Лента новостей

Все новости

Популярное

Дали раскрасил Гойю

 Яна Колесинская


Arial<#two#>>«Выставки подобного уровня не было в Новосибирске лет десять», – оценивает «Сны разума» директор музей Андрей Шаповалов. http://sibkray.ru/news/2009-7-31/4012/<#two#>>Это проект московского Центра «Евро-Арт» и новосибирского гастрольного агентства «Театр для себя», объединивших свои усилия для  демонстрации уникальной коллекции в Новосибирске, куда она приехала из Саратова.

Arial<#two#>>Бордовая драпировка, зеркало, свечи. У каждого музея свое оформление, повторяются только веревки с привязанными к ним гвоздями – на этих грубых веревках висят работы, и на стекле в искаженном – зловещем – варианте отражаются музейные лампы. Проект посвящен 210-летию выхода в  свет серии «Капричос» Франсиско Гойи и 105-летию со дня рождения Сальвадора Дали: по 80 листов от каждого.

Arial<#two#>>Великий испанец вложил в свои офорты презрение к современному обществу, населенному ведьмами и колдунами в человеческом обличье. Название серии можно толковать вольно: все эти козы и козлы заставляют волосы вставать дыбом, ибо сapra  означает резвая коза, capricciare – необузданные прыжки, capo – голова, riccio – спутанный. Его эпатажный земляк перенес композицию офортов в свои литографии, насытил цветом, изменил названия, ввел свои знаки, коды и намеки  – в сюжете то возникает силуэт горы, то взгляд хищной птицы усиливается очками, и чуть ли не в половине листов присутствует любимый мотив Дали – растекающиеся часы, символизирующие неумолимость времени. Работа, продолжающая сюжет «Неужели нас никто не развяжет»  о несчастной паре, обреченной на вынужденный брак, так и называется – «Мягкие часы», а комментатор, чьи тексты сопровождают каждую работу, поясняет: «Какая тоска! И какая мука несбывшегося!» Кошмары одного художника сгущены волей другого; «к тараканам Гойи Дали добавил своих», – сказал арт-директор Центра «Евро-Арт» Александр Щеляков.

Arial<#two#>>Специально к этой выставке композитор Роман Рязанцев написал музыку – зловещую, потустороннюю, раздающуюся словно из преисподней. Немецкий искусствовед Курт Руппель издал комментарии, ставшие нитью Ареадны в чудовищном и загадочном мире подсознания двух мастеров. «Без бутылки не разобраться», – говорят в таких случаях шутники: выставка предназначена для подготовленного зрителя и требует немалых интеллектуальных затрат. Организаторы максимально облегчили путь к загадочному искусству: выпустили справочный альбом «Имена, которые покорили мир», содержащий сведения об обоих авторах. Повезло тем, кто попал на открытие: Александр Щеляков – рассказчик виртуозный.

Arial<#two#>>Он знает, какую роль в жизни Гойи сыграла герцогиня Альба, под влиянием которой рождались эти офорты. Почему от легкого юмора художник перешел к злой сатире. Что он работал над  «Капричос», перенеся тяжелый менингит, который привел его к частичной слепоте и глухоте. А для Дали эта серия была последним публичным высказыванием перед его уходом из общественной жизни. Может быть, тем, что в одном пространстве смешалась энергетика двух столь неординарных личностей, и объясняется мистика, сопровождающая проект (хотя вряд ли возможно до конца объяснить мистику). Если верить арт-директору «Евро-Арта» (а как ему не поверить?!), в каждом музее повторяется одна и та же история: при упаковке сотрудники не могут досчитаться одной работы. И каждый раз при распечатке ящиков она находится. И всегда это лист № 59, изображающим падение гробовой плиты на грешников, которых ничем не истребить. Даже в цифрах содержится магия: Гойя завершил работу над офортами в 1799 году, а Дали – в 1977...

Arial<#two#>>Воспринимать «Сны разума» можно по-разному – с  любопытством или удивлением, брезгливостью или восторгом, возмущением или отвращением. Эта выставка – сомнительное удовольствие для ленивых детей и поверхностных  дамочек. А вот толковым ребятам есть о чем поспорить и во что всмотреться. «Я заложник своего образования – я не могу не любить Гойю. А к Дали отношусь никак. Его картины кажутся мен холодными, сам он выглядел интереснее своих работ. Дали – это попса от культуры, очень раскрученный бренд», – считает Андрей Шаповалов. «Мне близка точка зрения Вячеслава Полунина: Дали – гениальный клоун и вся его жизнь – сплошная клоунада», – добавляет директор «Театра для себя» Михаил Сергеев. Кому-то литографии Дали могут показаться баловством, похожим на раскрашивание картинок в учебнике, а кому-то, как драматургу Борису Гринбергу, совсем наоборот: «Думаю, не все у него получилось, но в лучших работах Дали выступает как поэт и философ. Например, – к офорту Гойи «Тебе не уйти» он добавил веревки, которые тянут монстры, и назвал «Такую связь не разорвать» – мурашки по коже!»

