«Битумами я начал заниматься давно, ещё в школе, - рассказывает лауреат Международного молодёжного инновационного форума «Интерра-2009» Роман Житов. – Увлекся темой в десятом классе и с тех пор – вот уже восемь лет – с ней не расстаюсь». Мальчишеское хобби со временем переросло в предмет научно-практической деятельности. Сегодня аспирант химического факультета Иркутского госуниверситета пишет кандидатскую на любимую тему и руководит собственным предприятием. Но основные силы молодого учёного брошены на воплощение в жизнь передовой технологии, призванной улучшить качество асфальта. Над её разработкой Роман и его единомышленники бились долгие пять лет. В результате проект иркутян попал в полуфинал Всероссийского молодежного инновационного Конвента.
Влюбленный в битум
С профессором Иркутского государственного технического университета Олегом Дошловым он познакомился на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Ученик 10 класса ангарского лицея №1 Роман Житов выступал с докладом. Кажется, по экологии – сегодня, за давностью лет, сам уже точно не помнит. Профессор предложил юному исследователю заняться перспективной научной темой – модификацией битумов. Тема оказалась настолько интересной, что Роман решил поступать на химфак.
Однако заниматься сугубо научной деятельностью, оторванной от практики, начинающему учёному не хотелось. И уже на втором курсе он подключился к разработке технологии по измельчению старой резины, в том числе изношенных автомобильных покрышек, в крошку с последующим добавлением её в битум.
- Асфальтобетон, полученный на основе такого резино-битумного композита, обладает повышенной прочностью, водо- и морозостойкостью, срок службы дорожных покрытий увеличивается минимум в два раза. При этом стоимость одного километра снижается в среднем на 8 процентов, - рассказывает Роман. – Кроме того решается проблема утилизации резины. Например, в Америке и Канаде её перерабатывают в крошку и всю закатывают в асфальт, а в некоторых странах Европы используют в качестве топлива. У нас в области восемь заводов по производству резиновой крошки, но больше половины из них стоят, а остальные работают на китайский рынок.
Пилотная… кофемолка
Этот проект в то время вели трое энтузиастов: предприниматель из Братска Александр Митюгин (главный переработчик отходов в регионе, именно у него родилась идея создания так называемого «резинового асфальта»), доцент кафедры автомобильных дорог ИрГТУ, а прежде специалист областной дорожной службы Виктор Алексеенко и профессор ИГУ Валерий Кижняев. Студент химфака Роман Житов стал в этом творческом коллективе четвертым.
Без малого пять лет потребовалось на то, чтобы довести до ума уникальную технологию. Сначала растворяли резину в битуме на уровне пробирок, затем начали собирать небольшие пилотные установки: специально покупали у старьевщиков бэушные мясорубки и кофемолки и превращали их в прообраз будущих производственных мощностей. Успех пришёл спустя три года, после нескольких неудачных попыток. В 2009-м с помощью установки в Ангарске даже смогли получить две тонны вяжущего (именно на такой объём хватило средств), правда асфальт из-за сильных морозов положить так и не успели.
Завершающий этап, к которому разработчики уже вплотную приблизились, - запуск большой промышленной установки. Долгое время на это не было денег, но, наконец, в 2010 году из областного бюджета удалось получить на реализацию проекта субсидию в размере 1,5 миллиона рублей. Во многом, считает Роман, победить в региональном конкурсе инновационных идей помог опыт презентации разработки на Всероссийском конвенте.
Как покорить чиновника
Как признается сам Житов, отправляя в Новосибирск заявку на участие в форуме «Интерра» и проходивший в его рамках окружной этап Конвента, авторы о победе не думали и никаких далеко идущих планов не строили. На подобные грандиозные публичные мероприятия иркутские разработчики отправлялись впервые.
- Много полезного опыта и ценной информации мы почерпнули в ходе полуфинала Всероссийского конвента, куда попали, получив «добро» от экспертного сообщества, - рассказывает Роман. - Туда съехалось немало инвесторов, венчурных организаций, бизнес-ангелов. На окружном этапе в Новосибирске нашими судьями были в основном чиновники. Это, конечно, не совсем то... Но знаете, опыт общения с представителями власти нам тоже очень пригодился. Исчез страх перед большой аудиторией серьёзных дяденек. Кстати, именно в таких условиях мы представляли свою разработку и во время областного конкурса иннопроектов.
