Лента новостей

Все новости

Популярное

Анатолий Узденский: Когда открывается занавес, режиссер должен превратиться в ноль

 


Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Тем более, что Анатолий Ефимович постоянно о себе напоминает.  Во-первых, регулярно наведывается в родной город. Во-вторых, попутно поставил здесь антрепризный спектакль «Мотылек», где сам же играет вместе с двумя симпатичными актрисами -- Ларисой Решетько и Натальей Немцевой. Несколько успешных спектаклей прошли в  новосибирском Доме актера. В-третьих, Узденский периодически появляется на экране. Снимался и продолжает сниматься в сериалах, самым популярным из которых, пожалуй, считаются «Ментовские войны». Прошлым летом на большой экран вышел фильм «Закрытое пространство» с его участием, а недавно в Москве прошла премьера новой ленты Юрия Мамина «Не думай про белых обезьян».  Готовится к выходу еще один «полный метр» -- «Варвара».

Arial<#two#>>


2<#two#>>--  Есть такое предубеждение, что, собираясь на спектакль в любой из новосибирских драматических театров, нужно заранее снижать планку ожидаемого. Ста процентов все равно никогда не дождешься

2<#two#>>-- Тогда вообще смысл жизни может быть такой – занижай планку, чтоб не быть разочарованным -  в женщине ли, в театре, в своих будущих успехах. Разочаровываться всегда неприятно. Что касается театра, то там, конечно, много условностей. Пять человек играют хорошо, а у шестого зуб болит, и он морщится вместо того, чтобы смеяться. Считай, впечатление испорчено. Однако случается и обратное, когда  от сцены по залу будто катятся электрические волны.

2<#two#>>-- Это бы еще ладно, когда один из шести. А когда все шестеро как куклы? Ни образа, ни реплики, ни жеста… Мне, в конце концов, и одного достаточно для удовольствия. О присутствующих не говорим. В ТЮЗе был такой Игорь Аитов, с которым можно было смотреть любой спектакль, хоть детские-предетские новогодние утренники. Остальные актеры в этой ситуации тебя просто не интересуют.

2<#two#>>-- Правильно. Есть такой эффект. Собственно, личность и создает театр. Есть такой виртуоз Костя Райкин, которому аналогов просто нет. Убери Райкина, и его театр станет самым обыкновенным. Или в театре Захарова убери самого Захарова, и посмотрим, что получится, даже несмотря на то, что там почти все актеры «засвеченные».
 
-- Можно ли вообще сравнить новосибирские театры с московскими, питерскими?

2<#two#>>-- Преспокойно. Я бы сказал, что средний уровень – он везде средний. Другое дело, что в провинции случаются откровенно провальные постановки. В Москве такие вещи уже не проходят. Там уже вовсю действуют финансовые механизмы. А в провинции – сойдет и так, государство не бросит на произвол судьбы, и зритель неизбалованный. Точно так же в Москве бывают такие взлеты, которые в Новосибирске невозможны элементарно исходя из одной статистики – концентрация мощных индивидуальностей в столице, конечно, выше. Хотя, уверяю, поставь в столичные обстоятельства наших актеров, они так же красиво заиграют.

2<#two#>>-- В Новосибирске пять-шесть драматических театров. Какой выход хороших спектаклей может получиться за сезон?

2<#two#>>-- Одна-две удачных премьеры моuen cлучиться. Впрочем, и для Москвы это обычный выхлоп. Хотя и старые хорошие спектакли продолжают идти. В нашем театре «Три товарища» идут уже десять лет. Специалисты почувствуют некую архаичность, но публика по-прежнему тепло принимает, аплодирует.

2<#two#>>-- Кто и зачем вообще в наше время ходит в театр?

2<#two#>>-- Есть всякие побудительные мотивы. Самый простой – нельзя же все время дома сидеть, надо куда-то выходить. В кино? Не каждому по душе  толпы развязных, жующих попкорн подростков. В театре другая атмосфера. Там даже те же подростки сидят тихо. Вообще, если представить усредненный портрет театрального зрителя – это женщина лет сорока-пятидесяти, с высшим образованием. Материальный достаток значения не имеет. Если это не совсем уж глубокий финансовый кризис, то один раз в месяц на билет можно набрать.

