Лента новостей

Все новости

Популярное

«Старый дом» получил в подарок на юбилей книгу о своей истории

 

Автор работал над ней семь лет, издание откладывалось по разным причинам, но руководство театра приложило все усилия, чтобы в юбилейный 75-й год этот труд увидел свет. Проект состоялся благодаря грантовой поддержке областной администрации. Книгу ждали: театр, в силу смены руководства и художественной концепции, переживает переломный период, и осмыслении собственной истории сейчас для него особенно важно. В «Ремарках на полях истории» воссоздана жизнь театра «Старый дом» с 1933 по 2008 год. Начало – это «Полевые сезоны», проиллюстрированные старой гастрольной фотографией, где люди в дорожной одежде оседлали грузовик, отправляющийся в дальний путь. Завершает книгу заявление директора театра Антониды Гореявчевой об идее реконструкции, в результате которой площади здания увеличатся в пять раз. Всего в книге 225 страниц – семь глав о спектаклях и их создателях. Один из них, Изяслав Борисов, который был здесь главным режиссером с 1979 по 1987 год, сказал, что первый раз в жизни встречает такое: книга посвящена не только актерам, но и реквизиторам, костюмерам, водителям и всем тем, кто не выходит на сцену и остается для зрителей незаметным. – Книга ценна еще и тем, что обошлась без советского пафоса, история в ней не приглажена, она воссоздана без всех этих бантиков, гофре и плиссе. Хотя прошлое выглядит в нашем сознании позитивно, я не склонен его романтизировать, – жесткие вещи происходили по отношению к людям, но историческая правда дороже всего, – считает Изяслав Борисов. «Эта книга – коллективный труд. Автору удалось просто собрать картину, части которой хранились у разных людей», – сказано в предисловии. А «разные люди» – это, конечно, сотрудники «Старого дома», каждый из которых стремился рассказать о театре, где оставил частицу своей души. – Работая над книгой, я почти физически ощущала, как утекает время, как угасает память человеческая. Те, кто помогал мне, рассказывая о прошлом, старели, у кого-то не было сил прийти на презентацию книги из-за возраста, а кто-то не дожил до этого момента. Да и архивы меняются: некоторые страницы о 30-х годах, которые я успела прочитать 7 лет назад, сейчас заклеены, – рассказала Елена Климова корреспонденту Сибкрай.ru. Но многие герои книги, стоявшие у истоков театра «Старый дом», поднялись на сцену, чтобы поблагодарить автора, художников, фотографов и еще раз мысленно вернуться в историю. Легендарный руководитель управления культуры Николай Чернов, давным-давно вышедший на пенсию, познакомился со «Старым домом» в 1947-м году. А в 1967-м благодаря его усилиям театр наконец-то получил собственное здание. Он вспоминает: – В то время здесь было расположено общежитие музыкантов филармонии. Сцены не было, оба этажа перегорожены на клетушки, а коридоры завалены всякой рухлядью, заставлены детскими колясками. Представить там театр было невозможно. И все-таки мы приняли решение выделить жильцам квартиры, а здание переоборудовать в театр. В 1968 году в «Старый дом» пришел Вячеслав Митянин – старейший актер театра, до сих пор работающий здесь. Он застал те времена, когда труппа ездила с гастролями по селам, жила на колесах, возя с собой раскладушки, матрасы и сковородки. По плану, спущенному свыше, нужно было дать на селе 240 спектаклей в сезон – и при этом отвоевывать свое право на стационарное здание. – Как это возможно было выдержать – такой напряженный график гастролей? Но в театре был гений, который придумал, как это сделать, не нарушив обязанности, но обойдясь без творческих потерь. Он разделил труппу на две части, и каждая имела детский и взрослый спектакли. Каждый день актеры давали по четыре спектакля в деревнях, и в итоге за летний гастрольный сезон мы выполняли план, – рассказал он. Первое звание, первая поездка за границу, первый авангардный спектакль, перестройка, новые творческие задачи, вступление в новое тысячелетие… Листаешь книгу, вглядываешься в далекие лица, которых уж нет, переходишь к лицам современным, делающим театр здесь и сейчас, вчитываешься в строки, написанные тепло и с любовью, – и понимаешь, что театр устремлен в свое будущее. Яна Колесинская
