Лента новостей

Все новости

Популярное

В Минобрнауки рассказали, будут ли заставлять исследователей становиться технологами

 Анна Алябьева   Фото: автор

В Минобрнауки рассказали, будут ли заставлять исследователей становиться технологами

В министерстве науки и высшего образования Российской Федерации уверяют, что стараются сфокусировать все инструменты на адресной поддержке смелых исследователей, которые способны предлагать нетривиальные решения.

Для достижения Россией технологического лидерства и технологического суверенитета сектор исследований и разработок должен быть готов к переходу в несколько иной режим работы. С таким заявлением на форуме «Технопром-2024» в Новосибирске выступил заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Денис Секиринский.

«Я напомню, что у нас в Советском Союзе было самое полное обследование сектора исследований и разработок. Это было в 1980 году. И тогда в отраслевой науке было сосредоточено почти 85 % сфер исследователей и научных организаций, и 15 % приходилось на сектор высшего образования и академический сектор, – отметил Секиринский. – И сегодня то, что мы наблюдаем очень активно тенденцию, начиная с февраля 2022 года, в первую очередь, когда действительно возвращается заказчик в сферу исследований и разработок, ключевой вызов для нас, для министерства, для научной сферы – это успеть и найти такие быстрые, эффективные способы удовлетворить этот спрос».

Секиринский добавил, что именно этот вызов определяет те направления и меры государственной политики, которые планируется реализовывать.

«Мы стараемся сфокусировать все инструменты на такой более адресной и сфокусированной поддержке тех исследователей, смелых исследователей, которые способны предлагать некие нетривиальные решения. Потому что те рамки, в которых мы находимся: с одной стороны, обеспечение технологического суверенитета или языком стратегии научно-технологического развития, достижения независимости страны; с другой стороны, обеспечение технологического лидерства или конкурентоспособности, требуют нескольких разных подходов и, может быть, даже разных компетенций в научно-технологической сфере. И это и смелые исследователи, и сильные инженеры и технологи, и дерзкие технологические предприниматели, и, безусловно, сильные и квалифицированные управленцы», – рассказал замминистра науки и высшего образования России.

Денис Секиринский подчеркнул, что и в этой части сейчас достаточно много изменений. Так, по поручению президента РФ, реализуется программа подготовки кадрового управленческого резерва, были модернизированы президентские стипендии аспирантов, которые сегодня составляют 75 тысяч рублей в месяц.

«Принципиальным новшеством является то, что претендовать на них могут аспирант совместно с своим научным руководителем. Деньги, безусловно, получает аспирант, но научный руководитель дает своего рода гарантии формирования, во-первых, успешной защиты, а во-вторых, и это, наверное, даже важнее, формирования научных школ вокруг тех приоритетных направлений, которые у нас сформулированы сегодня президентом в 529 указе о приоритетных направлениях и в указе о национальных целях», – указал он.

При этом Секиринский подчеркнул, что в министерстве науки не хотели бы, чтобы в обществе создавалось впечатление, что, если стоит задача по обеспечению технологического суверенитета, то всех исследователей заставят или попросят срочно заниматься прикладными исследованиями или становиться технологами.

«Это, безусловно, не так. Каждая роль участников научно-технологического процесса, она важна. И для нас критически важно, чтобы взаимодействие между этими участниками научно-технологического развития: между исследователями, между инженерами, технологами, между предпринимателями и управленцами, выстраивалось в таком партнерском духе», – уверил представитель федерального министерства.

В министерстве науки и высшего образования Российской Федерации уверяют, что стараются сфокусировать все инструменты на адресной поддержке смелых исследователей, которые способны предлагать нетривиальные решения.

Для достижения Россией технологического лидерства и технологического суверенитета сектор исследований и разработок должен быть готов к переходу в несколько иной режим работы. С таким заявлением на форуме «Технопром-2024» в Новосибирске выступил заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Денис Секиринский.

«Я напомню, что у нас в Советском Союзе было самое полное обследование сектора исследований и разработок. Это было в 1980 году. И тогда в отраслевой науке было сосредоточено почти 85 % сфер исследователей и научных организаций, и 15 % приходилось на сектор высшего образования и академический сектор, – отметил Секиринский. – И сегодня то, что мы наблюдаем очень активно тенденцию, начиная с февраля 2022 года, в первую очередь, когда действительно возвращается заказчик в сферу исследований и разработок, ключевой вызов для нас, для министерства, для научной сферы – это успеть и найти такие быстрые, эффективные способы удовлетворить этот спрос».

Секиринский добавил, что именно этот вызов определяет те направления и меры государственной политики, которые планируется реализовывать.

«Мы стараемся сфокусировать все инструменты на такой более адресной и сфокусированной поддержке тех исследователей, смелых исследователей, которые способны предлагать некие нетривиальные решения. Потому что те рамки, в которых мы находимся: с одной стороны, обеспечение технологического суверенитета или языком стратегии научно-технологического развития, достижения независимости страны; с другой стороны, обеспечение технологического лидерства или конкурентоспособности, требуют нескольких разных подходов и, может быть, даже разных компетенций в научно-технологической сфере. И это и смелые исследователи, и сильные инженеры и технологи, и дерзкие технологические предприниматели, и, безусловно, сильные и квалифицированные управленцы», – рассказал замминистра науки и высшего образования России.

Денис Секиринский подчеркнул, что и в этой части сейчас достаточно много изменений. Так, по поручению президента РФ, реализуется программа подготовки кадрового управленческого резерва, были модернизированы президентские стипендии аспирантов, которые сегодня составляют 75 тысяч рублей в месяц.

«Принципиальным новшеством является то, что претендовать на них могут аспирант совместно с своим научным руководителем. Деньги, безусловно, получает аспирант, но научный руководитель дает своего рода гарантии формирования, во-первых, успешной защиты, а во-вторых, и это, наверное, даже важнее, формирования научных школ вокруг тех приоритетных направлений, которые у нас сформулированы сегодня президентом в 529 указе о приоритетных направлениях и в указе о национальных целях», – указал он.

При этом Секиринский подчеркнул, что в министерстве науки не хотели бы, чтобы в обществе создавалось впечатление, что, если стоит задача по обеспечению технологического суверенитета, то всех исследователей заставят или попросят срочно заниматься прикладными исследованиями или становиться технологами.

«Это, безусловно, не так. Каждая роль участников научно-технологического процесса, она важна. И для нас критически важно, чтобы взаимодействие между этими участниками научно-технологического развития: между исследователями, между инженерами, технологами, между предпринимателями и управленцами, выстраивалось в таком партнерском духе», – уверил представитель федерального министерства.