2<#two#>>-- Сколько стоят билеты в Москве?

2<#two#>>-- Очень по-разному. Бывают и по 15 тысяч рублей. Такие цены могут закладывать небольшие модные театры зрителей на шестьдесят-сто, там обычно идут современные экспериментальные пьесы. И ходит туда такая неупомянутая нами категория зрителей, как истинные театралы. Обычно такие театры сильно зависят от мнения критиков. Позитивная критика – и народ пошел. В «Современнике» самые дорогие билеты стоят три с половиной тысячи, средние – тысяча, тысяча пятьсот. Причем и зал, слава Богу,  полторы тысячи вмещает. В другие театры можно сходить за пятьсот-восемьсот  рублей.

2<#two#>>-- Какие тенденции обеспечивают развитие современного театра?

2<#two#>>-- Самое главное, театр не живет без новой драматургии. Ищут пьесы, приглашают молодежь. Сейчас в нашем театре проводится эксперимент.  Пригласили пять молодых режиссеров, дали карт-бланш: ставьте, что хотите, вот вам артисты. Проявляйтесь. Потом отсмотрим, если какой-то спектакль посчитаем нужным доводить до зрителя, доведем. Работают бесплатно, а артисты за зарплату участвуют в эксперименте.

2<#two#>>-- Что бы вы сделали, если бы стали главным режиссером в Новосибирске?

2<#two#>>-- В первую очередь, по возможности платил бы много. Набрал бы людей, которые мне нравятся, человек двадцать. Вообще-то, я чувствую себя консерватором. В том смысле, что до сих пор уверен, что на сцене главный – артист. А то нынче такая мода пошла, режиссерский театр, когда режиссер показывает самого себя. Какой бы ни был любопытный зритель, смотреть на режиссера три часа он не сможет. Надоест за десять минут. Следишь не столько за артистами, сколько за тем, что с ними делает режиссер. Смотришь, а вот что он придумал --- с автоматами вышли в Египте до нашей эры. Я уже это видел, а кто-то не видел и думает: ух, клево!  Такие режиссеры думают о чем угодно, только не о взаимоотношениях персонажей, ради чего собственно и написана пьеса. В финале режиссер выскакивает на сцену и кланяется – это я, это я сделал! Станиславский говорил: «Умри в артисте».  После представления зритель уже пошел домой и только тогда подумал, а ведь кто-то же это построил.  Пусть это будет потом. А когда открылся занавес, режиссер – это ноль, пусть о нем никто не догадывается. Я приветствую спектакли именно такого качества.

2<#two#>>-- Немного о кино. Ехал в такси, и умный таксист высказался в том смысле, что раньше фильмы были лучше…

2<#two#>>-- Готов с этим согласиться. Раньше кино снималось долго. Его репетировали по-настоящему! Сейчас об этой стадии все чаще забывают. На каждый эпизод актер выбирался иногда месяцами -- чтобы подошел типаж, фактура. Работали большие мастера. Сейчас снимает тот, что деньги достал. Притом приходят люди амбициозные, которые не всегда понимают, что актеру тоже нужно доверять, позволять делать то, что он может. Это при условии, что актер профессиональный, а то ведь сейчас снимают сами знаете кого…  Или вот институт продюсеров. В рыночной ситуации без них не обойдешься, но ведь надобно же, чтобы и понятие было о творческой составляющей. Сейчас как раз снимаюсь в новом сериале у молодого режиссера. Сняли целую длинную сцену одним планом, без перерыва. Это очень тяжело и интересно в творческом отношении. Однако продюсеры решили разбить сцену на три, чередовать их другими планами. Режиссер чуть не плачет. Я же, говорит, не для скорости снимал один план, зритель же видит, что все классно, без перебивок, на одной волне. Нет, говорит продюсер, лучше разбить. Вкус продюсера определяет фильм. Их теперь на каждый фильм по несколько человек, потому что один не может собрать требуемую сумму, и каждый имеет свое мнение, им еще между собой нужно договориться.