Автор работал над ней семь лет, издание откладывалось по разным причинам, но руководство театра приложило все усилия, чтобы в юбилейный 75-й год этот труд увидел свет. Проект состоялся благодаря грантовой поддержке областной администрации. Книгу ждали: театр, в силу смены руководства и художественной концепции, переживает переломный период, и осмыслении собственной истории сейчас для него особенно важно. В «Ремарках на полях истории» воссоздана жизнь театра «Старый дом» с 1933 по 2008 год. Начало – это «Полевые сезоны», проиллюстрированные старой гастрольной фотографией, где люди в дорожной одежде оседлали грузовик, отправляющийся в дальний путь. Завершает книгу заявление директора театра Антониды Гореявчевой об идее реконструкции, в результате которой площади здания увеличатся в пять раз. Всего в книге 225 страниц – семь глав о спектаклях и их создателях. Один из них, Изяслав Борисов, который был здесь главным режиссером с 1979 по 1987 год, сказал, что первый раз в жизни встречает такое: книга посвящена не только актерам, но и реквизиторам, костюмерам, водителям и всем тем, кто не выходит на сцену и остается для зрителей незаметным. – Книга ценна еще и тем, что обошлась без советского пафоса, история в ней не приглажена, она воссоздана без всех этих бантиков, гофре и плиссе. Хотя прошлое выглядит в нашем сознании позитивно, я не склонен его романтизировать, – жесткие вещи происходили по отношению к людям, но историческая правда дороже всего, – считает Изяслав Борисов. «Эта книга – коллективный труд. Автору удалось просто собрать картину, части которой хранились у разных людей», – сказано в предисловии. А «разные люди» – это, конечно, сотрудники «Старого дома», каждый из которых стремился рассказать о театре, где оставил частицу своей души. – Работая над книгой, я почти физически ощущала, как утекает время, как угасает память человеческая. Те, кто помогал мне, рассказывая о прошлом, старели, у кого-то не было сил прийти на презентацию книги из-за возраста, а кто-то не дожил до этого момента. Да и архивы меняются: некоторые страницы о 30-х годах, которые я успела прочитать 7 лет назад, сейчас заклеены, – рассказала Елена Климова корреспонденту Сибкрай.ru. Но многие герои книги, стоявшие у истоков театра «Старый дом», поднялись на сцену, чтобы поблагодарить автора, художников, фотографов и еще раз мысленно вернуться в историю. Легендарный руководитель управления культуры Николай Чернов, давным-давно вышедший на пенсию, познакомился со «Старым домом» в 1947-м году. А в 1967-м благодаря его усилиям театр наконец-то получил собственное здание. Он вспоминает: – В то время здесь было расположено общежитие музыкантов филармонии. Сцены не было, оба этажа перегорожены на клетушки, а коридоры завалены всякой рухлядью, заставлены детскими колясками. Представить там театр было невозможно. И все-таки мы приняли решение выделить жильцам квартиры, а здание переоборудовать в театр. В 1968 году в «Старый дом» пришел Вячеслав Митянин – старейший актер театра, до сих пор работающий здесь. Он застал те времена, когда труппа ездила с гастролями по селам, жила на колесах, возя с собой раскладушки, матрасы и сковородки. По плану, спущенному свыше, нужно было дать на селе 240 спектаклей в сезон – и при этом отвоевывать свое право на стационарное здание. – Как это возможно было выдержать – такой напряженный график гастролей? Но в театре был гений, который придумал, как это сделать, не нарушив обязанности, но обойдясь без творческих потерь. Он разделил труппу на две части, и каждая имела детский и взрослый спектакли. Каждый день актеры давали по четыре спектакля в деревнях, и в итоге за летний гастрольный сезон мы выполняли план, – рассказал он. Первое звание, первая поездка за границу, первый авангардный спектакль, перестройка, новые творческие задачи, вступление в новое тысячелетие… Листаешь книгу, вглядываешься в далекие лица, которых уж нет, переходишь к лицам современным, делающим театр здесь и сейчас, вчитываешься в строки, написанные тепло и с любовью, – и понимаешь, что театр устремлен в свое будущее. Яна Колесинская