Лента новостей

Все новости

Популярное

Сергей Афанасьев вернулся из каменного века

 

Детектив каменного века «Две стрелы» по пьесе Александра Володина в постановке Сергея Афанасьева отличается от спектаклей НГДТ прежде всего своей густонаселенностью. Невероятно, как на столь маленькой площадке уживается такое огромное количество народа. Вернее, не уживается, а враждует, бунтует, неистовствует, борется за кусок хлеба, за место под солнцем, за справедливость, за право быть личностью. Два десятка персонажей – это не толпа, где краски стерты, лица тусклы, а живой организм, в котором у каждого есть свое соло. Организм этот составляет исключительно молодежь: всего пятеро актеров из труппы НГДТ участвуют в новой постановке Афанасьева; остальные – ребята «Первого театра», который организован из последнего выпуска Новосибирского театрального института. Можно сказать, это их первая серьезная работа, в какой-то мере тест на зрелость. Причем работа, которую посчастливилось показать в Питере, на фестивале имени Александра Володина, где театр Афанасьева не то что знают – поклоняются ему. С самой первой встречи с ним питерская публика нарекла НГДТ талисманом фестиваля. Вот и в этот раз малый зал театра Ленсовета на 160 мест, где игрались «Две стрелы», не смог вместить всех желающих. Если верить свидетельствам арт-директора фестиваля Марины Дмитревской в пересказе Афанасьева и заметкам ежевечерней студенческой газеты «Проба пера», то зрители покупали билеты в большой зал, чтобы протиснуться в малый, а спекулянты-перекупщики, реанимировавшиеся со времен советского Ленкома и Таганки, продавали билеты на новосибирский спектакль по полторы тысячи рублей. Что бы ни привез Афанасьев в Питер, сверханшлаг обеспечен – столь силен успех «Зеленой зоны», самого первого спектакля НГДТ на Володинском фестивале, показанного в 2005 году. Правда, тогда на сцене заправляли основоположники НГДТ – Зоя Терехова, Ирина Ефимова, Сергей Новиков, Ирина Денисова. А теперь – зеленая молодежь, которой только предстоит утверждать себя в профессии. Но сколько в их игре обаяния, драйва, заразительности, азарта, изобретательности, фантазии! Спектакль «Две стрелы» насквозь театрален, в нем все возможно, в нем все к месту и все кстати. В нем Женщины рода в набедренных повязках лихо исполняют дикарскую пляску, аж дух захватывает, прекрасно сочетая модный танец живота и первобытные завывания. А придуманный режиссером Человек от театра (в пьесе его нет) щеголяет в современном костюме из соседней «Макс Мары» («Семнадцать двести!» – не забывает напомнить он) и при этом приглашает нас заглянуть в XV век до нашей эры. Разумеется, историкам и археологам на этом спектакле делать нечего. Театру даже в голову не приходило воссоздавать обстановку, хотя бы отдаленно напоминающую каменный век. Он понадобился автору пьесы лишь затем, чтобы показать: с наивностью, простодушием, чистосердечием, доставшимся в наследство от первобытных людей, опасно жить и сегодня. И тогда, и сейчас, и всегда победит сильнейший, и не только потому, что умеет пройтись по головам. А потому еще, что за него голосуют слабые, которым хочется быть поближе к лидерам и получать из их рук жирные куски мяса. Слабые, которым тоже хочется стать сильными. Умея держать интригу, молодые актеры лишь делают вид, что играют детектив каменного века. Под его обложкой скрываются очень серьезные вещи, те, о которых сегодня и задумываются ровесники в зале. Как жить, зачем жить, ради чего… Об этом говорит Сергей Афанасьев: – В пьесе, написанной в семидесятые годы, между строк зашифрован протест против существующей власти. Времена изменились, акценты другие, но от содержания пьесы мы не ушли. Вопрос, как распределять куски мяса, актуален и сегодня. Мы не даем ответа на этот вопрос – наша задача возбудить в зрителях неравнодушие и еще раз осмыслить манящий и очень странный лозунг о равенстве всех по отношению ко всем. Действительно ли блага нужно давать в первую очередь тем, кто больше работает, – чтобы работал еще лучше, или всегда учитывать тех, кто не работает и ничего не создает, помня, что рано или поздно это случится с каждым. Нам хотелось посмотреть на это с философской, с диалектической точки зрения. Эти вопросы не могут не затрагивать неокрепший разум молодежи, которая только входит в эту жизнь. Спектакль играют молодые актеры, жизненный опыт которых связан только с обучением в театральном институте и актерским созреванием. Это не мое, а их понимание трудной ситуации, в которую ты попал и из которой надо выпутаться. Яна Колесинская