Arial<#two#>>«За двести рублей я успел и побывать в аду, и причаститься» – а это из отзывов саратовских зрителей. «Это не просто шедевры, а вершины  мирового искусства. Никто ничего подобного Гойе не сделал, а Дали, прикоснувшись к этим работам, показал взгляд в будущее. Для него это не эпатаж, а подведение итогов. Этот проект уникален, и не подумайте, что московский кулик хвалит испанское болото с немецким акцентом», – обобщает Александр Щеляков.

Arial<#two#>>Впервые россияне увидали «Сны разума» в 2004 году – они демонстрировались в залах Российской академии художеств. Затем коллекция вернулась в Берлин, а из регионов стали поступать звонки в «Евро-Арт» с вопросами, не планируют ли привезти ее к ним. Но не каждый город может себе это позволить. «Проекты такого уровня не могут осуществляться без помощи власти и спонсоров», – подчеркнул генеральный директор «Евро-Арта» Михаил Альтерман перед открытием выставки. Саратовский музей  заплатил полтора миллиона рублей, чтобы заполучить такую экспозицию – помогли Саратовский региональный общественный фонд «Православие и современность», ЗАО «Саратовоблжилстрой» и депутаты областной думы. Новосибирские власти такой возможности не нашли. Михаил Сергеев сетует, что в Сибири совсем не развит институт меценатства. «Театр для себя» впервые занялся выставочным проектом – до этого агентство организовывало гастролями звезд мирового уровня. «Выставка – это гастроли, вывернутые наизнанку. Звезда находится на сцене как минимум два месяца, а билеты значительно дешевле», – комментирует он это решение.

Arial<#two#>>На открытие выставки в прошлую пятницу собрался н-ский бомонд. В последующие дни, если прийти с утра пораньше, в музее потише. Со «Снами разума», наверное, лучше знакомиться наедине. Чтобы затушевать чувство неловкости, которое может возникнуть, если в каком-то из листов увидишь себя. А зеркало с креслом намекают, что можно присесть – и оказаться в компании уродов. Насколько тебе подходит эта компания, тоже лучше  поразмыслить без свидетелей.


Arial<#two#>>«Выставки подобного уровня не было в Новосибирске лет десять», – оценивает «Сны разума» директор музей Андрей Шаповалов. http://sibkray.ru/news/2009-7-31/4012/<#two#>>Это проект московского Центра «Евро-Арт» и новосибирского гастрольного агентства «Театр для себя», объединивших свои усилия для  демонстрации уникальной коллекции в Новосибирске, куда она приехала из Саратова.

Arial<#two#>>Бордовая драпировка, зеркало, свечи. У каждого музея свое оформление, повторяются только веревки с привязанными к ним гвоздями – на этих грубых веревках висят работы, и на стекле в искаженном – зловещем – варианте отражаются музейные лампы. Проект посвящен 210-летию выхода в  свет серии «Капричос» Франсиско Гойи и 105-летию со дня рождения Сальвадора Дали: по 80 листов от каждого.

Arial<#two#>>Великий испанец вложил в свои офорты презрение к современному обществу, населенному ведьмами и колдунами в человеческом обличье. Название серии можно толковать вольно: все эти козы и козлы заставляют волосы вставать дыбом, ибо сapra  означает резвая коза, capricciare – необузданные прыжки, capo – голова, riccio – спутанный. Его эпатажный земляк перенес композицию офортов в свои литографии, насытил цветом, изменил названия, ввел свои знаки, коды и намеки  – в сюжете то возникает силуэт горы, то взгляд хищной птицы усиливается очками, и чуть ли не в половине листов присутствует любимый мотив Дали – растекающиеся часы, символизирующие неумолимость времени. Работа, продолжающая сюжет «Неужели нас никто не развяжет»  о несчастной паре, обреченной на вынужденный брак, так и называется – «Мягкие часы», а комментатор, чьи тексты сопровождают каждую работу, поясняет: «Какая тоска! И какая мука несбывшегося!» Кошмары одного художника сгущены волей другого; «к тараканам Гойи Дали добавил своих», – сказал арт-директор Центра «Евро-Арт» Александр Щеляков.