2<#two#>>-- Хорошие фильмы случаются?

2<#two#>>-- Конечно. Но чаще всего они кажутся хорошими и умными лишь на общем фоне, на фоне  бесконечных стрелялок и  воинственной пошлости.  То, что сейчас называется кинокомедиями, лично у меня почему-то смеха не вызывает.

2<#two#>>-- Просвет-то будет?

2<#two#>>-- Сомневаюсь. Никто не хочет снимать кино, которое не приносит прибыль. А эта задача редко сочетается с настоящим творчеством и решается какими угодно путями – шаблонами, обманом, рекламой…

2<#two#>>Александр ЧЕРЕШНЕВ

2<#two#>> 

2<#two#>>Анатолий Узденский родился в 1952 году в небольшом провинциальном городишке – Акмолинске (это теперь Астана столица). Школу заканчивал в Павлодаре. Там же почувствовал неодолимую тягу к театру. Лет с двенадцати стал активным зрителем. Ходил один, вспоминает Узденский, одноклассников было не вытащить в театр, они пропадали в кино. В 14 лет поступил в студию при театре.

2<#two#>>После школы приехал учиться в Новосибирское театральное училище. Работал в Томске, потом в «Красном факеле», где не смог продержаться более полутора сезонов. Уехал в Павлодар. В Новосибирский областной театр драмы (сейчас «Старый дом») поступил в 82-м году. Тогдашний главреж Изяслав Борисов долго сомневался: брать или не брать молодого актера? «Я уже тогда отличался неуживчивым характером, -- объясняет Узденский, -- был правдолюбом, говорил в глаза то, что думаю». 

2<#two#>>Утверждает, что не имеет определенного амплуа. Возможно, но лично мне больше нравятся комический Узденский.  

2<#two#>>В качестве режиссера  поставил в «Старом доме» «Портрет мадемуазель Торжи», «Семейный портрет с посторонним», «Лес», «Голого короля».

2<#two#>>Сейчас, как было сказано, снимается в кино и работает в московском театре «Современник».

2<#two#>>


Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Тем более, что Анатолий Ефимович постоянно о себе напоминает.  Во-первых, регулярно наведывается в родной город. Во-вторых, попутно поставил здесь антрепризный спектакль «Мотылек», где сам же играет вместе с двумя симпатичными актрисами -- Ларисой Решетько и Натальей Немцевой. Несколько успешных спектаклей прошли в  новосибирском Доме актера. В-третьих, Узденский периодически появляется на экране. Снимался и продолжает сниматься в сериалах, самым популярным из которых, пожалуй, считаются «Ментовские войны». Прошлым летом на большой экран вышел фильм «Закрытое пространство» с его участием, а недавно в Москве прошла премьера новой ленты Юрия Мамина «Не думай про белых обезьян».  Готовится к выходу еще один «полный метр» -- «Варвара».

Arial<#two#>>


2<#two#>>--  Есть такое предубеждение, что, собираясь на спектакль в любой из новосибирских драматических театров, нужно заранее снижать планку ожидаемого. Ста процентов все равно никогда не дождешься

2<#two#>>-- Тогда вообще смысл жизни может быть такой – занижай планку, чтоб не быть разочарованным -  в женщине ли, в театре, в своих будущих успехах. Разочаровываться всегда неприятно. Что касается театра, то там, конечно, много условностей. Пять человек играют хорошо, а у шестого зуб болит, и он морщится вместо того, чтобы смеяться. Считай, впечатление испорчено. Однако случается и обратное, когда  от сцены по залу будто катятся электрические волны.

2<#two#>>-- Это бы еще ладно, когда один из шести. А когда все шестеро как куклы? Ни образа, ни реплики, ни жеста… Мне, в конце концов, и одного достаточно для удовольствия. О присутствующих не говорим. В ТЮЗе был такой Игорь Аитов, с которым можно было смотреть любой спектакль, хоть детские-предетские новогодние утренники. Остальные актеры в этой ситуации тебя просто не интересуют.

