MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Владимир Игоревич, как вы оцениваете нынешний уровень подготовки компаний - участниц выставки?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- С точки зрения технологий – неплохой, разработчики знают свое дело, и учить их этому не надо. А в других отношениях – уровень, конечно, пока еще младенческий. Ведь бизнес – это не только технология, это еще и организация, и финансы, и маркетинг… И вот тут, когда задаешь участникам ярмарки конкретные вопросы, они теряются и начинают выдавать в ответ какие-то умозрительные, далекие от жизни конструкции. А ведь частного инвестора по большому счету не волнует, что там за этим кожухом спрятано и как оно работает. Ему интересно, сколько будет стоить ваш прибор в серийном производстве, когда вы собираетесь выйти на запланированные объемы, какую долю бизнеса готовы отдать. И в этих вопросах авторы проектов проседают.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Получается, что главная проблема по-прежнему в «упаковке»?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- В общем, да. Ведь известно, что гораздо легче продается товар в красивой обертке. А что значит красивая обертка для технического проекта? Это значит, что вам надо уметь правильно показать свои сильные стороны. Не обманывать, не скрывать недостатки, а красиво и со вкусом преподнести то действительно хорошее, что у вас есть. Пока что, как стало ясно из общения с компаниями, это еще мало кто умеет делать. Но – как говорил известный герой – «достигается упражнением». Почему мы, как эксперты, имеем право оценивать компании, почему нас привлекают к судейству? Потому что мы этим занимаемся много лет, мы профессионалы. А они – профессионалы в разработке. Но еще не профессионалы в бизнесе. Значит, здесь силы и знания надо наращивать.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Казалось бы – Сибирская венчурная проходит уже в пятый раз, и у наших команд было время подучиться.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Но заметьте, в этом году здесь собралось очень много компаний-новичков, впервые оказавшихся на подобном мероприятии. У тех, кто второй, третий раз участвует в ярмарке, мы, конечно, видим динамику. Меня, к примеру, очень порадовала одна молодая компания – они занимаются оптическими датчиками. Я с большим удовольствием наблюдал, как парень отвечает на вопросы. На любые – и про технику, и про организацию, и про то, как строится бизнес. Видно, что он во всем этом разбирается. Мы, кстати, присудили этой компании один из призов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Судя по всему, вы имеете в виду Ивана Шелембу из компании «СибСенсор». Он действительно не в первый раз принимает участие в Сибирской венчурной ярмарке, бывал на различных инновационных форумах – как в России, так и за рубежом. Так что опыт у него есть.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- Вот это я и имею в виду – достигается упражнением. Мы видим за эти годы, как люди растут. Новые команды – что от них можно ждать? Только интересных технических предложений, и этого на ярмарке было достаточно. А опытные компании, которые приходят во второй и в третий раз, демонстрируют уже другой уровень подготовки. Но их не так много.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Потому что многие уже не приходят. Им это больше не нужно, неинтересно, они добились каких-то результатов. Вот, например, компания «ИмДи» в течение лет являлась постоянным участником венчурных ярмарок. Но на пятой Сибирской ее не было – потому что компания уже получила деньги из регионального венчурного фонда.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - И это правильно, и это нормально. Птенцы оперяются, вылетают из гнезда и уже не возвращаются обратно. Компании научились работать с инвесторами, и эта венчурная площадка им больше не нужна.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Получается, вы расцениваете венчурную ярмарку как своего рода школу?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- В России по большому счету – да, в основном как школу. Потому что венчурная культура у нас очень молодая, и ей надо учиться. На Западе – там дела обстоят по-другому. Масштаб венчурный бизнеса российского и масштаб венчурного бизнеса американского – он даже по суммам разный. Отличие – на порядок. Там малой компанией считается та, у которой объем реализации меньше ста миллионов долларов. И у венчурных инвесторов к этой компании совсем другой интерес. Наши, отечественные проекты, требующие вложений 20-40 миллионов рублей, - это сфера деятельности скорее для бизнес-ангелов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- Обсуждение проходило, как всегда, очень остро, и каждый отстаивал свое мнение с горячностью. Победителей выбрали голосованием в три тура. Но знаете, награды на венчурных ярмарках – это своего рода условность. Это не дает никаких преференций в получении инвестиций. Потому что инвестор сам выбирает, в кого ему вложить деньги, и будет исходить исключительно из своих собственных предпочтений. Думаю, процентов 20 представленных на ярмарке компаний готовы к тому, чтобы привлечь венчурные средства. Остальным еще надо расти.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Не хочу говорить за всю судейскую коллегию, выражу только свое собственное мнение. На этой выставке мне не понравилось всего три человека – три директора, которые, представляя свою компанию, на мой взгляд, просто неправильно себя вели. Остальные были симпатичны, приятны и адекватны. Мне нравится высказывание Альфреда де Мюссе: «Мой стакан мал, но я пью из своего стакана». Я очень уважаю и ценю тех, кто «пьет из своего стакана» - то есть создал собственный бизнес, собрал вокруг него людей, кормит этих людей, дает им работу и чувствует за них ответственность.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- И надо заметить, речь идет не просто о бизнесе, а о бизнесе инновационном.
FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-ansi-language: RU; mso-fareast-language: RU; mso-bidi-language: AR-SA<#two#>>Tahoma<#two#>>- Да, инновации – это особый риск. А значит, заслуга предпринимателя еще более высока. Мы отобрали пятерку компаний и назвали их победителями. Но по большому счету победителями можно считать всех, кто принял участие в ярмарке. Потому что построить с нуля свой собственный инновационный бизнес – это уже победа.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Владимир Игоревич, как вы оцениваете нынешний уровень подготовки компаний - участниц выставки?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- С точки зрения технологий – неплохой, разработчики знают свое дело, и учить их этому не надо. А в других отношениях – уровень, конечно, пока еще младенческий. Ведь бизнес – это не только технология, это еще и организация, и финансы, и маркетинг… И вот тут, когда задаешь участникам ярмарки конкретные вопросы, они теряются и начинают выдавать в ответ какие-то умозрительные, далекие от жизни конструкции. А ведь частного инвестора по большому счету не волнует, что там за этим кожухом спрятано и как оно работает. Ему интересно, сколько будет стоить ваш прибор в серийном производстве, когда вы собираетесь выйти на запланированные объемы, какую долю бизнеса готовы отдать. И в этих вопросах авторы проектов проседают.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Получается, что главная проблема по-прежнему в «упаковке»?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- В общем, да. Ведь известно, что гораздо легче продается товар в красивой обертке. А что значит красивая обертка для технического проекта? Это значит, что вам надо уметь правильно показать свои сильные стороны. Не обманывать, не скрывать недостатки, а красиво и со вкусом преподнести то действительно хорошее, что у вас есть. Пока что, как стало ясно из общения с компаниями, это еще мало кто умеет делать. Но – как говорил известный герой – «достигается упражнением». Почему мы, как эксперты, имеем право оценивать компании, почему нас привлекают к судейству? Потому что мы этим занимаемся много лет, мы профессионалы. А они – профессионалы в разработке. Но еще не профессионалы в бизнесе. Значит, здесь силы и знания надо наращивать.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Казалось бы – Сибирская венчурная проходит уже в пятый раз, и у наших команд было время подучиться.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Но заметьте, в этом году здесь собралось очень много компаний-новичков, впервые оказавшихся на подобном мероприятии. У тех, кто второй, третий раз участвует в ярмарке, мы, конечно, видим динамику. Меня, к примеру, очень порадовала одна молодая компания – они занимаются оптическими датчиками. Я с большим удовольствием наблюдал, как парень отвечает на вопросы. На любые – и про технику, и про организацию, и про то, как строится бизнес. Видно, что он во всем этом разбирается. Мы, кстати, присудили этой компании один из призов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Судя по всему, вы имеете в виду Ивана Шелембу из компании «СибСенсор». Он действительно не в первый раз принимает участие в Сибирской венчурной ярмарке, бывал на различных инновационных форумах – как в России, так и за рубежом. Так что опыт у него есть.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- Вот это я и имею в виду – достигается упражнением. Мы видим за эти годы, как люди растут. Новые команды – что от них можно ждать? Только интересных технических предложений, и этого на ярмарке было достаточно. А опытные компании, которые приходят во второй и в третий раз, демонстрируют уже другой уровень подготовки. Но их не так много.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Потому что многие уже не приходят. Им это больше не нужно, неинтересно, они добились каких-то результатов. Вот, например, компания «ИмДи» в течение лет являлась постоянным участником венчурных ярмарок. Но на пятой Сибирской ее не было – потому что компания уже получила деньги из регионального венчурного фонда.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - И это правильно, и это нормально. Птенцы оперяются, вылетают из гнезда и уже не возвращаются обратно. Компании научились работать с инвесторами, и эта венчурная площадка им больше не нужна.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- Получается, вы расцениваете венчурную ярмарку как своего рода школу?
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- В России по большому счету – да, в основном как школу. Потому что венчурная культура у нас очень молодая, и ей надо учиться. На Западе – там дела обстоят по-другому. Масштаб венчурный бизнеса российского и масштаб венчурного бизнеса американского – он даже по суммам разный. Отличие – на порядок. Там малой компанией считается та, у которой объем реализации меньше ста миллионов долларов. И у венчурных инвесторов к этой компании совсем другой интерес. Наши, отечественные проекты, требующие вложений 20-40 миллионов рублей, - это сфера деятельности скорее для бизнес-ангелов.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- Обсуждение проходило, как всегда, очень остро, и каждый отстаивал свое мнение с горячностью. Победителей выбрали голосованием в три тура. Но знаете, награды на венчурных ярмарках – это своего рода условность. Это не дает никаких преференций в получении инвестиций. Потому что инвестор сам выбирает, в кого ему вложить деньги, и будет исходить исключительно из своих собственных предпочтений. Думаю, процентов 20 представленных на ярмарке компаний готовы к тому, чтобы привлечь венчурные средства. Остальным еще надо расти.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>Tahoma<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Не хочу говорить за всю судейскую коллегию, выражу только свое собственное мнение. На этой выставке мне не понравилось всего три человека – три директора, которые, представляя свою компанию, на мой взгляд, просто неправильно себя вели. Остальные были симпатичны, приятны и адекватны. Мне нравится высказывание Альфреда де Мюссе: «Мой стакан мал, но я пью из своего стакана». Я очень уважаю и ценю тех, кто «пьет из своего стакана» - то есть создал собственный бизнес, собрал вокруг него людей, кормит этих людей, дает им работу и чувствует за них ответственность.
MsoNormal<#two#> style=<#two#>MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>3<#two#>>Tahoma<#two#>>- И надо заметить, речь идет не просто о бизнесе, а о бизнесе инновационном.
FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family: <#one#>Times New Roman<#one#>; mso-ansi-language: RU; mso-fareast-language: RU; mso-bidi-language: AR-SA<#two#>>Tahoma<#two#>>- Да, инновации – это особый риск. А значит, заслуга предпринимателя еще более высока. Мы отобрали пятерку компаний и назвали их победителями. Но по большому счету победителями можно считать всех, кто принял участие в ярмарке. Потому что построить с нуля свой собственный инновационный бизнес – это уже победа.