Лента новостей

Все новости

Популярное

«Синие носы» предложили посмотреть дальше своего носа

 Яна Колесинская

Раскрашенный во все цвета радуги тромбонист на фоне оперного театра выдувает «Очи черные». Женщина из толпы требует аккомпанемента к песне собственного сочинения. Народ приплясывает на деревянных мостках, ведущих куда-то в казематы. Фотографы скачут вокруг уличного оркестра. И вот толпа замирает, задрав головы вверх. В нише второго этажа, эффектно задрапированного зеленой строительной сеткой, появляется Вячеслав Мизин. Невозмутимо и как-то отрешенно обозрев окрестности, он выпускает из широких штанов снопы разноцветных искр и клубы дыма. Грохот, вопли, аплодисменты. «Если он так эффектно кончает, то интересно, как же он начинает?» – задается вопросом один из музыкантов. С перформансом «Фейерверк» знаменитая н-ская арт-группа «Синие носы» объездила пол-мира, а Новосибирск скучал и молчал. «Как мы сделали искусство 200-х» – подзаголовок проекта «Смотри!», который открылся вчера вечером в недостроенном здании театра Сергея Афанасьева. Кирпичная кладка, неоштукатуренные стены, цементный пол, завешанные целлофаном окна весьма сочетаются с идиотскими выходками актуальных художников, которые делают искусство из всего, что валяется под ногами. Им не нужны респектабельные галереи с паркетом и люстрами. Они не носят смокинги, бабочки и лакированные ботинки. Галерист Анна Терешкова – главная фигура на этом празднике жизни. В один прекрасный день в ее светлую голову пришла идея «Смотри!» Она рассказывает: – Я давно мечтала представить в Новосибирске срез нашего современного искусства, которое широко известно на Западе, а здесь его не знают. Ребята, говорила я им, когда найду хороший подвальчик, я вас покажу. И вот я ночь не спала, а наутро прихожу к Сергею Афанасьеву, говорю, что у меня родился проект – сделать выставку в вашем недостроенном театре. Его первая реакция: гениально! После чего все закрутилось, завертелось вокруг этого, художники, архитекторы, дизайнеры, артисты, журналисты – все подключились и работали практически без денег. Последний раз такие ощущения я испытывала в студенчестве: ребята, давайте что-нибудь сделаем! Энергетика, которая объединяет людей, может горы смести! Энергетика смела горы строительного мусора и превратила долгострой в выставочное пространство. Отовсюду раздаются вопли – это видео, смотри и наслаждайся своим отражением в кривом зеркале. Самодельные игрушечки омича Дамира Муратова объединены в серию «Гудбай, эпоха!» – растиражированные штампы, застрявшие в голове обывателя, помещены под стеклянные витрины. В центре зала оборудована баскетбольная площадка, корзины прибиты ко лбам знаковых персон: Карла Маркса, Льва Толстого, Альберта Энштейна и Михайло Ломоносова. Забивай гол куда надо… Главные персонажи здесь, конечно, «Синие носы». Вячеслав Мизин, Александр Шабуров, Константин Скотников, Евгений Иванов бродят среди своих произведений, одни из которых сделаны на коленке, а другие напечатаны в современной фотолаборатории. Впервые в Новосибирске в одном пространстве представлено то, что они натворили за десятилетие своей деятельности. Плюшевые игрушки, телепузики, обезьяны, культовые киногерои социализма, дивы западного экрана, политики, террористы – все в одной упряжке. Ну конечно, скандальные «Целующиеся миллиционеры», застывшие в объятиях на фоне березовой рощи, те самые, которых тогдашний министр культуры Александр Соколов назвал «позором России», – на самом почетном месте. А дальше – целующиеся балерины. Они – символ «Смотри!» Целующиеся моряки. И даже железнодорожницы. «Эра милосердия» охватила все социальные слои. Темы актуальных художников провокационны, как и их персонажи. «Взрослые мужики дурака валяют», – считают многие, особенно представители традиционного искусства. Ну да, «Синие носы» раздеваются до трусов, в морозный ноябрьский день выходят к собору Василия Блаженного и позируют фотографу. Сплошной цинизм. Это «Новые юродивые». Или, опять раздевшись, но теперь уже закрыв лица масками политиков, снимаются в непристойных позах. Сплошная порнография. Это «Маски-шоу». Или вот. Темное помещение. Непонятно, что здесь потом будет, гримерка или бар, а пока это цементный мешок, в котором стоит