2<#two#>>-- Правильно. Есть такой эффект. Собственно, личность и создает театр. Есть такой виртуоз Костя Райкин, которому аналогов просто нет. Убери Райкина, и его театр станет самым обыкновенным. Или в театре Захарова убери самого Захарова, и посмотрим, что получится, даже несмотря на то, что там почти все актеры «засвеченные».
 
-- Можно ли вообще сравнить новосибирские театры с московскими, питерскими?

2<#two#>>-- Преспокойно. Я бы сказал, что средний уровень – он везде средний. Другое дело, что в провинции случаются откровенно провальные постановки. В Москве такие вещи уже не проходят. Там уже вовсю действуют финансовые механизмы. А в провинции – сойдет и так, государство не бросит на произвол судьбы, и зритель неизбалованный. Точно так же в Москве бывают такие взлеты, которые в Новосибирске невозможны элементарно исходя из одной статистики – концентрация мощных индивидуальностей в столице, конечно, выше. Хотя, уверяю, поставь в столичные обстоятельства наших актеров, они так же красиво заиграют.

2<#two#>>-- В Новосибирске пять-шесть драматических театров. Какой выход хороших спектаклей может получиться за сезон?

2<#two#>>-- Одна-две удачных премьеры моuen cлучиться. Впрочем, и для Москвы это обычный выхлоп. Хотя и старые хорошие спектакли продолжают идти. В нашем театре «Три товарища» идут уже десять лет. Специалисты почувствуют некую архаичность, но публика по-прежнему тепло принимает, аплодирует.

2<#two#>>-- Кто и зачем вообще в наше время ходит в театр?

2<#two#>>-- Есть всякие побудительные мотивы. Самый простой – нельзя же все время дома сидеть, надо куда-то выходить. В кино? Не каждому по душе  толпы развязных, жующих попкорн подростков. В театре другая атмосфера. Там даже те же подростки сидят тихо. Вообще, если представить усредненный портрет театрального зрителя – это женщина лет сорока-пятидесяти, с высшим образованием. Материальный достаток значения не имеет. Если это не совсем уж глубокий финансовый кризис, то один раз в месяц на билет можно набрать.

2<#two#>>-- Сколько стоят билеты в Москве?

2<#two#>>-- Очень по-разному. Бывают и по 15 тысяч рублей. Такие цены могут закладывать небольшие модные театры зрителей на шестьдесят-сто, там обычно идут современные экспериментальные пьесы. И ходит туда такая неупомянутая нами категория зрителей, как истинные театралы. Обычно такие театры сильно зависят от мнения критиков. Позитивная критика – и народ пошел. В «Современнике» самые дорогие билеты стоят три с половиной тысячи, средние – тысяча, тысяча пятьсот. Причем и зал, слава Богу,  полторы тысячи вмещает. В другие театры можно сходить за пятьсот-восемьсот  рублей.

2<#two#>>-- Какие тенденции обеспечивают развитие современного театра?

2<#two#>>-- Самое главное, театр не живет без новой драматургии. Ищут пьесы, приглашают молодежь. Сейчас в нашем театре проводится эксперимент.  Пригласили пять молодых режиссеров, дали карт-бланш: ставьте, что хотите, вот вам артисты. Проявляйтесь. Потом отсмотрим, если какой-то спектакль посчитаем нужным доводить до зрителя, доведем. Работают бесплатно, а артисты за зарплату участвуют в эксперименте.

2<#two#>>-- Что бы вы сделали, если бы стали главным режиссером в Новосибирске?

2<#two#>>-- В первую очередь, по возможности платил бы много. Набрал бы людей, которые мне нравятся, человек двадцать. Вообще-то, я чувствую себя консерватором. В том смысле, что до сих пор уверен, что на сцене главный – артист. А то нынче такая мода пошла, режиссерский театр, когда режиссер показывает самого себя. Какой бы ни был любопытный зритель, смотреть на режиссера три часа он не сможет. Надоест за десять минут. Следишь не столько за артистами, сколько за тем, что с ними делает режиссер. Смотришь, а вот что он придумал --- с автоматами вышли в Египте до нашей эры. Я уже это видел, а кто-то не видел и думает: ух, клево!  Такие режиссеры думают о чем угодно, только не о взаимоотношениях персонажей, ради чего собственно и написана пьеса. В финале режиссер выскакивает на сцену и кланяется – это я, это я сделал! Станиславский говорил: «Умри в артисте».  После представления зритель уже пошел домой и только тогда подумал, а ведь кто-то же это построил.  Пусть это будет потом. А когда открылся занавес, режиссер – это ноль, пусть о нем никто не догадывается. Я приветствую спектакли именно такого качества.