Arial<#two#>>Специально к этой выставке композитор Роман Рязанцев написал музыку – зловещую, потустороннюю, раздающуюся словно из преисподней. Немецкий искусствовед Курт Руппель издал комментарии, ставшие нитью Ареадны в чудовищном и загадочном мире подсознания двух мастеров. «Без бутылки не разобраться», – говорят в таких случаях шутники: выставка предназначена для подготовленного зрителя и требует немалых интеллектуальных затрат. Организаторы максимально облегчили путь к загадочному искусству: выпустили справочный альбом «Имена, которые покорили мир», содержащий сведения об обоих авторах. Повезло тем, кто попал на открытие: Александр Щеляков – рассказчик виртуозный.

Arial<#two#>>Он знает, какую роль в жизни Гойи сыграла герцогиня Альба, под влиянием которой рождались эти офорты. Почему от легкого юмора художник перешел к злой сатире. Что он работал над  «Капричос», перенеся тяжелый менингит, который привел его к частичной слепоте и глухоте. А для Дали эта серия была последним публичным высказыванием перед его уходом из общественной жизни. Может быть, тем, что в одном пространстве смешалась энергетика двух столь неординарных личностей, и объясняется мистика, сопровождающая проект (хотя вряд ли возможно до конца объяснить мистику). Если верить арт-директору «Евро-Арта» (а как ему не поверить?!), в каждом музее повторяется одна и та же история: при упаковке сотрудники не могут досчитаться одной работы. И каждый раз при распечатке ящиков она находится. И всегда это лист № 59, изображающим падение гробовой плиты на грешников, которых ничем не истребить. Даже в цифрах содержится магия: Гойя завершил работу над офортами в 1799 году, а Дали – в 1977...

Arial<#two#>>Воспринимать «Сны разума» можно по-разному – с  любопытством или удивлением, брезгливостью или восторгом, возмущением или отвращением. Эта выставка – сомнительное удовольствие для ленивых детей и поверхностных  дамочек. А вот толковым ребятам есть о чем поспорить и во что всмотреться. «Я заложник своего образования – я не могу не любить Гойю. А к Дали отношусь никак. Его картины кажутся мен холодными, сам он выглядел интереснее своих работ. Дали – это попса от культуры, очень раскрученный бренд», – считает Андрей Шаповалов. «Мне близка точка зрения Вячеслава Полунина: Дали – гениальный клоун и вся его жизнь – сплошная клоунада», – добавляет директор «Театра для себя» Михаил Сергеев. Кому-то литографии Дали могут показаться баловством, похожим на раскрашивание картинок в учебнике, а кому-то, как драматургу Борису Гринбергу, совсем наоборот: «Думаю, не все у него получилось, но в лучших работах Дали выступает как поэт и философ. Например, – к офорту Гойи «Тебе не уйти» он добавил веревки, которые тянут монстры, и назвал «Такую связь не разорвать» – мурашки по коже!»

Arial<#two#>>«За двести рублей я успел и побывать в аду, и причаститься» – а это из отзывов саратовских зрителей. «Это не просто шедевры, а вершины  мирового искусства. Никто ничего подобного Гойе не сделал, а Дали, прикоснувшись к этим работам, показал взгляд в будущее. Для него это не эпатаж, а подведение итогов. Этот проект уникален, и не подумайте, что московский кулик хвалит испанское болото с немецким акцентом», – обобщает Александр Щеляков.

Arial<#two#>>Впервые россияне увидали «Сны разума» в 2004 году – они демонстрировались в залах Российской академии художеств. Затем коллекция вернулась в Берлин, а из регионов стали поступать звонки в «Евро-Арт» с вопросами, не планируют ли привезти ее к ним. Но не каждый город может себе это позволить. «Проекты такого уровня не могут осуществляться без помощи власти и спонсоров», – подчеркнул генеральный директор «Евро-Арта» Михаил Альтерман перед открытием выставки. Саратовский музей  заплатил полтора миллиона рублей, чтобы заполучить такую экспозицию – помогли Саратовский региональный общественный фонд «Православие и современность», ЗАО «Саратовоблжилстрой» и депутаты областной думы. Новосибирские власти такой возможности не нашли. Михаил Сергеев сетует, что в Сибири совсем не развит институт меценатства. «Театр для себя» впервые занялся выставочным проектом – до этого агентство организовывало гастролями звезд мирового уровня. «Выставка – это гастроли, вывернутые наизнанку. Звезда находится на сцене как минимум два месяца, а билеты значительно дешевле», – комментирует он это решение.

Arial<#two#>>На открытие выставки в прошлую пятницу собрался н-ский бомонд. В последующие дни, если прийти с утра пораньше, в музее потише. Со «Снами разума», наверное, лучше знакомиться наедине. Чтобы затушевать чувство неловкости, которое может возникнуть, если в каком-то из листов увидишь себя. А зеркало с креслом намекают, что можно присесть – и оказаться в компании уродов. Насколько тебе подходит эта компания, тоже лучше  поразмыслить без свидетелей.