один-единственный предмет – видеопроектор. Ролик снят с положения лежа, изображение идет на потолок, где… Как бы это покультурнее выразиться. Когда теннисистка носится по корту с ракеткой, издавая вопли сексуального характера, редко кто из мужиков не мечтает спрыгнуть с трибун, улечься на траву и пялиться ей под юбку. Эту совершенно секретную непристойность «Синие носы» выволокли на свет божий. Вернее, не на солнечный свет, а в пустую комнату, где зритель оказывается наедине с собственными фантазиями. Издеваясь над идиотизмом жизни, над ее идолами и авторитетами, над ее штампами и клише, «Синие носы» спасаются от всего этого иронией и смехом. Они адресуют творчество народу, но не всегда пипл схавает. Сходу непросто разгадать интеллектуальный подтекст их работ. Евгений Иванов считает: – Это далеко не простое, не гламурное искусство, чтобы его понять, необходима подготовка, нужно знать контекст, дискурс, понимать, что люди, которые это делают, живут в несколько ином измерении, чем те, которые приходят это смотреть. Смотреть пришли представители культурной власти и творческие деятели: Андрей Филичев, Владимир Миллер, Валерий Бродский, Александр Назимко, Андрей Шаповалов, Александр Ложкин, Тимур Гордеев, Сергей Мосиенко, Алексей Казаринов… «В художественном музее температура нормальная, 36,6, а здесь на несколько градусов выше», – заметил самый продвинутый н-ский искусствовед, а ныне директор Ханты-Мансийского музея Владимир Назанский, имея в виду биеннале графики, параллельно проходящую за пару кварталов отсюда. Еще бы. «Смотри!» – это не только выставка, а целая серия инсталляций, лекций, концертов, спектаклей на протяжении всей «Интерры». Художественный руководитель балета НГАТОиБ Игорь Зеленский рискнул показать на необустроенной сцене долгостроя фрагмент своей постановки на музыку Эдварда Льянга «Шепот в темноте», а вслед за ним на площадку вышли пионеры новосибирской электронной музыки Nuclear Losь и музыкант-универсал Роман Столяр. В зале нет бархатных кресел, на сцене нет декораций. Водопровода тоже нет. И отопления. Едва накрыли фуршетный стол, как вдребезги разбился и разлетелся на мелкие осколки бокал. На счастье.
Раскрашенный во все цвета радуги тромбонист на фоне оперного театра выдувает «Очи черные». Женщина из толпы требует аккомпанемента к песне собственного сочинения. Народ приплясывает на деревянных мостках, ведущих куда-то в казематы. Фотографы скачут вокруг уличного оркестра. И вот толпа замирает, задрав головы вверх. В нише второго этажа, эффектно задрапированного зеленой строительной сеткой, появляется Вячеслав Мизин. Невозмутимо и как-то отрешенно обозрев окрестности, он выпускает из широких штанов снопы разноцветных искр и клубы дыма. Грохот, вопли, аплодисменты. «Если он так эффектно кончает, то интересно, как же он начинает?» – задается вопросом один из музыкантов. С перформансом «Фейерверк» знаменитая н-ская арт-группа «Синие носы» объездила пол-мира, а Новосибирск скучал и молчал. «Как мы сделали искусство 200-х» – подзаголовок проекта «Смотри!», который открылся вчера вечером в недостроенном здании театра Сергея Афанасьева. Кирпичная кладка, неоштукатуренные стены, цементный пол, завешанные целлофаном окна весьма сочетаются с идиотскими выходками актуальных художников, которые делают искусство из всего, что валяется под ногами. Им не нужны респектабельные галереи с паркетом и люстрами. Они не носят смокинги, бабочки и лакированные ботинки. Галерист Анна Терешкова – главная фигура на этом празднике жизни. В один прекрасный день в ее светлую голову пришла идея «Смотри!» Она рассказывает: – Я давно мечтала представить в Новосибирске срез нашего современного искусства, которое широко известно на Западе, а здесь его не знают. Ребята, говорила я им, когда найду хороший подвальчик, я вас покажу. И вот я ночь не спала, а наутро прихожу к Сергею Афанасьеву, говорю, что у меня родился проект – сделать выставку в вашем недостроенном театре. Его первая реакция: гениально! После чего все закрутилось, завертелось вокруг этого, художники, архитекторы, дизайнеры, артисты, журналисты – все подключились и работали практически без денег. Последний раз такие ощущения я испытывала в студенчестве: ребята, давайте что-нибудь