2<#two#>>-- Немного о кино. Ехал в такси, и умный таксист высказался в том смысле, что раньше фильмы были лучше…

2<#two#>>-- Готов с этим согласиться. Раньше кино снималось долго. Его репетировали по-настоящему! Сейчас об этой стадии все чаще забывают. На каждый эпизод актер выбирался иногда месяцами -- чтобы подошел типаж, фактура. Работали большие мастера. Сейчас снимает тот, что деньги достал. Притом приходят люди амбициозные, которые не всегда понимают, что актеру тоже нужно доверять, позволять делать то, что он может. Это при условии, что актер профессиональный, а то ведь сейчас снимают сами знаете кого…  Или вот институт продюсеров. В рыночной ситуации без них не обойдешься, но ведь надобно же, чтобы и понятие было о творческой составляющей. Сейчас как раз снимаюсь в новом сериале у молодого режиссера. Сняли целую длинную сцену одним планом, без перерыва. Это очень тяжело и интересно в творческом отношении. Однако продюсеры решили разбить сцену на три, чередовать их другими планами. Режиссер чуть не плачет. Я же, говорит, не для скорости снимал один план, зритель же видит, что все классно, без перебивок, на одной волне. Нет, говорит продюсер, лучше разбить. Вкус продюсера определяет фильм. Их теперь на каждый фильм по несколько человек, потому что один не может собрать требуемую сумму, и каждый имеет свое мнение, им еще между собой нужно договориться.

2<#two#>>-- Хорошие фильмы случаются?

2<#two#>>-- Конечно. Но чаще всего они кажутся хорошими и умными лишь на общем фоне, на фоне  бесконечных стрелялок и  воинственной пошлости.  То, что сейчас называется кинокомедиями, лично у меня почему-то смеха не вызывает.

2<#two#>>-- Просвет-то будет?

2<#two#>>-- Сомневаюсь. Никто не хочет снимать кино, которое не приносит прибыль. А эта задача редко сочетается с настоящим творчеством и решается какими угодно путями – шаблонами, обманом, рекламой…

2<#two#>>Александр ЧЕРЕШНЕВ

2<#two#>> 

2<#two#>>Анатолий Узденский родился в 1952 году в небольшом провинциальном городишке – Акмолинске (это теперь Астана столица). Школу заканчивал в Павлодаре. Там же почувствовал неодолимую тягу к театру. Лет с двенадцати стал активным зрителем. Ходил один, вспоминает Узденский, одноклассников было не вытащить в театр, они пропадали в кино. В 14 лет поступил в студию при театре.

2<#two#>>После школы приехал учиться в Новосибирское театральное училище. Работал в Томске, потом в «Красном факеле», где не смог продержаться более полутора сезонов. Уехал в Павлодар. В Новосибирский областной театр драмы (сейчас «Старый дом») поступил в 82-м году. Тогдашний главреж Изяслав Борисов долго сомневался: брать или не брать молодого актера? «Я уже тогда отличался неуживчивым характером, -- объясняет Узденский, -- был правдолюбом, говорил в глаза то, что думаю». 

2<#two#>>Утверждает, что не имеет определенного амплуа. Возможно, но лично мне больше нравятся комический Узденский.  

2<#two#>>В качестве режиссера  поставил в «Старом доме» «Портрет мадемуазель Торжи», «Семейный портрет с посторонним», «Лес», «Голого короля».

2<#two#>>Сейчас, как было сказано, снимается в кино и работает в московском театре «Современник».

2<#two#>>