Ретро-выставка «Городские мотивы в графике А.Г.Заковряшина» открылась вчера в Новосибирском художественном музее. Она представляет наследие одного из самых талантливых и неординарных сибирских художников первой трети ХХ столетия, погибшего под Берлином в последний день Великой Отечественной войны.
Экспозиция объединяет городские пейзажи, в которых использованы приемы
конструктивизма и кубизма, линогравюры, этюды, зарисовки, открытки, запечатлевшие узнаваемые черты не такой уж далекой от нас эпохи.
Александр Заковряшин работал графиком, оформителем, иллюстратором, и не только в Новосибирске. Так, сотрудничая с многими периодическими изданиями нашего города, он попал под специальное постановление ЦК ВКП(б) от 25 декабря 1929 года о борьбе против «буржуазных течений в литературе и искусстве», осудившее позицию литературной группы журнала «Настоящее». Художнику пришлось переехать в Томск, где он работал в газете «Красное знамя». Помнят его и в Алма-Ате, и в Минусинске.
Выставка дает полное представление о разнообразии художественных приемов Александра Заковряшина. Об одном из направлений его творчества написала в свое время искусствовед Раиса Боровикова: «В 1942 году была создана зарисовка «Из моего окна» – с затейливыми и причудливыми стволами деревьев на фоне густого синего цвета лунной ночи. Автор здесь вновь обращается к романтическому мотиву, дающему возможность работать на контрастах цветовых сочетаний. Яркое пятно луны не освещает изображение, а только играет роль акцента. Совершенно неожиданно и размещение изображения, которое напоминает экран с мягкими, подвижными очертаниями».
Одни его открытки близки к сюжетам настенных ковриков, отсылающих к провинциальному символизму, другие – к модным в то время силуэтным аппликациям из бумаги, третьи – к сюжетам советской пропаганды с прославлением великих строек и их героев. В военные годы художник создавал по преимуществу остро публицистические рисунки для газет, чаще всего карикатуры на фашистов. И все это хранится в фондах Новосибирского государственного музея, которые периодически становятся открытыми для тех, кто стремится вглядеться в историю.
Ретро-выставка «Городские мотивы в графике А.Г.Заковряшина» открылась вчера в Новосибирском художественном музее. Она представляет наследие одного из самых талантливых и неординарных сибирских художников первой трети ХХ столетия, погибшего под Берлином в последний день Великой Отечественной войны.
Экспозиция объединяет городские пейзажи, в которых использованы приемы
конструктивизма и кубизма, линогравюры, этюды, зарисовки, открытки, запечатлевшие узнаваемые черты не такой уж далекой от нас эпохи.
Александр Заковряшин работал графиком, оформителем, иллюстратором, и не только в Новосибирске. Так, сотрудничая с многими периодическими изданиями нашего города, он попал под специальное постановление ЦК ВКП(б) от 25 декабря 1929 года о борьбе против «буржуазных течений в литературе и искусстве», осудившее позицию литературной группы журнала «Настоящее». Художнику пришлось переехать в Томск, где он работал в газете «Красное знамя». Помнят его и в Алма-Ате, и в Минусинске.
Выставка дает полное представление о разнообразии художественных приемов Александра Заковряшина. Об одном из направлений его творчества написала в свое время искусствовед Раиса Боровикова: «В 1942 году была создана зарисовка «Из моего окна» – с затейливыми и причудливыми стволами деревьев на фоне густого синего цвета лунной ночи. Автор здесь вновь обращается к романтическому мотиву, дающему возможность работать на контрастах цветовых сочетаний. Яркое пятно луны не освещает изображение, а только играет роль акцента. Совершенно неожиданно и размещение изображения, которое напоминает экран с мягкими, подвижными очертаниями».
Одни его открытки близки к сюжетам настенных ковриков, отсылающих к провинциальному символизму, другие – к модным в то время силуэтным аппликациям из бумаги, третьи – к сюжетам советской пропаганды с прославлением великих строек и их героев. В военные годы художник создавал по преимуществу остро публицистические рисунки для газет, чаще всего карикатуры на фашистов. И все это хранится в фондах Новосибирского государственного музея, которые периодически становятся открытыми для тех, кто стремится вглядеться в историю.
От ретро-открыток до карикатур на фашистов