Кроме того, по словам Романа, окружной Конвент дал возможность узнать, какие наработки есть в соседних регионах, поучиться у коллег, завязать нужные и интересные знакомства. К примеру, сейчас иркутяне активно ведут переговоры с коллегами из Новосибирска, тоже лауреатами «Интерры». Есть намерение внедрить в Братске и Ангарске их разработку по повышению эффективности сжигания топлива в автомобиле.
Крошка в поисках инвестора
Со времени проведения инновационного молодежного форума в Новосибирске прошел год. Казалось бы, совсем немного. Но в судьбе Романа Житова произошло немало перемен. В самое ближайшее время в посёлке Марково Иркутского района, где расположен крупнейший в регионе асфальтобетонный завод, будет запущена долгожданная промышленная установка для получения резино-битумного вяжущего – на эту продукцию сегодня высокий спрос. Производительность агрегата – 6 тонн вещества в день, а это 100 тонн модифицированного высококачественного асфальта.
- За лето мы планируем полностью обкатать установку, чтобы уже зимой сделать заготовки для новых. Скорее всего, они разместятся в Братске или Ангарске. Думаю, что в течение следующего года нам удастся продать около 10 своих установок. Ведём переговоры с Югрой, Челябинском, Волгоградом, Екатеринбургом. Что касается родного региона, то установка в Марково потребности Иркутска покроет полностью. Я имею в виду заливку трещин, ямочный ремонт, о дорожном строительстве речь пока не идёт, - говорит Роман.
Вместе с тем авторы передовой технологии надеются, что найдётся инвестор или стратегический партнёр, который захочет выпускать их установку в более современном и привлекательном виде, чтобы она могла конкурировать с зарубежными аналогами.
Пока же Роман пробует себя в качестве руководителя собственного предприятия, которое он открыл в конце прошлого года в Ангарске. О каких-то новых разработках рассказывать не спешит, но даёт понять: идеи есть, и о них речь пойдет в другой раз. Может быть, на одном из следующих Конвентов.
«Битумами я начал заниматься давно, ещё в школе, - рассказывает лауреат Международного молодёжного инновационного форума «Интерра-2009» Роман Житов. – Увлекся темой в десятом классе и с тех пор – вот уже восемь лет – с ней не расстаюсь». Мальчишеское хобби со временем переросло в предмет научно-практической деятельности. Сегодня аспирант химического факультета Иркутского госуниверситета пишет кандидатскую на любимую тему и руководит собственным предприятием. Но основные силы молодого учёного брошены на воплощение в жизнь передовой технологии, призванной улучшить качество асфальта. Над её разработкой Роман и его единомышленники бились долгие пять лет. В результате проект иркутян попал в полуфинал Всероссийского молодежного инновационного Конвента.
Влюбленный в битум
С профессором Иркутского государственного технического университета Олегом Дошловым он познакомился на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Ученик 10 класса ангарского лицея №1 Роман Житов выступал с докладом. Кажется, по экологии – сегодня, за давностью лет, сам уже точно не помнит. Профессор предложил юному исследователю заняться перспективной научной темой – модификацией битумов. Тема оказалась настолько интересной, что Роман решил поступать на химфак.
Однако заниматься сугубо научной деятельностью, оторванной от практики, начинающему учёному не хотелось. И уже на втором курсе он подключился к разработке технологии по измельчению старой резины, в том числе изношенных автомобильных покрышек, в крошку с последующим добавлением её в битум.
- Асфальтобетон, полученный на основе такого резино-битумного композита, обладает повышенной прочностью, водо- и морозостойкостью, срок службы дорожных покрытий увеличивается минимум в два раза. При этом стоимость одного километра снижается в среднем на 8 процентов, - рассказывает Роман. – Кроме того решается проблема утилизации резины. Например, в Америке и Канаде её перерабатывают в крошку и всю закатывают в асфальт, а в некоторых странах Европы используют в качестве топлива. У нас в области восемь заводов по производству резиновой крошки, но больше половины из них стоят, а остальные работают на китайский рынок.
