Arial<#two#>>Мастерская против барахолки
Arial<#two#>>Сибирский Колизей, самый центр города – и вдруг перед глазами вырастают ряды торговых шатров в бело-голубую полоску. Посмотреть издали – палаточный городок, входящий в диссонанс с монументальностью архитектуры, по выражению некоторых представителей власти – «барахолка». Подойти ближе, погрузиться в этот мир – мастерская, где не просто продают сувениры, а вовлекают в творчество.
Arial<#two#>>
Фестиваль народных ремесел «Артания», организованный Некоммерческим Фондом «Сибирский вернисаж» и его руководителем http://sibkray.ru/news/2009-6-23/3163/ <#two#>>Анной Наволоцкой, проходил в Новосибирске в третий раз. Сюда привезли свои изделия полторы сотни мастеров со всей России и даже из Украины и Эквадора. И, конечно, из областей – Новосибирской, Кировской, Новгородской, то есть оттуда, из глубинки, где эти ремесла родились. И где о них благополучно стали забывать. Новосибирцы приходили сюда целыми семьями – и погружались в процесс.
Вертелся гончарный круг красноярских керамистов Гореловых, омский мастер из знаменитой династии Беленко учил работать на токарном станке. Общественная организация «Компас здоровья» предлагала сразу несколько направлений: мастер-классы по изготовлению обереговых игрушек из льняного волокна, дегустация деревенских каш, конкурс банных частушек, обучение русским народным играм, в которых заложены сакральные знания… «Меня поразили хакасские мастера – они показали петроглифы, подняв древнейший пласт культуры, которой более тридцати тысяч лет. Я изучала эту область, а ведь есть люди, которые узнали об этом только на фестивале – и уносили эти знания в свою жизнь», – рассказывает Светлана Тихонова, специалист по славянской писанке и народной кукле. Она тоже проводила на «Артании» мастер-классы и сравнивает: в прошлом году у нее на занятиях побывали 60 человек, а в нынешнем – уже 150. А всего за девять дней фестиваля, посвященного Дню города, было проведено 180 часов бесплатных мастер-классов, на которые собралось 2 500 человек.
Ручная работа против конвейера
«Артания» – не единственный, но самый интерактивный, по мнению бывалых участников подобных мероприятий, фестиваль народных ремесел в России. Каждый час на двух-трех его площадках начинался новый мастер-класс. Участники совпадают во мнении, что благодаря этому фестивалю получили возможность просветительской деятельности. Мастер по плетению из лозы Геннадий Пронин говорит, что многие посетители не имели вообще никакого представления о его ремесле. Но горожане понятно. А ведь и в деревне стали забывать, чем занимались их деды. Едва закончилась ярмарка, как Геннадий Григорьевич, загрузившись материалом, шаблонами, проволокой, инструментом, литературой, отправился в Красноозерку, к сельчанам, возрождающим землячество. «Я показал им новые способы плетения шкатулок, которые сам изобрел, – солнечное, колосковое, рассказал об истоках ремесла, подарил книги о корнепластике, – говорит он. – Мне 71 год, не хочется уносить с собой секреты мастерства».
Возродить исконно русские ремесла и есть главная цель «Артании». Ведь именно в народном творчестве кроются истоки культуры. И как еще развивать творческое начала в детях, если не с помощью таких уроков, через которые не только совершенствуется моторика пальцев, но и происходит соприкосновение с истоками. «Патриотическое воспитание молодежи, осуществляемое такой деятельностью, более ценное, чем походы строем и воинские маневры, потому что люди прикасаются к своим корням. Это и есть истинная любовь к родине – с пониманием, со знанием ее особенностей и истории», – убеждена директор фестиваля «Артания» Анна Наволоцкая.
Душа народа, его самобытность отражается именно в этих керамических талисманах-масиках, берестяных туесах, кедровых ложках, кружевных фриволите. Это исключительно Hand made – изделия ручной работы, каждое из которых отличается от другого и в котором сохраняется светлая энергетика мастера, его послание людям. Держа такую вещь в руках, словно впитываешь здоровые соки земли. Получая ее в подарок, наполняешь жилище светлой и легкой аурой, одухотворяешь свой быт. Неслучайно иностранцы, попавшие на «Артанию», уточняли – на ломаном русском или через переводчика: «А это правда не китайский ширпотреб? Это вы сами сделали?» И после подтверждения торопились купить сувенир, по сравнению с которым блекнут сияющие витрины гипермаркетов.