Детектив каменного века «Две стрелы» по пьесе Александра Володина в постановке Сергея Афанасьева отличается от спектаклей НГДТ прежде всего своей густонаселенностью. Невероятно, как на столь маленькой площадке уживается такое огромное количество народа. Вернее, не уживается, а враждует, бунтует, неистовствует, борется за кусок хлеба, за место под солнцем, за справедливость, за право быть личностью. Два десятка персонажей – это не толпа, где краски стерты, лица тусклы, а живой организм, в котором у каждого есть свое соло. Организм этот составляет исключительно молодежь: всего пятеро актеров из труппы НГДТ участвуют в новой постановке Афанасьева; остальные – ребята «Первого театра», который организован из последнего выпуска Новосибирского театрального института. Можно сказать, это их первая серьезная работа, в какой-то мере тест на зрелость. Причем работа, которую посчастливилось показать в Питере, на фестивале имени Александра Володина, где театр Афанасьева не то что знают – поклоняются ему. С самой первой встречи с ним питерская публика нарекла НГДТ талисманом фестиваля. Вот и в этот раз малый зал театра Ленсовета на 160 мест, где игрались «Две стрелы», не смог вместить всех желающих. Если верить свидетельствам арт-директора фестиваля Марины Дмитревской в пересказе Афанасьева и заметкам ежевечерней студенческой газеты «Проба пера», то зрители покупали билеты в большой зал, чтобы протиснуться в малый, а спекулянты-перекупщики, реанимировавшиеся со времен советского Ленкома и Таганки, продавали билеты на новосибирский спектакль по полторы тысячи рублей. Что бы ни привез Афанасьев в Питер, сверханшлаг обеспечен – столь силен успех «Зеленой зоны», самого первого спектакля НГДТ на Володинском фестивале, показанного в 2005 году. Правда, тогда на сцене заправляли основоположники НГДТ – Зоя Терехова, Ирина Ефимова, Сергей Новиков, Ирина Денисова. А теперь – зеленая молодежь, которой только предстоит утверждать себя в профессии. Но сколько в их игре обаяния, драйва, заразительности, азарта, изобретательности, фантазии! Спектакль «Две стрелы» насквозь театрален, в нем все возможно, в нем все к месту и все кстати. В нем Женщины рода в набедренных повязках лихо исполняют дикарскую пляску, аж дух захватывает, прекрасно сочетая модный танец живота и первобытные завывания. А придуманный режиссером Человек от театра (в пьесе его нет) щеголяет в современном костюме из соседней «Макс Мары» («Семнадцать двести!» – не забывает напомнить он) и при этом приглашает нас заглянуть в XV век до нашей эры. Разумеется, историкам и археологам на этом спектакле делать нечего. Театру даже в голову не приходило воссоздавать обстановку, хотя бы отдаленно напоминающую каменный век. Он понадобился автору пьесы лишь затем, чтобы показать: с наивностью, простодушием, чистосердечием, доставшимся в наследство от первобытных людей, опасно жить и сегодня. И тогда, и сейчас, и всегда победит сильнейший, и не только потому, что умеет пройтись по головам. А потому еще, что за него голосуют слабые, которым хочется быть поближе к лидерам и получать из их рук жирные куски мяса. Слабые, которым тоже хочется стать сильными. Умея держать интригу, молодые актеры лишь делают вид, что играют детектив каменного века. Под его обложкой скрываются очень серьезные вещи, те, о которых сегодня и задумываются ровесники в зале. Как жить, зачем жить, ради чего… Об этом говорит Сергей Афанасьев: – В пьесе, написанной в семидесятые годы, между строк зашифрован протест против существующей власти. Времена изменились, акценты другие, но от содержания пьесы мы не ушли. Вопрос, как распределять куски мяса, актуален и сегодня. Мы не даем ответа на этот вопрос – наша задача возбудить в зрителях неравнодушие и еще раз осмыслить манящий и очень странный лозунг о равенстве всех по отношению ко всем. Действительно ли блага нужно давать в первую очередь тем, кто больше работает, – чтобы работал еще лучше, или всегда учитывать тех, кто не работает и ничего не создает, помня, что рано или поздно это случится с каждым. Нам хотелось посмотреть на это с философской, с диалектической точки зрения. Эти вопросы не могут не затрагивать неокрепший разум молодежи, которая только входит в эту жизнь. Спектакль играют молодые актеры, жизненный опыт которых связан только с обучением в театральном институте и актерским созреванием. Это не мое, а их понимание трудной ситуации, в которую ты попал и из которой надо выпутаться. Яна Колесинская