Пилотная… кофемолка
Этот проект в то время вели трое энтузиастов: предприниматель из Братска Александр Митюгин (главный переработчик отходов в регионе, именно у него родилась идея создания так называемого «резинового асфальта»), доцент кафедры автомобильных дорог ИрГТУ, а прежде специалист областной дорожной службы Виктор Алексеенко и профессор ИГУ Валерий Кижняев. Студент химфака Роман Житов стал в этом творческом коллективе четвертым.
Без малого пять лет потребовалось на то, чтобы довести до ума уникальную технологию. Сначала растворяли резину в битуме на уровне пробирок, затем начали собирать небольшие пилотные установки: специально покупали у старьевщиков бэушные мясорубки и кофемолки и превращали их в прообраз будущих производственных мощностей. Успех пришёл спустя три года, после нескольких неудачных попыток. В 2009-м с помощью установки в Ангарске даже смогли получить две тонны вяжущего (именно на такой объём хватило средств), правда асфальт из-за сильных морозов положить так и не успели.
Завершающий этап, к которому разработчики уже вплотную приблизились, - запуск большой промышленной установки. Долгое время на это не было денег, но, наконец, в 2010 году из областного бюджета удалось получить на реализацию проекта субсидию в размере 1,5 миллиона рублей. Во многом, считает Роман, победить в региональном конкурсе инновационных идей помог опыт презентации разработки на Всероссийском конвенте.
Как покорить чиновника
Как признается сам Житов, отправляя в Новосибирск заявку на участие в форуме «Интерра» и проходивший в его рамках окружной этап Конвента, авторы о победе не думали и никаких далеко идущих планов не строили. На подобные грандиозные публичные мероприятия иркутские разработчики отправлялись впервые.
- Много полезного опыта и ценной информации мы почерпнули в ходе полуфинала Всероссийского конвента, куда попали, получив «добро» от экспертного сообщества, - рассказывает Роман. - Туда съехалось немало инвесторов, венчурных организаций, бизнес-ангелов. На окружном этапе в Новосибирске нашими судьями были в основном чиновники. Это, конечно, не совсем то... Но знаете, опыт общения с представителями власти нам тоже очень пригодился. Исчез страх перед большой аудиторией серьёзных дяденек. Кстати, именно в таких условиях мы представляли свою разработку и во время областного конкурса иннопроектов.
Кроме того, по словам Романа, окружной Конвент дал возможность узнать, какие наработки есть в соседних регионах, поучиться у коллег, завязать нужные и интересные знакомства. К примеру, сейчас иркутяне активно ведут переговоры с коллегами из Новосибирска, тоже лауреатами «Интерры». Есть намерение внедрить в Братске и Ангарске их разработку по повышению эффективности сжигания топлива в автомобиле.
Крошка в поисках инвестора
Со времени проведения инновационного молодежного форума в Новосибирске прошел год. Казалось бы, совсем немного. Но в судьбе Романа Житова произошло немало перемен. В самое ближайшее время в посёлке Марково Иркутского района, где расположен крупнейший в регионе асфальтобетонный завод, будет запущена долгожданная промышленная установка для получения резино-битумного вяжущего – на эту продукцию сегодня высокий спрос. Производительность агрегата – 6 тонн вещества в день, а это 100 тонн модифицированного высококачественного асфальта.
- За лето мы планируем полностью обкатать установку, чтобы уже зимой сделать заготовки для новых. Скорее всего, они разместятся в Братске или Ангарске. Думаю, что в течение следующего года нам удастся продать около 10 своих установок. Ведём переговоры с Югрой, Челябинском, Волгоградом, Екатеринбургом. Что касается родного региона, то установка в Марково потребности Иркутска покроет полностью. Я имею в виду заливку трещин, ямочный ремонт, о дорожном строительстве речь пока не идёт, - говорит Роман.
Вместе с тем авторы передовой технологии надеются, что найдётся инвестор или стратегический партнёр, который захочет выпускать их установку в более современном и привлекательном виде, чтобы она могла конкурировать с зарубежными аналогами.
Пока же Роман пробует себя в качестве руководителя собственного предприятия, которое он открыл в конце прошлого года в Ангарске. О каких-то новых разработках рассказывать не спешит, но даёт понять: идеи есть, и о них речь пойдет в другой раз. Может быть, на одном из следующих Конвентов.
Шины закатают в асфальт
 Мария ОГНЕВА, Иркутск