Мастера против халтурщиков
Увы, иностранцы попадали на «Артанию случайно. И очень удивились, что в программе маршрута не был обозначен столь необычный пункт. А ведь именно такие проекты делают малоизвестный за границей Новосибирск привлекательным для туристов. «Таких мест нужно устраивать у нас как можно больше, а экскурсии туда включать в турмаршруты заранее. Художественные ремесла необходимо использовать как фактор развития туристического потенциала нашей области. Это к вопросу привлечения капиталов в Сибирь», – сделала акцент директор информационно-туристического центра «ЭТО» Светлана Сучкова на круглом столе мастеров, посвященном итогом феста.
Ремесленники назвали это мероприятие «Анализ эффективности профессионально-общественной значимости международного сибирского фестиваля «Артания» и меры развития художественных ремесел в Новосибирске и области». В том, что эффективность велика, сомнений не было ни у кого. Особенно в кризисное время, когда проблема заработка встала во главу угла. Кто-то благодаря «Артании» вернулся в профессию. Предприниматель Евгений Горнов рассказывает, что после расформирования новосибирского дома моделей, что случилось, правда, во время другого кризиса, его друг – талантливый модельер обуви пошел на Гусинобродский рынок торговать горячим кофе из термоса. А теперь он снова занят любимым делом, и не только придумывает современные модели, но и сам их шьет. «Артания» дала возможность заработать честным трудом мастерам, умеющим работать руками.
Вот нехитрые подсчеты пенсионера Геннадия Пронина. Чтобы сплести чашу из лозы, индивидуальному предпринимателю нужно от недели до месяца, он назначает своему изделию цену 500-700 рублей, но в салоне оно продается в три раза дороже. На фестивале ремесленники реализуют свою продукцию сами, она расходится лучше не только потому, что стоит меньше. «На «Артании» я поняла очень серьезную вещь, – поделилась размышлениями Анна Наволоцкая. – Важен непосредственный контакт покупателя и мастера, то неуловимое, что рождается в этом диалоге. Человек получает понравившуюся ему вещь из рук того, кто над ней потрудился». К тому же стоит торговое место в палатке фестиваля в несколько раз дешевле, чем, скажем, на «Сибирской ярмарке», а мастера, что проводят мастер-классы и конкурсы, получают значительные скидки.
Организаторы «Артании» провели анкетирование участников, и на в пункте «дать оценку реализация товара» 65% респондентов ответили «отлично», 31% – «удовлетворительно». Один запасся дровами на зиму, другой рассчитался с долгами, кто-то купил большой телевизор, кто-то – подарок внуку…
Чиновники против мастеров
Что (кто) мешает устраивать фестиваль ремесел чаще? Почему нельзя выделить для него отдельную улицу, – местный Арбат по примеру западных, привлекающих толпы туристов, да и в Сибири уже есть нечто подобное. «Сувениры для алтайских ярмарок делают в Новосибирске, где хорошие условия для производства, но плохие – для продажи, – недоумевает Евгений Горнов. – В Барнауле целая улица отведена под торговлю изделиями народных промыслов, не то что у нас».
«Мешает» и «нельзя». Проведение третьей «Артании» до последней недели оставалось под вопросом. В то время как администрация области всячески поддерживала и пиарила международный фестиваль рукотворного искусства, назначенный на это же время, в рамках Дня города, ремесленники как бедные родственники обивали пороги чиновничьих кабинетов и не понимали, почему им отказывают. Для рукотворного фестиваля были отведены роскошные залы ТЦ «Манхеттен» – «Артания» довольствовалась форматом уличной ярмарки. Казалось бы, неуместно сравнение совершенно разных по уровню мероприятий, но фестиваль элитного искусства с участием состоявшихся коллекционеров из-за рубежа был обласкан чиновниками, а истинно народный фестиваль, дающий пути выхода из кризиса простым сибирякам, до последнего момента оставался под угрозой срыва.
