Одно из направлений исследований в Институте гидродинамики – взрывы. С их использованием можно не только перемещать большие массы грунта, но и скреплять детали. Причем так называемая «сварка взрывом» позволяет намертво соединять совершенно разнородные металлы. Для того, чтобы приручить энергию взрывной волны, специалисты института создали специальную детонационную установку.
- Ее у нас условно называют «пушкой», так как она очень похожа на охотничье ружье, с тем отличием, что в ней используется энергия процесса газовой детонации, - рассказывает директор Института гидродинамики Анатолий Васильев. - Детонация – процесс, протекающий с большой скоростью, около 2 километров в секунду. Вместо патрона в «пушке» поджигается газовая смесь.
Наносимое детонационной установкой покрытие применяется с целью повышения износостойкости и коррозионной стойкости деталей. Также с ее помощью возможно наносить электроизоляционные покрытия, проводить металлизацию керамики и пластмасс в машинных механизмах. Доктор физико-математических наук и ведущий научный сотрудник лаборатории детонационных течений Института гидродинамики СО РАН Александр Штерцер рассказывает о необычных свойствах детонационного напыления:
- Например, можно на изношенную деталь нанести износостойкий хромо-никелевый сплав. Затем отшлифовать и обработать деталь, и она будет как новая. – Можно также напылять на детали сплавы, которые невозможно нанести обычными способами, например, карбидо-вольфрамовый сплав. Детонационное напыление – это единственный способ нанесения этого сплава на детали маленьких размеров, - подчеркивает ученый.
Технология детонационного напыления востребована в авиации, в нефтегазовой и автомобильной отрасли. Но чаще сегодня покупают ее компании других стран. Сейчас детонационные установки последней модели заказывают компании Кореи, Китая, Индии, Франции, Германии. В Новосибирске детонационное напыление также используется, в основном фирмами, восстанавливающими детали машин.
Одно из направлений исследований в Институте гидродинамики – взрывы. С их использованием можно не только перемещать большие массы грунта, но и скреплять детали. Причем так называемая «сварка взрывом» позволяет намертво соединять совершенно разнородные металлы. Для того, чтобы приручить энергию взрывной волны, специалисты института создали специальную детонационную установку.
- Ее у нас условно называют «пушкой», так как она очень похожа на охотничье ружье, с тем отличием, что в ней используется энергия процесса газовой детонации, - рассказывает директор Института гидродинамики Анатолий Васильев. - Детонация – процесс, протекающий с большой скоростью, около 2 километров в секунду. Вместо патрона в «пушке» поджигается газовая смесь.
Наносимое детонационной установкой покрытие применяется с целью повышения износостойкости и коррозионной стойкости деталей. Также с ее помощью возможно наносить электроизоляционные покрытия, проводить металлизацию керамики и пластмасс в машинных механизмах. Доктор физико-математических наук и ведущий научный сотрудник лаборатории детонационных течений Института гидродинамики СО РАН Александр Штерцер рассказывает о необычных свойствах детонационного напыления:
- Например, можно на изношенную деталь нанести износостойкий хромо-никелевый сплав. Затем отшлифовать и обработать деталь, и она будет как новая. – Можно также напылять на детали сплавы, которые невозможно нанести обычными способами, например, карбидо-вольфрамовый сплав. Детонационное напыление – это единственный способ нанесения этого сплава на детали маленьких размеров, - подчеркивает ученый.
Технология детонационного напыления востребована в авиации, в нефтегазовой и автомобильной отрасли. Но чаще сегодня покупают ее компании других стран. Сейчас детонационные установки последней модели заказывают компании Кореи, Китая, Индии, Франции, Германии. В Новосибирске детонационное напыление также используется, в основном фирмами, восстанавливающими детали машин. Новосибирский Институт гидродинамики создал технологию обновления деталей взрывом
 Мария Юхименко