Например, такое биоуправление способно бороться с реактивной гипервентиляцией при бронхиальной астме, что позволяет снизить уровень тревожности, использование ингаляционных препаратов и, самое главное, частоту приступов удушья, сообщает Центр общественных связей СО РАН. Помимо этого, комплекс способствует лечению тревожных расстройств, а также – что немаловажно – некоторые из программ направлены на коррекцию заикания и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей.
«Для того, чтобы они успешно развивались интеллектуально, эмоционально и социально, требуется внедрение в дошкольные и школьные учреждения современных технологий, основанных на последних достижениях психофизиологии детского возраста, - комментирует сотрудник КТИ ВТ СО РАН кандидат биологических наук Виктор Григорьевич Гришин, - к таким методам относится, например, респираторное биоуправление, основанное на принципах наглядного отображения жизненно важных функций, связанных с эмоциями и переживаниями. Это позволяет ребенку почувствовать и на подсознательном уровне осознать тесную связь между эмоциями и дыханием. Способность управлять последним помогает детям справляться со своими страхами, тревогой, быстрее адаптироваться в новых условиях».
В основе заикания лежит нарушение двигательной активности центра Брока – участка коры головного мозга, который обеспечивает моторную организацию речи. В существующих методах лечения невозможности связно и плавно выговаривать звуки используются дыхательные психотехники, помогающие скоординировать речевые упражнения и цикл дыхания, которое, кстати, является единственной функцией, которая доступна произвольному управлению.
Что касается СДВГ, то, проявляясь в раннем возрасте, этот синдром почти всегда переходит в старший, если не было адекватной коррекции. По словам Виктора Гришина, лечение гиперактивности на Западе, особенно у взрослых, часто включает комплекс медикаментозной терапии (психотстимуляторы и антидепрессанты). «У детей применение препаратов показано только в 1-2 % случаев, а респираторное биоуправление является эффективным способом исправить ситуацию, не прибегая к лекарствам, - отмечает ученый, - особенно, если оно основано на компьютерных играх, которые требуют концентрации внимания».
Осваивать технику управления своим дыханием дети способны уже с шести лет – происходящее на мониторе компьютера зависит от того, как пациент дышит. В процессе такого обучения в течение 1-2 недель у ребенка вырабатываются новые стереотипы концентрации внимания. Все это способствует установленному учеными снижению уровня тревожности и страха, а, наоборот, повышением стрессоустойчивости и социальной адаптивности.
Устройство «Control-CO2-monitor» включает в себя непосредственно компьютер, набор программ и капнометр – прибор для измерения концентрации углекислого газа в выдыхаемом воздухе). Комплекс выполняет роль своеобразного джойстика, транслируя ритм дыхания, отображающийся на мониторе в виде тех или иных действий персонажей компьютерных игр. Игры структурированы по возрасту: 5-7, 7-9 и 8-15 лет. Наверное, можно сказать, что средней возрастной группе повезло больше всех – ведь им предстоит участвовать в марсианских войнах, исход которых будет зависеть от того, как дети справятся с респираторным биоуправлением.
Например, такое биоуправление способно бороться с реактивной гипервентиляцией при бронхиальной астме, что позволяет снизить уровень тревожности, использование ингаляционных препаратов и, самое главное, частоту приступов удушья, сообщает Центр общественных связей СО РАН. Помимо этого, комплекс способствует лечению тревожных расстройств, а также – что немаловажно – некоторые из программ направлены на коррекцию заикания и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей.
«Для того, чтобы они успешно развивались интеллектуально, эмоционально и социально, требуется внедрение в дошкольные и школьные учреждения современных технологий, основанных на последних достижениях психофизиологии детского возраста, - комментирует сотрудник КТИ ВТ СО РАН кандидат биологических наук Виктор Григорьевич Гришин, - к таким методам относится, например, респираторное биоуправление, основанное на принципах наглядного отображения жизненно важных функций, связанных с эмоциями и переживаниями. Это позволяет ребенку почувствовать и на подсознательном уровне осознать тесную связь между эмоциями и дыханием. Способность управлять последним помогает детям справляться со своими страхами, тревогой, быстрее адаптироваться в новых условиях».
В основе заикания лежит нарушение двигательной активности центра Брока – участка коры головного мозга, который обеспечивает моторную организацию речи. В существующих методах лечения невозможности связно и плавно выговаривать звуки используются дыхательные психотехники, помогающие скоординировать речевые упражнения и цикл дыхания, которое, кстати, является единственной функцией, которая доступна произвольному управлению.
Что касается СДВГ, то, проявляясь в раннем возрасте, этот синдром почти всегда переходит в старший, если не было адекватной коррекции. По словам Виктора Гришина, лечение гиперактивности на Западе, особенно у взрослых, часто включает комплекс медикаментозной терапии (психотстимуляторы и антидепрессанты). «У детей применение препаратов показано только в 1-2 % случаев, а респираторное биоуправление является эффективным способом исправить ситуацию, не прибегая к лекарствам, - отмечает ученый, - особенно, если оно основано на компьютерных играх, которые требуют концентрации внимания».
Осваивать технику управления своим дыханием дети способны уже с шести лет – происходящее на мониторе компьютера зависит от того, как пациент дышит. В процессе такого обучения в течение 1-2 недель у ребенка вырабатываются новые стереотипы концентрации внимания. Все это способствует установленному учеными снижению уровня тревожности и страха, а, наоборот, повышением стрессоустойчивости и социальной адаптивности.
Устройство «Control-CO2-monitor» включает в себя непосредственно компьютер, набор программ и капнометр – прибор для измерения концентрации углекислого газа в выдыхаемом воздухе). Комплекс выполняет роль своеобразного джойстика, транслируя ритм дыхания, отображающийся на мониторе в виде тех или иных действий персонажей компьютерных игр. Игры структурированы по возрасту: 5-7, 7-9 и 8-15 лет. Наверное, можно сказать, что средней возрастной группе повезло больше всех – ведь им предстоит участвовать в марсианских войнах, исход которых будет зависеть от того, как дети справятся с респираторным биоуправлением.