«Девяносто процентов энергии и времени уходит у нас не на разработку идеи, а на ее пробивание», – констатирует Анна Наволоцкая. Например, незадолго до «Артании» на Дне защиты детей, проводившемся в Первомайском сквере, Некоммерческий Фонд «Сибирский Вернисаж» готовился, наряду с другими участниками, провести для ребятишек бесплатные мастер-классы по изготовлению игрушек, а заодно и продавать свою продукцию, как это делали другие. Неожиданно администрация Центрального района, якобы получившая распоряжение департамента развития промышленности и предпринимательства области, отказала 18 мастерам не только в торговле, но и в проведении мастер-классов. «Отказ носил агрессивный характер с элементами запугивания организаторов праздника, что в случае продолжения отношений с Фондом они навсегда лишатся возможности устраивать мероприятия в Новосибирске», – излагает в официальном докладе по итогам «Артании» Анна Наволоцкая.
На вопрос Сибкрай.ru о причине этих действий начальник потребительского рынка Центрального района Лариса Невская отвечать отказалась, предложив редакции сделать официальный запрос. Нетрудно догадаться, какова скорость получения ответов от властей на многочисленные письменные просьбы организаторов «Артании». Как говорит Анна Наволоцкая, многие из них вообще не получили ответа. О разрешении провести «Артанию» стало известно лишь 11 июня – за десять дней до начала. На подпись мэру это распоряжение было отдано через два дня после начала фестиваля и подписано за день до его окончания. «Поэтому уже было не до задуманного нами фольклорного фестиваля, не до фирменного облика «Артании», мысль о котором возникала самой первой», – говорит Анна Наволоцкая.
Тем не менее, в этом году «Артания» впервые не ушла в минус. Ее бюджет – 848, 5 тыс. рублей, 91% которого составили целевые взносы мастеров. А остальные – 8,5%, то есть 70 тыс. рублей, – это средства областного гранта, выделенные по конкурсу на социально-значимый проект. Кроме того, мэрия включила фестиваль «Артания» в целевую программу «Дети и город». То есть диалог с властью, в принципе, достижим, что позволяет сказать: «Четвертой «Артании» – быть!»
На круглом столе с мастерами присутствовал председатель комитета по культуре и искусству мэрии Владимир Державец. Он сказал: «В Новосибирске много творческих людей, а с площадками похуже – мало арт-салонов, выставочных залов, эту нишу необходимо заполнить. Нужны постоянно действующие зоны, цивилизованные павильоны, способствующие развитию творчества». Так что, при известной доле воображения, четвертую «Артанию» можно представить в обстановке Сибирского Арбата. А пока Arial<#two#>>«Сибирский вернисаж» готовится к участию в http://sibkray.ru/news/2009-7-15/3674/<#two#>>Первом международном инновационном форуме Interra 9-12 сентября, куда официально пригласила мастеров администрация области. Они решают, как оформить ярмарку, что именно выставить, чтобы соответствовать краскам осени. Может быть, туда, вместо набитого китайскими игрушками торгового центра, попросится гулять маленькая девочка, о которой рассказала член Союза ветеранов Ольга Ушакова:
– Мне повезло, что я, пенсионерка, давно уже не практикующий журналист, нашла себе дело. Я стала участницей бесплатной программы «Новая жизнь третьего возраста», инициированной «Сибирским вернисажем». Нас учили делать народных кукол. Подарить такую куклу ребенку – счастье и для него, и для мастера. Прикоснувшись к истокам народной культуры, дети больше не будут требовать купить им китайские игрушки, яркие и безвкусные. Я сама в этом убедилась. Я приехала на дачу с куклой, сделанной своими руками – нарядной, в вышитом костюме, кокошнике. Соседкина внучка, забежав ко мне с куклой Барби, увидела мое чудо. Как сейчас помню: ее ручки разжались, Барби упала на землю, глаза девочки округлились, и она восхищенно прошептала: «А можно мне ее… потрогать?»