии.
Все чтецы Новосибирской Филармонии входят в штат музыкально-литературного отдела. Большей частью, артисты Лектория выступают на выезде – в школах, на открытых концертах чтецов. Концерты, кстати, устраиваются последние 3-4 года, раз в сезон.
Сейчас в штате лектория работают: заслуженный артист России Лев Семёнович Маргулиc, Юлия Павлоцкая и Татьяна Захарова (последние заняты больше 10 лет). Впрочем, подрастает и новая смена: в этом сезоне в коллектив Новосибирской Филармонии приняли выпускников театрального института: Пётра Сучкова, Яну Насонову, Эвелину Шумяцкую.
Сам Алексей Терехов (у которого, собственно, мы и побывали на концерте), работает в Филармонии уже 15 лет. В марте отмечает свое творческое «пятнадцатилетие». Говорит, что актером хотел быть всегда – сколько себя помнит. Окончил школу N 131 в 1991 году и поступил в Новосибирское театральное училище. С 1999 года является руководителем театральной студии Муниципального подросткового клуба Север.
В 1995 году с актерским дипломом пришел в Филармонию и с тех пор в ее штате — в качестве мастера художественного слова.
Сейчас в репертуаре Алексея около шестидесяти художественных произведений российской и зарубежной классики.
- Очень в моей работе помогают лекторы Нина Максимченко и Галина Остапец, - говорит Алексей. - Именно благодаря им формируются мои программы. Они подбирают произведения для чтения.
В среднем, у Алексея около 20 концертов в месяц. Проводятся концерты по школам, библиотекам, техникумам.
- По диплому я – актер театра, - рассказывает Алексей. - И была, конечно, возможность уехать в другой город, войти в местную какую-нибудь труппу… но просто не захотел уезжать. Вот и остался здесь, в филармонии. Впрочем, не жалею. Конечно , в профессии чтеца есть свои полюсы и минусы. Но главный интерес для меня, это то, что в нашем деле не «спрячешься» ни за декорации, ни за партнера. Есть один я – и вопрос в том, смогу я «взять» зал или не смогу… Есть в этом какой-то азарт! Лучше, конечно , публика реагирует на юмористические произведения. А сам я больше всего люблю читать рассказы Чехова. Любимые – «Мститель» и «Скрипка Ротшильда».
Что касается интереса к жанру у публики, то интерес в школах большинство из чтецов вполне устраивает. Хотя, на школьные концерты ходят, в основном, выпускники и старшеклассники. Есть еще мнение, что ходят они, большей частью, потому, что сами не читают. И еще: по словам Михаила Ивановича Путинцева, директора музыкально-литературного отдела Новосибирской филармонии, очень большой спрос на такие концерты у самих школ. Ведь почти 80% того, что читают артисты лектория там – это произведения школьной программы.
- Один полноценный концерт в сезон, для такого города как Новосибирск – это мало, - считает Михаил Иванович. - Впрочем, и у театров были попытки делать мероприятия в таком формате. Правда, почему-то не прижились.
Что касается перспектив развития жанра, чтецы настроены оптимистично:
- Думаю, дело идет не к угасанию, а, наоборот, к возрождению жанра, - уверен мастер художественного слова Алексей Терехов. - Скоро людям надоест смотреть телевизор, и они придут в театр, к нам. Лично я в телевизоре давно уже ничего интересного для себя не вижу.Как научить детей читать
 Светлана Фролова