сделаем! Энергетика, которая объединяет людей, может горы смести! Энергетика смела горы строительного мусора и превратила долгострой в выставочное пространство. Отовсюду раздаются вопли – это видео, смотри и наслаждайся своим отражением в кривом зеркале. Самодельные игрушечки омича Дамира Муратова объединены в серию «Гудбай, эпоха!» – растиражированные штампы, застрявшие в голове обывателя, помещены под стеклянные витрины. В центре зала оборудована баскетбольная площадка, корзины прибиты ко лбам знаковых персон: Карла Маркса, Льва Толстого, Альберта Энштейна и Михайло Ломоносова. Забивай гол куда надо… Главные персонажи здесь, конечно, «Синие носы». Вячеслав Мизин, Александр Шабуров, Константин Скотников, Евгений Иванов бродят среди своих произведений, одни из которых сделаны на коленке, а другие напечатаны в современной фотолаборатории. Впервые в Новосибирске в одном пространстве представлено то, что они натворили за десятилетие своей деятельности. Плюшевые игрушки, телепузики, обезьяны, культовые киногерои социализма, дивы западного экрана, политики, террористы – все в одной упряжке. Ну конечно, скандальные «Целующиеся миллиционеры», застывшие в объятиях на фоне березовой рощи, те самые, которых тогдашний министр культуры Александр Соколов назвал «позором России», – на самом почетном месте. А дальше – целующиеся балерины. Они – символ «Смотри!» Целующиеся моряки. И даже железнодорожницы. «Эра милосердия» охватила все социальные слои. Темы актуальных художников провокационны, как и их персонажи. «Взрослые мужики дурака валяют», – считают многие, особенно представители традиционного искусства. Ну да, «Синие носы» раздеваются до трусов, в морозный ноябрьский день выходят к собору Василия Блаженного и позируют фотографу. Сплошной цинизм. Это «Новые юродивые». Или, опять раздевшись, но теперь уже закрыв лица масками политиков, снимаются в непристойных позах. Сплошная порнография. Это «Маски-шоу». Или вот. Темное помещение. Непонятно, что здесь потом будет, гримерка или бар, а пока это цементный мешок, в котором стоит один-единственный предмет – видеопроектор. Ролик снят с положения лежа, изображение идет на потолок, где… Как бы это покультурнее выразиться. Когда теннисистка носится по корту с ракеткой, издавая вопли сексуального характера, редко кто из мужиков не мечтает спрыгнуть с трибун, улечься на траву и пялиться ей под юбку. Эту совершенно секретную непристойность «Синие носы» выволокли на свет божий. Вернее, не на солнечный свет, а в пустую комнату, где зритель оказывается наедине с собственными фантазиями. Издеваясь над идиотизмом жизни, над ее идолами и авторитетами, над ее штампами и клише, «Синие носы» спасаются от всего этого иронией и смехом. Они адресуют творчество народу, но не всегда пипл схавает. Сходу непросто разгадать интеллектуальный подтекст их работ. Евгений Иванов считает: – Это далеко не простое, не гламурное искусство, чтобы его понять, необходима подготовка, нужно знать контекст, дискурс, понимать, что люди, которые это делают, живут в несколько ином измерении, чем те, которые приходят это смотреть. Смотреть пришли представители культурной власти и творческие деятели: Андрей Филичев, Владимир Миллер, Валерий Бродский, Александр Назимко, Андрей Шаповалов, Александр Ложкин, Тимур Гордеев, Сергей Мосиенко, Алексей Казаринов… «В художественном музее температура нормальная, 36,6, а здесь на несколько градусов выше», – заметил самый продвинутый н-ский искусствовед, а ныне директор Ханты-Мансийского музея Владимир Назанский, имея в виду биеннале графики, параллельно проходящую за пару кварталов отсюда. Еще бы. «Смотри!» – это не только выставка, а целая серия инсталляций, лекций, концертов, спектаклей на протяжении всей «Интерры». Художественный руководитель балета НГАТОиБ Игорь Зеленский рискнул показать на необустроенной сцене долгостроя фрагмент своей постановки на музыку Эдварда Льянга «Шепот в темноте», а вслед за ним на площадку вышли пионеры новосибирской электронной музыки Nuclear Losь и музыкант-универсал Роман Столяр. В зале нет бархатных кресел, на сцене нет декораций. Водопровода тоже нет. И отопления. Едва накрыли фуршетный стол, как вдребезги разбился и разлетелся на мелкие осколки бокал. На счастье.